Влияние игрового стретчинга на укрепление и сохранения здоровья дошкольников
статья по физкультуре
Влияние игрового стретчинга на укрепление и
сохранения здоровья дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Влияние игрового стретчинга на укрепление и сохранения здоровья дошкольников | 54.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние игрового стретчинга на укрепление и
сохранения здоровья дошкольников
Введение
Охрана и укрепление здоровья является первоочередной задачей
воспитательно-образовательного процесса. Поэтому ДОУ призвано
создать необходимые условия для организации физкультурно-оздоровительной работы.
Увеличение числа детей с различными отклонениями в состоянии
здоровья делают эту задачу приоритетной. В детском саду имеются все возможности для занятий физкультурой и спортом: имеется оборудованный спортивный зал, бассейн, спортивная площадка. В каждой возрастной группе имеется физкультурные уголки.
Заболеваемость с каждым годом растет и «молодеет». Уже среди
воспитанников детских садов многие дети страдают хроническими
заболеваниями, имеют патологическую осанку. В настоящее время появилось много разных форм физкультурно-оздоровительной работы. Мое внимание привлекла методика игрового стретчинга.
Задача стретчинга состоит в развитии гибкости, подвижности
суставов, укрепление мышц без нагрузки на позвоночник, мягкая
растяжка. Формируется правильная осанка, дети заряжаются энергией.
Эффективность подражательных движений заключается в том, что через
образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из
различных исходных положений и с большим разнообразием видов
движений, что даѐт хорошую физическую нагрузку на все группы мышц.
Эта методика как нельзя лучше подходит для внедрения ее в работу с
детьми. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы
научиться с детства следить за своим здоровьем. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, ведь именно в дошкольном
возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, его физического
развития и культуры движений. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой
потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.
Актуальность опыта
Для решения основной задачи: сохранения и укрепления здоровья
ребенка необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в
детском саду, достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий. Следовательно, возникает необходимость
создания такой системы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге
способствовало сохранению и укреплению физического и психического
здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни. Это и стало проблемой опыта.
Изменения, происходящие сегодня в сфере образования, направлены, прежде всего, на улучшения его качества. Как показывает практический опыт, одним из возможных способов решения задач физического развития детей дошкольного возраста, является насыщение физкультурных занятий новыми, нетрадиционными формами и методиками, способствующими самореализации ребенка, раскрытие их индивидуальных способностей и возможностей. Таким образом, основополагающим принципом работы является единство интеллектуальной и физической культуры будущего поколения, постоянное совершенствование знаний инструкторов по физической культуре. Осознание большой ответственности за здоровье детей дает стимул к овладению новыми методиками в направлении оздоровительной работы. Однако стоит заметить, что прогрессивный результат будет давать только постоянная и целенаправленная работа.
Игровой стретчинг помогает:
- оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата
(формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия);
- совершенствовать физические способности: развивать мышечную силу, подвижность в различных суставах (гибкость), выносливость, пластичность, скоростные, силовые и координационные способности;
- повышать интерес к занятиям физкультурой.
Актуальность опыта заключается в создании системы работы с
детьми в игровом стретчинге, как новой формы работы в физкультурно-оздоровительной работе.
Ведущая педагогическая идея опыта
Каждое образовательное учреждение призвано выполнять свои
образовательно-развивающие задачи, определять свою стратегию сохранения
здоровья, выбирать инновационные технологии. Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация здоровьсберегающего процесса в детском саду, обеспечение его управляемости. Поэтому ведущая педагогическая идея опыта определяется разработкой специальных игр и упражнений игрового стретчинга для формирования у детей положительных эмоционально-волевых качеств, уверенность, оптимизм, выдержку. Совершенствования телесных представлений, понимания выполняемых движений, способствующих укреплению здоровья.
Длительность работы над опытом
Работа над опытом «Влияние методики игрового сретчинга
на сохранение и укрепление здоровья дошкольников» ведѐтся в три этапа.
1-й этап – начальный (констатирующий) сентябрь 2015г. – май
2016г.
2-й этап – основной (формирующий) октябрь 2016г. – май 2017г.
3-й этап – заключительный (контрольный) сентябрь 2017г. –
декабрь 2017г.
Начальный этап предполагает обнаружение проблемы, подбор материала, анкетирование родителей, осмотр детей.
- подбор методических пособий, наглядного материала
- составление перспективного плана
- изготовление пособий (коврики)
- разработка конспектов занятий
На формирующем этапе ведется:
- апробация нового материала, технологий, интерактивных форм
работы с детьми
- разработка конспектов занятий, игр, упражнений
- работа с родителями
- выступление на совете педагогов
- показ открытых занятий, игр, упражнений
- самоанализ работы
На третьем – заключительном этапе предполагается:
- выступления на педчасах, МО
- показ открытых занятий в ДОУ
- выступление на семинаре внутри детского сада
- показ мастер-класса
- оформление папки с опытом работы
- анкетирование родителей
- итоговая диагностика детей, которая показала успешность
выбранных методов и приѐмов для решения обозначенной темы.
Адресная направленность
Опыт может быть использован:
воспитателем по физической культуре и воспитателями детского сада;
руководителями спортивных кружков для дошкольников;
родителями.
Теоретическая база опыта
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из
главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и
обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон
РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др. Реализация важнейших положений Концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья физического развития детей. Общетеоретической основой исследования явились труды педагогов Руновой М.А., Назаровой А.Г., Горбатенко О.Ф. Поэтому для меня актуальной задачей на современном этапе является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно-оздоровительной деятельности в детском саду. По мнению Назаровой А.Г. игровой стретчинг - это медленные движения, которые воздействуют на мышцы и суставы по всей глубине. Рунова М.А. утверждает, что занятие должно быть построено с учѐтом принципов оптимизации дифференциации и индивидуализации, только тогда решается комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Горбатенко О.Ф. говорит, что упражнения игрового стретчинга способствуют повышению физической подготовленности занимающихся, развитию двигательных способностей, а так же содействию профилактике нарушений осанки и плоскостопия. Во время растяжения к мышцам приливает больше крови и мышцы становятся эластичными.
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в комбинации элементов вышеназванных технологий через интеграцию всех образовательных областей, а также рационализацией, усовершенствованием системы работы с игровым стретчингом. В частности:
Создана система работы с детьми с использованием стретчинга на физкультурных занятиях.
Разработаны критерии оценки физической готовности дошкольников, выделены его компоненты в разных возрастных группах.
Технология опыта
Началом работы по теме стало проведение диагностики, по
определению исходного уровня физического развития детей средней
группы. Для выявления уровня развития детей использовались критерии
оценки умений и навыков воспитанников в стретчинговых упражнениях
Высокий уровень:
Умение правильно принимать исходное положение по названию
Умение самостоятельно выполнять изученные стретчинговые
упражнения
Умение самостоятельно придумывать новые сюжеты и
композиции, используя знакомые упражнения
Верно и качественно выполнять упражнения
Средний уровень:
Умение принимать исходное положение при его расшифровке
Умение выполнять изученные стретчинговые упражнения с
возможным объяснением и показом взрослого
Умение строить новый сюжет с небольшой помощью педагога
Верно и качественно выполнять упражнения
Низкий уровень:
Не может самостоятельно принять исходное положение и
выполнить знакомое стретчинговое упражнение
Не может построить новую сюжетную линию даже с небольшими
подсказками педагога
Неверно и некачественно выполнять упражнения
Итогом реализации данной технологии явилась положительная динамика состояния здоровья детей. На данный момент в детском саду:
60% - высокий уровень
35% - средний
5% - низкий
До использования методики игрового стретчинга уровень освоения программы составлял: высокий – 50%, средний – 25%, низкий - 25%.
Если в этот период не работать над точностью, ловкостью и координацией движений, то в процессе интенсивного роста ребѐнка возникают диспропорции в управлении двигательным аппаратом. Неуклюжесть движений может быть причиной застенчивости, робости, скованности позвоночника, что в свою очередь ведет к нарушению осанки и мешает социальной адаптации ребенка. Но уже к концу года произошел качественный рост по всем показателям. Высокий уровень развития вырос на 10%, средний вырос на 10%, а низкий снизился на 20%.
В опыте раскрыты особенности здоровьесберегающей деятельности в детском саду. Определены, цели, задачи, средства их реализации, механизмы управления.
Цель: Совершенствование всех функций организма и развитие
двигательной деятельности детей средствами игрового стретчинга.
Задачи:
Оздоровительные:
- обучать детей различным видам имитационных движений игрового
стретчинга;
- формировать навыки сохранения правильной осанки;
Развивающие:
- развивать силу основных мышечных групп, способствовать растяжению и укреплению мышц и связок;
- развивать и совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно - сосудистую и нервную системы организма;
Воспитательные:
- воспитывать желание проявлять волю, терпение во время выполнения упражнений;
- создавать условия для положительного психоэмоционального состояния детей;
- воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях.
Для эффективной работы с использованием новой технологии необходима объективная оценка физического здоровья ребенка. Поэтому в мониторинговом исследовании проводилась оценка физического развития ребенка, сформированность двигательных качеств, пластичности и гибкости, произведена оценка компетентности здоровьесбережения педагогов, родителей, детей, определено состояние общей произвольной моторики дошкольников.
В результате мониторинга детей было выявлено, что показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по их улучшению. Но как это сделать, какими средствами и путями? Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, показало, что родители мало знают о том, как укрепить здоровье ребенка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий ("не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадешь, посиди"), даже от здорового соперничества в подвижных играх. Первое, с чем сталкиваешься - это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе «волочат» за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанки. Поэтому, напрашивался вывод, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.
Одним из путей решения этой проблемы в нашем ДОУ является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей. Поэтому в дошкольном учреждении реализуется раздел программы по физической культуре Л.И. Пензулаевой, которая направлена на развитие у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков, развитие таких физических качеств как сила, ловкость, выносливость, гибкость, быстрота. Наряду с этой программой используется авторская технология: Назаровой А.Г. «Игровой стретчинг».
Данные технологии направлены на совершенствование психомоторных и творческих способностей дошкольников, на формирование двигательно-эмоциональной сферы детей. Основной целью технологий является содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами игровой гимнастики. Обучение по этой технологии создает необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень знаний. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию. В соответствии с ФГОС ДО работа опирается на научные принципы:
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• принцип систематичности обусловливает необходимость последовательности, преемственности и регулярности при формировании у детей знаний, двигательных умений, навыков, адекватных особенностям их развития в период дошкольного возраста. Он заключается в непрерывности, планомерности использования средств, во всех возможных формах их проявления в течение всего курса занятий;
• принцип постепенности определяет необходимость построения занятий физическими упражнениями в соответствии с правилами: «от известного к неизвестному», «от простого к сложному», «от менее привлекательного к более привлекательному»;
• принцип индивидуальности предполагает такое построение процесса занятий игрового стретчинга и использование его средств, методов и организационных форм, при которых осуществляется индивидуальный подход к детям разного возраста, пола, двигательной подготовки и физического развития, где создаются условия для наибольшего развития двигательных способностей и укрепления здоровья занимающихся. При индивидуальном подходе обязательно учитываются физиологическая и психическая стороны развития ребѐнка;
• принцип доступности означает, что изучаемый материал должен быть легким, гарантирующим свободу в учении и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил занимающихся. Умелое соблюдение принципа доступности – залог оздоровительного эффекта физического воспитания;
• принцип учета возрастного развития движений предусматривает степень развития основных движений у ребенка, его двигательных навыков. принцип чередования нагрузки важен для предупреждения утомления детей и для оздоровительного эффекта от выполнения физических упражнений. Здесь предусматривается такое сочетание, чтобы работа одних мышц, осуществляющих движение или содействующих принятию определенной позы, сменялась работой других, оставляя возможность для восстановительных процессов, т. е. обеспечивало бы чередование нагрузки и отдыха;
• принцип наглядности – один из главных общеметодических принципов при работе с детьми дошкольного возраста. Наглядность играет важную роль в обучении движениям и является неотъемлемым условием совершенствования двигательной деятельности. Процессы занятий строятся с широким использованием всех видов наглядности: зрительной, звуковой и двигательной. Здесь очень важен показ упражнений преподавателем. Он должен быть четким, грамотным, в зеркальном изображении. Звуковая наглядность осуществляется в виде различных звуковых сигналов. Особое значение в занятиях у детей имеет связь чувственного образа и образа слова. Двигательная наглядность является специфической, ее значение важно при освоении сложных движений;
• принцип сознательности и активности – предполагает формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля и самокоррекции движений в процессе занятий, развитие сознательности, инициативы и творчества.
Работа по формированию представления и навыков здорового образа жизни реализуется через все виды деятельности детей в детском саду. С учетом требований данных технологий была разработана модель организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду. При разработке данной модели и ее реализации были выбраны современные методические походы к проблемам образования детей дошкольного возраста. В этом числе, использовали методические рекомендации. Для систематизации образовательной работы была принята программа образовательного учреждения по формированию представления и приобщению дошкольников к здоровому образу жизни: взаимодействие с семьей, привлечение родителей к закреплению навыков здорового образа жизни.
Работая над проблемой создания устойчивого интереса к занятиям по физической культуре, стало понятно, что само физическое воспитание и создание положительного эмоционального настроя в процессе двигательной деятельности - это 99% успеха в освоении предлагаемых заданий и 100% успеха в решении задачи по формированию желания выполнять физические упражнения ежедневно.
Так как же сделать физкультурное занятие радостным событием и потребностью в режиме дня дошкольника?
И я нашла выход, соединив положительные качества традиционной программы и внедрение технологий Назаровой, авторской программы Н.Н.Ефименко «Театр физического развития», Н.А.Фомина «Сюжетно- ролевая ритмическая гимнастика». С этой целью была разработана система использования технологии «Игровой стретчинг» на занятиях по физической культуре. Эта система основана на повышении интереса к физической культуре и спорту за счет введения увлекательных форм работы во всех частях занятий.
Использование игрового стретчинга на физкультурных занятиях, как часть, началось со средней группы. В конце физкультурного занятия детям давались задания на растяжку виде игровых упражнений «Грустный и веселый», «Холодно-жарко», «Гномы и великаны». Дети с удовольствием начали выполнять такие забавные упражнения, а также приучались принимать правильное исходное положение, учились держать ровно спинку. На первых занятиях приходится давать много словесных указаний, пожеланий, учитывать индивидуальность выполнения каждого ребенка, осуществлять контроль за выполнением несложных упражнений. Постепенно дети приучались к самооценке, самодисциплине. У них выработалось желание заниматься спортом, быть крепкими, ловкими и гибкими. В этом возрасте у детей превалирует наглядно-образное мышление. Для показа красоты спорта подбирались иллюстрации спортивных упражнений, делались презентации, создавались слайды. Использование средств ИКТ активизировало детей, помогло осознать важность занятий физкультурой и спортом для собственного здоровья.
(Приложение 1. Сборник конспектов занятий с использованием игрового стретчинга).
В старшей и подготовительной группе занятия стретчингом стали носить целенаправленный, системный и последовательный характер. Занятие состоит из трех частей:
- в вводной части дети выполняют упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков, для принятия правильной осанки и укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания. Очень важно не только разогреть мышцы и суставы, но и «настроить» чувства, т.е. подготовить детей эмоционально к предстоящему занятию, научить «вслушиваться» в ощущения, возникающие в мышцах, запоминать их. В этом помогают упражнения, которые дают образное представление о формах движения, выражающих эмоциональное состояние души и т.д.). С этой целью детям предлагались специальные игровые задания, выполняя которые ребенок преодолевает стереотип движения с данным предметом. («Слоник», «Собачка», «Звѐздочка», «Рыбка», «Фонарик».)
- Во второй (основной) части переходим к игровому стретчингу. Каждый сюжетный материал распределялся на 2 занятия. На первом занятии дети знакомились с новыми движениями, закреплялись уже известные. На втором занятии – совершенствование и точность выполнения упражнений, передача характерных особенностей образов. Вначале дети не могли даже ходить определѐнное время с выпрямленной спиной, уставали, сутулились. Дошкольники отличались быстрой сменой настроения, утомляемостью; плохая ориентировка в пространстве; нарушена координация движений, ребенок не владел своим телом.
Упражнения игрового стретчинга не должно оставаться без внимания, поэтому они должны быть включены и в содержание физических занятий. Важно осуществить правильный выбор упражнений для всех групп мышц, вариативно менять виды деятельности. Подвижная игра также составляющая основной части занятия. Подбор подвижных игр осуществляется в зависимости от сложности и интересности предыдущих действий. В третьей (заключительной) части решается задача восстановления организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности. Дыхательные упражнения способствуют более быстрому восстановлению организма и несут оздоровительный характер. Важно научить ребенка дышать носом, соотносить вдох и выдох с движениями. Упражнения на релаксацию включены в каждое занятие: необходимо, чтобы ребенок научился снимать напряжение мышц после физической нагрузки. Этому соответствуют упражнения на релаксацию, выполняемые в игровой форме.
(Приложение 2. Картотека упражнений игрового стретчинга).
Эффективность подражательных движений заключаются в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных положений и с большим разнообразием видов движений, что дает хорошую нагрузку на все группы мышц. Сочетание динамических и статических упражнений наиболее соответствует природе опорно-двигательного аппарата и является лучшим средством развития физических качеств: силы, ловкости, гибкости, выносливости, пластики. Результативными и эффективными становятся занятия с детьми игровым стретчингом со старшего дошкольного возраста. К 5 годам у ребенка формируется наглядно-образное мышление, что позволяет с наибольшей эффективностью выполнять имитационные движения, наиболее точно и эмоционально выразительно. Ребенок способен контролировать свои действия по словесному указанию взрослого. Медико-педагогический контроль на занятиях позволяет сделать вывод, что нагрузка возрастает постепенно и через 3 минуты после занятия показатели возвращаются к исходным. Эффективность занятий определяет анализ физкультурно-оздоровительной работы в конце учебного года.
Диагностика, проводимая 2 раза в год, дает результаты физических и скоростно-силовых качеств. Общий анализ работы позволяет сделать вывод, что занятия, организованные по методике игрового стретчинга, эффективно влияют на общее состояние здоровья, уровень физического развития и развития физических качеств у детей дошкольного возраста, и их продолжительного психоэмоцианального состояния.
Игровой стретчинг интегрируется со многими видами деятельности:
- утренняя гимнастика проводится через разнообразные формы: на танцевальном и литературном материале, круговой тренировке, в форме подвижных игр и оздоровительного бега, что позволяет более эффективно реализовать двигательную активность дошкольников, повысить уровень их физического и эмоционального развития.
В каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:
- маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приемам элементарной страховки;
- в среднем возрасте - развить физические качества (прежде всего, выносливость и силу);
- в старших группах - сформировать потребность в движении, развить двигательные способности и самостоятельность.
Поэтому используются разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:
- занятия по традиционной схеме (вводно-подготовительная часть, общие развивающие упражнения, основные виды движений, подвижные игры);
- занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности;
- занятия - тренировки в основных видах движений;
- ритмическая гимнастика - занятия, состоящие из танцевальных движений;
-занятия - соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей;
- занятия - зачеты, во время которых дети сдают физкультурные нормы по выполнению основных видов движений на время, скорость, расстояние;
- самостоятельные занятия, когда ребенку предлагается вид движений, дается определенное время, и он самостоятельно тренируется, после чего проверяется выполнение задания.
Внедряя в работу комплексное сочетание программ и технологий в системе занятий физической культурой, приходим к выводу, что:
1. У детей повышается интерес к таким занятиям;
2. Увеличивается уровень их физической подготовленности, развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости; 3. Развиваются психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности.
4. Происходит воспитание нравственных качеств, коммуникабельности.
5. Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.
6. Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, а значит, благоприятно сказывается на здоровье каждого ребенка.
Вся работа строится по принципу: «уча других – учишься сам». На занятиях выступаю в роли помощника, а не педагога - именно такой прием активизирует ребенка, способствует самостоятельности и самовыражению через движение. Во время занятий у детей улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. И еще каждый малыш должен знать, что он важен и нужен. "Мой успех – это успех моих воспитанников" Я своим дошколятам говорю: Главное для меня - научить вас быть здоровыми. Думаете, что вы маленькие и не сможете этому научиться? Сейчас у вас есть заботливая мама, сильный папа, добрая бабушка, врач который вылечит вас. Это – физкультура!
Работа с воспитателями
Большое место в работе с детьми отводится совместной деятельности с воспитателями группы. Расписание составляется с учетом возрастного режима дня в группах, учитывается совместимость мероприятий между собой и оптимальное время их проведения. Учитывается дозированное распределение физической нагрузки. Важно то, что расписание, неукоснительно соблюдается. Для воспитателей групп проводятся консультации, беседы за круглым столом. Вся информация по использованию стретчинга оформляется в виде папки - передвижки в группах и доводится до родителей. Также совместно с воспитателем группы проводятся спортивные досуги, праздники.
Работа с родителями
Успешность любой работы зависит от правильного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Поэтому одним из направлений деятельности стала активизация семьи по вопросам здоровьесбережения, включение их в процесс управления здоровьесберегающей деятельностью, который осуществлялся в направлениях:
- Актуализация потребностей родителей в здоровьесбережении собственного ребенка;
2. Медико-педагогическое просвещение родителей;
3. Партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ, в основу которого заложены идеи здоровьесохранности, приоритет общечеловеческих ценностей.
Большое место отводилось наглядным действиям детей на родительских собраниях. Многие родители даже и не слышали о такой методике работы как игровой стретчинг. Кроме показа упражнений детьми, провожу мастер-класс, где родители с удовольствием выполняли стретчинговые упражнения средней сложности. В родительском уголке размещаю информацию об игровом стретчинге, комплексы упражнений, провожу индивидуальные консультации. На утренниках родители видят результат работы с детьми: выступления с обручами, лентами.
Поэтому можно сделать выводы:
1. Все дети очень любят ходить на совместные спортивные мероприятия - не было случая, когда ребенка пришлось бы принуждать к этому;
2. Дети с удовольствием повторяют освоенные упражнения дома;
3. Главную пользу от таких занятий родители видят в том, что они
узнают, какие упражнения полезны их ребенку, и как их правильно выполнять. Большинство родителей отметили, что ребенок научился сосредотачиваться на выполнении тех или иных движений, стал более ловким, самостоятельным;
4. Все участники совместной спортивной деятельности положительно отозвались о методах работы.
(Приложение 3. Консультации для родителей.)
Вывод
Для эффективного отслеживания уровня развития детей вся работа строится на диагностической основе и дальнейшей интенсивной работе. При диагностике использую индивидуальные тесты (задания), определенные для каждой возрастной ступени. Эти тесты провожу на физкультурных занятиях, на прогулке (в групповой комнате – в свободное от занятий время и при наличии свободного достаточного пространства для того или иного задания). Тесты выполняются детьми индивидуально (так легче фиксировать результаты), иногда допускается объединять детей в маленькие подгруппы по 3-4 человека (чтобы ускорять обследование), но и здесь каждый ребенок выполняет задание независимо от остальных. Сравнительный анализ показывает положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования разработанной системы внедрения технологии игрового стретчинга, в физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ. Дети стали гибче, выносливее. Появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт. Воспитатели стали замечать, что у них появилась выносливость в различных видах деятельности, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, она стали выдержаннее и внимательнее. У детей наблюдается гордая осанка, в движениях свобода и непринужденность. Таким образом, результативность деятельности по развитию у детей гибкости, пластичности, выносливости через использование игрового стретчинга, достигнутая посредством построения воспитательно-образовательного процесса с использованием игр, упражнений, оптимальна. Исходя из этого можно сделать вывод о перспективности дальнейшей работы по этой теме с целью достижения более высокого уровня развития у детей гибкости, пластичности и выносливости, что позволит им в дальнейшей жизни быть крепкими и здоровыми.
"Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье!" - сказал когда-то один философ. Я и мои воспитанники с ним согласны.
Литература
1. А. И. Константинова «Игровой стретчинг», издательство «Санкт - Петербург», 1993 год.
2. О. П. Родынова «Музыка о животных и птиц» детям от 6 до 7 лет, издательство «Москва», 2000 год.
3. О. П. Родынова «Природа и музыка» детям от 6 до 7 лет, издательство «Москва», 2000 год.
4. О. П. Родынова «Сказка о музыке» детям от 6 до 7 лет, издательство «Москва», 2000 год.
5. А. Е. Чебрикова – Луговская «Ритмика», издательский дом «Дрофа», 1998 год.
6. Н. А. Четвериков «Сюжетно – ролевые игры для дошкольников», издательство «Москва», 1992 год.
7. С. Руднева, Э. Фиш «Ритмика – музыкальное движение» М. ,-Просвещение, 1972
8. С. И. Бекина, Т. П. Ломова «Музыка и движение» М., Просвещение, 1984
9. Т. Барышникова «Азбука хореографии» Ральф М., 2000
10. Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина "Са-фи-дансе" Танцевально-игровая гимнастика для детей "Детство-пресс" Санкт-Петербург 2001 г.
11. http://sadik115.ru/publ/fizicheskoe_zdorove/organizacija_fizkulturnykh_zanjatij_po_metodike_igrovogo_stretchinga/2-1-0-6
12. http://www.ds32-nowch.edu.cap.ru/?eduid=3708&hry=./3553/45232/90596/102366&t=hry
13. http://bestreferat.ru/referat-138336.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Влияние «игрового» стретчинга на физическое развитие дошкольников». Консультация для воспитателей.
При внедрении в НОД по физической культуре "игрового стретчинга", данная консультация необходима....
Игровой стретчинг способствует укреплению правильной осанки дошкольников
Игровой стретчинг способствует укреплению правильной осанки дошкольников. С помощью игрового стретчинга решать проблему подростающего поколения....
Влияние игрового стретчинга на физическое развитие ребенка
Консультация знакомить родителей с оздоровительной методикой "игровой стретчинг" и дает рекомендации по использованию стретчинга в домашних условиях....
«Влияние «игрового» стретчинга на физическое развитие дошкольников».
Игровой стретчинг – это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Реализация игровых возможностей в целях озд...
Влияние игрового стретчинга на физическое развитие дошкольника
В статье говорится о том, как игровой стретчинг влияет на физическое развитие дошкольников...
Положительное влияние игрового стретчинга на психоэмоциональное состояние детей
Тезисы по теме "Игровой стретчинг для дошкольников"...
«Влияние игрового стретчинга и фитбола на физическое развитие детей»
Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка....