Картотека игр по физической культуре старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)

Гринкова Ирина Сергеевна

Методическая копилка. картотека игр для детей страршего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_podvizhnyh_igr.docx30.8 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Горелки

Цель игры: развитие выносливости, ловкости, умения действовать по сигналу.

Правила игры: горелка не должен оглядываться, - он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.

Ход игры. Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий - горелка. Играющие нараспев говорят слова:

  • Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
  • Стой подоле, гляди на поле,
  • Едут там трубачи да едят калачи.
  • Погляди на небо:
  • Звезды горят, журавли кричат:
  • Гу, гу, убегу.
  • Раз, два, не воронь, а беги, как огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется. Если горелки удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.

Лапта

Цель игры: развитие выносливости, ловкости, умения действовать по сигналу.

Оборудование: небольшой резиновый мяч и лапта (круглая палка длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5-10 см).

Правила игры. Подавальщики не должны переступать черту города. Тому кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросать в поле рукой. Команда города переходит в поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона.

Ход игры. На площадке проводят две линии на расстоянии 20 м. С одной стороны площадки находится город, с другой - кон. Участники игры делятся на две равные команды. По жребию игроки одной команды идут в город, а другая команда водит. Команда города начинает игру. Метальщик лаптой забивает мяч, бежит через площадку за линию кона и снова возвращается в город. Водящие ловят отбитый мяч, бежит через площадку за линию кона и возвращается в город. Водящие ловят, отбитый мяч и стараются запятнать бегущего. Они могут перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать бегущего, они переходят в город. В ином случае игроки остаются на местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок. По очереди все игроки бьющей команды выступают в роли метальщиков. Но не всегда игрокам удается сразу вернуться в город. В этом случае они ждут, что их выручат. Выручить может только тот, кто далеко отобьет мяч. Нередко случается и так, что тот, кто ударил по мячу, не смог сразу перебежать за линию кона. Он ждет, когда мяч забьет следующий игрок, - тогда за линию кона бегут два игрока. Может создаться более трудное положение, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся на линии кона, тогда игроку, который еще не бил, разрешают ударить трижды. Если он промахнулся, то игроки города уступают место водящим.

Пятнашки на санках

Цель игры: развитие выносливости, ловкости.

Правила игры. Играть надо в пределах очерченной площадки. Пара, заехавшая за границы площадки, становится водящей, игра продолжается. Нельзя салить игроков той пары, которая только что была ведущей.

Ход игры. Играют несколько пар. В каждой из них один играющий везет другого, сидящего на санках. По желанию играющих или по считалке выбирается пара водящих. Водящие стремятся догнать любую пару играющих и запятнать одного из них. Салит игрок, сидящий на санках, но делает это только прикосновением руки. Если в паре игрок осален, пара становится водящей. Игра продолжается.

Билянша

Цель игры: развитие выносливости, ловкости, упражнение в беге с увертыванием.

Правила игры. Перетягивать соперника можно только одной рукой, помогать другой рукой нельзя. Никто не должен отдергивать вытянутую вперед руку. Если игрока, у которого есть пленник, перетянет на свою сторону игрок противоположной команды, то пленник освобождается и возвращается на свое место.

Ход игры. На площадке чертят две линии на расстоянии 3-4 м одна от другой. Играющие, разделившись на две команды, становятся за этими линиями лицом друг к другу. Один из играющих по собственному желанию и согласию товарищей с криком «Билянша!» бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед правую руку. Подбежавший берет кого-нибудь из команды соперников за руку и старается перетянуть его через площадку за свою линию. Если ему это удается, то он ставит пленника позади себя. Если же сам окажется за чертой команды противника, то становится ее пленником и располагается за спиной игрока, перетянувшего его на свою сторону. Игра продолжается, теперь игрока-нападающего высылает другая команда. Игра заканчивается тогда, когда одна команда перетянет к себе всех игроков другой команды.

Переменки 

Цель игры: развитие выносливости, ловкости, умения действовать по сигналу.

Оборудование: небольшой резиновый мяч и лапта (круглая палка длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5-10 см).

Правила игры. Тот, кто подает, не имеет права, ловя брошенный ему мяч, выбегать за свою черту. Если подающий не поймал на лету возвращенный ему мяч, то он берет его и начинает подавать снова. В начале игры можно поставить условие, что игра считается законченной, если один из играющих набрал десять очков, т. е. десять раз отбил мяч так, что его никто не поймал.

Ход игры. На площадке проводится черта. За эту черту становятся двое из играющих. Один из них (подающий) подбрасывает мяч, а другой отбивает его лаптой. Остальные участники игры, стоя в разных местах, ловят мяч на лету. Тот, кому удается поймать мяч на лету, идет отбивать его, а тот, кто отбивал раньше, переходит к ловящим. Если никто не поймает мяч, то его берет тот из играющих, к которому он упал ближе, и возвращает его подающему. Если подающий поймает его на лету, то начинает отбивать мяч, а подающим становится тот, который удачно бросил ему мяч. Тот, кто раньше отбивал, идет к ловящим.

Карусель

Цель игры: развитие выносливости, умения действовать по сигналу.

Правила  игры

  1. Занимать места на карусели можно только позвонку.
  2. Не успевший занять место до третьего звонка не принимает участия в катании на карусели.
  3. Делать движения надо согласно тексту, соблюдая ритм.

Ход игры. Играющие образуют круг. Воспитатель дает детям шнур, концы которого связаны. Дети, взявшись правой рукой за шнур, поворачиваются налево и говорят стихотворение:

Еле, еле, еле, еле завертелись карусели,

А потом кругом, кругом, все бегом, бегом, бегом.

В соответствии с текстом стихотворения дети идут по кругу сначала медленно, потом быстрее, а под конец – бегут.

Во время бега воспитатель приговаривает: «По-бе-жа-ли, по-бе-жа-ли».

После того как дети пробегут два раза по кругу, воспитатель меняет направление движения, говоря: «Поворот». Играющие поворачиваются кругом, быстро перехватывая шнур левой рукой, и бегут в другую сторону. Затем воспитатель продолжает вместе с детьми:

Тише, тише, не спешите! Карусель остановите!

Раз два, раз два! Вот и кончилась игра!

Движение карусели становится постепенно все медленнее. При словах: «Вот и кончилась игра», - дети опускают шнур на землю и расходятся по площадке. После того как дети немного отдохнули, воспитатель дает три звонка или три раза ударяет в бубен. Играющие спешат занять свои места на карусели, т. е. становятся в круг, берут шнур. Игра возобновляется. Не успевший занять место до третьего звонка не катается на карусели, а стоит и ждет, когда будет новая посадка. Повторять игру можно 3-4 раза.

Примечание: на шнур можно привязать бубенчики, цветные ленточки, чтобы карусель была нарядной. При помощи этой игры воспитатель развивает у детей ритмичность движений и умение согласовывать их со словами. Дети упражняются в беге, ходьбе по кругу и построении в круг.

Ловишки  из круга

Цель игры: развитие выносливости, ловкости, упражнение в ритмической ходьбе, в беге с увертыванием и в ловле, в построении в круг

Правила игры

  1. Бежать можно только после слова «лови».
  2. Пойманным считается тот, кого коснулся ловишка.
  3. Перебежавшие границу площадки выбывают из игры.

Ход игры. Дети стоят, по кругу, взявшись за руки. Ловишка, назначенный воспитателем, находится в центре круга. У него на руке повязка. Играющие двигаются по кругу вправо или влево (по указанию воспитателя), говоря:

Мы, веселые ребята, любим бегать и скакать,

Ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три - лови!

При последнем слове все дети разбегаются, а ловишка догоняет их. Пойманный временно отходит в сторону. Игра продолжается, пока ловишка не поймает, согласно условию, 2 - 3 детей. Затем он отдает воспитателю повязку, а пойманные включаются в игру. По сигналу воспитателя «в круг» все играющие становятся в круг, и назначается новый ловишка. Игра возобновляется. Общая продолжительность игры 5 - 7 минут.

Примечание:

  1. Вначале ловишка назначается воспитателем, а затем выбирается играющими.
  2. У ловишки должен быть отличительный знак, например лента на руке, завязанная выше локтя.
  3. Воспитатель, заканчивая игру, отмечает ловишек, которые поймали много играющих, а также тех детей, которые ни разу не попались ловишке.
  4. Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети не поддавались ловишке.
  5. Если площадка большая, то нужно отметить границы ее флажками или очертить линиями, чтобы играющие, убегая от ловишки, не перебегали границ.

Два мороза

Цель игры: развитие выносливости, ловкости, упражнение в беге с увертыванием в ловле.

Правила игры

  1. Играющие могут выбегать из дома только после слова «мороз».
  2. Кто выбежит из дома раньше, и кто останется в доме, считается замороженным.
  3. Тот, кого коснулся мороз, тотчас же останавливается.
  4. Бежать можно только вперед, но не назад и не за пределы площадки.

Ход игры. На противоположных сторонах площадки (или комнаты) отмечают линиями два дома. Расстояние между домами 25-30 шагов (12-15 м). Играющие располагаются на одной стороне площадки. Воспитатель выделяет двух водящих, которые становятся посередине площадки между домами, лицом к детям, - это Мороз - Красный нос и Мороз - Синий нос. По сигналу воспитателя «начинайте» оба мороза говорят:

  • Мы два брата молодые, два мороза удалые:
  • Я Мороз - Красный нос, Я Мороз - Синий нос.
  • Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?
  • Все играющие хором отвечают: не боимся мы угроз и не страшен нам мороз.

После слова «мороз» все играющие перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а морозы стараются их заморозить, т. е. коснуться рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил мороз, и так стоят до окончания перебежки всех остальных играющих. Замороженных подсчитывают, после чего они присоединяются к остальным играющим. Перебежки повторяются 3-4 раза. После подсчета общего числа замороженных назначаются воспитателем или выбираются (при помощи считалки) новые морозы, и игра возобновляется. В конце игры подытоживают, какая пара морозов заморозила большее число играющих. Общая продолжительность игры 5-7 минут.

Примечание:

  1. Перед проведением игры воспитатель разучивает с детьми текст стихов.
  2. Вначале можно выбрать одного мороза (тогда текст соответственно изменяется)

Я Мороз - Красный нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

  1. Когда дети усвоят игру, вводятся два мороза.
  2. Воспитатель следит за тем, чтобы играющие отвечали дружным хором.

Ловишка, бери ленту

Цель игры: развитие выносливости, ловкости, умения быстро реагировать, упражнение в беге с увертыванием, в ловле и построении в круг.

Правила игры

  1. Ловишка должен брать только ленту, не задерживая играющего.
  2. Играющий, лишившийся ленточки, отходит в сторону.

Ход игры. Играющие строятся по кругу. Каждый получает полоску из цветного материала или ленточку, которую он закладывает сзади за пояс или за ворот. В центре круга становится ловишка, назначаемый воспитателем. По сигналу воспитателя «беги» дети разбегаются по площадке. Ловишка бегает за играющими, стремясь вытянуть у кого-нибудь из них ленточку. Лишившийся ленточки временно отходит в сторону. По сигналу воспитателя «раз, два, три, в круг скорей беги» дети строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество взятых лент и возвращает их детям. Игра возобновляется с новым ловишкой. Каждый раз игра длится не больше 1-2 минуты общая продолжительность игры 5-7 минут.

Примечание:

  1. Если ловишка в течение 1-2 минуты не может вытянуть ни одной ленточки, воспитатель назначает другого.
  2. Ленточка должна так закладываться за ворот или пояс, чтобы конец ее свешивался и его можно было бы свободно захватить рукой.
  3. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебегали границы площадки.
  4. Заканчивая игру, воспитатель отмечает тех ловишек которые сумели вытянуть больше число ленточек и тех детей, которые ни разу не лишились лент.
  5. Если площадка большая, то нужно отметить границы ее флажками или очертить линиями, чтобы играющие убегая от ловишки, не перебегали границ.

Ловля бабочек

Цель игры: развитие выносливости, ловкости, умения быстро реагировать

Правила игры

  1. Пойманным считается тот, кого дети сумели окружить и охватить сомкнутыми руками.
  2. Ловить можно только по сигналу воспитателя «лови».

Ход игры. Воспитатель выбирает четырех из играющих - это «дети с сачками». Остальные играющие - «бабочки». Дети с сачками отходят в сторону (на конец площадки). Около них воспитатель очерчивает место, куда дети будут собирать пойманных бабочек. Воспитатель говорит, «летите», и все бабочки разлетаются по площадке (группе, спортивному/ музыкальному залу). По сигналу «лови» двое детей выбегают ловить бабочек. Они ловят, смыкая руки вокруг пойманного, затем отводят его в условленное место.  В то время когда дети уводят пойманного, воспитатель говорит: «Бабочки сели на цветы». Бабочки быстро присаживаются на «цветок», и на площадке наступает тишина. Воспитатель говорит: «Летите», и бабочки вылетают. Когда поймано 3-5 бабочек, отмечают, какая пара поймала больше. Затем выбираются другие дети с сачками, и игра начинается снова. Повторить игру можно 6-8 раз, но каждый раз она длится не более 1-2 минуты.

Примечание. Если детям долго не удается никого поймать, то воспитатель посылает на ловлю двух других детей, а те, которые ловили, возвращаются на место и отдыхают. При помощи этой игры воспитатель развивает у детей выдержку и умение действовать по сигналу (по слову). Дети упражняются в беге с увертыванием и в ловле, в приседании.

Рыбаки и рыбки

Цель игры: развитие выносливости, ловкости, умения быстро реагировать

Правила игры

  1. По сигналу воспитателя «лови» все рыбки должны уплывать в глубокое место.
  2. Рыбаки не могут заходить в глубокое место.
  3. Пойманные рыбки не могут вырываться и вылезать из-под веревки.
  4. Рыбаки могут только окружать рыбок веревкой, но не задерживать руками.

Ход игры. Площадка (комната) представляет пруд. На одном конце площадки отделяется «глубокое место», где укрываются «рыбки». На другом конце поставлены стулья или скамья для пойманных рыб - «садок». Воспитатель, изображающий рыбака, выбирает себе из числа играющих помощника. Когда начинается игра, рыбки плавают свободно по всему пруду. Вдоль площадки (вдоль берега) ходит рыбак, а на противоположной стороне - его помощник. В руках старшего рыбака «сеть» (веревка), на конце которой находится небольшой груз - мешочек с песком.

Неожиданно старший рыбак говорит своему помощнику: «Лови!», и бросает ему (поверху) конец веревки с грузом, затем рыбаки окружают сетью (веревкой) рыбок, которые не успели уплыть в глубокое место. Эти рыбки считаются пойманными и помещаются в садок. По сигналу «рыбки, плывите» рыбки снова выплывают из  глубокого места. После того как рыбаки 3-4 раза закинут в сеть, производиться подсчет пойманных рыбок, выбирается новый помощник старшего рыбака, и игра возобновляется.  Общая продолжительность игры 6-8 минут.

Примечание:

  1. Роль старшего рыбака должен исполнять воспитатель, а его помощника - кто-нибудь из детей. Помощник назначается воспитателем, так как эту роль может выполнить не каждый ребенок.
  2. В течение игры сменяются 2-3 помощника.

Не оставайся на полу (на земле)

Цель игры: развитие выносливости, ловкости, умения быстро реагировать, упражнять в беге, прыжках в глубину, в ловле

Правила игры

  1. Бегать по комнате после слова «лови» нельзя - надо влезать на возвышение.
  2. Занимать можно любое место.
  3. Ловить надо только после слова «лови».

Ход игры. В различных местах площадки (комнаты), ближе к границам ее, расставлены предметы высотой 25-30 см, на которые дети должны взбираться: лестницы со ступеньками, доски, поставленные на возвышение, невысокие ящики, скамейки (не меньше 25 см шириной). Выбирается ловишка. Ему надевают на руку повязку. Дети размещаются в разных местах площадки. Под удары в бубен дети ходят, бегают или прыгают по площадке в зависимости от того темпа и ритма, который дает воспитатель. Ловишка принимает участие в общем движении. По сигналу воспитателя «лови» все дети взбираются на расставленные предметы (возвышения). Ловишка ловит тех, кто не успел вскочить на возвышение. Пойманные садятся в стороне. После того как игра повторена 2-3 раза, проводится  подсчет пойманных и выбирается новый ловишка. Игра возобновляется с новым ловишкой. Общая продолжительность игры 5-7 минут.

Примечание:

  1. Воспитатель следит, чтобы дети спрыгивали с возвышения обеими ногами и мягко приземлялись, сгибая колени.
  2. Нужно, чтобы дети разбегались по всей площадке подальше от предметов, на которые они должны взбираться.

Лягушки и цапля

Цель игры: развитие выносливость, ловкость, умение действовать по словесному сигналу, быстро ориентироваться в обстановке

Правила игры

  1. Цапля может ловить лягушек только в болоте.
  2. Лягушки должны перепрыгивать, а не перешагивать через веревку.
  3. Лягушка, перешагнувшая через веревку, считается пойманной.

Ход игры. В середине площадки очерчивается квадрат или прямоугольник со сторонами в 4-6 м. Это «болото», где живут «лягушки». В углах квадрата вбиваются колышки или кладутся кубики так, чтобы высота колышка или кубиков над землей составляла 10-15 см. По сторонам квадрата протягивается веревка. К концу каждой веревки привязан груз (мешочек с песком). Концы веревки кладутся на кубики или колышки. В одном из углов площадки очерчено «гнездо цапли». Воспитатель назначает одного из играющих цаплей, остальные – «лягушки», которые стоят или прыгают в болото. Когда все играющие разместились на отведенных для них участках площадки, воспитатель дает сигнал «цапля». Высоко поднимая ноги, она направляется к болоту и перешагивает через веревку, чтобы поймать лягушек. Лягушки, спасаясь от цапли, выскакивают из болота, прыгая через веревку любым способом: отталкиваясь двумя ногами, одной ногой, с разбегу -  лишь бы убежать от цапли. Перешагнув через веревку, цапля ловит не успевших выпрыгнуть из болота лягушек. Пойманных цапля уводит к себе в дом, и они временно выбывают из игры (пока не сменится цапля). Если все лягушки успели выскочить из болота и цапля никого не поймала, она возвращается к себе в дом. Новая цапля выбирается после того, как будет поймано 2-3 лягушки. Продолжительность игры 6-7 минут.

Примечание:

  1. Веревка должна так накладываться на колышки, чтобы она могла легко упасть, если дети ее заденут.
  2. Если, прыгая через веревку, играющий уронит ее, веревка кладется на колышки воспитателем.
  3. Воспитатель следит, чтобы играющие не толпились у одной из сторон квадрата.
  4. Когда дети усвоят игру, можно усложнить ее введением второй цапли.

Если цапля долго не может поймать лягушек, выбирается новая цапля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарное перспективное планирование по физической культуре старший дошкольный возраст

Перспективное планирование по программе "От рождения до школы" образовательная область "Физическое развитие"....

Требования к подбору физических упражнений на занятиях физической культуры детей дошкольного возраста

Дкти дошкольного возраста и тркбования к подбору физических упражнений...

Долгосрочный проект «Внедрение комплекса ГТО в систему работы инструктора по физической культуре» (старший дошкольный возраст)

Проект предусматривает подготовку, формирование мотивации детей 6-7,  лет к сдаче первой ступени ГТО (старшие и подготовительные к школе группы ДОУ);  внедрение комплекса ТГО в работу инстру...

картотека занятий по физической культуре - старшая группа

картотека занятий по физической культуре - старшая группа...

Долгосрочный проект «Внедрение комплекса ГТО в систему работы инструктора по физической культуре» (старший дошкольный возраст)

Проект предусматривает подготовку, формирование мотивации детей 6-7,  лет к сдаче первой ступени ГТО (старшие и подготовительные к школе группы ДОУ);  внедрение комплекса ТГО в работу инстру...

Развлеченье по физической культуре.Старший дошкольный возраст

Развлеченье по физической культуре.Старший дошкольный возраст...