Социально - познавательный проект "Туризм - это интересно!"
проект по физкультуре

Крикун Ольга Федоровна

 «Туризм – это интересно!».

 Проект «Организация туристической деятельности с детьми дошкольного возраста».

Тип проекта: краткосрочный последняя неделя сентября – первая неделя октября, познавательный, физкультурно-оздоровительный.

Актуальность: В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья является как никогда ранее актуальной. На сегодняшний день условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния дошкольников, к их общекультурной готовности. Соответствовать этим требованиям могут только здоровые дети.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_turizm.docx27.78 КБ

Предварительный просмотр:

 «Туризм – это интересно!».

 Проект «Организация туристической деятельности с детьми дошкольного возраста».

Тип проекта: краткосрочный последняя неделя сентября – первая неделя октября, познавательный, физкультурно-оздоровительный.

Актуальность: В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья является как никогда ранее актуальной. На сегодняшний день условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния дошкольников, к их общекультурной готовности. Соответствовать этим требованиям могут только здоровые дети.

К сожалению, результаты научных исследований свидетельствуют об обратном, уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится всё меньше. Сравнительный анализ здоровья дошкольников за последние 10 лет выявил неблагоприятную тенденцию роста показателей морфофункциональных отклонений от 69,5% до 75,5%, количество хронических заболеваний увеличилось в 4-6 раз. Это нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой и дыхательной системы, органов пищеварения, аллергические проявления и т. д.

Одной из причин, влияющих на состояние здоровья человека, является гиподинамия - недостаточная двигательная активность. В последние годы отмечается тенденция к снижению двигательной активности у детей дошкольного возраста. Этому способствуют многие факторы. Криминогенная обстановка не позволяет оставлять детей на улице без присмотра, что нарушает формирование детского сообщества, вследствие чего не происходит естественной передачи игрового и двигательного опыта от поколения к поколению. Телевизор и компьютер заменяют дошкольникам коммуникативную деятельность и игру. Чрезмерное увлечение родителей ранним интеллектуальным развитием ставится в ущерб физическому. Занятость родителей препятствует совместной двигательной деятельности: всё меньше семей можно встретить на катке, в парке и лугу.

Снижение двигательной активности не проходит для ребёнка дошкольного возраста бесследно. В первую очередь от гиподинамии страдает мышечная система: снижаются мышечный и эмоциональный тонус, работоспособность и выносливость, ухудшаются показатели нервной, дыхательной, сердечно - сосудистой систем, уменьшаются масса и объём мышц.

Особенно опасна гиподинамия для ослабленных и часто болеющих детей. Их, как правило, оберегают от движений, что ведёт к нарушению осанки, плоскостопию, задержке физического развития, а также хроническим заболеваниям.

Исследования Н. М. Амосова, Ю. Ф.Змановского показали: целенаправленные физические нагрузки оказывают стимулирующее воздействие на организм и могут обеспечить восстановление здоровья. Задачи охраны жизни и укрепления здоровья детей в ДОУ решаются организацией режима дня, правильного питания, оздоровительных мероприятий и физического воспитания.

Решение задачи укрепления здоровья детей невозможно без выбора наиболее оптимальной для каждого воспитанника модели двигательной активности, равномерного насыщения движением всего режима дня, в том числе и времени пребывания детей на улице. Качественная система организации пребывания детей на свежем воздухе – один из основных путей повышения эффективности физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ. Организация воспитательно–образовательного процесса на улице способствует развитию ловкости, выносливости, навыков ориентирования в пространстве и т. д. Кроме того, деятельность на улице даёт детям больше возможности для физического развития и оздоровления, но и для сенсорного, интеллектуального и эмоционального развития.

Среди технологических приёмов, методик и форм организации физкультурно–оздоровительной работы в ДОУ по интенсивности воздействия туристическая деятельность занимает особое место. Большая значимость пешеходных прогулок за территорию детского сада, простейших туристических походов для физического развития дошкольников отмечена во многих исследованиях (В. Я. Лыкова, Л. В. Карманова, Г. В. Шалыгина, Н. И. Бочарова). Прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, повышается их двигательная активность, укрепляется здоровье, но и воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе, развивается любознательность, инициатива, творчество, трудолюбие и самостоятельность, морально-волевые качества, дружеские взаимоотношения между детьми, устанавливается активное сотрудничество с родителями.

Анализ педагогической литературы, изучение практического опыта показали, что вопросы двигательного режима с использованием средств туризма, позволяющих совершенствовать двигательную сферу ребёнка, формировать его личностные качества, расширять информацию об окружающей жизни, не заняли ещё должного места в физическом воспитании дошкольников. Это связано с тем, что не разработана система использования средств туризма, отсутствуют организационно-методические подходы, позволяющие педагогам применять их в работе с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Именно это предопределило выбор темы моего проекта - «Организация туристической деятельности с детьми дошкольного возраста».

Участники проекта: дети старших и подготовительных групп, родители, сотрудники ДОУ.

Цель проекта: Приобщение дошкольников и родителей к здоровому образу жизни посредством ознакомления с элементами туризма и использование элементарных знаний о туризме для увеличения двигательной активности детей.

 Задачи проекта:

1. Расширить знания о детском туризме;

2. Учить ориентироваться на местности с помощью знаков;

3. Развивать выносливость, терпение, чувство взаимопомощи;

4. Продолжать развивать физические качества, обеспечивая высокую двигательную активность детей; укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей;

5. Воспитывать в каждом ребёнке организованность, отзывчивость, доброжелательность;

6. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, родному краю;

8. Формировать у детей чувство любви к родной станице, признательность и уважение к его основателям и людям, прославившим край и станицу.

Ожидаемые результаты:

У детей:

-Увеличится двигательная активность детей на 10-15 процентов;

- Расширится осведомлённость детей о туризме;

-Дети научатся, с помощью налаженных взаимоотношений в коллективе, добиваться общей цели и радоваться общим достижениям;

-Ориентироваться с помощью знаков на местности;

-Бережно и с уважением относиться к родному краю;

У педагогов:

- Расширится осведомлённость педагогов о детском туризме;

- Научатся применять элементарные знания туризма (костёр, верёвочные узлы, ориентирование по знакам и приметам) на практике.

У родителей:

-Получат представление об использование элементов туризма в физическом воспитании детей 6-7 лет в ДОУ;

- Заинтересуются детским туризмом, как средством совместного здорового семейного отдыха;

- Будут применять простейшие навыки безопасного туризма;

-Поднимется интерес у родителей к подвижным и спортивным играм с детьми на улице.

 В течении первой недели проекта я и педагоги ДОУ вводим детей и родителей в игровую проблемную ситуацию – наличие туристического рюкзака или другого туристического атрибута в групповом помещении ДОУ. Долее возникают проблемные вопросы (Совсем скоро наступит день туриста – 27 сентября. Кто является туристом? Какие качества определяют туриста? Хотят ли наши воспитанники стать настоящими туристами?)

Обязательно происходит совместное обсуждение , что нужно сделать

 Чтобы стать туристом, кто нам сможет помочь. Педагоги стараются заинтересовать  детей новой темой деятельности и стимулировать детскую инициативу в поиске знаний и умений. Детям предлагаются такие источники знаний, как электронные ресурсы, книги, мультфильмы, на этом этапе  дети активно прибегают к помощи родителей, тем самым приобщая их к новой совместной поисковой деятельности.

Внедряя проект в жизнь мы используем различные формы и методы работы, цель которых  - создание психологического настроя детей на новый вид деятельности, усвоение первоначальных знаний о правилах поведения в природе, осознание необходимости бережного и обдуманного отношения ко всему живому.

  • Утренняя зарядка туриста.
  • Игры – тренировки «Мы собираемся в поход», «Что возьмем с собой в поход?», «Правила поведения в природе для настоящего туриста».
  • Игры – соревнования  «Затуши костёр», «Собери мусор»,  «Собери рюкзак в поход», «Преодоление препятствий с рюкзаком за спиной».
  • Квест – игра с картой – схемой туристического маршрута по территории детского сада. Следуя карте и выполняя по ходу движения различные туристические задания, дети приходят в конечный пункт, где обязательно получают приз (медали, значки, новые спортивные атрибуты в физкультурный уголок). Цель: учить ориентироваться в пространстве.
  • Игры – путешествия «Юные туристы» (экологическая тропа). Цель: Совершенствовать естественные виды движений и обогащать двигательный опыт.
  • Беседа «Свежий воздух – его оздоравливающее значение», «Растения – лекари». Цель: Воспитание экологической культуры дошкольников через экологию здоровья.
  • Изучение природных условий родного края на основе исследовательской работы — сбор коллекций морских ракушек и камней. Цель: Знакомство с разнообразием растительного и животного мира своего края, с красотой природы родного края.
  • Загадки – картинки. Цель: закрепление знаний по теме «туризм».
  • Просмотр мультфильмов и слайдпрезентаций на туристическую тему.
  • Выставки краеведческих книг. альбомов.
  • Составление «Красной книги» Кубани.
  • Сбор коллекций (морские ракушки и камни), гербариев.
  • Пешие прогулки по территории центральной части станицы, к спортивным объектам станицы.
  • Туристический поход  за пределы территории ДОУ с диффенцированной двигательной нагрузкой. Дети двигаются по разработанным маршрутам к месту туристической стоянки. Прибыв на место. Дети совместно с родителями и педагогами разбивают туристический лагерь (ставят палатки). После небольшого отдыха мы проводим  «Туристические испытания». Где также принимают участие все участники туристического похода. Заранее на месте разбивки лагеря я организовываю туристические станции (паутина, мышеловка, параллельная переправа, метение шишек в цель, петли, лабиринт, укладка в спальный мешок, узлы и другие испытания). И, конечно же, соблюдая санитарные нормы, всех ждет туристический прием пищи. С родителями заранее проводим разъяснительную работу, что можно положить с собой в поход. Время туристического похода не превышает 2 часов. По истечении1,5 часов   все участники собираю палатки, убирают за собой лагерь и возвращаются в ДОУ.

Результаты проектной деятельности:

 У педагогов:

  • Сформированы знания педагогов о детском туризме,
  •   Применение элементарных знаний туризма (разные способы складывания дров для костра, верёвочные узлы, ориентирование по знакам и приметам) на практике.

У родителей:

  • Получили представление об использование элементов туризма в физическом воспитании детей 6-7 лет в ДОУ;
  • Сформирована заинтересованность детским туризмом, как средством совместного здорового семейного отдыха;
  • Сформировано умение применять простейшие навыки безопасного туризма;
  • Сформирован  интерес у родителей к подвижным и спортивным играм с детьми на улице.
  • Увеличение доли родителей, активно участвующих в ознакомлении детей с правилами безопасного поведения в природе на туристической тропе и участие в мероприятиях экологической направленности.

У детей:

  • Сформированы умения необходимые в туристическом походе. (Умение распределять туристические обязанности; умение собирать рюкзак, класть в него, только то, что понадобится в походе; умение правильно подбирать лекарственные препараты для аптечки и др).
  • Знают представителей растений и животных Краснодарского края.
  • Сформированы умения необходимые туристам в туристическом походе (умение читать карту своей местности; умение ориентироваться по плану города, на макете детского сада; умение пользоваться компасом и др).
  • Умение оценивать состояние окружающей среды и здоровья человека.

Продукт проекта:

  1. Методические материалы для педагогов: конспекты совместной деятельности, бесед, экскурсий и т. д.
  2. Электронные цифровые ресурсы.
  3. Фотоальбомы «Мы туристы!»
  4. «Красная книга» Кубани.
  5. Пополнение материальной базы физоборудования.
  6. .Фотоальбом: «Мы-туристы»
  7. Маршрутные листы  и карты движений по территории ДОУ и за его пределами.
  8. Коллекции ракушек, камней, гербарии.
  9. Библиотека краеведческих изданий.

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад  № 1

станица Старощербиновская

Познавательно-практико – ориентированный проект
«Быть туристом интересно!»

Крикун Ольга Федоровна

инструктор по физической культуры

высшая квалификационная категория

Ст. Старощербиновская

2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие "Самое интересное о муравьях. Приложение к занятию "Самое интересное о муравьях"

Цель: развитие представлений о приспособлении живых существ, к среде обитания, бережное обращение к природе.Задачи:1. Обобщить представление детей о многообразии насекомых, уточнить знания о поль...

Социальный проект "А вам интересна жизнь в детском саду?"

Если Вы не боитесь трудностей, готовы творить и хотите увлечь детей и взрослых общим интересным делом, тогда этот материал для вас!...

Конспект НОД Образовательная область: Познавательное развитие Тема: «Интересные дела!»

Проведение непосредственной образовательной деятельности, представляет возможность формировать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способами его испол...

Познавательно-исследовательский проект «Интересно, чье это перышко?»

Цель проекта:Формирование у детей дошкольного возраста начал экологическойкультуры через развитие интереса к птицам.Задачи проекта:1.Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, учить д...

Познавательно-исследовательский проект "Интересное о сердце"

Почти каждый ребёнок в детстве мечтает стать врачом. Он с удовольствием лечит кукол, дает им таблетки и слушает своих друзей. Но, естественно, ребенок не понимает, насколько важна и ответственна профе...

Конспект НОД по познавательному развитию Тема: «Интересные, удивительные предметы»

Конспект НОД по познавательному развитию тема: "Интересные, удивительные предметы"...

Познавательно- исследовательский проект "Интересная капелька".

Ребёнок любознателен. Склонен наблюдать, экспериментировать. Элементарное экспериментирование доступно уже детям с раннего возраста. Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприя...