Развитие координационных и скоростно-силовых качеств при обучении метанию у детей дошкольного возраста.
статья по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В данной статье рассматриваются особенности развития координационных и скоростно-силовых качеств у детей с точки зрения возрастных и физиологических этапов развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_skorostno-silovyh_kachestv_pri_metanii_u_doshkolnikov.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития координационных и скоростно-силовых качеств при метании у дошкольников.
Занятия в детском саду строятся на всестороннем развитии детей: социально-коммуникативное, речевое, художественно эстетическое, познавательное и физическое развитие. Всё в комплексе дает хорошие результаты по овладению умениями, знаниями и навыками, необходимыми детям как при посещении детского сада (а затем и школы), так и в жизни.
Для развития физических качеств у детей (ловкость, быстрота, сила, гибкость, выносливость, координация) характерна планомерность и вариативность. С внедрением новых материалов и инвентаря возрос потенциал в обучении детей основным физическим качествам.
В данном материале рассмотрим основные способы развития координационных и скоростно-силовых способностей при метании у дошкольников посредством общеразвивающих упражнений, подвижных игр и непосредственного метания в цель и вдаль.
Метание – это технически сложное движение, в процессе выполнения которого участвует большое количество двигательных звеньев тела. При этом, при выполнении этого движения требуется проявления таких физических качеств, как ловкость, согласованность действий рук, туловища и ног, глазомера, равновесия, навыков пространственной ориентировки, а также соответствующей реакции и силы мускулатуры.
Метание у детей 2-3 лет.
В этом возрасте дети не могут и не стремятся принять правильное исходное положение при броске, т.к. у них слабо развиты глазомер, сила, ловкость. Поэтому обучение непосредственно метанию начинают тогда, когда дети приобретут начальные навыки работы с мячом. Основная задача упражнений на этом этапе- научить ребенка энергично отталкивать мяч от себя, бросать в заданном направлении.
Рекомендуемые упражнения при обучении метанию для детей 2-3 лет:
- перекатывание мяча друг другу в положении сидя;
- прокатывание мяча по наклонной поверхности;
- перекатывание мяча друг другу с расстояния 1,5 м;
- бросок малого мяча с небольшого расстояния педагогу и в корзину;
- бросок среднего мяча снизу вперед-вверх;
- прокатывание мяча между веревками, лежащими на полу (тропинка);
- бросание мячей разного размера и веса.
При выполнении упражнений дети научатся оценивать траекторию движения мяча и силу своих усилий. Важное условие - мячей должно хватать на всех. Показ педагогом упражнений - основополагающий момент в обучении детей по владению мячом.
Метание у детей 3-4 лет.
В возрасте 3-4 лет дети все еще испытывают трудности в управлении своим телом, поэтому принять правильное исходное положение, правильно развернуться для броска, рассчитать силу броска им удается не всегда. При ловле мяча могут выпрямлять руки вперед и сводить их, что также говорит о раскоординированности движений. Броски на дальность даются им легче, чем броски в цель. Необходимо продолжать обучать детей энергичному отталкиванию и броску, умению контролировать траекторию движения мяча. Детей учат бросать мяч двумя руками разными способами: снизу, из-за головы. Важно добиваться правильного исполнения, чтобы исключить не правильное заучивание движения.
Рекомендуемые упражнения при обучении метанию для детей 3-4 лет:
- перекатывание мяча друг другу из положения сидя и стоя;
- прокатывание мяча по скамейке, придерживая руками;
- прокатывание мяча в ворота;
- броски мяча в обруч;
- броски мяча вверх и ловля на месте;
- прокатывание мяча в выстроенные кегли;
- броски мяча друг другу снизу и из-за головы.
Можно усложнять задания: пробовать бросать мячи в стену, об пол.
Использование мячей разного веса и диаметра позволяют дифференцировать мышечные усилия. Все так же важна роль педагога- показ и объяснение помогают детям быстрее освоить навык.
Метание у детей 4-5 лет.
В этом возрасте дети уже уверенней владеют мячом, поэтому эти навыки можно использовать в играх; не боятся ловить мяч, но по-прежнему стараются прижать его к груди, хоть и ловят уже кистями. Физическая сила возрастает, растет и дальность броска. Глазомер развит лучше, что позволяет более точно попадать в цель.
Рекомендуемые упражнения при обучении метанию для детей 4 -5лет:
- бросок мяча в обруч;
- бросок мяча друг другу с расстояния 1,5-2 метра;
- бросок мяча или мешочка с песком друг другу, стоя в кругу;
- бросок мяча в обруч, лежащий на полу с расстояния 1,5-2 метра;
- бросок мяча в обруч, поднятый педагогом;
- прокатывание мячей между предметами, стоящими на расстоянии 30см;
- прокатывание мяча в ворота;
- игра в “Дартс” (шарики с липучками и фетровая мишень);
- броски мяча в стену и об пол с ловлей двумя руками;
- отбивание мяча двумя руками и одной.
При выполнении упражнений важна энергичность броска. Необходимо следить за направлением мяча, правильностью исполнения движений.
Метание у детей 5-6 лет.
К 5-6 годам дети владеют основными навыками владения мячом, но не всеми уверенно. Дальность броска возрастает, дети способны попадать в цель с расстояния 2,5 м и дальше, уверенней отбивают мяч от пола и ловят его. Эти умения необходимо отрабатывать и в играх.
Рекомендуемые упражнения при обучении метанию для детей 5-6лет:
- прокатывание мяча между предметами “змейкой”;
- прокатывание мяча в цель (кегли, игра “Лапта” и др.)
- броски мяча вверх до 10 раз;
- броски мяча друг другу с отскоком от пола;
- бросок мяча или мешочка с песком в мишень на высоте 2м правой и левой рукой;
- броски мяча и мешочка с песком у горизонтальную цель с расстояния 3м;
- отбивание мяча двумя руками, одной и по очереди правой и левой рукой;
- подбрасывание мяча вверх с хлопком;
- перебрасывание мяча друг другу через веревку, натянутую на высоте 1,5м;
- броски в баскетбольную корзину.
При уверенном владении мячом можно использовать броски друг другу в движении. Необходимо усложнять упражнения в зависимости от уровня имеющихся навыков и умений.
Метание у детей 6-7 лет.
Движения у детей 6-7лет становятся более уверенными, точными, улучшается координация и умение владеть своим телом. Они уверенно бросают и ловят мяч, следят за его движением, свободнее двигаются при перебрасывании мяча друг другу в движении. На основе имеющихся умений и навыков можно формировать новые, более сложные движения с мячом.
Рекомендуемые упражнения при обучении метанию для детей 6-7лет:
- прокатывание друг другу набивного мяча.
- бросок мяча вверх, и ловля двумя руками (не менее 20 раз подряд);
- бросок мяча вверх, и ловля одной рукой (не 10 раз подряд);
- бросок мяча друг другу с хлопком, с поворотом, с отскоком от земли;
- бросок набивного мяча вперед снизу, от груди, через голову назад;
- отбивание мяча об пол поочередно одной и другой рукой несколько раз подряд;
- отбивание мяча об пол одной рукой, продвигаясь вперед в прямом направлении;
- перебрасывание мяча через сетку (веревку), “Пионербол”
- метание в горизонтальную цель правой и левой рукой с расстояния 4–5 м;
- метание вдаль на расстояние 6–12 м правой и левой рукой;
- метание в вертикальную цель правой и левой рукой с расстояния 3,5-4 м;
- метание в движущуюся цель;
- броски в баскетбольную корзину с разного расстояния;
- броски мяча в стену и ловля его с хлопком, с поворотом, с перепрыгиванием через мяч.
В этом возрасте двигательные навыки формируются быстрее и устойчивее, и их необходимо отрабатывать и совершенствовать не только основной части занятия, но и в подвижных играх. Ведущую роль играют объяснения и указания.
Список литературы:
- Вавилова, Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: пособие для воспитателя дет. сада/ Е. Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с.
- Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду 3–е изд., перераб/ Т. И. Осокина Т.И. – М.: Просвещение, 1986. – 304 с.
- Осокина, Т.И. Физические упражнения для дошкольников / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева. – Издание 2–е, дополненное. – Москва: Просвещение, 1971. – 159 с.
- Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2001. – 368 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии
В последнее время мы можем наблюдать, как стремительно меняется отношение общества к теме детской инвалидности, связанной с врожденными пороками развития. Доступность примеров развитых стран...
Методические рекомендации по развитию физических качеств и оценке физической подготовленности детей дошкольного возраста.
Дошкольное учреждение должно создать условия для эффективного развития каждого ребёнка независимо от уровня двигательной подготовленности и группы здоровья.Решение данной задачи требует выбора оптимал...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗОЖ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Данный материал раскрывает сущность здоровьесберегающих технологий и их значение в процессе развития физических качеств...
Значение речевого развития в обучении и воспитании детей дошкольного возраста
Значение речевого развития для детей трудно переоценить. Речь - основное средство коммуникации и познания, мощный фактор успешного умственного развития. Многие родители полагаются в решении проблемы р...
Автореферат: « Использование элементов фитбол – аэробики как способ развития физических качеств и двигательных умений у детей дошкольного возраста»
В данном материале содержится информация о здоровье-сберегающей технологии- фитбол-аэробика....
СИДИМ ДОМА! МАСТЕР-КЛАСС ИГРЫ с МЕТАНИЕМ для детей дошкольного возраста и не только… в условиях самоизоляции
Вниманию родителей и педагогов дошкольного образования предлагается мастер-класс ИГРЫ с элементами МЕТАНИЯ для детей дошкольного возраста в условиях самоизоляции и не только...Предлагаю попробовать с ...
Система игр, упражнений, форм работы с семьей для коррекции нарушений в технике метания у детей дошкольного возраста
Система игр, упражнений, форм работы с семьей для коррекции нарушений в технике метания у детей дошкольного возрастаРазработанная система игр, упражнений, форм работы с семьей призвана помочь пед...