ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКА.
консультация по физкультуре
Формирование двигательной культуры дошкольника имеет свою специфику, которая выражается, во-первых, в выработке у ребенка системы условно- рефлекторных связей, направленных на освоение движений, а во-вторых, в передаче накопленного предшествующими поколениями универсального и национального двигательного опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_dvigatelnoy_kultury.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Родничок»
ФОРМИРОВАНИЕ
ДВИГАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКА.
И.М. Чепкина инструктор
по физическому воспитанию
с. Константиновка
«Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка.
Активная двигательная деятельность, помимо
положительного воздействия на здоровье и
физическое развитие, обеспечивает
психоэмоциональный комфорт ребенка,
формирует навыки будущего поведения
в обществе».
(Л.Н.Волошина)
В наши дни физическая культура является одним из решающих факторов, определяющих жизнедеятельность человека. Человек может выполнять бесконечное множество движений. Однако многообразие форм движений становится доступным ему не с самого рождения. Известно, что ребенок рождается совершенно беспомощным. Лишь с течением времени у него возникают все произвольные движения, как результат научения и овладения двигательной культурой.
Двигательная культура осваивается каждым ребенком индивидуально, обусловливая его становление как личности во взаимодействии с миром материальных предметов и социальных отношений. Представление двигательной культуры осуществляют родители, воспитатели, инструктор по физической культуре и сами дети.
Воспитание двигательной культуры - процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье. Формирование двигательной культуры дошкольника имеет свою специфику, которая выражается, во-первых, в выработке у ребенка системы условно- рефлекторных связей, направленных на освоение движений, а во-вторых, в передаче накопленного предшествующими поколениями универсального и национального двигательного опыта.
В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы. В процессе освоения двигательной культуры у ребенка развиваются различные виды памяти:
- эмоциональная (если ребенок заинтересован обучением);
- образная (при восприятии наглядного образа движений);
- словесно-логическая (при осмыслении задачи и запоминании последовательности всех элементов упражнения, а также действий в подвижной игре);
- произвольная (без нее не возможно сознательное самостоятельное выполнение движений);
Воспитание двигательной культуры способствует реализации потенциальных природных способностей ребенка: ловкости, быстроты, выносливости, силы.
На основании анализа современных программ «Истоки», «Радуга», «Детство» в качестве основных задач по воспитанию культуры движений дошкольников можно выделить следующие:
- создание условий для разнообразной двигательной активности;
- обогащение представления детей о необходимости движений;
- использование адаптированных спортивных игр и упражнений;
- формирование умений и развитие физических качеств;
- побуждение детей к творчеству в двигательной деятельности;
- воспитание у детей желания самостоятельно проводить и организовывать подвижные игры, упражнения со сверстниками;
Средствами воспитания двигательной культуры являются физические упражнения. Их содержание для каждой возрастной группы представлено в образовательной программе детского сада. Это построения, перестроения, ходьба, бег, прыжки, метание, бросание и ловля, ползание, лазание, равновесие, катание на коньках, лыжах, велосипеде, элементы спортивных и подвижных игр.
За основу взяты современные программно-методические разработки Л.Д. Глазыриной, В.Д. Кудрявцева, Б. Б. Егорова которые нацеливают на использование проблемно-двигательных задач, воспитание у детей творческих способностей в процессе преобразования обыденного двигательного опыта и его эталонов. Воспитательный процесс направлен на овладение способами построения собственных движений, развития двигательного воображения, что является основой творческой, осмысленной двигательной культуры. По мнению Кудрявцева В.Г., двигательное воображение обеспечивает одушевление, одухотворение детских движений.
Логическое продолжение проблемы воспитания двигательной культуры нашли в работах Н.Н. Ефименко по эстетическому оформлению двигательного опыта детей. Музыкальное сопровождение занятий, введение на занятиях элементов аэробики, выработка у детей хореографических умений выступает на первый план.
В дошкольном возрасте становится возможным осознанное отношение детей к своим действиям, достижение их точности и управляемости. При этом такие качества, как ловкость, гибкость и координационные способности, могут быть развиты у дошкольников в большей степени, чем сила и выносливость, специальное и интенсивное развитие которых происходит на более поздних возрастных этапах. Эти положения учтены при разработке игровых программ и технологий физического воспитания Л.Н. Волошиной, Л.В. Новичковой, Т.В. Куриловой.
В рамках формирования двигательной культуры важное место занимает совместная деятельность детей. Внедрение в процесс воспитания двигательной культуры продуктивных методов обучения и форм организации взаимодействия детей по принципу «умеешь сам – научи товарища» способствует повышению качества двигательных действий, дает возможность положительного эмоционального общения детей. При этом взаимодействие организовывается в парах постоянного состава, одностороннего и взаимного характера, в группах постоянного состава с лидером или на равных. Особенно ценны в воспитательном аспекте разновозрастные объединения на физкультурных занятиях. Они обеспечивают успешную передачу двигательного опыта детей старшего дошкольного возраста малышам.
Формирование двигательной культуры происходит в процессе активной деятельности детей, при столь же активной направляющей работе взрослых. При формировании двигательной культуры особое внимание необходимо обратить на развитие когнитивных, исполнительских, эмоционально-эстетических, проектно-конструктивных параметров двигательного действия ребенка.
Ключевыми направлениями работы в воспитании двигательной культуры дошкольников являются формирование осмысленного ценностного отношения ребенка к движению как способу существования живого, активное освоение им двигательного опыта, развитие физических качеств и способности к двигательной импровизации, к эмоциональному переживанию движения.
Воспитание двигательной культуры дошкольника – одно из приоритетных направлений образовательного процесса в детском саду.
Физкультурные занятия
как основная форма воспитания
двигательной культуры дошкольников.
Физкультурные занятия являются ведущей формой воспитания двигательной культуры детей в ДОУ.
Назначение занятий по физкультуре состоит в том, чтобы:
- удовлетворять естественную потребность детей в движении, запрограммировать её определенную дозу;
- обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную, оптимальную для всех детей данного возраста и для каждого ребенка в отдельности физическую нагрузку;
- давать возможность каждому ребенку демонстрировать свои двигательные умения сверстникам и учиться у них.
Создание на занятиях необычных, интересных для детей ситуаций помогают побудить интерес к физкультурным занятиям, в которых движения, двигательные действия способствуют активизации мышления, поиску ребенком адекватных форм поведения, встрече с красивым, увлекательным окружающим миром.
Каждое физкультурное занятие - это определенная «оздоровительная доза», направленная на укрепление здоровья ребенка, его правильное развитие и физическую подготовленность. Это и активный отдых, где движение, физическая нагрузка воспринимаются организмом как «мышечная радость». Занятия дают ребенку возможность общения со сверстниками и педагогом, получить социальный комфорт и возможность самовыражения.
Все занятия необходимо начинать с упражнений, подготавливающих организм к нагрузке, пик нагрузки надо обеспечивать ближе к концу, а на заключительном этапе проводить малоподвижные упражнения для восстановления дыхания.
Занятия строю с учетом детских интересов и чтобы они доставляли радость и удовольствие детям.
Использую различные формы проведения физкультурных занятий: сюжетно-ролевые, на основе подвижных игр, музыкально-ритмические, на основе игр и упражнений с пособиями, занятия-тренировки и т.д.
Одна из главных задач физического воспитания детей в детском саду – привитие интереса к занятиям физкультуры. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.
Я глубоко убеждена, что движение основа здоровья ребенка. Быть в движении – значит укреплять здоровье. Движение - первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка, а у старших детей – форма проявления этих важных человеческих качеств. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Работая инструктором, на протяжении многих лет наблюдаю, что у детей снижена двигательная активность и интерес к подвижным играм. Мышечная нагрузка у детей уменьшается в силу объективных причин: меньше играют в подвижные игры, родители увлекаются интеллектуальным развитием своих детей, совсем не заботясь о физическом развитии. Многие дети имеют слабое физическое развитие при поступлении в детский сад. При дефиците движения задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, чувствуется скованность, неуверенность в движении.
Проблему невозможно решить без заинтересованного отношения детей к физической культуре. Как заинтересовать, увлечь ребенка? Как сделать физкультурное занятие радостным событием и потребностью в режиме дня дошкольника и заставить его больше двигаться?
Соединив положительные качества традиционной программы и внедрения инновационных технологий. Использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей, способствуют коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. Поэтому, считаю, что внедрение инновационных технологий в физическое воспитание дошкольников решит весь комплекс физических и интеллектуальных проблем детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по "Воспитанию валеологической культуры дошкольников 3-7 лет в контексте организации воспитательно-образовательного процесса в группе""
Материал содержит опыт работы педагога по организации процесса воспитания валеологической культуры дошкольника со второй младшей до подготовительной группы. Опыт был успешно представлен аттестационной...
«Формирование экологической культуры дошкольников в условиях интеграции исследовательской, игровой и театрализованной деятельности на основе регионального компонента»
Решение задач активного приобритения детьми навыков экологической культуры-главное направление эксперимента...
Эссе"Физическая культура и умственное развитие дошкольников""(анализ программы Л.Д.Глазыриной"Физическая культура-дошкольникам")
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребёнка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физическог...
«Методы и формы раннего формирования основ культуры дошкольников, культуры семейного воспитания, толерантного поведения и восприятия национальных ценностей»
Презентация на районном семинаре для воспитателей детских садов....
Районный семинар для педагогов ДОУ "Методы и формы раннего формирования основ культуры дошкольников, культуры семейного воспитания, толерантного поведения и восприятия национальных ценностей"
В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенна...
Формирование финансовой культуры дошкольников по программе «Азы финансовой культуры для дошкольников»
Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования....
«Формирование экологической культуры дошкольников через исследовательскую деятельность в ведение дошкольников в мир проблемных ситуаций». ( для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет)
Цель: Формировать экологическую культуры дошкольников через исследовательскую деятельность.Задачи: Учить наблюдать, видеть причинно - следственные связи, ставить цель, выдвигать гипотезы, находить реш...