«Опыт работы по физическому развитию детей младшей группы в ДОУ в соответствии с ФГОС»
методическая разработка по физкультуре (младшая группа)
Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей.
Поэтому, на сегодняшний день наиболее актуальными в деятельности любого ДОУ являются вопросы физкультурно-оздоровительной работы, основная задача которой — способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития ребенка, развитию двигательной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obmen_opytom_2021.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Опыт работы по физическому развитию
детей младшей группы в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей.
Поэтому, на сегодняшний день наиболее актуальными в деятельности любого ДОУ являются вопросы физкультурно-оздоровительной работы, основная задача которой — способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития ребенка, развитию двигательной активности. И начинать эту работу следует с детьми раннего возраста, т. к. фундамент здоровья человека закладывается уже в раннем детстве.
Всем давно известно, что движение — это: врожденная, жизненно необходимая потребность человека, эффективное лечебное средство, познание окружающего мира, важное средство воспитания и общения. Это доказано многочисленными исследованиями известных ученых, педагогов и психологов.
Педагогам необходимо создать в группе такую здоровьесберегающую среду, которая будет способствовать гармоничному и всестороннему развитию воспитанников, и, вместе с тем обеспечит им возможность сохранения здоровья.
Формы организации двигательной деятельности в ДОУ:
- Занятия по физическому развитию детей;
- Физкультурно - оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, физкультурные паузы, бодрящая гимнастика после дневного сна, закаливающие мероприятия;
- Физкультурный центр в группе;
- Самостоятельная двигательная деятельность детей;
- Совместно физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи;
- Работа с родителями
Приоритеты форм двигательной активности в режиме дня
Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, считаю необходимостью определить приоритеты в режиме дня.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно – оздоровительным мероприятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности:
•утренняя гимнастика;
•подвижные игры и физические упражнения во время прогулок;
•физкультминутки в совместной деятельности с умственной нагрузкой и т.д.
Второе место в двигательном режиме детей занимает совместная деятельность по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей.
В двигательный режим также входит совместная физкультурно – оздоровительная работа ДОУ и семьи
Все вышеописанные формы двигательной активности дополняют и обогащают друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в ДОУ.
Для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группе проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика - одно из средств оздоровления и профилактики болезней. У детей, которые регулярно занимаются гимнастикой, пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Утреннюю гимнастику провожу ежедневно до завтрака в течение 6-10 мин. Комплекс утренней гимнастики повторяется в течение двух недель. Утренняя гимнастика сопровождаются музыкой, что способствует хорошему настроению детей. Детям нравятся разнообразные пособия: гремящие шарики, кубики. Ленточки, яркие флажки, платочки, погремушки.
Также ежедневно провожу гимнастику после сна. Пробуждение – является одним из важнейших моментов способствующих нормальному протеканию жизненно важных процессов для ребенка.
Гимнастика после сна направлена на правильное постепенное пробуждения ото сна. Она помогает детям поднять настроение, мышечный тонус, а также обеспечивает профилактику нарушения осанки и плоскостопия, помогает активизировать физиологические системы, функции дыхательного аппарата. Гимнастика пробуждения происходит под звуки плавной музыки, вызывающей приятные положительные эмоции( пение птиц, шум леса, моря, классическая музыка для детей), или под словесное сопровождение.
Помимо ежедневной утренней зарядки и гимнастики после сна, с детьми проводятся физкультурные занятия 3 раза в неделю. Их цель – обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке
Развитие движений, воспитание двигательной активности детей осуществляется также во время прогулок. Каждая прогулка может иметь определенное содержание. Проводятся ежедневные прогулки, за исключением холодных температур / ниже – 15 градусов/.
Прогулка – это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. В ходе прогулки решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки, повышается двигательная активность. Работу по развитию движений на прогулке планирую так, чтобы была обеспечена системность, последовательность подачи всего программного материала, способность закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей.
Основными задачами, решаемыми в процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются:
•дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;
•совершенствование имеющихся у детей навыков в основных движениях путём применения их в изменяющихся игровых ситуациях;
•развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты, выносливости;
•воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.
Большое значение для формирования представлений детей младшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группе, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Это: «Медведь и пчелы», «Воробушки и автомобиль», «Самолет», «Поезд», «Солнышко и дождик»,«У медведя во бору», «Догони меня», «Кот и мыши», «Пузырь», «Зайка серенький сидит» и другие. Так же провожу игры малой подвижности, индивидуальную работу по развитию движений. Это «Сбей кеглю», «Прокати мяч», «Пройди по мостику». «Перепрыгни через ручек», «Попади в цель» и многое другое.
Физкультурный центр в группе
Главная задача воспитателя – правильно подобрать физкультурно-игровое оборудование. Необходимо исходить из того, какие основные виды движений следует развивать в этом возрасте: ходьбу и бег, равновесие и координацию, прыжки; катание, прокатывание и бросание мяча; ползание, подлезание под дуги, перелезание через бревно и т.д. Инвентарь должен быть ярким, привлекательным, доступным для детей, отвечать гигиеническим требованиям и правилам безопасности. Я обязательно проверяю устойчивость. надежность и безопасность оборудования.
Индивидуальная работа с детьми по физическому воспитанию не менее важна в двигательном режиме дня. Она планируется в течение всего дня в часы игр, прогулок. Добиваясь успеха при обучении двигательным действиям нужно не только предлагать ребенку правильно выполнять упражнение, например, по его образцу, но и постараться вызвать интерес к задаче.
Важную роль в здоровье детей играет дыхание. Дыхательные упражнения включаются во все оздоровительные упражнения. В работе с детьми, я использую несложные упражнения. Учитывается недостаточно развитая координация движений. Эффективно использовать в этом возрасте игровых приемов, эмоционально-образных упражнений. Я выполняю упражнения вместе с детьми. Большинство упражнений носит имитационный характер: “ “Насос”, “Полет самолета”, Паровозик». «Надуй шарик» и др.
Самостоятельная двигательная деятельность детей
Двигательные навыки, полученные в совместной физкультурной деятельности, дети закрепляют в самостоятельной двигательной деятельности. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность её зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности. занимаясь самостоятельно, ребенок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели.
Стимулом самостоятельной двигательной активности детей всех возрастов служит прежде всего, наличие в группе или на участке различных игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий.
Особое место я уделяю взаимодействию с родителями. Я объясняю, что для формирования, сохранения и укрепления здоровья детей нужно разумное сочетание оздоровительных и образовательных задач, что обеспечит развитие детей не в ущерб здоровью. Главное, на что в первую очередь направлена работа – это доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей. Наладить взаимоотношения помогают разнообразные формы работы: рекомендации, памятки, папки-передвижки, фотоотчеты, в которых отражается жизнь детей в детском саду.
Заключение
Если проанализировать работу по развитию двигательной активности в нашей группе можно отметить положительные изменения.
Возрос интерес детей к разным видам упражнений. Повысилась двигательная активность детей, разнообразилась игровая деятельность.
Двигательная активность стала более целенаправленной.
Малоподвижные дети стали более активными и самостоятельными, у них появился интерес к игровым упражнениям разной интенсивности, уверенность в своих действиях и желание участвовать в коллективных подвижных играх.
Гиперактивные дети стали более уравновешенными, спокойными. У них появилось устойчивое внимание, позволяющее быстрее воспринимать двигательные задания и выполнять их более качественно.
Дети стремятся к организации различных игр, к общению друг с другом. Они пытаются самостоятельно выполнять достаточно трудные двигательные задания, добиваясь хорошего результата.
Недостаточная оснащенность предметно-развивающей среды специальным физкультурным оборудованием препятствует эффективному освоению многих основных движений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Опыт работы по физическому развитию детей младшей группы в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
•Всем давно известно, что движение — это: врожденная, жизненно необходимая потребность человека, эффективное лечебное...
Презентация "Развивающая предметно - пространственная среда 2 младшей группы детского сада в соответствии с ФГОС и программой "Радуга"
Презентация предметно - пространственной среды во 2 мл.гр. детского сада в соответствии с ФГОС и программой "Радуга"...
Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Весна пришла» в соответствии с ФГОС
Обобщить знание детей о сезонных изменениях весной в природе, о жизни диких животных и птиц. Системазировать знание детей о весне....
Методическая разработка: конспект по познавательному развитию во второй младшей группе "Посадка лука" с соответствии с ФГОС ДО.
Конспект занятия: «Посадка лука»...
Методическая разработка: конспект по познавательному развитию во второй младшей группе "Посадка лука" с соответствии с ФГОС ДО.
Конспект занятия: «Посадка лука»...
Справка по результатам контроля предметно-пространственной среды во второй младшей группе комбинированной направленности в соответствии с ФГОС
Справка по результатам контроля предметно-пространственной среды во второй младшей группе комбинированной направленности в соответствии с ФГОС...
Опыт работы «Взаимодействие с семьями воспитанников старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС».
Опыт работы «Взаимодействие с семьями воспитанников старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС» С введением в действие Федерального государственного образовательного стандарт...