Перспективное планирование по физическому развитию для детей от 6 до 12 месяцев
календарно-тематическое планирование по физкультуре
Очень важной, составной частью гармоничного развития личности является физическое совершенство: крепкое здоровье, закаленность, ловкость, сила, выносливость
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie_po_fizicheskomu_razvitiyu_hadimullina_g.a.docx | 312.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по физическому развитию
для детей от 6 до 12 месяцев
Пояснительная записка
Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания правительства Российской Федерации. Очень важной, составной частью гармоничного развития личности является физическое совершенство: крепкое здоровье, закаленность, ловкость, сила, выносливость. Воспитание всех этих качеств должно начинаться с младенчества.
Укрепить здоровье детей, поддержать его и сохранить помогает физическое воспитание. По определению, оно означает педагогический процесс, который направлен на совершенствование форм и функций организма ребенка, на формирование двигательных навыков, умений, знаний, на воспитание физических качеств.
Первые 12 месяцев жизни малышей – это очень важный этап, формируются базовые движения: хватание, переворачивание, сидение, стояние. Выполнение комплекса специальных физических упражнений положительно отражается на уровне развития.
Возраст | Неделя | Игра-занятие: | Ход игры: | Задачи: |
6 -7 месяцев | 1. | «Посмотри на меня» | Когда малыш сосредоточит взгляд на лице, медленно отодвинуться сначала вправо, затем влево. | -учить поднимать и длительно удерживать голову в положении на животе. -развивать тактильную чувствительность грудничка -развивать зрительные ориентировочные реакции при показе знакомых игрушек, |
«Дай ручку» | Массаж рук. Легкое поглаживание каждого пальчика | |||
«Погремушка, погреми!» | Взять яркую погремушку и потрясти ею на расстоянии 40–45 см от лица ребенка, привлекая внимание. Погреметь справа, слева, стимулируя желание ребенка следить за игрушкой, делать повороты головы | |||
2. | «Ну-ка, оттолкнись!» | Подойти по ближе к ребенку, чтобы он оперся согнутыми ножками о ваш живот и смог оттолкнуться. | -улучшение физического развития -укрепление ног, рук и пальцев. -закреплять отдельные части тела в определенном положении | |
«Дай ножку! (массаж ног) | Легкое поглаживание указательным пальцем: край стопы, дотронуться до подушечек на стопах ножки, возле пальцев, потрогать середину стопы. | |||
«Хватай-ка!» | Вложить свои указательные пальцы в ладошки малыша. Ребенок тут же сожмет кулачки и ухватится за пальцы, чуть-чуть приподнять руки вверх, потянув малыша, и плавно опустите его обратно. | |||
3. | «Ку-ку». | Наклонится над малышом, поговорить с ним немножко, а затем сказать «ку-ку» и закрытть лицо руками, пеленкой, ярким шарфиком. Через несколько секунд уберите руки от лица: «Ку-ку, малыш!» Повторите игру несколько раз. | - укрепление и развитие мышц: туловища, живота, спины, ног. - стимулировать желание малыша захватывать предметы - развитие ловкости | |
«Хвать!» | Ребенок должен схватить игрушку! Чтобы чаще показывайте крохе разные игрушки, двигайте ими. А когда кроха протянет ручку, вложите в нее игрушку. Малыш ее уронил? Ничего страшного, повторите игру сначала | |||
«Где звенит?». | Встаньте так, чтобы малыш вас не видел, и позвените в колокольчик. Ребенок должен отыскать источник звука, повернуться и протянуть руки. Для игры используются разные звучащие предметы: погремушки, игрушки-пищалки, музыкальные инструменты, коробочки с наполнителями (крупы, фасоль) и т. п. | |||
4. | «Бибабо» | Куклы-перчатки надеть на руку, спрятаться за ширму и показать ему куклу. Подвигает ручками, похлопать в ладоши, покачать головкой, покрутится из стороны в сторону. | Развивать физические качества (ловкость, гибкость, выносливость) - приспосабливать и укреплять кистевой захват, -учится манипулировать предметами | |
«Маленькие ручки» | Массаж рук малыша. Делать это нежно, с ласковыми приговариваниями. Основной приём при этом - лёгкое поглаживание. Направления: от кончиков пальцев - к запястью с наружной и внутренней стороны кисти; от запястья - к плечу. Особое внимание - пальчикам. | |||
«Мельница». | Провести активные взмахи руками от головы к ножкам в перекрестном направлении, 10 раз. | |||
7 - 8 месяцев | 1. | «Иди, иди сюда!». | Расположите перед малюткой на расстоянии примерно 1 м красивую и яркую игрушку, например, кошку. Ребенок сконцентрировав на ней своё внимание, должен доползти до него. | - охрана и укрепление здоровья ребёнка - закаливание организма ребёнка - развитие двигательных навыков ребёнка в достаточном количестве |
«Колечки» | Пластмассовые или деревянные колечки. Их диаметр - от 5 см и больше Перебирая колечки разной величины, малютка перекладывает их из одной руки в другую. | - учить поднимать и длительно удерживать голову в положении на животе. -развивать тактильную чувствительность грудничка -развивать зрительные ориентировочные реакции при показе знакомых игрушек, | ||
«Ай да ножки!» | Поглаживание-массаж ног. Можно приговаривать: Что за ножки, что за ножки. У тебя, у нашей крошки! Скоро ножки, скоро ножки. Будут бегать по дорожке. | |||
2. | «Велосипед» | Захватывая за икры, попеременно сгибать и разгибать обе ноги, 8-10 раз. | - воспитание здорового, физически развитого и совершенного ребенка – развивать вестибулярный аппарат малыша, - способствовать укреплению мышц живота, ног, груди и т.д. | |
«Качели» | Мяч застелить чистой пеленкой, выложить дитя на животик. Прижать его локти к туловищу, чтобы была опора, и покачивать на мяче взад-вперёд и в стороны. | |||
«Обнимашки» | Попеременно перекрещивать ручки на груди малыша, сначала левая рука сверху, затем правая, 10 раз. | |||
3. | «Карапуз» | Лёжа на животе, ногами к взрослому. Педагог поднимает малыша левой рукой под животик, правую – заводит под руки ребёнка. Он упирается ладонями о поверхность, взрослый толкает правой рукой и локтем попеременно ручки. | - развитие вестибулярного аппарата мягкими, приятными на ощупь мячами малыша, способствовать - укреплению мышц шеи, рук, ног, живота, спины | |
«Конфеточки» | Ой, качи, качи, качи, В головах-то калачи, В ручках пряники, В ножках яблочки, По бокам конфеточки, Золотые веточки (поочередное касание головы, рук, ног.) | |||
«Гусеница» | Лёжа на мяче животом, руки малыша вытянуты перед собой. Педагог прокручивает мяч вперед, и ребёнок касается ладошками пола, делая несколько шагов руками. | |||
4. | «Тачка» | Взять малыша, лежащего на животе, за ножки и потихоньку продвигайтесь с ним по полу вперед. Нужно добиться, чтобы ребенок «шел» на руках, переставляя их для перемещения. | - укрепить мышцы рук и шеи. - развивать способность воспринимать, чувствовать - воспитание здорового, физически развитого и совершенного малыша | |
Массаж грудной клетки | Ребёнок лежит на спине, педагог тыльной стороной руки поглаживает от нижней части грудины вверх и в стороны к плечам. Далее пальцами поглаживает от центра к краям по ходу направления рёбер. | |||
«Снежный ком» | Катание мячей по полу руками, пинание ногами, при поддержке педагога. | |||
8 -9 месяцев | 1. | «Уголок» | Протянуть к ребенку, который лежит на спине, указательные пальцы своих рук. Когда он возьмется за них, немного потяните руки на себя. Когда угол подъема составит 45 градусов, плавно опустить ребенка обратно. | - развитие и укрепление мышц спины, плечевого пояса, ног. - воспитание смелости, уверенности - развивать выносливость |
Массаж живота | Тыльной стороной кисти произвести круговые движения вокруг пупка по часовой стрелке. Подключая вторую руку, ладони скользят синхронно от боков к центру снизу вверх. Далее правая кисть, согнутая в кулак, аккуратно движется по спирали вокруг пупка по часовой стрелке. Заканчивается массаж легким поглаживанием живота. | |||
"Самолетик-самолет" | Лежа на спине поднять палочку на такую высоту, на какую поднимаются прямые ноги и ребенок должен по команде дотянуться до палочки ступней или хотя бы коснуться пальцами. | |||
2. | «Кольца» | Сгибание и разгибание рук. Ребенок держится за пластмассовые кольца или за погремушки с кольцами, а педагог держит за другой конец, управляя процессом. Делать упражнения нужно считая на раз-два. | - укрепление и развитие мышц: туловища, живота, спины, ног, плечевого пояса - стимулировать желание малыша захватывать предметы - развитие ловкости | |
«Ветерок» | Сидя, ребенок должен самостоятельно вращать руками вперед и назад. | |||
«Давайте погладим кошечку» (собачку, мишку и т.д) | Педагог ставит ребенка стоя спиной к себе так, чтобы одна рука держала колено, другая - живот, так малыш не упадет. Ребенок должен самостоятельно поднимать с пола игрушки, сгибая и разгибая спину. Ноги не должны при этом сгибаться. | |||
3. | «Мостик» | Ребенок может самостоятельно делать мостик, малыша поставить спиной на колени и за головой поставить игрушку, ребенок будет тянуться за игрушкой, прогибая спину, также он должен самостоятельно взять игрушку и прогнуться назад в исходное положение. | - развивать физические качества (ловкость, гибкость, выносливость) - приспосабливать и укреплять кистевой захват, -учится манипулировать предметами | |
«Ай да ножки!» «Ай да ручки!» | Поглаживание-массаж ног (рук). Можно приговаривать: Что за ножки (ручки), что за ножки. У тебя, у нашей крошки! Скоро ножки, скоро ножки. Будут бегать по дорожке. | |||
«Бокс» | Исходное положение: ребенок сидит или стоит. Разгибайте и сгибайте его руки, предварительно вложив в его кисти удобные игрушки. | |||
4. | «Топанье и наклоны» | Поставить ребенка спиной к себе так, чтобы его стопы были на ваших. Поддерживать ребенка под мышками. Начиная делать шаги. Добравшись до положенной на полу игрушки, придерживать ребенка, чтобы он мог наклониться и сам схватить ее. | -учить поднимать и длительно удерживать голову в положении на животе. -развивать тактильную чувствительность грудничка -развивать зрительные ориентировочные реакции при показе знакомых игрушек, | |
Массаж спины и ягодиц | Поглаживание по всей спине и ягодицам, 2-3 раза; поглаживание, разминание поколачивание, пощипывание | |||
«Эстафетная палочка» | Положить предмет и ползти вместе с малюткой на четвереньках до нее. Дать малышу возможность успеть к палочке или мячику первым. | |||
9-10 месяцев | 1. | «Запасливый гном» | Для этого упражнения понадобятся несколько небольших мячиков, корзинка или коробка. Посадить, сесть сбоку от него, например. Протянуть крохе мячик, он возьмет его правой рукой. Важно, чтобы ребенок повернулся к вам корпусом вполоборота. Далее нужно переложить мячик в другую руку и положить его в коробку | - укрепление и развитие мышцы туловища, ног, рук и пояса верхних конечностей - формирование умения сохранять правильное положение тела, когда сидят, стоят, ходят -вырабатывать потребность к ежедневным занятиям |
«Приседания - сели-встали»! | Взять ребенка за руки и побуждать присесть на корточки, разводя колени в стороны приговаривая: «Сядем-встанем»! Следить за тем, чтобы стопы ребенка полностью стояли на столе. В момент вставания поднять руки малыша вверх, пусть он приподнимется на носки. | |||
«Поехали на велосипеде» | Захватывая за икры, попеременно сгибать и разгибать обе ноги, 8-10 раз. | |||
2. | «Перекладывание кубиков» | Научить вынимать кубики (или кирпичики) из ящика или ведерка и складывать их на столе, а затем класть обратно (наклоны, повороты туловища) | - формирование умения сохранять правильное положение тела, когда сидят, стоят, ходят - сохранения и укрепления здоровья детей - содействовать приобретению двигательного опыта детей, повышению уровня ежедневной двигательной активности | |
Массаж спины и ягодиц | Поглаживание по всей спине и ягодицам, 2-3 раза; поглаживание, разминание поколачивание, пощипывание | |||
«Колечки» | Сгибание и разгибание рук. Ребенок держится за пластмассовые кольца или за погремушки с кольцами, а педагог держит за другой конец, управляя процессом. Делать упражнения нужно считая на раз-два. | |||
3. | Массаж рук малыша | Основной приём при этом - лёгкое поглаживание. Направления: от кончиков пальцев - к запястью с наружной и внутренней стороны кисти; от запястья - к плечу. Особое внимание - пальчикам. | - развивать физические качества (ловкость, гибкость, выносливость) - приспосабливать и укреплять кистевой захват, -учится манипулировать предметами | |
«Мельница». | Провести активные взмахи руками от головы к ножкам в перекрестном направлении, 10 раз. | |||
«Дом для куклы» | Педагог просит принести ребенка кубик, что бы построить дом для куклы: ходьба, наклоны, повороты туловища. | |||
4. | «Хвать!» | Ребенок должен схватить игрушку! Показывать разные игрушки, двигать ими. А когда ребенок протянет ручку, вложите в нее игрушку. Малыш ее уронил? Ничего страшного, повторите игру сначала | - содействовать приобретению двигательного опыта детей, повышению уровня ежедневной двигательной активности - формирование умения сохранять правильное положение тела, когда сидят, стоят, ходят - развивать двигательные качества и способности детей: ловкость, быстроту, гибкость | |
Массаж спины и ягодиц | Поглаживание по всей спине и ягодицам, 2-3 раза; поглаживание, разминание поколачивание, пощипывание | |||
«Птички -полетели!» | Ребенок разводит руки в стороны и идет к игрушке. Педагог приговаривает: «Полетели, полетели!»- ходьба, упражнения рук, повороты туловища и головы. | |||
10 – 11 месяцев | 1. | «Веселая кукла -Бибабо» | Куклы-перчатки надеть на руку, спрятаться за ширму и показать ему куклу. Ребенок должен подойти к педагогу и повторять гимнастические упражнения которые покажет педагог. | - укрепление и развитие мышцы туловища, ног, рук и пояса верхних конечностей - формирование умения сохранять правильное положение тела, когда сидят, стоят, ходят -вырабатывать потребность к ежедневным занятиям |
«Цыплята на полянке» (массаж) | Вибрация или встряхивание. Растирание, в том числе и кольцевое. Постукивание и пощипывание. Поглаживание. | |||
«Ходят ножки-топают» | Ходьба, вокруг предмета. Хорошо будет в процессе движения петь песни или проговаривать стишок, и делать движения руками | |||
2. | Полетели-полетели! | Ребенок разводит руки в стороны и идет к игрушке. Педагог приговаривает: «Полетели, полетели!» | - развивать физические качества (ловкость, гибкость, выносливость) - приспосабливать и укреплять кистевой захват, -учится манипулировать предметами | |
«Погладим котеночка» | Сделать массаж спины, живота, легко растереть кожу, чтобы активизировать кровообращение. | |||
«Собачки» | Передвижение за игрушкой на четвереньках. Исходное положение — малыш стоит на четвереньках на столе. Ложим перед ним игрушку и побуждаем его ползти к ней. Повторяем 2–4 раза. | |||
3. | «Здравствуй солнышко!» | Переход в положение сидя. Исходное положение — малыш лежит на спине. Придерживаем ребенка левой рукой за бедра, побуждаем его перейти в положение сидя без поддержки за руку. Повторяем 2–3 раза. | - содействовать повышению уровня ежедневной двигательной активности - формировать у ребёнка физические навыки (учить ходить, бегать, лазать и т.д.) - научить ребёнка играть - развивать физическую активность | |
«Дай ручку» | Массаж рук, пальчиков, плечь. Легкое поглаживание каждого пальчика | |||
«Приплясывание» | Исходное положение — малыш, поддерживаемый взрослым, стоит на столе. Побуждаем ребенка переступать ножками, приседать, приплясывать в течение 1–2 минут. | |||
4. | «Приседания - сели-встали»! | Взять ребенка за руки и побуждать присесть на корточки, разводя колени в стороны приговаривая: «Сядем-встанем»! Следить за тем, чтобы стопы ребенка полностью стояли на столе. В момент вставания поднять руки малыша вверх, пусть он приподнимется на носки. | - создавать условия для формирования опорно-двигательной системы организма, выполнения основных движений - развивать интерес, - научить ребёнка играть | |
Массаж живота | Круговое поглаживание 5-6 раз, встречное поглаживание 5-6 раз, поглаживание косых мышц живота 5-6 раз, круговое поглаживание 5-6 раз. | |||
«Мельница» | Провести активные взмахи руками от головы к ножкам в перекрестном направлении, 10 раз. | |||
11 – 12 месяцев | 1. | «Брось мячик» | Бросание мяча в ведро (имитация баскетбола). | -улучшение физического развития -укрепление ног, рук и пальцев. -закреплять отдельные части тела в определенном положении |
«Веселые ножки» | Массаж стоп: поглаживание 5-6 раз. Сгибание и разгибание стоп- рефлекторные упражнения 3-4 раза. | |||
«Разноцветные кубики» | Педагог просит принести ребенка кубик, что бы построить домик для мишки: ходьба, наклоны, повороты туловища. | |||
2. | «Кошечка» | Разгибание позвоночника- исходное положение: ребёнок лежит на боку- одной рукой придерживайте ноги ребёнка, большим и указательным пальцами другой руки легко провести вдоль позвоночника снизу вверх, от крестца к шее, в ответ на это воздействие ребёнок прогибает спину, (рефлексе таланта). Повторить это движение на левом боку, меняя соответственно руки. | - охрана и укрепление здоровья ребёнка - закаливание организма ребёнка - развитие двигательных навыков ребёнка в достаточном количестве. - укрепление мышц | |
«Дай ножку! | Массаж ног. Легкое поглаживание указательным пальцем: край стопы, дотронуться до подушечек на стопах ножки, возле пальцев, потрогать середину стопы. | |||
«Зайди в круг» | Положить на пол обруч и попросить ребенка зайти в него и выйти. Можно подать как игру: когда на улице дождик – нужно спрятаться, когда солнце – можно выйти из круга | |||
3. | «Топанье и наклоны» | Упражнение, ребенок топает ножками, педагог приговаривает: «Топ-топ- шли ножки по дорожке». | - одействовать приобретению двигательного опыта детей, повышению уровня ежедневной двигательной активности, становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере - развивать двигательные качества и способности детей: ловкость, быстроту, гибкость, силу, общую выносливость; | |
«Птички полетели» | Положить ребенка на спину и сделайте лёгкое встряхивание ручек - захватить кисть ребёнка так же, как и при массаже, и очень легко встряхнуть обе руки, слегка разведя их в стороны. | |||
Рефлекторный массаж стоп | Сгибание и разгибание стоп- надавливание в области основания пальцев на подошве вызывает рефлекторное сгибание стопы, энергичное растирание по наружному краю стопы- разгибание. | |||
4. | «Посмотри на меня» | Когда малыш сосредоточит взгляд на вас, нужно медленно отодвинуться сначала вправо, затем влево. | - содействовать приобретению двигательного опыта детей, повышению уровня ежедневной двигательной активности - формировать у ребёнка физические навыки (учить ходить, бегать, лазать и т.д.) - научить ребёнка играть в подвижные игры - развивать физическую активность | |
«Кто в домике живет» | Не меньший восторг у ребёнка до года вызывают всевозможные коробочки, шкатулочки, кастрюльки. Они состоят как минимум из двух частей, значит, их можно: открывать, закрывать, наполнять. А ещё - громыхать ими и прятать в них что-то меньшее по размеру. Ребенок на определенном расстоянии подходит открывает крышку и смотрит кто спрятался в емкости. (3-4раза) | |||
Игра в догонялки |
|
Приложение
Игровые – занятия по развитие общих движений
Ползание
Цель: Дальнейшее развитие зрительного и слухового сосредоточения. Побуждение к ползанию (с 5-6 месяцев).
Ход занятия.
Педагог убирает из манежа все игрушки и кладет ребенка на живот лицом к центру. Приносит озвученный волчок и заводит его в центре манежа. Мелодичное звучание волчка и его яркая окраска привлекают внимание малыша. Он делает попытки ползти к центру манежа, чтобы схватить волчок.
Вставание к барьеру
Цель: Развить умение вставать, придерживаясь за барьер (с 7 месяцев).
Ход занятия.
Когда ребенок пытается встать на ноги, цепляясь за барьер манежа, педагог, стоя с яркой игрушкой у манежа, поощряет его стремление встать и дотянуться до игрушки.
Переступание вдоль барьера
Цель: Научить переступать вдоль барьера (с 8 месяцев).
Ход занятия.
Когда ребенок стоит, держась за барьер манежа, педагог подходит с игрушкой в руках на такое расстояние, чтобы ребенок не мог захватить игрушку, и жестами зовет его к себе. Ребенок тянется к игрушке и делает боковой шаг. С каждым занятием игрушка ставится все дальше и дальше. Так ребенок постепенно овладевает умением ходить вдоль барьера и начинает ходить самостоятельно, придерживаясь за него.
Использованная литература:
1. Авдеева, Н.Н. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества / Н.Н. Авдеева, С.Ю. Мещерякова, В.Г. Ражников. — М.: АСТ, 1996.
2. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая. — М., 1982.
3. Первушина, Е. Развивающие игры для детей от рождения до года / Е. Первушина. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2001.
4. Разенкова Ю. Игры-занятия с детьми в возрасте от одного до трех месяцев / Ю. Разенкова, И. Выродова // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 8. — С. 94 — 95.
5. Разенкова Ю. Игры-занятия с детьми в возрасте от трех до шести месяцев / Ю. Разенкова, И. Выродова // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 11. — С. 110 — 111.
6. Разенкова, Ю. Игры с детьми младенческого возраста / Ю. Разенкова. — М.: Школьная пресса, 2000.
7. Сигал, Мэрилин Ребенок играет от рождения до года / Мэрилин Сигал. — СПб.: Питер Пресс, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по физическому развитию в старшей группе
Разработка перспективного планирования по физическому развитию...
Перспективное планирование по физическому развитию
Гармоничное физическое развитие, формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, формирование основ здорового образа жизни. Приобретение опыта в следующих видах дея...
Перспективное планирование по физическому развитию в старшей группе
Перспективное планирование по физическому развитию в старшей группе под редакцией Л. И. Пензулаевой по программе "От рождения до школы" Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Пе...
Перспективное планирование по физическому развитию детей 3-4 лет
Перспективное планирование по физическому развитию детей 3-4 лет (Полтавцева, Гордова)...
Перспективное планирование по физическому развитию детей с задержкой психического развития в подготовительной к школе группе
Перспективное планирование по физическому развитию детей с задержкой психического развития в подготовительной к школе группе в таблице...
Перспективное планирование по физическому развитию на свежем воздухе для детей разновозрастной группы с тяжелым нарушением речи № 11 "Пчелки"
Перспективное планирование по физическому развитию для детей разновозрастной группы с тяжелым нарушением речи № 11 "Пчелки"...
Перспективное планирование по физическому развитию детей 4-5 лет.
Основным направлением данной работы является физкультурно-оздоровительное развитие, укрепление физического и психического здоровья детей, приобщение дошкольников к ценностям здорового образа жизни, фо...