Доклад на тему:"Особенности организации занятий в бассейне с детьми дошкольного возраста"
статья

Нагимова Эльвира

Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании и развитии ребенка, содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки.

Плавание – мощный эмоционально-положительный фактор, который позволяет решать важные задачи: предупреждает плоскостопие, способствует снятию мышечного тонуса, развивает координацию и  ритмичность движения, увеличивает двигательные возможности организма. Систематические занятия в бассейне улучшают работу органов кровообращения и дыхания. Оказывают мощное закаливающее действие.

В результате систематических занятий плаванием увеличивается сила и подвижность нервных процессов в коре больших полушарий, повышается пластичность нервной системы, отчего ребенок становится более уравновешенным, лучше контролирует свое поведение и быстрее приспосабливается к новым видам деятельности в различной обстановке.

Основной целью занятий в бассейне является закаливание и укрепление детского организма; обучение детей дошкольного возраста плаванию; создание основы для разностороннего физического развития.

          На занятиях решаются задачи по формированию:

  • бережного отношения к своему здоровью;
  • навыков личной гигиены;
  • умения владеть своим телом в непривычной среде;
  • навыков плавания.

В нашем дошкольном учреждении для обучения детей плаванию имеется бассейн.  Бассейн отвечает требованиям СанПиН к устройству, эксплуатации, качеству воды.

К занятиям в бассейне привлекаются дети, начиная смладшего дошкольного возраста (вторая половина учебного года), если нет медицинских противопоказаний.Каждая группа посещает бассейн по расписанию. Для занятий в бассейне дети делятся на подгруппы до 12 человек.

Длительность занятий зависит от возраста:

  • дети  второй младшего возраста – 15 минут;
  • дети среднего возраста – 20 минут;
  • дети старшего возраста – 25 минут;
  • дети подготовительной  к школе группы – 30 минут.

На занятиях по плаванию присутствует медсестра, которая наблюдает за состоянием детей, ивсегда готова, при необходимости, оказать медицинскую помощь.

При обучении плаванию можно выделить несколько этапов:

  • Первый этап начинается с ознакомления ребенком с водой, ее свойствами. Он продолжается до того момента, как ребенок сможет безбоязненно и уверенно с помощью взрослого и самостоятельно входить в воду, передвигаться по дну бассейна, совершать простые действия, играть.
  • Второй этап связан с приобретением элементарных умений и навыков, которые помогут ребенку чувствовать себя на воде более уверенно и надежно. Дети учатся держаться на поверхности воды (всплывать, скользить).
  • Третий этап связан с обучением различным упражнениям, которые в дальнейшем помогут в обучении плаванию.
  • Четвертый этап это этап обучения дошкольников плаванию определенным способом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_rmo_fizrukov_plavanie.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 73 ГОРОДСКОГО ОКРУГА

ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН

ДОКЛАД на тему:

«Особенности организации занятий в бассейне

с детьми дошкольного возраста»

 (из опыта работы)

Инструктор

по физической культуре

Нагимова Э.М.

Уфа - 2022

Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании и развитии ребенка, содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки.

Плавание – мощный эмоционально-положительный фактор, который позволяет решать важные задачи: предупреждает плоскостопие, способствует снятию мышечного тонуса, развивает координацию и  ритмичность движения, увеличивает двигательные возможности организма. Систематические занятия в бассейне улучшают работу органов кровообращения и дыхания. Оказывают мощное закаливающее действие.

В результате систематических занятий плаванием увеличивается сила и подвижность нервных процессов в коре больших полушарий, повышается пластичность нервной системы, отчего ребенок становится более уравновешенным, лучше контролирует свое поведение и быстрее приспосабливается к новым видам деятельности в различной обстановке.

Основной целью занятий в бассейне является закаливание и укрепление детского организма; обучение детей дошкольного возраста плаванию; создание основы для разностороннего физического развития.

        На занятиях решаются задачи по формированию:

  • бережного отношения к своему здоровью;
  • навыков личной гигиены;
  • умения владеть своим телом в непривычной среде;
  • навыков плавания.

В нашем дошкольном учреждении для обучения детей плаванию имеется бассейн.  Бассейн отвечает требованиям СанПиН к устройству, эксплуатации, качеству воды.

К занятиям в бассейне привлекаются дети, начиная смладшего дошкольного возраста (вторая половина учебного года), если нет медицинских противопоказаний.Каждая группа посещает бассейн по расписанию. Для занятий в бассейне дети делятся на подгруппы до 12 человек.

Длительность занятий зависит от возраста:

  • дети  второй младшего возраста – 15 минут;
  • дети среднего возраста – 20 минут;
  • дети старшего возраста – 25 минут;
  • дети подготовительной  к школе группы – 30 минут.

На занятиях по плаванию присутствует медсестра, которая наблюдает за состоянием детей, ивсегда готова, при необходимости, оказать медицинскую помощь.

При обучении плаванию можно выделить несколько этапов:

  • Первый этап начинается с ознакомления ребенком с водой, ее свойствами. Он продолжается до того момента, как ребенок сможет безбоязненно и уверенно с помощью взрослого и самостоятельно входить в воду, передвигаться по дну бассейна, совершать простые действия, играть.
  • Второй этап связан с приобретением элементарных умений и навыков, которые помогут ребенку чувствовать себя на воде более уверенно и надежно. Дети учатся держаться на поверхности воды (всплывать, скользить).
  • Третий этап связан с обучением различным упражнениям, которые в дальнейшем помогут в обучении плаванию.
  • Четвертый этап это этап обучения дошкольников плаванию определенным способом.

Основное содержание занятий составляют физические упражнения и игры, освоение которых помогает детям научиться плавать определенными способами.

Перед началом «плавательного сезона» с детьми проводится беседы, в которых дошкольников знакомят с правилами посещения бассейна.

Сами занятия состоят из трех частей:

  • Подготовительная часть проводится на суше и представляет собой разминку (2 – 3 минуты).
  • Основная часть проводится в воде и включает в себя:

- организованный вход в бассейн;

- разминка в воде;

-выполнение упражнений и заданий,(дыхательные упражнения, упражнения для рук и ног);

-выполнение упражнений на освоение техники плавания;

- игры в воде.

  • Заключительная часть, как правило, самая любимая детьми – свободное плавание.

Занятия с детьми младшего дошкольного возраста проводятся в игровой форме.Используется различный водный инвентарь: надувные круги, нарукавники, плавающие и тонущие игрушки.Обучение плаванию начинается  с того, чтобы дети освоились в воде, не испытывали боязни и страха, почувствовали себя уверенно и совершенно свободно. Это наилучшим образом достигается веселыми играми, забавами и развлечениями в воде.

На занятиях с детьми постарше: плавательные доски, обручи, мячи разного размера и т.п. Игры и упражнения с предметами повышают интерес детей к занятиям плаванием, позволяют ознакомиться со свойствами воды, являются прекрасным средством начального обучения плаванию.С детьми старшего дошкольного возраста  широко применяются игровые упражнения соревновательного характера.

Вывод:

Занятия плаванием благотворно влияют не только на физическое состояние ребёнка, но также развивает умственные способности и координацию движений. Чем раньше начинает ребёнок заниматься плаванием, тем более успешно будет он развиваться в дальнейшем.

Нужно учитывать, что чем меньше ребенок, тем более образно его мышление. Поэтому все занятия с малышами мы проводим в имитационной форме. Чтобы ребенок понял суть задания, он должен представить образ – «лягушка»«фонтанчик»«дождик» и т.д.

С начала учебного года на занятиях по физкультуре мы разучиваем движения рук как при плавании «брасс» — «лягушка»«кроль» — «мельница»«кроль без выноса рук» — «собачка»; ног – «лягушка»«ножницы». На занятиях по плаванию дети быстро вспоминают эти движения и пытаются выполнить их в воде, опираясь ногами за дно или держась за бортик, или с поддерживающим средством (доска, мяч).

Первое занятие малышей – это экскурсия в бассейн, знакомство с правилами, которые они должны соблюдать. И эти правила повторяются с детьми перед каждым занятием, которое начинается как веселое водное путешествие: на речку, озеро, море. Всегда хочется вызвать у малышей желание войти в воду, поплескаться и поиграть в ней с другими детьми.

Занятия с малышами проводятся по следующей схеме.

В подготовительной части занятия дети выполняют упражнения на суше для рук, ног, туловища. Затем, спустившись в воду, проходят по периметру бассейна в обе стороны, держась за поручень.

Далее переходят к упражнениям на дыхание и погружение лица в воду. Здесь мы широко используем плавающие игрушки. Такие упражнения как «подуть на кораблик»«сделай ветер»«утки» — довольно быстро помогают детям вспомнить или научиться выполнять вдох – выдох в воду.

В основной части занятия, держась руками за бортик, выполняем движения ногами способом «кроль» — «ножницы«брасс»» - «лягушка». Постепенно учимся выполнять эти упражнения с погружением лица в воду. С первых уроков передвигаемся по бассейну, выполняя движения руками, как при плавании способом «брасс» — «лягушки» способом «кроль» — «мельница». Я добиваюсь выполнения этого упражнения с погружением лица в воду.

Когда дети начинают безбоязненно отрывать ноги от дна и опускать лицо в воду, т.е. освоены все предыдущие этапы, мы переходим к разучиванию скольжения – «стрелка».

На следующем этапе детям предлагается поработать ногами и руками в разных сочетаниях, выполняя движения рук и ног, имитирующие «лягушку»«мельницу»«ножницы» и при этом доплыть «на другой берег». Дети в младшей группе выполняют задание с удовольствием. Игровые занятия вызывают интерес и концу учебного годавсе детипреодолевают боязнь воды.

В средней группе большинство детей, кроме вновь прибывших и тех, кто много занятий пропускал в прошедшем году, уже хорошо адаптированы и без труда начинают выполнять скольжение и «торпеду» (руки «стрелка» — ноги «кроль»).

В процессе обучения используем вспомогательные средства – доски, мячи. Для принятия правильного положения тела и головы предлагаю детям задания с проплыванием в обруч.

        В старшем дошкольном возрасте занятия по плаванию успешно реализуются по программе Рыбак М.В., одновременно обучение из всех составляющих элементов выделяют основные, освоение которых способствует быстрому изучению в целом и формированию более прочного плавательного навыка. Таковыми являются движения рук в сочетании с дыханием при плавании «кроль на груди», движение ног при плавании «брасом». Затем осваиваются остальные движения.

При проведении занятий по плаванию нужно способствовать обогащению двигательного опыта приобретенного на физкультурных занятиях, прогулках и удовлетворить естественную потребность детей в движениях. Это одна из задач. Стремясь к её выполнению необходимо учитывать уровень развития каждого ребенка, и его индивидуальные способности. К проведению каждого занятия необходима соответствующая подготовка помещения (проветривание, санитарная обработка), рациональное распределение материала необходимого для занятия.

Можно пользоваться следующими приемами обучения основным двигательным навыкам с детьми дошкольного возраста:

Прием оказания помощи при выполнении движения. (Основной приём при формировании навыков у детей младшего возраста). Особенно эффективен при сочетании со словесными указаниями, пояснениями.

Речевые указания: чаще всего в сочетании с показом, игровыми приемами, в форме конкретного задания. Например: «принеси мяч»«собери рыбок в корзинку» и т.д.

Внесение игрушки: повышает эмоциональную насыщенность занятия.

Опыт нашей работы еще невелик, но полученные результаты говорят об огромной пользе нашего дела. Прежде всего, значительно снизилась заболеваемость детей простудными заболеваниями. Ребята становятся крепче, закаленнее. Они уже не боятся воды и с большим удовольствием идут в бассейн.

К выпуску из сада практически все дети, которые регулярно посещают бассейн, свободно держатся на воде, а многие из них проплывают длину нашего бассейна без остановки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Особенности проведения занятий по рисованию с детьми 2-3-х лет»

Методический материал по изобразительной деятельности с детьми 2-3 лет....

Особенности организации культурно-досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста

Особенности организации культурно-досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста...

Картотека подвижных игр для занятий в бассейне с детьми дошкольного возраста

Подборка подвижных игр для занятий в бассейне с детьми дошкольного возраста...

Особенности организации проектной деятельности педагогов с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития (2018)

Особенности организации проектной деятельности педагогов с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития...

Картотека подвижных игр для занятий в бассейне с детьми дошкольного возраста

Картотека подвижных игр для занятий в бассейне с детьми дошкольного возраста...

"Особенности организации занятий по аквааэробике с детьми дошкольного возраста"

В статье даны рекомендации по проведению аквааэробики для детей дошкольного возраста.Раскрываются теоретические и методические аспекты организации занятий по аквааэробике, предложена  структура п...