Методы определения двигательной активности
учебно-методический материал по физкультуре

Голод Наталия Викторовна

      С целью  изучения индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности и получения объективных характеристик двигательной активности  проводится комплексная оценка основных её показателей (объема, продолжительности, интенсивности). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shagomer.docx53.52 КБ

Предварительный просмотр:

1.3 Методы определения двигательной активности

      С целью  изучения индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности и получения объективных характеристик двигательной активности  проводится комплексная оценка основных её показателей (объема, продолжительности, интенсивности). Для этого используются разнообразные методики обследования:

  • время двигательной деятельности с отражением содержания и качества в различные режимные моменты, определяется с помощью метода индивидуального хронометража;
  • объём двигательной деятельности с использованием метода шагометрии для количественной оценки двигательной активности;
  • полное представление о двигательном поведении ребёнка может дать метод наблюдений;
  • интенсивности двигательной деятельности методом пульсометрии (подсчет ЧСС-удары/мин) при выполнении различных видов мышечной деятельности.

     Первые  три метода используют в диагностике педагоги, пульсометрию проводит медицинский работник.

     Удовлетворение естественной потребности детей в движениях в отведенное режимом время может быть осуществлено только при очень чёткой организации деятельности детей, строгом выполнении требований к её содержанию в каждом режимном отрезке, т.е. оптимизации двигательной активности.

     Поэтому необходимо обеспечить не только выполнение режима во времени, но и по объёму движений – их количеству за дневное время пребывания ребёнка в дошкольном учреждении.

     Норма условных шагов при 9-часовом пребывании в детском саду с учетом индивидуальных особенностей детей составляет: 10-18 тыс. шагов для детей старшего возраста [32.С.86-88].

     Остановимся на методах определения двигательной активности более подробно.

     Одной из наиболее важных является методика шагометрии, с помощью которой можно определить количество движений, выполненных ребенком за определенный отрезок времени. Эта методика удобна для массового обследования детей. Она не требует много времени от воспитателя, а используемый в обследовании по данной методике прибор (шагомер) прост в употреблении. Можно использовать электронный шагомер.  Число шагомеров должно быть равно количеству детей плюс два запасных. Шагомер помещается в плотный, соответствующий  по размеру кармашек, укрепленный на поясе шириной 5-6 см. Пояс завязывается так, чтобы шагомер находился на боку у ребенка. В мешочек кладется карточка с именем и фамилией ребенка, что в значительной степени облегчает снятие показаний. Шагомер фиксирует количество движений (шагов) ребенка. Количество движений - это показатель объема ДА. Для определения естественной ДА не следует в момент обследования стимулировать активность ребенка, предоставив  ему полную свободу деятельности. Целесообразно в это время внимательно наблюдать за ним со стороны, чтобы получить представление и о характере и содержании двигательной деятельности.

     Л. А. Волошина  считает, что наиболее приемлемой формой диагностики и педагогического сопровождения развития двигательной активности дошкольников является  педагогическое наблюдение. Основополагающим условием педагогического наблюдения является выработка критериев развития тех или иных показателей двигательной активности ребёнка. Предлагаемая Л. А. Волошиной    система наблюдения несёт максимум информации, проста и удобна, может быть использована педагогами и родителями. При построении схем наблюдения, связанных с двигательной активностью, Л. А. Волошина  предлагает учитывать, что результаты исследований и воздействий делятся на прямые показатели  и медиаторы (переменные посредники). При желании за день (8.00до18.00) можно провести наблюдения за двумя-тремя детьми и получить характеристику индивидуальных особенностей ДА этих детей. Целесообразно за небольшой период времени (в течение одного месяца)  изучить двигательную активность всех детей одной возрастной группы.  

     М. А. Рунова предлагает заносить показатели объема двигательной активности обследуемых детей в заранее подготовленный протокол. В нем отмечается время регистрации шагомера каждого ребёнка, а так же дается краткое описание содержания двигательной деятельности (указание на определённый режимный момент дня), например, «на прогулке».

Прямые показатели (пульсометрия, шагометрия, хронометраж) дают возможность количественно оценить ход и результаты развития двигательной активности, а медиаторы обеспечивают качественную характеристику, делая исследование детальным, подробным и интересным с практической точки зрения. Если количественные показатели можно получить в результате тестирования, то качественные помогает раскрыть педагогическое наблюдение.

      Использование данной таблицы в качестве протокола при наблюдении, позволяет отразить некоторые особенности двигательной активности дошкольников.  

     Измерение продолжительности двигательной активности (времени, затраченного на движения) осуществляется методом хронометража с помощью секундомера или шахматных часов. Наиболее простой способ дает использование секундомера с суммирующим устройством. Методика обследования продолжительности двигательной активности методом хронометража проста. Во время проведения хронометража из двух рабочих кнопок секундомера используется одна, которая всегда нажимается в момент начала и окончания каждого периода движения ребёнка. В конце педагогического наблюдения на малом циферблате секундомера стрелка показывает  общее время движений за весь период обследования двигательной активности ребёнка. Отношение продолжительности двигательной активности к общему времени наблюдения (длительности всего занятия) в процентах позволит определить моторную плотность занятия. (МП)[1]

     Например:

Длительность занятия – 35 мин.,

Продолжительность ДА – 28 мин.,

Тогда (МП) будет (28 мин.: 35мин. X 100%) – 80%.

      Во время обследования двигательной активности детей всей возрастной группы (на занятии по физической культуре или на прогулке) Осуществляется индивидуальный хронометраж деятельности одного ребёнка в данный режимный момент. М. А. Рунова для записи наблюдений  рекомендует  использовать  специальные  хронометражные карты, на которых   удобно   фиксировать  состав  движений  и  описывать  особенности  содержания  двигательной деятельности ребёнка. Заполнение    индивидуальной  хронометражной  карты  позволит  получить   объективную информацию об индивидуальных особенностях ребёнка, его интересах, общении со сверстниками  и т.д.

     Для объективной характеристики двигательной активности детей наряду с определением её объёма и продолжительности необходимо вычислить интенсивность двигательной активности. Интенсивность двигательной активности – это количество движений в одну минуту. Она вычисляется путём деления объема двигательной активности (количество движений) на её продолжительность (минуты).

     Например:

     Объем ДА -2500 движений,

Продолжительность ДА- 26 мин.,

Общая длительность занятия- 35 мин.,

Тогда интенсивность ДА будет (2500 дв.: 26 мин.) – 96,1 дв./ мин.

     Полученные показатели комплексной оценки двигательной активности  (объём, продолжительность, интенсивность) каждого ребёнка заносятся в заранее подготовленный протокол. Для получения среднего показателя двигательной активности ребёнка нужно проводить обследование в течении целой недели ( с понедельника по пятницу) не менее 3-4 раз в год. Первое обследование проводится в начале учебного года (сентябрь), второе – в середине учебного года (январь), третье – в конце года (май), четвёртое - в июле или августе. Поскольку наиболее ярко индивидуальные особенности двигательной активности детей проявляются во время самостоятельной деятельности на прогулке, когда дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности, то М. А, Рунова  рекомендует проводить обследование детей в этот режимный момент, то есть на утренней прогулке.

      Шагомеры подвешиваются во время одевания детей на прогулку и снимаются после возвращения детей в группу.

     На  основе комплексной оценки ДА детей можно получить полную характеристику двигательного поведения ребенка, определив его индивидуальные проявления в разных видах деятельности (в игре, на занятиях по физической культуре и т.д.). Данные материалы позволят педагогу распределить детей по уровням ДА и подобрать соответствующие приемы и методы руководства. В то же время педагог может выявить и недостатки в организации занятий, наметить пути их совершенствования.     

     Решающее  значение  в формировании растущего организма принадлежит двигательной активности, как фактору стимулирующему повышение возможностей физического, функционального, двигательного и психического развития детей. Двигательная активность является фактором функциональной индукции восстановительных процессов (анаболизма). Их особенность заключается не просто в восстановлении исходного состояния в связи с имевшей место очередной деятельностью развивающегося организма, а в обязательном избыточном восстановлении, т.е. необходимо постоянно обогащать наследственно предопределённый энергетический фонд. Благодаря двигательной активности ребёнок обеспечивает себе физиологически полноценное индивидуальное развитие.    

         Задача констатирующего эксперимента выявить уровень двигательной активности детей.

      В данном эксперименте  принимало участие 15 детей  от 4г. 9мес. до 5г.8мес. и 2 воспитателя. .

     При проведении констатирующего эксперимента соблюдались следующие условия:

1. В эксперименте участвовали дети, посещающие  группу не менее года;

2. Эксперимент проводился в знакомой для детей обстановке;

3. Экспериментатор был знаком детям;

4. Сохранялись одинаковые условия эксперимента для всех испытуемых на протяжении всего времени исследования.

      В процессе констатирующего эксперимента использовались методы определения двигательной активности: наблюдение и шагометрия, с последующим распределением детей на уровни (высокий, средний, низкий).  

     Экспериментальная работа проходила в три этапа.

    На втором этапе исследования с целью выявления количественной оценки объёма двигательной активности старших дошкольников была проведена диагностика с использованием метода шагометрии.     Обследование объёма двигательной активности производилось с помощью шагомеров («Электроника ШЭ-01», г. Пинск). Шагомеры были прикреплены к поясу. Для измерения естественной дневной двигательной активности шагомеры надевались всем на одинаковое время (с  8.00 до 18.00 часов).

         

 

                                                                                                  ТАБЛИЦА 1

                    Протокол обследования объема ДА детей

                                        с 8.00 до 18.00 часов

Возрастная группа  старшая

п/п

Имя ребенка

Объем ДА показателей                по шагомеру

1

Анна К.

14035

2

Алексей Л.

16011

3

Алена П.

7162

4

Александра С.

13024

5

Влад М.

10720

6

Данила Б.

15420

7

Дмитрий Г.

10120

8

Дарья П.

11125

9

Данила А.

16235

10

Кирилл М.

8210

11

Кристина М.

12030

12

Максим Д.

18230

13

Николай Р.

9998

14

Полина Х.

14437

15

Сергей Д.

13315

    После обработки данных  шагометрии стало возможным распределить детей на три основные подгруппы в зависимости от уровня развития ДА – подгруппы с высоким, средним и низким уровнем ДА. По данным   М. А.     Руновой и Т. А. Тарасовой принимаем за критерии уровней двигательной активности следующие показатели. Средние показатели объема ДА даны в таблице 2

                                                                                                      ТАБЛИЦА 2

                            Средние  показатели объема ДА                                                                                            

Уровни ДА

Количество условных шагов по шагомеру

Высокий

      < 15000,   но      > 18.500

Средний

       < 11000, но      >15000

Низкий

        < 7000,  но      > 11000

      Результаты диагностики и распределения детей на три основные  подгруппы (высокая, средняя и низкая)  в зависимости от объема  ДА представлены в таблице 3.    

                                                                                                     ТАБЛИЦА 3

     Распределение детей на подгруппы в зависимости от уровня ДА  

п/п

Имя ребенка

Объём ДА

Подгруппы

1

Максим Д.

18230

высокая

2

Данила А.

16235

высокая

3

Алексей Л.

16011

высокая

4

Данила Б.

15420

высокая

5

Полина Х.

14437

средняя

6

Анна К.

14035

средняя

7

Сергей Д.

13315

средняя

8

Александра С.

13024

средняя

9

Кристина М.

12030

средняя

10

Дарья П.

11125

низкая

11

Влад М.

10720

низкая

12

Дмитрий Г.

10120

низкая

13

Николай Р.

9998

низкая

14

Кирилл М.

8210

низкая

15

Алёна П.

7162

низкая

Обработка полученных данных позволила распределить детей по уровням  ДА и вычислить процентные показатели к каждому уровню.

В – высокий уровень – 26,5% ( 4 чел. )

С – средний уровень – 33,5% ( 5 чел. )

Н – низкий уровень -  40 %    ( 7 чел. )

         

Процентное соотношение детей экспериментальной группы по уровням ДА приводится в диаграмме 1.

                                                                                            ДИАГРАММА 1

 

Одновременно, для наиболее полного представления о двигательном поведении ребёнка, проводилось педагогическое наблюдение, которое фиксировалось в таблицы регистрации результатов. Наблюдение двигательной активности детей приведено в таблице 4.

                                                                                           

                                                                                                       ТАБЛИЦА 4

       Наблюдение двигательной активности старших                                       дошкольников

                  ПОДГРУППА 1.           Уровень ДА – высокий.

1. Максим Д.                                                        Объём ДА за сутки-18230

  2.  Данила Б.                                                 Объем ДА за сутки – 15420

Режимные     моменты

Время

Характер  двигательных действий

1

Утренний приём, зарядка

7.00-8.30

Строит замок из строительного материала, обыгрывает его игрушками. На ковре катает мяч с другом. На зарядке  выполняет все движения быстро, не точно.

2

Игры, подготовка к занятиям

9.00-9.15

Активно двигается на ковре (кувыркается, ползает) речь эмоциональна, смеется. На предложение помочь воспитателю, отвечает утвердительно. Активно помогает. Прыгает на ковре через шнур, бегает за другом.

3

Общая длительность занятий, включая перерывы

9.15-10.40

Активно участвует в занятии, при ответах встает, часто меняет позу. В перерывах бегает за другом по группе. Внимательно слушает, выполняет задания быстро, не заботясь о качестве. На физкультминутке не внимателен, отвлекается на соседа.

4

Прогулка

10.40-12.30

 Одевается быстро, помогает вынести материал. Играет в песочнице. Играет в мяч с ребятами, катается на горке, сбрасывает мяч с горки и ловит его. На организованную игру отклик положительный. Играет с удовольствием, соблюдает правила. Бегает по площадке. Катает девочек на карусели.

5

Подготовка ко сну

3.10-15.101

Раздевается быстро, ходит по группе, разговаривает с детьми.

6

Постепенный подъём, гимнастика после сна

15.10-16.10

Просыпается долго,  делает гимнастику. Не все упражнения выполняет, не старается. Быстро убирает постель, не качественно.

7

Игры, досуги, кружки

16.30-17.00

Играет с другом в Дартс (липкие шарики), активно жестикулирует, смеётся. Катает машину за веревку, бегает.

8

Прогулка, уход домой

17.00-19.00

 Лазает по лестнице, висит на турнике, спрыгивает вниз, делает это долго. Катается на качели.

                         

               ПОДГРУППА  2.      Уровень ДА  –  средний

1.Полина Х.                                                      Объём ДА за сутки – 14437

4

Прогулка

10.40-12.30

Бежит по лестнице, держит дверь. Играет в песочнице, Катается на карусели, скатывается с горки. Принимает предложение поиграть «Колечко». С оживлением реагирует на организованную воспитателем игру, играет с удовольствием, просит продолжить.

5

 Подготовка ко сну.

13.10-15.10

Раздевается быстро, складывает одежду, переходит от одного стула к другому. Долго не засыпает, крутится.

6

Постепенный подъем, гимнастика после сна, игры

15.40-16.10

Просыпалась долго, гимнастику делает нехотя (сонная). Во время игры оживилась. Бегает, играет в прятки.

7

Игры досуги, кружки

16.30-17.00

Сидит за партой, играет в настольную игру. На досуге активна, подвижна. Бегает, ходит по шнуру, подлезает под дугу.

8

Прогулка, уход домой

17.00-19.00

Бегает по площадке врассыпную с детьми. Играет в песочнице.

2.  Александра С.                                           Объём ДА за сутки - 13024

  ПОДГРУППА 3.                                                      Уровень ДА -  низкий

1. Дарья  П.                                                 Объём ДА за сутки– 10720

Режимные моменты

Время

Характер двигательных действий

1

Утренний приём, зарядка

7.00-8.30

Медленно зашла в группу. Села за парту, наблюдает за тем, что делают ребята  (строят замок). Подошла. Стоит, пытается присоединиться  к игре. Неуверенно, пытается повторять упражнения.

2

Игры, подготовка к занятиям

9.00-9.15

Наводит порядок в своей парте, разукрашивает картинку, принимает участие в подготовке к занятию по просьбе воспитателя.

3

Общая длительность занятий, включая перерыв

9.15-10.40

На занятии малоактивна, руку почти не поднимает, сидит тихо. При ответе очень стесняется. Пальчиковую гимнастику выполняет с удовольствием, но не чётко, путается, теряется. Слабая техника движений.

4

Прогулка

10.40-12.30

 Одевается медленно, обращается за помощью к воспитателю. Играет в песочнице подолгу. Катается с горки и сидит в домике. Играет с девочками в семью. Ходит по площадке. В подвижной игре не активна, не соглашается быть ведущей.

5

Подготовка ко сну

13.10-15.10

Раздевается медленно. Долго не может заснуть.

6

Постепенный подъём, гимнастика после сна, игры.

15.40-16.10

Просыпается быстро, делает гимнастику с удовольствием, но не все движения четкие и правильные.  Сидит за партой, рисует, играет с настольными играми. Играет в сюжетно-ролевые игры

7

Игры досуги кружки

16.30-17.00

В досуге  отказывается участвовать поначалу, потом принимает участие в коллективных танцах, не активна.

8

Прогулка уход домой

17.00-19.00

Катается на  карусели,  ходит по веранде, сидит в домике, играет в песочнице, ходит, сидит.

2. Алёна П.                                                        Объём ДА за сутки - 7162

     По результатам количественного и качественного обследования детей была выявлена и охарактеризована первая подгруппа детей с высоким уровнем ДА -  4 человека. Для детей данной подгруппы характерен хороший уровень развития основных видов движения, достаточно богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать свою самостоятельную деятельность (Максим Д., Данила А., Алексей Л., Данила А.). В то же время  эти дети не отличаются достаточной ловкостью и координацией движений, а часто бывают невнимательны при объяснении и выполнении заданий. Им несвойственна передача техники движений. Даниле А., Алеше Л., Даниле А., свойственна однообразная двигательная деятельность на прогулке, насыщенная играми с преобладанием бега и прыжков. Во время гимнастики, физкультурных занятий  Максим Д. и Данила А. не умеют выполнять двигательные задания в умеренном темпе и не доводят их до конца, совершая ненужные беспорядочные движения (покачивания, полуприседания, подпрыгивания). Максим Д. отличается повышенной психомоторной возбудимостью. Даниле А. и Алеше Л. свойственна двигательная расторможенность, суетливость, беспокойство, несдержанность и раздражительность. У данных детей слабо сформированы механизмы саморегуляции деятельности и поведения. А также Максим Д. и Данила А. подвержены заболеваниям, так как после большой физической нагрузки на прогулках дети возвращаются вспотевшими.

     При анализе  показателей, выявленных методом шагометрии и педагогического наблюдения, определены дети среднего уровня ДА – вторая подгруппа (5 человек).

     Дети данной подгруппы имеют высокие и средние показатели физической подготовленности  и  хороший  уровень  развития  двигательных  качеств. Для них  характерно  разнообразие  самостоятельной  двигательной  деятельности, насыщенной  играми  и упражнениями разной интенсивности, целесообразное их чередование. Так, например Полина Х., Кристина М. и Александра С. сами могут организовать подвижную игру,  обогатить её атрибутами,  активно действовать  в ней и легко чередуют её с другими видами деятельности, менее подвижными. Сергей Д., Александра С. и Анна К.  отличаются уравновешенным поведением, преимущественно хорошим настроением, положительными эмоциями. Дети данной подгруппы редко болеют, обладают нормальной массой тела и хорошо усваивают материал в детском саду.

      Анализ результатов наблюдения позволил констатировать, что дети  второй подгруппы  характеризуются разнообразием двигательного поведения и во время занятий по физической культуре. Александра С., Сергей Д. и Кристина М. всегда активны, подвижны, проявляют творчество и стремятся быть лидерами. При выполнении трудных заданий они не обращаются за помощью к воспитателю, а стараются самостоятельно выбрать пособие, но им не всегда удаётся правильно и качественно выполнять задание, отмечается  слабая  техника  движений.      

      Другие  дети,  второй  подгруппы, Полина Х. и Анна К. более целенаправленны и спокойны, собранны, целеустремленны. В течение всего физкультурного занятия и разным видам занятий по физической культуре они внимательны и все предлагаемые педагогом  задания выполняют точно, относятся ответственно и большим интересом.

      По результатам диагностики при распределении детей на подгруппы было выявлено, что в экспериментальной группе преобладает количественный состав детей с низким уровнем ДА, их определили третьей подгруппой – 7 детей. У всех детей данной подгруппы отмечено отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов. Им присуща однообразная малоподвижная деятельность с преобладанием статического компонента. Так,  например,  Алена П.,  Кирилл М., Дмитрий Г., Влад М., чаще всего неуверенны в своих возможностях, отказываются выполнять трудные задания, не участвуют в играх – соревнованиях. Также Дарья П., Николай Р., Кирилл М., при возникновении сложности в выполнении задания пассивно ждут помощи со стороны воспитателя, проявляя при этом медлительность,

     

     

     


[1] МП– общепринятое сокращение (моторная плотность).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

прогулка-как метод развития двигательной активности детей

Консультация для воспитателей об использование прогулки в целях повышения ДА детей дошкольного возраста...

Прогулки как метод развития двигательной активности дошкольников

Маленький ребенок – деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещ...

Система методов мотивации двигательной активности

Методы и приемы мотивации детей к двигателньой деятельности...

Прогулки как метод развития двигательной активности дошкольников

«Прогулки как метод развития двигательной активности дошкольников»Двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего ра...

Музыкально – ритмическая деятельность в детском саду как метод организации двигательной активности дошкольников.

Музыкально – ритмическая деятельность в детском саду как метод организации двигательной активности дошкольников....

Из опыта работы «Современные формы и методы организации двигательной активности детей в самостоятельной и совместной с взрослым деятельности»

Двигательная активность – основное средство предупреждения развития нервно-психического переутомления детей. Известно, что недостаток двигательной активности – это удар по мышечной си...

Прогулка как метод развития двигательной активности дошкольников

Презентация "Прогулка как метод развития двигательной активности дошкольников"...