«Современные технологии физического развития в дошкольном учреждении»
материал по физкультуре
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 «Солнышко»
Обобщение опыта работы по теме
«Современные технологии физического развития в дошкольном учреждении»
Подготовил:
Инструктор по физической культуре
I квалификационной категории
Коровко Елена Васильевна
г. Чебаркуль 2021.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………….3 – 4
Основная часть………………………………………………………...5 – 7
Заключение………………………………………………………………...8
Список литературы………………………………………………………..9
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире проблема здоровья растущего человека в дошкольный период детства не теряет своей актуальности. Здоровье и физическое развитие ребенка рассматриваются как важные показатели качества дошкольного образования.
К сожалению, предметом обсуждения ученых, педагогической общественности, родителей является тот факт, что здоровых детей становится все меньше. Не благоприятные тенденции в состоянии здоровья детей подтверждаются статистическими данными. Результаты современных исследований свидетельствуют о том, что одна треть детей имеет уровень физической подготовленности ниже возрастной нормы, а четверть дошкольников поступают в школу, не достигнув биологической зрелости.
По мнению отечественных и зарубежных ученых причины снижения показателей здоровья и физического развития кроются в современном малоподвижном образе жизни за экранами телефонов и компьютеров, и как следствие, наблюдается ослабление интереса к физической культуре и уменьшение двигательной активности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет первоочередность задач охраны и укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирования обшей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств. С учётом вышесказанного, считаю, что выбранная мной тема «Современные технологии физического развития в дошкольном учреждении» является актуальной.
Актуальность проблемы, её практическая значимость обусловили выбор объекта и предмета исследования.
Объект исследования – организация физкультурно – оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования – особенности организации физкультурно – оздоровительной работы с использованием инновационных технологий.
Гипотеза: внедрение в физкультурно – оздоровительную работу современных технологий физического развития позволит своевременно предупредить нарушения в состоянии здоровья воспитанников ДОУ, а также развить у них необходимые физические качества.
В соответствии с вышеизложенным были определены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы в теории и на практике;
2. Выявить роль и значение инновационных технологий в учебно – воспитательном процессе;
3. Определить инновационные технологии, которые будут использованы для физического воспитания;
4. Обобщить и распространить опыт работы по использованию инновационных технологий физического развития в ДОУ;
5. Формировать основы здорового образа жизни;
6. Апробировать и внедрять новые формы и методы работы;
7. Осуществлять индивидуальный подход к воспитанникам при развитии их физических качеств.
Ожидаемые результаты после окончания работы:
У инструктора физической культуры – организатора работы:
1. Повысится уровень теоретических знаний в данной области.
2. Повысится уровень профессионального мастерства (инструктор по физической культуре овладеет инновационными технологиями физического развития, сможет результативно применять их на практике).
3. Появится достаточный опыт работы по актуальной проблеме физического воспитания дошкольников, который может быть обобщен и распространен через организацию и проведение просветительских, консультативных мероприятий для педагогов МБДОУ, города, области, а также через публикации в периодических изданиях, сборниках различного уровня, на официальном сайте детского сада и других интернет – порталах.
У детей:
- Снижение уровня заболеваемости детей.
- Повышение уровня развития физических качеств детей.
- Повышение общего уровня знаний и представлений детей о здоровом образе жизни.
У педагогов МБДОУ, родителей воспитанников повысится уровень знаний в таких вопросах, как «Организация двигательной активности в течение дня», «Современные здоровьесберегающие технологии и их применение на практике», «Совершенствование предметно – пространственной среды в группе».
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Организация работы по реализации выбранной темы прошла ряд этапов:
1. Организационно – теоретический: сентябрь, 2017.
На данном этапе:
1. Было организовано изучение психолого – педагогической и учебно – методической литературы по актуальному для меня вопросу;
2. Осуществлен анализ, имеющихся в МБДОУ, условий для организации работы с детьми по выбранной теме;
3. Организован мониторинг освоения программных задач с целью сбора информации об индивидуальных физических особенностях развития воспитанников;
4. Определены цель, задачи для дальнейшей работы;
5. Осуществлён отбор доступных для детей дошкольного возраста современных технологий физического развития;
6. Определение форм деятельности с дошкольниками, которые позволили бы логично и гармонично внедрить в воспитательно – образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.
2. Деятельностный: октябрь, 2017 – апрель, 2021.
Работа в рамках деятельностного этапа велась в трёх направлениях:
- Работа с детьми
- Работа с родителями
- Работа с педагогами
- Работа с детьми.
Для работы с детьми были подобраны и/или собраны в картотеки современные здоровьесберегающие педагогические технологии, такие как динамические паузы (физкультминутки), подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастики пальчиковая/для глаз/дыхательная/пробуждения, оздоровительный бег, самомассаж, игротренинги. Все они были включены в утреннюю гимнастику, НОД (физическое развитие), физкультурные развлечения, а также в другие режимные моменты ДОУ.
Работа с детьми была очень насыщенной. Было проведено огромное количество мероприятий с внедрением современных технологий физического развития. Вот перечень некоторых НОД и физкультурных досугов «Как звери готовятся к зиме», «Военно – спортивные учения», «Аты – баты, шли солдаты», «Путешествие в страну Светофорию», «Прощанье с осенью», «Путешествие в страну Здоровья», «В здоровом теле – здоровый дух», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» и др.
2. Работа с родителями. Все физкультурные досуги, обозначенные в работе с детьми, были проведены совместно с родителями. Также были проведены и мероприятия только для родителей. Это индивидуальные беседы о ЗОЖ, консультации «Организация двигательной активности в домашних условиях», «О здоровье всерьёз?», «Что нужно знать о закаливании?», «Основные параметры физического развития (по возрастам)» и пр.
3. Работа с педагогами МБДОУ, других дошкольных образовательных учреждений.
За время работы над темой были проведены:
- Консультации «Скакалка как инструмент развития физических качеств детей дошкольного возраста», «Совместная деятельность инструктора по физической культуре и педагога группы по физическому воспитанию детей», «Современные технологии физического развития в дошкольном учреждении», «Повышение профессиональной компетенции инструкторов, обеспечивающее достижение нового качества образовательной деятельности в освоении инновационных технологий»;
- Мастер – класс «Дыхательная гимнастика Стрельниковой в ДОУ»;
- Семинар – практикум «Изготовление нестандартного оборудования в физкультурный уголок».
А также разработан тестовый мониторинг развития физических качеств дошкольников.
3. Заключительный: май, 2021.
На данном этапе:
1. Был проведён сравнительный анализ результатов диагностики на начало и конец четырёх учебных годов.
Сводная таблица результатов мониторинга
за 2017 – 2018, 2018 – 2019, 2019 – 2020, 2020 – 2021
учебные годы
Таблица №1.
Сводные результаты мониторинга по МБДОУ | 2017 – 2018 | 2018 – 2019 | 2019 – 2020 | 2020 – 2021 | ||||||||
Н, % | С, % | В, % | Н, % | С, % | В, % | Н, % | С, % | В, % | Н, % | С, % | В, % | |
Начало года | 21 | 78 | 1 | 38 | 51 | 11 | 38 | 51 | 11 | 20 | 70 | 10 |
Конец года | 11 | 62 | 27 | 1 | 34 | 65 | 1 | 34 | 65 | 3 | 52 | 45 |
Результаты, представленные в таблице №1, говорят о положительной динамике в физическом развитии детей, т.е. внедрение в физкультурно – оздоровительную работу МБДОУ современных здоровьесберегающих технологий позволяет лучше развивать и совершенствовать физические качества дошкольников.
Помимо развития физических качеств проведённая работа дала следующие результаты:
- Появился рост активности и самостоятельности детей, устойчивости интересов к оздоровительным видам деятельности;
- Заболеваемость детей старшего возраста значительно снизилась по сравнению со средним дошкольным возрастом;
- Дети получили первичные представления о строении человеческого тела и назначении внутренних органов, познакомились с навыками оказания элементарной помощи;
- Расширились знания детей об основах безопасности жизнедеятельности, которые помогут избежать опасных ситуаций, уберегут их здоровье;
- Сформированы положительные мотивации у родителей к организации оздоровительной работы с детьми.
2. Результаты деятельности по реализации темы самообразования «Современные технологии физического развития в дошкольном учреждении» были представлены на итоговом педагогическом совете в МБДОУ.
3. На различных уровнях был обобщен и распространен опыт работы по выше обозначенной теме.
Результаты заключительного этапа работы доказали положительный эффект от внедрения в физкультурно – оздоровительную работу в ДОУ современных технологий физического развития. Планирую продолжить работу в этом направлении и дальше.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенная в течение 2017 – 2021 учебных годов работа позволяет сделать следующие выводы:
1. Работа проведена в рамках требований ФГОС дошкольного образования.
2. Внедрение в физкультурно – оздоровительную работу в ДОУ современных технологий физического развития позволяет получить хорошие результаты на практике, а именно, хорошо развитые физические качества у дошкольников.
3. Повысился уровень профессионального мастерства инструктора по физической культуре и других педагогов МБДОУ.
4. Удовлетворенность родителей образовательными услугами МБДОУ возросла.
5. Информационно – просветительская работа с родителями помогла им с выбором направлений в физическом развитии и воспитании детей. А также произошла выработка компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку и его здоровью.
6. Работа способствовала формированию положительного имиджа детского образовательного учреждения.
Таким образом, системная целенаправленная работа с дошкольниками с использованием современных технологий физического развития позволила в полной мере развить физические качества каждого ребенка, а значит, и повысить его самооценку.
Список используемой литературы:
- Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. – 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
- Вавилова, Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя д/с. – М.: Просвещение, 1986.
- Гаврючина, Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2008.
- Кудрявцев, В.Т., Нестерюк, Т.В. Развитие двигательной активности и оздоровительная работа с детьми 4 – 7 лет. – М., 1997.
- Основы безопасности детей дошкольного возраста. Под ред. Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой. – М.: Просвещение, 2011.
- Пензулаева, Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3 – 7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002.
- Пензулаева, Л. И. Физическая культура в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2017.
- Радионова, Л. В. Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях. Методическое пособие. — Нижневартовск, 2011.
- Рунова, М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.
- Степаненкова, Э.Я. Сборник подвижных игр – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012.
- Тихомирова, Л. Ф. Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью. – Ярославль, 1997.
- Эльконин, Д.Б. Психология игры. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии физического развития детей дошкольного возраста в современном образовательном пространстве ДОУ
Цель:Систематизация знаний педагогов об оздоровлении детей дошкольного возраста, пропаганда здорового образа жизни среди сотрудников ДОУ.Задачи: 1.Систематизировать физкультурно-оздоровительную ...
"Современные технологии музыкального воспитания в дошкольных учреждениях"
Помощь молодым специалистам в выборе и применении музыкальных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения...
Академия Здоровья «Современные педагогические технологии физического развития детей дошкольного возраста»
Основные формы работы по формированию здорового образа жизни с детьми младшего возраста...
Роль физического развития в дошкольных учреждениях
Основным средством физического воспитания в дошкольном учреждении является физическая культура. Занятия по физическому развитию актуальны уже с 3-х летнего возраста. Именно движения, помимо всего проч...
Эволюция взглядов на качество дошкольного образования. Современные технологии в развития детей дошкольного возраста.ция взглядов на качество дошкольного образования.
Эволюция взглядов на качество дошкольного образования. Современные технологии в развития детей дошкольного возраста....
Мастер класс «Развитие креативного мышления, как одна из современных технологий в развитии детей дошкольного возраста»
С приходом обновленной системы дошкольного образования, перед педагогом стоит задача воспитать дошкольника «нового поколения» с творческим или креативным мышлением.Безусловно, врожде...
Цикл консультаций по физическому развитию в дошкольном учреждении.
Физическая культура – это часть культуры, направленная на укрепление и сохранение здоровья. Физкультура для ребенка имеет огромное значение, особенно для гармоничного физического развития. Чем р...
- Мне нравится (1)