Консультация для педагогов: «Квест, как инновационная технология физкультурно – оздоровительной направленности ДОУ»
методическая разработка по физкультуре

власенко вячеслав владимирович

     Переход  современной системы дошкольного образования на работу по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС  ДО) обусловил ряд сложностей, с которыми сталкиваются воспитатели и методисты дошкольных образовательных учреждений. Прежде всего изменились требования к проведению занятий, т.к. были разработаны определённые педагогические технологии, которые необходимо использовать в процессе реализации ФГОС ДО. Специфика организации образовательного процесса в ДОУ на основе ФГОС заключается в том, что образовательная деятельность дошкольника реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы,, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от  контингента детей, уровня освоения образовательной программы и решения конкретных образовательных задач.

   Одна из задач ФГОС ДО – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.  На  современном  этапе  развития  образовательной  системы  в  России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками и их родителями, в основе которых лежит активизация первых и включение вторых в непосредственное участие в образовательный процесс ДОУ. Особенно  хорошо  они  сочетаются  в  квест - технологии,  или  как  его  еще называют  образовательный  квест,  который  чаще  всего  пользуется

популярностью  у  подростков  и  взрослых,  благодаря  неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета. Но и в детском саду мы тоже используем эту технологию и  она знакома нам под таким название как игра по станциям.

Так  что  же  такое  «квест»?  Откуда  он  пришел  к  нам?  И  что  мы подразумеваем,  когда  говорим  об  образовательном  квесте,  о  квест -технологии? Если мы обратимся к словарю, то само понятие «квест» собственно и будет обозначать игру, поиски, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету, который может быть определен или же иметь множество исходов, где выбор будет зависеть от действий самого игрока.

  Образовательный квест – это  совершенно  новая  форма  обучающих  и развлекательных  программ,  с  помощью  которой  дети  полностью погружаются  в  происходящее, получают  заряд  положительных  эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей  игры?  Живой  квест  не  только  позволяет  каждому  участнику проявить  свои  знания,  способности,  но  и  способствует  развитию коммуникационных  взаимодействий  между  игроками,  что  стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvesttehnologiya.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов: «Квест, как инновационная технология физкультурно – оздоровительной направленности ДОУ»

Власенко Вячеслав Владимирович,

инструктор по физической культуре

     Переход  современной системы дошкольного образования на работу по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС  ДО) обусловил ряд сложностей, с которыми сталкиваются воспитатели и методисты дошкольных образовательных учреждений. Прежде всего изменились требования к проведению занятий, т.к. были разработаны определённые педагогические технологии, которые необходимо использовать в процессе реализации ФГОС ДО. Специфика организации образовательного процесса в ДОУ на основе ФГОС заключается в том, что образовательная деятельность дошкольника реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы,, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от  контингента детей, уровня освоения образовательной программы и решения конкретных образовательных задач.

   Одна из задач ФГОС ДО – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.  На  современном  этапе  развития  образовательной  системы  в  России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками и их родителями, в основе которых лежит активизация первых и включение вторых в непосредственное участие в образовательный процесс ДОУ. Особенно  хорошо  они  сочетаются  в  квест - технологии,  или  как  его  еще называют  образовательный  квест,  который  чаще  всего  пользуется

популярностью  у  подростков  и  взрослых,  благодаря  неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета. Но и в детском саду мы тоже используем эту технологию и  она знакома нам под таким название как игра по станциям.

Так  что  же  такое  «квест»?  Откуда  он  пришел  к  нам?  И  что  мы подразумеваем,  когда  говорим  об  образовательном  квесте,  о  квест -технологии? Если мы обратимся к словарю, то само понятие «квест» собственно и будет обозначать игру, поиски, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету, который может быть определен или же иметь множество исходов, где выбор будет зависеть от действий самого игрока.

  Образовательный квест – это  совершенно  новая  форма  обучающих  и развлекательных  программ,  с  помощью  которой  дети  полностью погружаются  в  происходящее, получают  заряд  положительных  эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей  игры?  Живой  квест  не  только  позволяет  каждому  участнику проявить  свои  знания,  способности,  но  и  способствует  развитию коммуникационных  взаимодействий  между  игроками,  что  стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих.

       В  квестах  присутствует  элемент  соревновательности,  а  также  эффект неожиданности  (неожиданная  встреча,  таинственность,  атмосфера,декорации).  Они  способствуют  развитию  аналитических  способностей, развивают фантазию и творчество, т.к. участники могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения. Использование квестов позволяет уйти от традиционных  форм  обучения  детей  и  значительно  расширить  рамки образовательного пространства. Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время, обучающим,  чтобы  задействовать  всех  участников  и  дать  возможность каждому проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм как в плане подготовки такой игры, так и в ходе ее проведения.

     Идей  для  квестов  может  быть  много,  но  самое  главное – грамотно  все реализовать. Сценарий должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей. При  подготовке  и  организации  образовательных  квестов  необходимо определить  цели  и  задачи, которые  ставит  перед  собой  организатор, учитывая ту категорию участников (дети, родители), то пространство, где будет проходить игра и написать сценарий. Самое главное и, наверное, самое трудное, это заинтересовать участников. Теперь перейдем к тому, что принято называть мотивацией в достижении поставленной цели. Все просто. На финише должен быть приз!

  Квест – это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том как правило есть некая цель, дойти до которой можно   только последовательно, разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными.  Они подбираются таким образом,  чтобы быть максимально оригинальными, интересными, соответствующими ситуации и не требующими специальных знаний или  умений от игроков. В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.).Прохождение  каждого  этапа  позволяет  команде  игроков

перейти  на следующий  этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т.п. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной  активности  и  мотивационной  готовности  к  познанию  и исследованию. Также в ходе выполнения заданий дети получают бонусы (фишки) и штрафы.

   При  планировании  и  подготовки  квеста  немаловажную  роль  играет  сам сюжет и то образовательное пространство где будет проходить игра. Будет ли это закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут. В зависимости от этого квесты можно условно разделить на три группы. Для составления маршрута можно использовать разные варианты:

Маршрутный лист (на нем могут быть просто написан ы последовательно станции  и  где  они  расположены;  а  могут  быть  загадки,  ребусы, зашифрованное  слово,  ответ  на  которые  и  будет  то  место,  куда  надо последовать);

«Волшебный клубок» - (на клубке ниток последовательно прикреплены

записки  с  названием  того  места,  куда  надо  отправиться.Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции)

Карта (схематическое изображение маршрута);

«Волшебный  экран» (планшет  или  ноутбук,  где  последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники).

    Участники  могут  узнавать  о  том,  куда  дальше  идти  после  того,  как выполнят задание на станции (от организатора; ответ на задание и есть название  следующей  станции;  нужно  найти  спрятанную  подсказку  на определенной территории) и т.п. Чаще всего  мы используем в своей работе линейные квесты, где участники идут от одной точки по определенному маршруту и встречаются в другой точке, на конечной станции. 4

       Для  того  чтобы  эффективно  организовать  детские  квесты,  следует придерживаться определенных принципов и условий:

 - все игры и задания должны быть безопасными (не следует просить детей перепрыгнуть через костер или залезть на дерево); задачи, поставленные перед  детьми,  должны  соответствовать  возрасту  участников  и  их индивидуальным особенностям; ни при каких обстоятельствах нельзя каким -либо  образом  унижать  достоинство  ребенка;  в  содержание  сценария требуется  внедрить  разные  виды  деятельности,  так  как  выполнять однообразные  задания  дети  указанного  возраста,  согласно  психолого -возрастным особенностям, не могут; задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными; игра  должна  быть  эмоционально  окрашена  с  помощью  декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря; дошкольники должны четко представлять цель игры, которой они стремятся (например, найти клад или спасти доброго персонажа от злого); следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют  к  нему  интерес;  роль  педагога  в  игре - направлять  детей,

 «наталкивать»  на  правильное  решение,  но  окончательные  выводы  дети должны делать самостоятельно. В  детском  саду  квесты  можно  проводить  в  разных  возрастных  группах, начиная с младшей. Но чаще всего в старших группах, где у детей уже имеются навыки и определенный запас знаний и умений. Во многих квестах принимают участие не только дети, но и родители. Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно -

образовательный  процесс,  его  необычным,  запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым. Преимущество данной  технологии  в  том,  что  она  не  требует  какой - то специальной  подготовки  воспитателей,  покупки  дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное – огромное желание педагогического  коллектива  заложить  основы  полноценной  социально успешной личности в период дошкольного детства. Квест - технология,  которая  имеет  четко  поставленную  дидактическую задачу,  игровой  замысел,  обязательно  имеет  руководителя  (на ставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений. Роль  педагога - наставника  в  квест - игре организационная ,  т.е.  педагог определяет  образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково - исследовательскую образовательную деятельность.

   Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для участников,  оригинальность,  логичность,  целостность,  подчинённость определённому сюжету,  а  не  только  теме,  создание атмосферы  игрового пространства.

 Таким образом, самое главное, это то, что квесты помогают нам активизировать и детей,  и  родителей,  и  педагогов.  Это  игра,  в  которой  задействуется одновременно  и  интеллект  участников,  их  физические  способности, воображение  и  творчество.  Здесь  необходимо  проявить  и  смекалку,  и наблюдательность,  и  находчивость,  и  сообразительность,  эта  тренировка памяти  и  внимания,  это  развитие  аналитических  способностей  и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но  и  родительского  сообщества,  а  также  улучшает детско - родительские отношения. А  еще  немаловажным  является  то,  что  родители  становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детского сада и семьи. Квест – игры  одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие  ребёнка  как  личности  творческой,  физически  здоровой,  с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

Н.Ф. Дик, Е.В. Жердева «Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников, «Феникс», 2005г.;

Т.П. Корзникова, Н.В. Просоедова, М.М. Степанова. «Известия ВГПУ» Педагогические науки №3 (272), 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»...

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»

Чтобы сделать ребенкаумным и рассудительным,сделайте его крепким и здоровым:пусть он работает, действует,бегает, кричит, пусть оннаходится в постоянном движении! Жан-Жак Руссо...

Роль новых инновационных технологий физкультурно-оздоровительной направленности в стимулирование ценностной профессиональной ориентации специалистов ДОУ. «Спортивный пробег».

При организации и проведении занятия физической культуры необходимо использование ИКТ. Это позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творче...

Консультации для воспитателей "Квест, как инновационная технология физкультурно - оздоровительной направленности ДОУ"

Данная консультация поможет повысить профессиональную компетентность педагогов  при ознакомлении с одним из видов инновационных педагогических технологий...

Презентация Квест как инновационная технология физкультурно-спортивной направленности в ДОУ

В данной презентации рассказано,что такое квест, описана история его создания. Подробно была разобрана  структура квеста, его виды, краткое описание видов квестов и принципы его организации. Пред...

Консультация для педагогов «Инновационные технологии физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»

Консультация для педагогов«Инновационные технологии физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»Подготовила: Аникьева Г.И.  МБДОУ "Приморский детский сад"  2021г....