Профилактика нарушений осанки у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Голубева Марина Геннадьевна

Физические упражнения – ведущее средство устранения нарушений осанки у детей старшего дошкольного возраста.

Систематические физические упражнения содействуют развитию двигательного аппарата детей, повышают возбудимость мышц, темп, силу и координацию движений, мышечный тонус, общую выносливость, способствуют формированию правильной осанки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №48 Пушкинского района Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:

«Профилактика нарушений осанки у детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила:

инструктор по физической культуре

Голубева М.Г.

Санкт-Петербург

2021

В старшем дошкольном периоде формируются основы физического и психического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно – важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада. Многие ученые отмечают: на протяжении последних десятилетий в нашей стране сложилась тревожная тенденция ухудшения физического развития и состояния здоровья детей. Высок процент дошкольников с нарушениями телосложения и осанки и причин этому много: и одна из них сокращение двигательной активности детей из-за приоритета «интеллектуальных занятий» и как следствие снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц не способных удерживать осанку в правильном положении.

В старшем дошкольном возрасте осанка имеет еще не устойчивый характер. В периоде вторичного вытягивания, когда резко усиливается рост тела ребенка в длину, характерна диссоциация в развитии костей, суставов, связок, мышц ребенка. Эта диссоциация уменьшается по мере снижения темпов роста ребенка, так как к его окончанию осанка человека стабилизируется. Наиболее распространенный вид деформации в старшем дошкольном возрасте является «вялая осанка». Этот вид характеризуется неустойчивой осанкой, слабым «мышечным корсетом». Произвольные мышечные усилия дают полную коррекцию деформации. Своевременное воздействие на формирующуюся осанку в период дошкольного возраста очень важно. Чем раньше начнется профилактика различных видов нарушений, тем больше вероятность того, что в школе у ребенка не возникнет проблем с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах.

Для старших дошкольников характерные черты правильной осанки имеют свои особенности: - голова немного наклонена вперед; - плечевой пояс незначительно смещен спереди, не выступая за уровень грудной клетки (в профиль); - линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 1- 2 см.; - изгибы позвоночника выражены слабо; - угол наклона таза не велик.

Нарушение осанки у ребенка чаще всего развивается из-за слабости мышечного корсета и длительного пребывания в «неправильных» позах, которые ребенок принимает в положении сидя, стоя, лежа, при ходьбе, во время игр, при различных видах деятельности. Следовательно, главной целью профилактики нарушений осанки, является укрепление мышечного корсета детей.

Основными задачами профилактической работы по укреплению мышц спины является следующие:

1. Развивать у детей привычку правильно держать свой корпус.

2. Предупредить заболевание опорно-двигательного аппарата.

3. Приучать детей к постоянному контролю за положением своего тела.

4. Оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка.

7. Повышать неспецифическую сопротивляемость организма.

8. Воспитывать навыки правильной осанки.

9. Формировать «мышечный корсет».

10. Улучшать координацию движений.

11. Совершенствовать психофизические качества и двигательные навыки ребенка в соответствии с возрастом.

Основным средством профилактики нарушения осанки является правильная организация статико-динамического режима, который включает в себя полный спектр ситуаций, связанных с регулированием нагрузок на опорно-двигательный аппарат ребенка.

Правильный статико-динамический режим предполагает соблюдение следующих условий:

1. Чередование двигательного и статического режима в течение всего дня: соблюдение статического положения тела согласно возрастным физиологическим особенностям ребенка, (от 12-15 минут с 1 года до 2-х лет, до 35-40 минут для детей 6-7 лет) с обязательными физминутками. Особый контроль необходим для просмотра телепередач и игре на компьютере, не более 20-25 минут.

2. Постель ребенка должна быть полужесткой, ровной, устойчивой; с невысокой, лучше ортопедической подушкой. Дети ни в коем случае не должны спать на мягком прогибающемся матраце. Желательно приучать ребенка спать на спине или на боку. Но, не свернувшись «калачиком».

3. Дневной сон в течение 2-3 часов обеспечивает правильный обмен веществ в межпозвонковых дисках.

4. Время непрерывного пребывания положений сидя не должно превышать 40 минут.

5. Ребенок должен ежедневно заниматься оздоровительной или специальной гимнастикой. Минимальная продолжительность занятий – 20 минут, оптимальная – 40 минут.

6. Необходимо правильно организовать рабочие места, освещение должно быть рассеянным и достаточным.

Физические упражнения – ведущее средство устранения нарушений осанки у детей старшего дошкольного возраста.

Систематические физические упражнения содействуют развитию двигательного аппарата детей, повышают возбудимость мышц, темп, силу и координацию движений, мышечный тонус, общую выносливость, способствуют формированию правильной осанки.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:

  1. Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство.
  2. Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек., расслабление - от 6 до 12 сек.
  3. Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.
  4. Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.

Также следует проводить и профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.

Примерный комплекс упражнений для профилактики осанки у детей 5-7 летнего возраста.

Построение в шеренгу. Встать в положение "основная стойка": голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут, ноги выпрямлены.

Показать правильное положение в основной стойке. Исправить осанку детей, пройдя спереди и сзади вдоль шеренги.

Упражнения в ходьбе по кругу

Обычный шаг с сохранением правильной осанки (25-30 шагов)

Стоя вне круга, проверить и исправить осанку каждого проходящего мимо ребенка.

«Журавлик»

Ходьба с высоким подниманием бедра (руки на поясе) 20-25 шагов

Следить за правильным положением тела: спину держать прямо, локти отводить назад, носок согнутой ноги оттягивать.

"Вырастаем большими"

Ходьба на носках (руки вверх, "в замке") 20-25 шагов

Следить за тем, чтобы колени и лопатки были выпрямлены, шаги мелкими. Выше подниматься на носках, тянуться вверх.

"Мишка косолапый"

Ходьба на наружном крае стопы. Говорить на каждый шаг (руки на поясе): "Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет. Шишка отскочила прямо Мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою - топ!"

Следить за тем, чтобы дети держали спину прямо, не наклоняли голову. Ноги ставить точно на наружный край стопы, слегка приводя носки внутрь, пальцы должны быть подвижны. Локти отводить назад. При выполнении упражнения рекомендуется, чтобы дети хором произносили стихи.

Ходьба с ускорением и переходом в бег. Ходьба с последующим замедлением.

Следить за тем, чтобы дети бежали легко на носках, поднимая выше колени. Руки согнуты в локтях. При ходьбе следить за осанкой.

Дыхательное упражнение

Отводя плечи назад, вдох - на 2 шага, выдох - на 4 шага.

Вдох глубокий через нос. Выдох - через губы, сложенные трубочкой.

Упражнения в положении "стоя"

"Воробышек"

Круги назад 6-8 раз согнутыми в локтях руками.

Отводя локти назад, сближать лопатки.

"Лягушонок"

Из И. П. - ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Привести кисти к плечам (ладони вперед, пальцы врозь) и, говоря хором "квак", вернуться в И. П. (4-6 раз)

В положении "кисти к плечам" локти должны быть прижаты к бокам.

"Большие круги"

Круги назад выпрямленными в стороны руками (кисти сжаты в кулаки) - 6-8 раз

Следить за тем, чтобы дети не опускали руки ниже уровня плеч.

"Мельница"

Поочередное приведение рук за затылок и спину (6-8 раз)

Плечи развернуты, локти отведены назад, голова прямо.

"Резинка"

Разгибая в локтях согнутые перед грудью руки - вдох. Вернуться в И. П., произнося звук "ш-ш-ш" - выдох.

При отведении рук в стороны сближать лопатки, не опускать руки ниже уровня плеч.

"Вместе ножки - покажи ладошки"

Поднимаясь на носки, отвести плечи назад и повернуть ладони вперед. Вернуться в И. П., расслабляя мышцы рук (4-6 раз)

Держать спину ровно и не выпячивать живот.

"Потягивание"

Подняться на носки, левая рука вверх, правая назад. Удерживаться 1-2-3 сек. Вернуться в И. П., расслабив руки (4-8 раз)

Плечи развернуты, колени выпрямлены, живот подтянут.

Упражнения в положении "лежа на спине"

"Здравствуйте - прощайте"

Сжать кулаки и согнуть стопы на себя. Разжать кулаки, оттянуть носки до отказа. (6-8 раз)

При оттягивании носков рекомендуется слегка разводить пятки.

"Волна"

Согнуть ноги и подтянуть колени к животу. Выпрямить. Пауза 3-5 сек. и отпустить ноги (4-6 раз)

Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику. Носки во время упражнения должны быть оттянуты.

"Пляска"

И. П. - лежа, руки под затылком, ноги приподняты. Развести ноги врозь и вернуться в И. П. (6-8 раз)

Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику.

Упражнения в положении "лежа на животе"

"Воробышек"

Круги назад локтями рук, приведенными к плечам (5-8) раз

Голова приподнята.

"Рыбка"

Поднять голову и отвести плечи назад. Приподнять руки и ноги: пауза напряжения 4-6 сек. Опустить руки и ноги: пауза расслабления 6-8 сек. (3-4 раза)

Следить за тем, чтобы дети не прогибались в пояснице.

"Лягушонок"

Руки из-под подбородка привести к плечам ладонями вперед. Поднять голову и развести ноги. Медленно вернуться в И. П. (6-8 раз)

Следить за осанкой детей.

Построение, ходьба обычным шагом (1-2-3 круга)

Проверка правильности осанки в положении "стоя" и в движении.

Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ФИТБОЛ – ГИМНАСТИКОЙ Выпускная квалификационная работа

Нарушение осанки является наиболее распространенным заболеванием опорно-двигательного аппарата у детей и подростков и относится к числу сложных и актуальных проблем современной ортопедии....

Памятка для родителей "Гимнастика для глаз, как средство профилактики нарушений зрения у детей старшего дошкольного возраста"

Памятка для родителей "Гимнастика для глаз, как средство профилактики нарушений зрения у детей старшего дошкольного возраста"...

Презентация для родителей "Фитбол- гимнастика, профилактика нарушений осанки у детей младшего дошкольного возраста"

В данной презентации рассказывается, что такое фитбол, какие задачи решает фитбол- гимнастика, требования для занятий на фитболах. А также представлен комплекс упражнений....

Выпускная квалификационная работа. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

   Проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. В России у 50% детей дошкольного и школьного возраста от...

Картотека игровых упражнений для укрепления мышечно-связочного аппарата и профилактики нарушений осанки для детей среднего дошкольного возраста

Для укрепления мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава и стопы рекомендуются различные виды ходьбы: по гальке, песку, ребристым и ортопедическим дорожкам, массажным ковр...