Игровой метод в процессе начального обучения плаванию дошкольников.
статья по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

В статье описывается важное значение игрового метода в процессе начального обучения плаванию дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровой метод в процессе начального обучения плаванию детей дошкольного возраста в ДОУ.

Плавание - содействует разностороннему физическому развитию ребенка, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки предупреждает плоскостопие, способствует снятию мышечного тонуса, развивает координацию, ритмичность движения, увеличивает двигательные возможности организма.

Ведущей формой познавательной деятельности у дошкольников является игра. Поэтому в методиках обучения детей дошкольного возраста особое внимание уделяется игровому методу. В системе физического воспитания игровой метод используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Применение игр в начальном обучении плаванию позволяет сделать процесс обучения более интересным для ребенка, повышает эффективность учебного процесса, формирует дополнительную мотивацию.

Игра как метод обучения дошкольников должна основываться на определенных общепедаго- гических принципах :

– принцип доступности (игра должна быть понятной, доступной и учитывать интересы детей любой возрастной группы );

– принцип активности и осознанности (повышение уровня вовлеченности детей в познавательный процесс, формирование устойчивости учебного интереса);

– принцип наглядности (формирование у обучаемых широкого представления о тех движениях, которые в настоящий момент разучиваются, а также сопровождение и поддержка в процессе их освоения);

 – принцип комплексности (реализация мероприятия по оздоровлению в каждом упражнении);

 – принцип личностной ориентации (понимание и учет разных уровней физического и интеллектуального развития обучаемых, а также состояния их здоровья);

– принцип педагогической поддержки (регулярное наблюдение за процессом индивидуального развития каждого обучающегося)

На начальном этапе обучения плаванию основная задача игры – помочь занимающемуся справиться с боязнью новой для него водной среды, получить представление о ее основных свойствах, освоить подготовительные движения.

Рассмотрим применение игровых приемов в соответствии с основными этапами начального освоения плавания :

  1. Ознакомление занимающихся с водной средой и ее основными характеристиками (плотностью, вязкостью, прозрачностью). 

Знакомство ребенка с водной средой должно продолжаться до тех пор, пока он не начнет без страха перемещаться по дну, а также уверенно совершать элементарные плавательные движения.  Более эффективны для решения данных задач следующие игровые приемы:

Морской бой”

Играющие стоят ногами  на дне бассейна, вода не выше груди. Одной рукой можно держаться за бортик  или за преподавателя. По команде дети одной рукой ударяют по воде так, чтобы брызги летели вперед, как можно дальше. Брызги должны лететь не соседу в лицо, а в свободное пространство.

Победитель определяется по количеству брызг и дальности их полета. Правила: не закрывать глаза и не толкать соседей.

"Кто выше?"

Дети стоят ногами  на дне бассейна, уровень воды по пояс. По команде надо присесть, погрузившись в воду до подбородка и оттолкнуться ногами от дна бассейна , подпрыгнув как можно выше. Можно усложнить игру, если перед прыжком опускаться под воду с головой. Правила: выпрыгивать вертикально вверх. Побеждает тот, кто выше прыгнет.

2.Освоение навыка дыхания ( способствовать овладению продолжительным, постепенным выдохом).

“Резвый мячик”

Играющие становятся в одну шеренгу на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Каждый имеет мячик или шарик. Сперва можно просто дуть на мяч, как можно дальше, делая только один вдох. Далее усложнить задание ,приняв положение упора лежа спереди, дети кладут мяч  на поверхность воды на линии рта. Делая выдох, дуют на мяч, стараясь отогнать его как можно дальше от себя. Затем идут за мячом, делая неоднократный вдох и выдох. По команде преподавателя все остаются на своих местах, перестают дуть на мяч. Чей мяч отплыл дальше всех -это самый «резвый мячик».

Нельзя мешать друг другу, дуть на чужой мяч.

“Качели”

Дети стоят парами, взявшись за руки, лицом друг к другу.

По очереди приседая, они погружаются в воду с головой, делают выдох в воду. Каждый играющий делает 3-4 выдоха в воду.

Нельзя отпускать руки, задерживать своего товарища под водой.

3.Освоение умений погружения и всплытия.

“ Фонтан”

Держась за руки, играющие образовывают круг. Они стоят лицом в круг, опускают руки, принимают положение упора лежа сзади. По сигналу все одновременно начинают движения ног кролем, поднимают фонтан брызг. Игра повторяется несколько раз.

Нельзя отворачиваться от брызг, пятиться назад, вставать.

“Спрячемся под воду”

 Играющие, взявшись да руки, образуют круг. По сигналу «Спрячемся под воду» дети приседают, погружаются в воду с головой, не разнимая рук.

Дети не должны разнимать руки, вытирать лицо после подъема из воды.

Игровой метод в процессе начального обучения плаванию дошкольников является  высоко эффективным и позволяют в короткие сроки освоить необходимые движения и умения. Игра обеспечивает необходимую заинтересованность детей в обучении плаванию, позволяет стимулировать многократное повторение разучиваемого движения, тренировать различные варианты его использования, что в целом положительно сказывается на развитии и закреплении двигательных навыков.

 Игровые приемы значительно уменьшают психическую и эмоциональную нагрузку, снижают уровень напряжения, возникающего в организме в связи с физической нагрузкой, позволяют формировать устойчивую мотивацию на регулярные занятия, создают положительный интерес к обучению плаванию.

 Игровой метод имеет высокий потенциал в процессе работы с дошкольниками и обеспечивает должный уровень физического развития детей, укрепляет здоровье, способствует социализации и учит разным вариантам коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Начальное обучение плаванию для детей с нарушение речи

Дети с нарушением речи зачастую имеют сопутствуюшие психологические диагнозы. При проведении любого рода мероприятий с данным контингентом занимающихся, необходимо проводить тестирование по их отношен...

Проблемам начального обучения плаванию детей 5-6 лет.

Проблемой начального обучения плаванию является полное погружение лица в воду.  Затем проблемой у детей начинается работы ног и согласование с руками....

реферат "Начальное обучение плаванию детей дошкольного возраста"

«Использование пакета MS Office в работе педагога»«Начальное обучение плаванию детей дошкольного возраста»...

Использование игровых методов и упражнений при обучении детей плаванию с целью повышения их двигательной активности.

Использование игровых методов и упражнений при обучении детей плаванию с целью повышения их двигательной активности.   Одной из форм двигательной активности  является обучение детей пла...

«Использование игровых методов и упражнений при обучении детей плаванию с целью повышения их двигательной активности»

laquo;Использование  игровых методов и упражнений  при обучении детей плаванию с целью повышения их двигательной активности»...

Использование элементов синхронного плавания при начальном обучении плаванию детей дошкольного возраста

Введение элементов синхронного плавания на уроках плавания в общеобразовательных учреждениях дает возможность увеличить количество детей, освоивших навык плавания, повысить уровень плавательной подгот...