«Игровые методы в процессе обучения детей младшего дошкольного возраста плаванию»
статья по физкультуре по теме
Предварительный просмотр:
«Игровые методы в процессе обучения детей младшего дошкольного возраста плаванию»
Инструктор по плаванию МАДОУ №460
Нефедова Ольга Леонидовна
В настоящее время весьма актуальной является проблема физического развития и физической подготовленности детей младшего дошкольного возраста. Ухудшение экологической обстановки, негативные изменения в условиях повседневной жизни оказывают неблагоприятные воздействия на здоровье детей, снижается их физическая подготовленность. Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание создает благоприятные условия для развития физических качеств и возможность предупреждения опасных ситуаций на воде ставит его на одно из первых мест в занятиях физической культурой.
Купание, плавание, игры и развлечения на воде благотворно воздействуют на все системы организма. Приятные ассоциации, связанные с плаванием, поддержкой равновесия тела в воде, благотворно сказываются на состоянии психики, способствуют формированию положительного эмоционального фона, необходимого в повседневной жизни. Плавание оказывает благотворно действие на нервную систему, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма.
Однако нужно помнить, что не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду, боятся глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию должны быть направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное чувство. Важным элементом обучения плаванию детей младшего дошкольного возраста являются игровые упражнения. Известно, что для дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Посредством игры малыш получает необходимые ему знания, умения и навыки. Все это в полной мере относится и к обучению плаванию.
Методически правильно организованные занятия в воде, с использованием игровых методов, способны стать хорошим подспорьем в воспитании здорового, физически и умственно развитого ребенка.
Для игрового метода характерны: эмоциональность и соперничество, проявляемые в рамках правил игры; вариативное применение полученных умений и навыков в связи с изменяющимися условиями игры; умение проявлять инициативу и принимать самостоятельные решения в игровых ситуациях; комплексное совершенствование физических и морально-волевых качеств: ловкости, быстроты, силы, выносливости, быстроты ориентировки, а также находчивости, смелости, воли к победе и др. Игра помогает воспитанию чувства товарищества, выдержки, сознательной дисциплины, умения подчинять свои желания интересам коллектива; повышает эмоциональность занятий плаванием, являясь хорошим средством переключения с однообразных, монотонных движений, характерных для плавания. Поэтому игровые методы необходимо применять с первых занятий по плаванию.
При подборе игровых упражнений в процессе обучения плаванию необходимо учитывать этап обучения плаванию, возрастные особенности детей, уровень подготовленности (тренированности и закаленности).
В своей работе с младшими дошкольниками я определила следующие цели и задачи.
Цель: создать условия для обучения детей младшего дошкольного возраста плаванию с помощью игровых методов и приемов.
Задачи: 1. Адаптировать детей к водному пространству.
- познакомить детей со свойствами воды;
- учить не бояться входить в воду и выходить из воды;
- учить задерживать дыхание в воде.
2. Приобщить малышей к плаванию.
- учить скользить с надувным кругом;
- упражнять детей в попеременном движении ног (способом кроль);
- учить плавать облегченным способом;
- формировать навыки горизонтального положения тела в воде.
На своих занятиях я использую следующие игровые методы и приёмы: игры-импровизации «Путешествие в зоопарк», «Изобрази домашних животных», игры-экспериментирования «Тонущие предметы и плавающие », игровые упражнения на дыхание «Корабли в порт», «Пузыри», игровые упражнения на ныряние «Водолазы», «Спасатели», игры с сюжетом и без сюжета «Карусель», «Кто больше соберёт мячей», игры и упражнения с нестандартным оборудованием, игровые упражнения с использованием художественного слова «Наша Таня громко плачет», «Два весёлых гуся».
Задачи таких занятий могут быть самыми различными: изучение и совершенствование нового материала; проверка степени его освоения; эмоциональное воздействие и т. д. Однако нельзя исключать одно очень важное обстоятельство, которое в работе с дошкольниками может сыграть отрицательную роль в дальнейшем освоении навыков плавания: не следует увлекаться сюжетными играми на самых первых занятиях, когда у детей различная степень плавательной подготовленности. Если совершенно неподготовленный к пребыванию в воде ребенок будет настойчиво вовлекаться в такого рода игры, а педагог не будет замечать шалости уже "опытных" детей (например, брызгание в лицо), то подобные вольности могут развить у робкого от природы малыша водобоязнь. Сначала мы с детьми выполняли несложные упражнения, затем повторяли их в игровой форме, далее проводили игры, с которыми дети предварительно знакомились на суше, – таков путь детей, впервые вступивших в контакт с "большой" водой. После прохождения начального курса – изучения неcложных упражнений – проведение игровых занятий, содержащих уже знакомый материал, становится необходимым и обязательным.
Таким образом, использование игровых приёмов и приёмов в нашей работе позволяет достичь положительных результатов в оздоровлении и физическом развитии детей 3-5 лет в процессе обучения плаванию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология обучения детей старшего дошкольного возраста плаванию с применением элементов синхронного плавания
Дошкольный возраст в развитии ребенка является периодом, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития, а также культуры движений. Б...
«Роль музыкально-игровой деятельности в процессе обучения детей пению дошкольного возраста»
Музыкально-игровая деятельность как форма организации детей дошкольного возраста на занятиях музыки....
КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: «Игровой прием как способ обучения детей младшего дошкольного возраста рисованию отдельных предметов»
Курсовая работа...
Использование метода системного анализа для развития мыслительных процессов у детей младшего дошкольного возраста с ТНР
Данный материал предназначен для молодых педагогов, которые внедряют в свою работу ТРИЗ технологии, а именно, метод "Системного оператора"....
Методы и приемы в обучении детей младшего дошкольного возраста
Консулитация которая поясняет родителям как воспитывать и обучать детей дошкольного возраста...
Обучение детей младшего дошкольного возраста положению тела в воде при плавании кролем на спине
Посещение бассейна в детском саду может быть не только эмоциональной разгрузкой, но и возможностью получить навыки и умения для дальнейшего обучения плаванию.Обучение детей плаванию, в целом, начинает...
Статья "Графика в процессе обучения детей младшего дошкольного возраста".
Освоение графических средств выразительности детьми младшего дошкольного возраста имеет большое значение в последующем процессе образования в детском саду и школе. Это комплекс умений для подготовки р...