Отбор спортсменов для соревнований
консультация по физкультуре

Гюльметова Ирада Рзахановна

В основе отбора лежит всестороннее изучение личности ученика, выявление его  психологических особенностей, оценка типологических свойств и уровня развития физических качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otbor_sportsmenov.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Отбор спортсменов для соревнований

     Рациональная система отбора позволяет, с одной стороны, правильно укомплектовать спортивные группы наиболее способными, а следовательно, и наиболее перспективными учениками, а с другой — помогает новичку найти тот вид спорта, к которому у него имеется больше задатков, и тем самым наиболее полно раскрыть свои потенциальные возможности.

В основе отбора лежит глубокое и всестороннее изучение личности ученика, выявление его психологических особенностей, оценка типологических свойств нервной системы и уровня развития физических качеств.

Процесс отбора в спортивные группы (секции, отделения) можно разделить на три этапа.

I этап — предварительный просмотр (от первого занятия до 2—4 месяцев).

II этап— углубленная проверка в процессе первоначального обучения (3—6 месяцев).

III этап — многолетнее систематическое индивидуальное изучение занимающихся для окончательного определения спортивной специализации.

ПЕРВЫЙ ЭТАП ОТБОРА

На разных этапах отбор включает несколько до известной степени взаимосвязанных форм: изучение антропометрических данных, педагогические наблюдения, контрольное тестирование, медицинскую экспертизу, психологические пробы.

Изучение антропометрических данных

В спортивной практике выработались определенные представления об анатомическом «типе» спортсмена (росте, весе, телосложении и пр.), характерном для каждого вида спорта. Известно, что для баскетбола необходим большой рост, для легкоатлетических метаний — крепкое телосложение и т. д.

Изучая анатомические предпосылки кандидатов, следует определить, насколько они соответствуют тому типу, который характерен для наиболее выдающихся представителей данного вида спорта. При этом нужно помнить, что роль антропометрических показателей (и в первую очередь роста и веса) в различных видах спорта различна. Особое внимание при отборе следует обратить на вес учеников. Те, у кого весо-ростовой показатель (разность между ростом и весом) менее 100, как правило, малоперспективны, особенно в видах спорта, требующих выносливости. Не исключены случаи, когда ребенок, отстающий в росте или весе в возрасте 9—11 лет, затем догоняет и перегоняет своих сверстников. Следует учесть, что отбор по анатомическим признакам пригоден лишь для отсеивания кандидатов, явно не подходящих для данного вида спорта, и должен дополняться-и уточняться другими формами отбора.

Педагогические наблюдения

Педагогические наблюдения являются главной формой отбора. На первом этапе их задача — определить специфические способности и задатки новичка.

В основе этой сложной и ответственной формы отбора лежит прежде всего опыт тренера, его интуиция. Однако для того, чтобы уменьшить число ошибок, неизбежных при субъективной оценке способностей ученика, следует применять специальные приемы и контрольные упражнения.

Каждый вид спорта предъявляет свои специфические требования к физическому развитию и физической одаренности спортсмена.

Виды спорта

Требования

необходимые

дополняющие

второстепенные

Баскетбол и волейбол

Высокий рост, ловкость (мягкость и точность движений, хорошее здоровье

Быстрота, выносливость, прыгучесть

Гибкость, сила рук и становая сила

Бокс

Быстрота, ловкость (мягкость и точность движений, хорошее здоровье

Сила рук, становая сила, выносливость, весо-ростовой показатель более 100

Гибкость, сила ног

Борьба

Ловкость (мягкость и точность движений, хорошее здоровье

Сила рук,становая сила, сила ног,выносливость, гибкость, весо-ростовой показатель более 100,быстрота

гибкость

Лыжный спорт, легкая атлетика — бег на средние и длинные дистанции

Выносливость, сила ног, весо-ростовой показатель более 100

Ловкость, становая сила, быстрота

Гибкость, сила рук

Легкая атлетика — спринт, прыжки, бег с барьерами

Быстрота (вовсех ее проявлениях),сила ног, гибкость, ловкость

Становая сила, выносливость,высокий рост

Сила рук

Плавание

Выносливость, гибкость (плечевой и голеностопный суставы), ловкость (координация движений, «чувство воды»)

Высокий рост, быстрота, сила, весо-ростовой показатель более 100

быстрота

Футбол

Выносливость, ловкость, быстрота

Сила, весо-ростовой показатель более 100

гибкость

Настольный теннис

Ловкость (во всех его проявлениях), быстрота

Высокий рост, сила ног, выносливость, весо-ростовой показатель более 100

гибкость

Контрольное тестирование

Важную роль в отборе играет определение у новичков исходного уровня развития физических качеств.

В каждом виде спорта в той или иной степени необходимы сила, выносливость, гибкость, быстрота, и во всех без исключения видах спорта необходим высокий уровень развития ловкости.

Сила. Уровень развития силы у новичков может быть довольно легко определен при отборе с помощью станового и кистевого динамометров. По данным динамометрии можно выявить наиболее сильных новичков.

Довольно точно судить о силовой подготовленности новичка помогают и другие простейшие силовые упражнения, например выпрыгивание, подтягивание на перекладине, прыжок в длину с места, упражнения со штангой и др.

Выносливость. При отборе, особенно в тех видах спорта, где выносливость играет решающую роль, необходимо внимательно изучать уровень развития этого качества, а главное, предпосылки, свидетельствующие о возможностях его успешного воспитания в дальнейшем.

Общая выносливость довольно точно определяется с помощью специальных контрольных упражнений: бег на средние и длинные дистанции, ходьба на лыжах до 5 км.

Показатель общей выносливости должен играть при отборе существенную роль, так как он с большой точностью свидетельствует об общем состоянии здоровья новичка и функциональных возможностях его сердечно-сосудистой системы. Новичок, не выполняющий норматива в упражнениях «на общую выносливость» хотя бы на «хорошо», редко становится спортсменом высокого класса.

Скоростная выносливость имеет значение в таких видах спорта, как плавание, бег на средние дистанции, велосипедный спорт (трек), конькобежный спорт и др., т.е. в тех, где важную роль играет способность организма работать в условиях кислородного долга.(анаэробный режим) При первичном отборе это качество может быть приблизительно определено с помощью пробы с задержкой дыхания. Эта проба выполняется следующим образом: испытуемый делает глубокий вдох, затем выдох и вновь глубокий вдох, близкий к максимальному; затем следует задержка дыхания, продолжительность которой определяется секундомером. Секундомер включают в тот момент, когда испытуемый, сделав вдох, закрывает рот, а выключают с началом выдоха после, задержки дыхания.

Проба повторяется 2—3 раза с перерывами в несколько минут. Учитывается лучший результат.

Ориентировочная оценка (сек.) пробы с задержкой дыхания для определения способностей к воспитанию скоростной выносливости

Возраст

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

9—10

11— 12

13—14

Больше 55

Больше 70

Больше 95

50—55

65—70

90—95

40—50

55-65

80-90

Быстрота является одним из наиболее важных физических качеств в абсолютном большинстве видов спорта, хотя проявляется в них различно. Одна из разновидностей проявления быстроты — быстрота движений — основа для достижения высоких результатов в спринтерском беге, легкоатлетических прыжках, метаниях, фехтовании, спортивных играх и пр.

Во многих видах спорта предельно быстрых движений нет (например, в стайерском беге, лыжном спорте, гребле); Здесь большую роль играет другая разновидность проявления быстроты — высокий темп движений, что зависит прежде всего от способности нервно-мышечной системы предельно быстро чередовать напряжения и расслабления мышц, а также предельно быстро «выключать» мышцы-антагонисты.

Наконец, третья разновидность проявления быстроты— быстрота реакции (на сигнал или на смену обстановки) необходима почти во всех видах спорта.

Быстрота—это до определенной степени врожденное качество, трудно поддающееся воспитанию в процессе тренировки.

Гибкость в различных видах спорта проявляется в разной степени. Поэтому при отборе следует учитывать следующее:

1. Очень хорошая гибкость необходима только в некоторых видах спорта. Во многих видах спорта максимальная подвижность нужна лишь в одном-двух суставах (например, в плавании — в голеностопном и плечевом суставах, в фехтовании — в тазобедренном суставе и крестцово-подвздошном сочленении).

2. Гибкость хорошо поддается тренировке, особенно в детском возрасте, а следовательно, некоторый недостаток гибкости у новичка может быть в дальнейшем ликвидирован с помощью специальных упражнений. Изучение практики отбора детей в детские спортивные школы по плаванию показывает, что, как правило, дети с хорошей гибкостью более ловки, обладают более мягкими, эластичными движениями, быстрее схватывают технику плавания. Очевидно, существует прямая зависимость между гибкостью и координацией движений, а следовательно, контрольные упражнения «на гибкость» свидетельствуют, хотя и косвенно, и об уровне развития ловкости.

Ловкость (способность к координации движений) является важным качеством в любом виде спорта.

Недостаточно ловкий спортсмен никогда не сможет овладеть первоклассной спортивной техникой и тем более успешно выступать в тех видах спорта, где необходимо выполнять быстрые двигательные действия в быстро меняющейся обстановке (бокс, борьба, спортивные игры и т. д.).

При отборе следует обратить внимание как на общую ловкость, так и на специфическую, т. е. характерную для данного вида спорта.

Общая ловкость может быть определена простым наблюдением за выполнением новичками обычных упражнений, за игрой в мяч и т. д.. Можно сразу отметить детей с очень плохой координацией, бросающейся в глаза угловатостью и неловкостью движений, слабо ориентирующихся, с замедленной реакцией.

Еще большее значение имеет специфическая ловкость. Бывает, что недостаточно ловкий в упражнениях или игре новичок совершенно преображается, попав в воду или встав на коньки. Из этого следует, что специфическую ловкость следует изучать в условиях, максимально приближенных к «своему» виду спорта, т. е. ловкость пловца — в воде, ловкость лыжника — на лыжах.

Медицинская экспертиза

На первом этапе отбора медицинская экспертиза должна:

1. Дать оценку состоянию здоровья новичков, их физическому и функциональному развитию. Отсеять детей, имеющих противопоказания к занятиям спортом. Особенно тщательным отсев должен быть в тех видах спорта, для которых характерны большие тренировочные нагрузки и частое участие в соревнованиях.

2. Уточнить, в каких лечебно-профилактических мероприятиях нуждается юный спортсмен, обладающий необходимыми данными для занятий избранным видом спорта.

ВТОРОЙ И ТРЕТИЙ ЭТАПЫ ОТБОРА

На втором и третьем этапах основной задачей ставится тщательное комплектование тренировочных групп, более точное определение специализации спортсмена (упражнения, весовая категория, игровое амплуа). Поэтому необходимо более глубоко изучить возможности спортсмена, особенности его психических и морально-волевых качеств. Отсев спортсменов при этом гораздо меньше, чем на предыдущем этапе. Тренер должен определить, как быстро и насколько прочно схватывает новичок элементы техники, какими темпами изменяется у него уровень развития физических качеств (в первую очередь ведущих), как он переносит тренировочные нагрузки.

На втором и третьем этапах отбора во всех видах спорта особое внимание следует обратить на три фактора:

1) психологические предпосылки одаренности;

2) специфические способности к данному виду спорта;

3) быстрота и качество восстановительных процессов.

Психологические предпосылки одаренности

Если рассматривать способности новичка с точки зрения требований большого спорта, то исключительное значение приобретают его психические и морально-волевые качества.

Поэтому на втором и третьем этапах отбора, как, впрочем, и на протяжении всей последующей спортивной деятельности, тренер должен обращать особое внимание на проявление у новичков таких качеств, как активность и упорство в спортивной борьбе, самостоятельность, решительность, целеустремленность, способность мобилизоваться во время соревнований, умение побороть наступающее утомление и заставить себя полностью «выложиться».

Успех в спортивной тренировке во многом зависит от силы основных нервных процессов, их подвижности и уравновешенности. Сила нервных процессов определяется способностью выдерживать длительные и интенсивные нагрузки. Подвижность характеризуется быстротой реакции на внешние и внутренние раздражители, быстротой смены одного нервного процесса другим, что выражается, в частности, в способности четко и быстро чередовать напряжение и расслабление мышц. Наконец, уравновешенность нервных процессов — это рациональное соотношение возбуждения и торможения.

Подвижность и уравновешенность нервных процессов ярко проявляются в поведении юных спортсменов.

Идеальными типами нервной системы для занятий спортом считаются (по И. П. Павлову) сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник) и сильный, уравновешенный, инертный (флегматик). Следует, однако, учитывать, что в чистом виде эти типы встречаются крайне редко.

В некоторых видах спорта, где результат зависит прежде всего от умения спортсмена управлять своими эмоциями (все виды стрельбы, современное пятиборье, конный спорт и др.), есть смысл. уже в течение первого полугодия занятий отсеять тех, кто не может справляться со своим волнением даже во время контрольных соревнований. Спортсмен, который не может подавить чрезмерное возбуждение во время тренировки, вряд ли сумеет добиваться высоких и устойчивых результатов на соревнованиях.

Обычно наиболее способными новичками считаются те, кто быстрее усваивает технику вида спорта, .его тактические особенности и обладает высокими физическими данными. В принципе это правильно. Однако среди выдающихся спортсменов много таких, кто сравнительно медленно продвигался на начальных этапах обучения и тренировки и даже длительное время считался бесперспективным. Это явление, по всей вероятности, следует отнести к области психологии. Дело в том, что более сильными в психологическом отношении часто оказываются те, кто пришел в спорт через большие трудности.

Это еще раз подчеркивает, что проблема отбора должна обязательно рассматриваться с позиции комплексной оценки физических, функциональных и психологических данных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СПОРТИВНОГО ОТБОРА ДЕТЕЙ В ПЛАВАНИИ"

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ   Кафедра физического воспитания  Курсовая работа на тему:«СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СПОРТИВНОГО ОТБОРА ДЕТЕЙ В ПЛАВАНИИ»...

Принципы отбора игрушек для детей с нарушенным зрением

В учебно-методическом пособие говориться о принципах отбора игрушек для детей с нарушенным зрением. Рассказывается о том, какие игрушки считаются "умными" для ребёнка со зрительной депривацией, начина...

Материалы для конкурсного отбора в резерв руководящих кадров системы образования Качканарского городского округа на должность руководителя дошкольного образовательного учреждения

Пакет документов включает в себя:1 Заявление2 Резюме3 Перечень публикаций4 ЭССЭ на тему «Портрет современного управленца в образовании»5 Вопросы для собеседования с кандидатами на включение ...

конспект НОД в области "Физическое развитие" на тему" Спортсменами не рождаются, спортсменами становятся"

Цель: пропаганда здорового образа жизни, мотивирование детей старшего дошкольного возраста к подготовке и выполнению нормативов и требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО....

КОНСПЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ВОСКОБОВИЧУ «ОТБОР СПОРТСМЕНОВ В ФИОЛЕТЫЙ ЛЕС».

КОНСПЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ВОСКОБОВИЧУ «ОТБОР СПОРТСМЕНОВ В ФИОЛЕТЫЙ ЛЕС».Составила: Инструктор по ФИЗО Микушина Марина Олеговна.Цель: Развитие двигательн...

Значение соревнований в подготовке спортсменов и футболистов в частности (теория спортивных соревнований)

Система спортивных соревнований является главным системообразующим и интегрирующим фактором, наиболее существенно влияющим на все остальные элементы спорта. В основополагающих трудах ведущих теоретико...

МБДОУ «Красномаяковский детский сад» Разработала и провела: воспитатель: Анисимова Ж.С. спортивный праздника посвященный Всемирному дню здоровья «Я – спортсмен и ТЫ - спортсмен».

МБДОУ «Красномаяковский детский сад»Разработала и провела: воспитатель: Анисимова Ж.С. спортивный праздника посвященный Всемирному дню здоровья«Я – спортсмен и ТЫ - спортс...