Развитие координационных и скоростно-силовых качеств при обучении метанию у детей дошкольного возраста.
статья по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

В данной статье рассматриваются особенности развития координационных и скоростно-силовых качеств у детей с точки зрения возрастных и физиологических этапов развития. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Особенности развития координационных и скоростно-силовых качеств при метании у дошкольников.  

   Занятия в детском саду строятся на всестороннем развитии детей: социально-коммуникативное, речевое, художественно эстетическое, познавательное и физическое развитие. Всё в комплексе дает хорошие результаты по овладению умениями, знаниями и навыками, необходимыми детям как при посещении детского сада (а затем и школы), так и в жизни. 

   Для развития физических качеств у детей (ловкость, быстрота, сила, гибкость, выносливость, координация) характерна планомерность и вариативность. С внедрением новых материалов и инвентаря возрос потенциал в обучении детей основным физическим качествам.  

   В данном материале рассмотрим основные способы развития координационных и скоростно-силовых способностей при метании у дошкольников посредством общеразвивающих упражнений, подвижных игр и непосредственного метания в цель и вдаль. 

   Метание – это технически сложное движение, в процессе выполнения которого участвует большое количество двигательных звеньев тела. При этом, при выполнении этого движения требуется проявления таких физических качеств, как ловкость, согласованность действий рук, туловища и ног, глазомера, равновесия, навыков пространственной ориентировки, а также соответствующей реакции и силы   мускулатуры. 

 

Метание у детей 2-3 лет. 

 

  В этом возрасте дети не могут и не стремятся принять правильное исходное положение при броске, т.к. у них слабо развиты глазомер, сила, ловкость. Поэтому обучение непосредственно метанию начинают тогда, когда дети приобретут начальные навыки работы с мячом. Основная задача упражнений на этом этапе- научить ребенка энергично отталкивать мяч от себя, бросать в заданном направлении. 

   Рекомендуемые упражнения при обучении метанию для детей 2-3 лет: 

  • перекатывание мяча друг другу в положении сидя; 
  • прокатывание мяча по наклонной поверхности; 
  • перекатывание мяча друг другу с расстояния 1,5 м; 
  • бросок малого мяча с небольшого расстояния педагогу и в корзину; 
  • бросок среднего мяча снизу вперед-вверх; 
  • прокатывание мяча между веревками, лежащими на полу (тропинка); 
  • бросание мячей разного размера и веса. 

   При выполнении упражнений дети научатся оценивать траекторию движения мяча и силу своих усилий. Важное условие - мячей должно хватать на всех. Показ педагогом упражнений - основополагающий момент в обучении детей по владению мячом. 

 

 

 

 Метание у детей 3-4 лет. 

 

   В возрасте 3-4 лет дети все еще испытывают трудности в управлении своим телом, поэтому принять правильное исходное положение, правильно развернуться для броска, рассчитать силу броска им удается не всегда. При ловле мяча могут выпрямлять руки вперед и сводить их, что также говорит о раскоординированности движений.  Броски на дальность даются им легче, чем броски в цель.  Необходимо продолжать обучать детей энергичному отталкиванию и броску, умению контролировать траекторию движения мяча. Детей учат бросать мяч двумя руками разными способами: снизу, из-за головы. Важно добиваться правильного исполнения, чтобы исключить не правильное заучивание движения. 

 

Рекомендуемые упражнения при обучении метанию для детей 3-4 лет: 

 

  • перекатывание мяча друг другу из положения сидя и стоя; 
  • прокатывание мяча по скамейке, придерживая руками; 
  • прокатывание мяча в ворота; 
  • броски мяча в обруч; 
  • броски мяча вверх и ловля на месте; 
  • прокатывание мяча в выстроенные кегли; 
  • броски мяча друг другу снизу и из-за головы. 

   Можно усложнять задания: пробовать бросать мячи в стену, об пол. 

 

   Использование мячей разного веса и диаметра позволяют дифференцировать мышечные усилия. Все так же важна роль педагога- показ и объяснение помогают детям быстрее освоить навык.  

 

 

Метание у детей 4-5 лет. 

  

   В этом возрасте дети уже уверенней владеют мячом, поэтому эти навыки можно использовать в играх; не боятся ловить мяч, но по-прежнему стараются прижать его к груди, хоть и ловят уже кистями. Физическая сила возрастает, растет и дальность броска. Глазомер развит лучше, что позволяет более точно попадать в цель. 

Рекомендуемые упражнения при обучении метанию для детей 4 -5лет: 

 

  • бросок мяча в обруч; 
  • бросок мяча друг другу с расстояния 1,5-2 метра; 
  • бросок мяча или мешочка с песком друг другу, стоя в кругу; 
  • бросок мяча в обруч, лежащий на полу с расстояния 1,5-2 метра; 
  • бросок мяча в обруч, поднятый педагогом; 
  • прокатывание мячей между предметами, стоящими на расстоянии 30см; 
  • прокатывание мяча в ворота; 
  • игра в “Дартс” (шарики с липучками и фетровая мишень); 
  • броски мяча в стену и об пол с ловлей двумя руками; 
  • отбивание мяча двумя руками и одной. 

   

        При выполнении упражнений важна энергичность броска. Необходимо следить за направлением мяча, правильностью исполнения движений. 

 

 

 Метание у детей 5-6 лет. 

   К 5-6 годам дети владеют основными навыками владения мячом, но не всеми уверенно. Дальность броска возрастает, дети способны попадать в цель с расстояния 2,5 м и дальше, уверенней отбивают мяч от пола и ловят его. Эти умения необходимо отрабатывать и в играх. 

 

Рекомендуемые упражнения при обучении метанию для детей 5-6лет: 

  • прокатывание мяча между предметами “змейкой”; 
  • прокатывание мяча в цель (кегли, игра “Лапта” и  др.) 
  • броски мяча вверх до 10 раз; 
  • броски мяча друг другу с отскоком от пола; 
  • бросок мяча или мешочка с песком в мишень на высоте 2м правой и левой рукой; 
  • броски мяча и мешочка с песком у горизонтальную цель с расстояния 3м; 
  • отбивание мяча двумя руками, одной и по очереди правой и левой рукой; 
  • подбрасывание мяча вверх с хлопком; 
  • перебрасывание мяча друг другу через веревку, натянутую на высоте 1,5м; 
  • броски в баскетбольную корзину. 

      

   При уверенном владении мячом можно использовать броски друг другу в движении. Необходимо усложнять упражнения в зависимости от уровня имеющихся навыков и умений. 

       

    Метание у детей 6-7 лет. 

 

     Движения у детей 6-7лет становятся более уверенными, точными, улучшается координация и умение владеть своим телом. Они уверенно бросают и ловят мяч, следят за его движением, свободнее двигаются при перебрасывании мяча друг другу в движении. На основе имеющихся умений и навыков можно формировать новые, более сложные движения с мячом. 

   

Рекомендуемые упражнения при обучении метанию для детей 6-7лет: 

 

  • прокатывание друг другу набивного мяча. 
  • бросок мяча вверх, и ловля двумя руками (не менее 20 раз подряд); 
  • бросок мяча вверх, и ловля одной рукой (не 10 раз подряд); 
  • бросок мяча друг другу с хлопком, с поворотом, с отскоком от земли; 
  • бросок набивного мяча вперед снизу, от груди, через голову назад; 
  • отбивание мяча об пол поочередно одной и другой рукой несколько раз подряд; 
  • отбивание мяча об пол одной рукой, продвигаясь вперед в прямом направлении; 
  • перебрасывание мяча через сетку (веревку), “Пионербол” 
  • метание в горизонтальную цель правой и левой рукой с расстояния 4–5 м; 
  • метание вдаль на расстояние 6–12 м правой и левой рукой; 
  • метание в вертикальную цель правой и левой рукой с расстояния 3,5-4 м; 
  • метание в движущуюся цель; 
  • броски в баскетбольную корзину с разного расстояния; 
  • броски мяча в стену и ловля его с хлопком, с поворотом, с перепрыгиванием через мяч. 

В этом возрасте двигательные навыки формируются быстрее и устойчивее, и их необходимо отрабатывать и совершенствовать не только основной части занятия, но и в подвижных играх. Ведущую роль играют объяснения и указания.  

 

 

Список литературы: 

  1. Вавилова, Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: пособие для воспитателя дет. сада/ Е. Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с. 
  1. Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду 3–е изд., перераб/ Т. И. Осокина Т.И. – М.: Просвещение, 1986. – 304 с. 
  1. Осокина, Т.И. Физические упражнения для дошкольников / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева. – Издание 2–е, дополненное. – Москва: Просвещение, 1971. – 159 с. 
  1. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2001. – 368 с. 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии

В последнее время мы можем наблю­дать, как стремительно меняется от­ношение общества к теме детской ин­валидности, связанной с врожденными пороками развития. Доступность при­меров развитых стран...

Методические рекомендации по развитию физических качеств и оценке физической подготовленности детей дошкольного возраста.

Дошкольное учреждение должно создать условия для эффективного развития каждого ребёнка независимо от уровня двигательной подготовленности и группы здоровья.Решение данной задачи требует выбора оптимал...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗОЖ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Данный материал раскрывает  сущность здоровьесберегающих технологий и их значение в процессе развития физических качеств...

Значение речевого развития в обучении и воспитании детей дошкольного возраста

Значение речевого развития для детей трудно переоценить. Речь - основное средство коммуникации и познания, мощный фактор успешного умственного развития. Многие родители полагаются в решении проблемы р...

СИДИМ ДОМА! МАСТЕР-КЛАСС ИГРЫ с МЕТАНИЕМ для детей дошкольного возраста и не только… в условиях самоизоляции

Вниманию родителей и педагогов дошкольного образования предлагается мастер-класс ИГРЫ с элементами МЕТАНИЯ для детей дошкольного возраста в условиях самоизоляции и не только...Предлагаю попробовать с ...

Система игр, упражнений, форм работы с семьей для коррекции нарушений в технике метания у детей дошкольного возраста

Система игр, упражнений, форм работы с семьей для коррекции нарушений в технике метания у детей дошкольного возрастаРазработанная система игр, упражнений, форм работы с семьей призвана помочь пед...