Роль физического развития в дошкольных учреждениях
статья по физкультуре

Фролова Софья Андреевна

Основным средством физического воспитания в дошкольном учреждении является физическая культура. Занятия по физическому развитию актуальны уже с 3-х летнего возраста. Именно движения, помимо всего прочего, являются органической потребностью дошкольника. Задача педагога дошкольного учреждения – организовать двигательную активность дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_fv_frolova_s.a.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Роль физического развития в дошкольных учреждениях

        Постановка научной проблемы и ее значение. Физическая культура является одним из средств физического воспитания детей. В условиях дошкольного учреждения физическому развитию уделяется особое значение. Физическое развитие в условиях ДНЗ предусматривает разные формы двигательной активности (зарядка, спортивные, подвижные игры, движения в период бодрствования, движения во время занятий музыкальных, спортивные развлечения, массаж и гимнастика), а так же система закаливания.

        Цель исследования состоит в характеристике различных форм физического воспитания для физического развития детей в дошкольных учреждениях. Движение, как мы знаем, является биологическим стимулятором растущего организма самых разных возрастных периодов жизни дошкольника.

        Значение и роль физического развития в дошкольных учреждениях исследовали такие ученые как: С. Гальперин, М. Безруких, Д. Фарбер, В. Соньки, Л. Глазырина, В. Спирнина, Г. Юрко, З. Уварова, Р. Сорочек, М. Божович, Д. Карасев и др.

        Изложение основного материала. Движения положительно влияют на здоровье ребенка, так как нормализуют обмен веществ, улучшают питание тканей, воспитывают чувство ритма, улучшают состав крови, совершенствуют функцию надпочечников, являются биологическим стимулятором.

        Для детей ясельной группы именно движение является органической потребностью, и длительные ограничения движения тут нежелательны, так как они принесут существенный вред ребенку. Ограничение движения может быть, к примеру, как форма наказание за баловство, например «посиди на стульчике». Поэтому, подходить к ограничениям необходимо с осторожностью.

        Для дошкольника движения еще полезны тем, что развивают познавательные процессы ребенка, важно учесть педагогам дошкольного учреждения: чем меньше малыш двигается, тем больше он отстает в нервно-психическом развитии. Для ребенка раннего возраста свойственна незрелость морфологическая мышечных и нервных структур. Это объясняет то, что ребенок в возрасте 3,5 лет не может выдержать продолжительных статических нагрузок (длительное время находится в одной позе – сидеть, стоять). Поэтому от воспитателя требуется умения правильно подбирать специальные упражнения, что бы мышцы правильно созревали, так же следует учитывать те мышцы, которым трудно, их перегружать не стоит. С этой целью проводится гимнастика: там упражнения разделены на активные и пассивные. Активные упражнения – это безусловно двигательные рефлексы ребенка. Самостоятельно ребенку активные упражнения выполнить в раннем возрасте, очень сложно. Целесообразно использовать гимнастические средства, тогда движения ребенка будут более точными, а сил будет затрачено меньше [4, c. 88].

        Физическое упражнение только тогда будет полезно, если воспринимать его ребенок будет с удовольствием, то есть эмоциональная реакция ребенка должна быть только положительная. К физической культуре в ДНЗ входят: физкультурные занятия, гимнастика, спортивные развлечения и игры. По прибытию в сад, с малышами целесообразно проводить утреннюю гимнастику, проводить ее следует систематически [1, c. 79]. Имено утренняя гимнастика формирует у дошкольников правильную осанку, усиливает и тренирует деятельность систем и органов (дыхательной, сердечнососудистой, нервной), готовит детский организм к нагрузкам. Обязательно в комплекс упражнений входить должны упражнения корректирующие – это укрепление мышц спины и выпрямление позвоночника; предотвращения плоскостопия и укрепления свода стопы; обязательным требованием дыхательных упражнений, они очень полезны дошкольникам, так как делают дыхание более глубоким. Комплекс упражнений утренний гимнастики целесообразно менять каждые 7-10 дней.

        В дошкольном учреждении проводятся физкультурные занятия, они так же считаются формой учебных занятий, на которых решаются программные задачи, такие к примеру как: овладение навыками основных движений: прыжки в длину, ходьба, прыжки в высоту, лазанье, метание в цель. Прежде всего следует провести гимнастические общеразвивающие упражнения где задействованы все мышечные группы: груди, спины, рук, живота, ног), выпрямление и наклоны туловища, прогибание, разгибание и сгибание туловища, упражнения для осанки, а так же упражнения для свода стопы.

        Для физического развития детей в дошкольном учреждении так же применяют игры спортивные, их значение достаточно велико, так как они способствуют развитию двигательных навыков и моторики, положительно влияют на нервно-психическое развитие ребенка. Спортивные игры делятся на: индивидуальные, групповые (несколько человек группа), и те, в которых принимает участие весь коллектив. В утреннее время лучше использовать игры средней подвижности, - это может быть такие игры как: серсо, кегли. В период прогулке детям можно предложить мяч, скакалку, обруч. Задача воспитателя – создать условия во время прогулки для проведения подвижной игры. Помимо инвентаря для проведения подвижной игры, воспитатель должен дозировать физическую нагрузку, спланировать время, минимизировать опасность, переключать внимание играющих малышей с одного вида движений на другой [3, c. 71].

        Что касается спортивных развлечений, то их целесообразно проводить с дошкольниками на прогулке, это может быть в зимнее время: еда на лыжах, санках, катание на коньках, а в любое другое время года: игра в городки, катание на велосипеде. Польза плавания для физического развития дошкольника большая, оно и развивает и укрепляет мышцы спины.

        Начиная с 3-4 летнего возраста дошкольников приучают к ходьбе на лыжах, езде на санках. Обучению ходьбе на лыжах - тут важна техника в самом начале ребенок техникой ходьбы без палок, а затем с палками. Длительность ходьбы на лыжах так же должна с возрастом увеличиваться  с 15 минут и до 40 минут. Такое спортивное развлечение укрепляет дыхательную и сердечнососудистую систему ребенку. Обучать дошкольника кататься на коньках специалисты рекомендуют с 5-ти летнего возраста, это полезное занятие, формирует красивую осанку, укрепляет основные группы мышц.

        Велосипед доступен ребенку уже с 2-3 летнего возраста, главное, что бы размер его отвечал возрасту ребенка. Езде на велосипеде способствует физическому развитию дошкольника, развивает ловкость и выносливость, укрепляет стопы и мышцы ног, тренирует дыхательною и сердечнососудистою систему.

        Плаванье способствует закаливанию, болеют дошкольники гораздо меньше, имеют хорошее здоровье, формируется осанка, движения становятся более утонченными [1, c. 118]. Главное что бы занятия по плаванию в дошкольном учреждении происходили систематически.

        Обязательно в программу работы дошкольного учреждения входить должно закаливание. Под закаливанием следует понимать совершенствование и тренировку терморегуляционных механизмов, организм дошкольника приспосабливается очень быстро к колебаниям температуры, а так же к иным факторам климатическим, вырабатывается устойчивость к неблагоприятным условиям [2, c. 81]. Закаливание способно предотвратить простудное заболевание. Самое доступное средство закаливания – вода и воздух. Вода более эффективное средство, так как имеет высокую теплопроводность, соприкасаясь с кожей формирует глубокие изменения в организме.

Выводы. Движения положительно влияют на здоровье ребенка, так как нормализуют обмен веществ, улучшают питание тканей, воспитывают чувство ритма, улучшают состав крови, совершенствуют функцию надпочечников, являются биологическим стимулятором.

        Для детей ясельной группы именно движение является органической потребностью, и длительные ограничения движения тут нежелательны, так как они принесут существенный вред ребенку. Ограничение движения может быть, к примеру, как форма наказание за баловство, например «посиди на стульчике». Поэтому, подходить к ограничениям необходимо с осторожностью.

        К физической культуре для детей трех-семи лет входят утренняя гимнастика, физкультурные занятия, спортивные игры, спортивные развлечения.

        Лучшим и общедоступным средством закаливания являются естественные факторы: воздух и вода, которые тренируют сосудисто-двигательные рефлексы, делают их более быстрыми, повышают степень их соответствия конкретным условиям окружающей среды.

Список использованной литературы

  1. Безруких М. М. Возрастная физиология развития ребёнка / М. М. Безруких, В. Д. Соньки, Д. А. Фарбер. – М.: «Академия», 2019. – 218с.
  2. Гальперин С. И. Физиологические особенности детей / С. И. Гальперин. – М. : Просвещение, – 2018. – 172с.
  3. Глазырина Л. Д. Физическая культура – дошкольникам: младший возраст : пособие для педагогов дошк. учреждений / Л. Д. Глазырина. – М.: Владос, 2017. – 311с.
  4. Карасев Д.Ю. Развитие физических и личностных качеств дошкольников средствами физической культуры // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Серия: Педагогика, психология. – 2013. – №4 (15). – С. 88-91.
  5. Юрко Г. П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста / Г. П. Юрко, В. П. Спирнина, Р. Г. Сорочек, З. С. Уварова. - М. : Медицина, 2018. – 361с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускная курсовая работа «Роль педагога-психолога в интеграции детей с отклонениями в развитии в дошкольном учреждении».

Работа в образовательном учреждении комбинированного вида сопряжена для педагога-психолога с определенными трудностями. Необходимо быть компетентным в решении очень многих вопросов, связанных с особен...

роль народных подвижных игр в физическом развитии детей дошкольного возраста.

народные подвижные игры являются не только средством физического и духовногоформирования человека, но и в первую очередь патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения.в данно...

«Роль игры в физическом развитии детей дошкольного возраста»

Важным направлением физического воспитания детей в условиях современного детского сада является развитие моторной (двигательной) деятельности дошкольников....

Консультации для родителей. Роль семьи в музыкальном развитии детей дошкольного учреждения.

Консультация для родителей Роль семьи в музыкальном развитии детей дошкольного учреждения.Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. Ещё древние знали, что музыкальное искусство обладает ле...

Цикл консультаций по физическому развитию в дошкольном учреждении.

Физическая культура – это часть культуры, направленная на укрепление и сохранение здоровья. Физкультура для ребенка имеет огромное значение, особенно для гармоничного физического развития. Чем р...