"Организация подвижных игр в бассейне с детьми дошкольного возраста"
статья по физкультуре
Статья "Организация подвижных игр в бассейне с детьми дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_podvizhnyh_igr_v_basseyne.docx | 23.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация подвижных игр в бассейне с детьми дошкольного возраста
С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее развитие ребенка. Свой важный и ничем не заменимый вклад в определение оптимального двигательного режима дошкольников с учетом индивидуальной вариативности в показателях их здоровья и развития призвана внести игровая деятельность и в первую очередь те ее виды, основу которых составляет свободное детское движение.
Подвижная игра – незаменимое средство физического воспитания ребенка, пополнения его знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ловкости, глазомера, быстроты реакции, подвижности, пластичности, формирования личностных морально-волевых качеств. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых физических и познавательных умений.
В играх у детей развивается интеллект, фантазия, воображение, память, речь. Сознательное выполнение правил игры формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется такие личностные качества, как, активность, честность, дисциплинированность, справедливость. В процессе игры происходит всестороннее гармоничное развитие ребенка.
По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Развивающий эффект подвижных игр заключается в том, что увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Таким образом, подвижные игры представляют собой важное средство решения задач физического воспитания дошкольников.
Подвижные игры классифицируются по разным параметрам:
- по возрасту (игры для детей младшего дошкольного возраста, среднего дошкольного возраста, старшего дошкольного возраста);
- по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью);
- по видам движений (игры с бегом, с метанием, с прыжками, с лазанием и т.д.);
- по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).
К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм — баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др.
Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы, он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка и т.д.
Несюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры включают игры типа: перебежек, ловишек; игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит к своему флажку?» и т.п.); игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»); игры с предметами (мячи, обручи, кегли и т.п.); игры-забавы («Ладушки», «Коза рогатая» и др.).
Игры с элементами соревнования требуют правильного педагогического руководства ими, которое предполагает соблюдение ряда условий: каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками (лазаньем, бегом, прыжками, метанием и т.д.), в которых он соревнуется. Игры с элементами соревнования используются преимущественно, в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Важными характеристиками подвижной игры являются:
- цель игры;
- содержание игры;
- правила игры;
- игровые роли.
Этапы развития подвижной игры:
- Разучивание игры.
- Повторение подвижной игры.
- Усложнение подвижной игры.
Подвижные игры в бассейне являются неотъемлемой частью физического воспитания и обучения плаванию. Игры и развлечения в воде способствуют воспитанию у детей смелости, решительности, уверенности в своих силах, инициативности.
Игры используются с самых первых занятий для освоения детей с водой и адаптации к водной среде. Плескаясь и играя младшие дошкольники безболезненно преодолевают чувство неуверенности и страха, быстро адаптируется в воде, привыкают смело входить и погружаться в нее, передвигаясь уверенно и без напряжения. Игры помогают овладеть всеми подготовительными к плаванию действиями.
В основном игры проводятся в заключительной части занятия.
И продолжительность ее может быть от 3 до 7 минут.
Для организации игр используется разнообразный инвентарь. Маски, мячи, кольца, стойки, ленты, разделительные веревки, плавающие обручи, тонущие воротики, тонущие игрушки, плавающие игрушки, плавающие мячики, основных цветов.
В младшем возрасте используются игры сюжетные, с использованием масок животных. «Медведь», «Лиса» «кот» и т.д.
Организация подвижных игр для детей раннего и младшего возрастов отличается простотой правил, групповым исполнением действий в игре, наглядностью и образностью, активным участием педагога в исполнении ролей ловишки, музыкальным сопровождением и четким разделением сигналов к началу и окончанию игры. в сюжетных играх уместно использование простых речитативов и подражания животным. В играх без сюжета типа задания - лучше использовать простые задания на распределения по цвету, размеру и форме предмета. Выполняя задания дети легче осваиваются в водной среде, учатся опускать лицо в воду и нырять.
По мере получения двигательного опыта в воде и уверенности в передвижениях к заданиям добавляются преодоление препятствий в виде прохождения в ворота или большой обруч. Прохождение под натянутой веревкой. Чтобы догнать игрушку или мяч ребенку необходимо наклонить голову или присесть глубже в воду или опустить лицо в воду. Степень натяжения может изменяться в зависимости от уровня подготовленности детей. Постепенно опуская лицо в воду, дети учатся делать пузыри (выдох через рот). Для обучения выдоху можно использовать коктейльные трубочки с широким отверстием и пластиковые стаканчики. Либо теннисные мячики, которые легко передвигаются от дыхания ребенка. Чтобы дети не боялись воды на лице, я использую игру «Поливашки». Которая заключается в поливании себя игрушек или друг друга. Так же использую игру «Водичка –водичка, умой мое личико» все упражнения я делаю вместе с детьми и активно участвую в этой игре. Малышам очень нравится игра «Догони ведерко» она заключается в том, что на поверхность воды высыпается много разноцветных мячиков и дети стараются догнать ведерко и забросить в него мяч ведерко держит педагог и передвигается по бассейну. Эта игра стимулирует детей к активному передвижению в воде, развивает равновесие и ощущение своего тела в водной среде. Если ребенок во время игры случайно окунется с головой под воду, он не реагирует на это плачем и криком, быстро успокаивается и продолжает играть с остальными детьми. После получения такого случайно получившегося опыта ныряния дети легче выполняю упражнения на опускание лица в воду по заданию педагога.
Дальнейшее приучение детей младшего возраста погружаться под воду происходит по средству игр на доставание предметов с дна бассейна или в сюжетной игре с приседанием под воду (нырки, совушка, мышки в норки).
В средней группе дети постепенно начинают приучаться к соревновательному способу проведения игр. Это могут быть игры наперегонки в паре или тройке участников. Дети стартуют с соперником по одному сигналу и выполняют соревновательное задание индивидуально «Кто быстрее».
Также дети легко дифференцируются на команды. И соревнуются командами выполняя задание все одновременно (собери шарики, перенеси предмет).
В средней группе увеличивается количество сюжетных игр их можно применять в зависимости от тематической направленности занятия. Сезонные игры характеризуются образностью заданий. (Зимой – «Два Мороза», «Заморожу», «Снежки», «Снежинка», «Путешествие на льдине», весной – «Воробьи и кот», «Вороны», «Сосульки», летом – «Бабочки на цветы», «Осиное гнездо», «Лохматый пес», Осенью – «собери овощи и фрукты по корзинам», «Зайцы и морковка», «Осенние листочки» и т.д.
В работе со старшими дошкольниками, когда дети овладевают техникой плавания, игры используются для повторения, закрепления и совершенствования отдельных движений спортивного способа плавания, для достижения устойчивости и гибкости навыков.
В старшей группе основу игр составляют эстафеты и соревнования командами и в личном первенстве. Также детям очень нравятся динамичные игры на выбывание такие как «Вышибало», «Охотник и утки», «Нырки», «Кот и мыши». Игры с перекличками - «Гуси лебеди» и т.д.
В подготовительной группе можно использовать игры с усложненными правилами, добавляя к знакомым играм усложняющие условия.
Например, игра «Волк во рво» усложняется перенесением предметов с одной стороны бассейна на другую. Если водящий запятнал игрока, то должен вернуться на исходную позицию.
Командная игра на меткость «Забрось в кольцо».
Игроки делятся на 2 команды по 1, 2, 3, 4 игрока в зависимости от количества детей на занятии. Бассейн разделен на 2 половины разделительной веревкой. В зависимости от подготовленности игроков мячей может быть 1-4. По сигналу игроки пытаются забросить мячи в кольцо противоположной команды, не пересекая разделительную линию. Игра продолжается до условленного количества попаданий.
Игры с нырянием и доставанием предметов можно усложнять условием:
- Предметы по цветам
- Предметы по цифрам
- Предметы по форме
- Предметы по порядковому счету
В подготовительной группе я активно применяю игровые упражнения в парах или тройках. Например, «Пронырни в воротики». Дети сроятся колонной в 2 -3 команды у одного бортика бассейна. По сигналу последний участник проныривает под ногами впереди стоящих детей и встает первым, так вся команда перебирается на другу сторону бассейна.
В процессе работы я использую следующие игры:
Ранний и младший возраст:
- «Собери мячики в корзину»
- «Кораблики плывут под мостом» (Прохождение в обруч или под шестом).
- «Зайки» («Зайки в домике сидят и ушами шевелят, вот так, вот так, и ушами шевелят, 1,2,3,4,5 – зайки вышли погулять, прыг скок, зайки вышли на лужок, вдруг лисичка выбегает, зайцев всех распугает.»)
- «Цветные автомобили»
- «Карусель»
- «Змейка»
- «Кот и воробьи»
- «Море волнуется – раз!»
- «Вороны»
- «Сердитая рыбка»
- «Перебрось мяч, догони мяч, поймай мяч.
- «Мишка косолапый»
- «Лягушки и цапля»
- «Собери по цветам» (Мячики, колечки, игрушки)
Игры для средней группы:
- «Цветные горошины»
- «Кот и мыши»
- «Лохматый пес»
- «Лягушки и цапля»
- «Медведь и дети»
- «Перебрасывания мяча в парах»
- «Нырки» (по имени, в парах, в командах)
- Собирание с поверхности воды предметов по различным признакам.
- Собирание предметов с дна бассейна
- «Сеть» (Невод)
- «Караси и щука»
Игры для старшего возраста:
- «Охотники и утки»
- «Попади в цель»
- «Нырки» командами
- «Гуси-лебеди»
- «Кот и мыши» (с дополнительными предметами)
- «Мышеловка»
- «Ловишки с мячом»
- «Перебрось мяч в парах, в командах.
- «Покажи фигуру под водой»
- Различные варианты эстафет.
- «Собери с дна» (различные варианты)
Игры для подготовительных групп:
- «Вышибало»
- «Воротики»
- Различные варианты эстафет
- «Перебрось- поднырни»
- «Охотники и утки»
- «Нырки»
- «Попади в цель»
- «Попади в кольцо» командами.
- «Собери с дна»
- «Ловишки с хвостиками»
- «Волк во рву»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Организация и проведение подвижных игр на прогулке с детьми дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей "Организация и проведение подвижных игр на прогулке с дошкольниками" ...
Организация и проведение подвижных игр на прогулке с детьми дошкольного возраста . (Консультация для воспитателей)
Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка-дошкольника, и потому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. В практике детского сада широко используются игры ролевые, дидакт...
Картотека подвижных игр для занятий в бассейне с детьми дошкольного возраста
Подборка подвижных игр для занятий в бассейне с детьми дошкольного возраста...
Памятка для воспитателей "Организация подвижных игр на улице с детьми дошкольного возраста"
Данная памятка знакомит педагогов с некоторыми подвижными играми, которые можно проводить на улице с детьми дошкольного возраста. Представлены игры для детей младшего, среднего и старшего дошкольного ...
Консультация для воспитателей «Организация подвижных игр на прогулке с детьми дошкольного возраста»
Игра является основной деятельностью, которой принадлежит главная роль в формировании личности ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Играя, дети познают мир....
Доклад на тему:"Особенности организации занятий в бассейне с детьми дошкольного возраста"
Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании и развитии ребенка, содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем...
Картотека подвижных игр для занятий в бассейне с детьми дошкольного возраста
Картотека подвижных игр для занятий в бассейне с детьми дошкольного возраста...