Современные требования и социальные изменения по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни
методическая разработка по физкультуре

Вовк Марина Анатольевна

ФИЗКУЛЬТУРА

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennye_trebovaniya.doc195 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золотой петушок» - филиал детский сад «Алёнка»

Доклад:

«Современные требования и

социальные изменения

по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни»

Инструктор по физической культуре: Вовк М.А.

                                                     22.03.2021 год

Содержание:

1. Специфика организации физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ.

2. Влияние физической культуры на здоровье ребенка.

3. Здоровый образ жизни дошкольников, каким он должен быть.

4. Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников: что нужно знать.

Дошкольный возраст является важным и ответственным периодом. В этот период происходит перестройка функционирования разных систем детского организма, поэтому крайне необходимо всячески способствовать воспитанию у детей этого возраста привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и укреплению своего здоровья. Это одна из приоритетных задач, которая стоит перед родителями и педагогами. Именно в это время нужно начинать формирование основ здорового образа жизни у дошкольников.

1. Специфика организации физкультурно-оздоровительной

                  деятельности в ДОУ

Здоровье – основа физического развития ребенка. Полноценное физическое развитие ребенка взаимосвязано с его общим психическим развитием. Сформированное сознание, развитой интеллект, понимание значимости здоровья – основа культурной личности. Обращенность современного общества к культуре, человеку, его здоровью и духовному миру становится доминантой цивилизованного общества.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ строится на основе трех основных направлений:

  • Социально – психологического, направленного на формирование потребности к освоению ценностей физической культуры, чтобы ребенок хотел этим заниматься, получал удовольствие от занятий. Для этого используем игровые методы и приемы, яркое нестандартное оборудование, привлекающие глаз ребенка. 
  • Интеллектуального, предполагающего получение комплекса теоретических знаний. Дети получают знания по валеологии в доступной форме. Например, в своей работе используем пальчиковый массаж.
  • Двигательного, развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также использование физического потенциала. Тело для растущего человека – особая реальность, которой ему предстоит овладеть.

В ДОУ созданы необходимые условия для обеспечения физического развития детей. Оборудован физкультурный зал, оснащенный разнообразным оборудованием; имеется современная спортивная площадка. В группах организованы физкультурные уголки, оборудованные в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей.

Для реализации задач по физическому развитию детей должно вести комплексное диагностирование состояния здоровья ребенка, уровня физического развития и физической подготовленности на начало и конец учебного года.

Данные мониторинга должны иметь более высокий результат на конец учебного года в сравнении с началом года. Дети подготовительных групп уходят в школу с достаточно хорошей физической подготовкой, правильной осанкой.

2. Влияние физической культуры на здоровье ребенка.

Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Забота о развитии и здоровье ребенка начинается с организации здорового образа жизни в семье, детском саду.

Физическая культура – является залогом здоровья, в результате которого закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненно важных систем и функций организма.

Под воздействием движений улучшается функция сердечно – сосудистой и дыхательной систем. Интенсивная двигательная активность ребенка усиливает сердечную деятельность, тренирует сердце, на занятиях по физкультуре дети дышат только носом, используя дыхательные упражнения. Высокий темп меняется на медленный. Активные физические движения повышают устойчивость организма к заболеваниям, а недостаток движений приводит к нарушению обмена веществ в организме, к уменьшению функциональных возможностей сердечно – сосудистой, дыхательной систем, и, следовательно, к снижению работоспособности организма.

У детей дошкольного возраста интенсивно формируется опорно–двигательный аппарат. Интенсивно развиваются мышцы рук, спины, живота, ног на утренней зарядке, физкультурных занятиях, на коррекционных занятиях по профилактике осанки и плоскостопия, двигательная активность детей на прогулке и в группе с использованием физкультурного оборудования.

Посредством физических упражнений у детей развиваются физические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, которые используются в беге, прыжках, метании, ползании, лазании, играх эстафетах, спортивных играх. Два раза в год с детьми проводиться диагностика физической подготовленности. Выявляются дети с высоким, средним, низким уровнем. Планирование индивидуальной работы с отстающими детьми.

Физические упражнения способствуют развитию у детей восприятия, внимания (дети должны усвоить показанное взрослым движение и суметь выполнить быстро и правильно). Во время выполнения движений, упражнений у детей формируется нравственно – волевые качества: целеустремленность, настойчивость, смелость, решительность.

Физические упражнения положительно влияют на пищеварительную систему, занятия физкультурой и спортом усиливают у детей аппетит, повышается работоспособность, укрепляется нервная система.

И очень важно на протяжении всего дошкольного детства поддерживать и развивать физическую культуру не только в детском саду, но и в семье.

Положительный пример родителей к занятиям спортом будет вызывать стремление у детей заниматься физической культурой:

  • В выходные дни утреннюю зарядку  провести в помещении, в теплое время можно использовать оздоровительный бег;
  • Во время завтрака, обеда, чтения книг – следить за осанкой ребенка;
  • Использовать разнообразные подвижные и спортивные игры с физкультурным инвентарем (скакалки, мячи, кегли), зимой – игры на свежем воздухе, катание на санках, лыжах, коньках;
  • Закаливать детей: это хождение босиком по траве в летний период, умывание прохладной водой, купание в открытых водоемах, солнечные ванны, свежие воздух в бору;
  • Туристические походы и прогулки всей семьей;
  • Посещение спортивных кружков;
  • Поощрять двигательную и игровую деятельность ребенка.

 

Занятия физкультурой будут доставлять детям радость, способствовать формированию двигательных умений, навыков, развитию физических качеств.

3. Здоровый образ жизни дошкольников, каким он должен быть.

Надо отметить, что в настоящее время отмечается низкий уровень знаний о ценности своего здоровья родителей и о здоровье их детей. Как известно, здоровье чаще всего зависит от образа жизни, чуть менее – от окружающей среды. Наследственность и состояние здравоохранения в стране в гораздо меньшей степени влияют на состояние здоровья поколения. Поэтому задача родителей и педагогов — воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и обязанности его беречь. И начинать формирование основ здорового образа жизни у дошкольников как можно раньше. В дошкольный период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма. Очень важно в это время заложить детям определенную базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, сформировать потребность регулярных и систематических занятий физической культурой и спортом. Так как под здоровым образом жизни понимается активная деятельность человека, направленная на сохранение и улучшение здоровья, то к этой активности следует отнести такие компоненты как правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма и сохранение стабильного психоэмоционального состояния. Именно эти компоненты должны быть заложены в основу фундамента здорового образа жизни дошкольника. Режим, распорядок дня ребенка

Главным образом в формировании основ здорового образа жизни у дошкольников и правильного отношения к своему здоровью у дошкольников являются соответствующие игры, просмотр фильмов, мультфильмов, чтение и обсуждение художественной литературы, викторины, пешие прогулки, дни здоровья, спортивные праздники. Именно такие мероприятия являются наиболее интересными для детей, и в этом процессе продуктивней формировать нужное отношение к здоровому образу жизни у дошкольников.

В ходе физкультурно-оздоровительной работы, а именно физкультурных минуток, минуток здоровья, двигательных разрядок, элементов релаксации и т.п., закладываются физические, психические и нравственные качества детей, воспитываются самостоятельность и творчество. Необходимо уделить серьезное внимание культурно-гигиеническим навыкам, сформировать привычки правильного умывания, вытирания, ухаживания за полостью рта, пользования носовым платком, правильного поведения при кашле и чихании. Необходимо чтобы дети имели возможность систематически двигаться. Для этого нужно способствовать развитию основных двигательных качеств, поддерживать в течение всего дня работоспособность на высоком уровне. Однако нужно учитывать, что здоровый образ жизни дошкольников предполагает чередование активных и спокойных игр, так что разумный баланс между двигательной активностью и отдыхом должен быть сохранен.  

4. Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников: что нужно знать.

Дошкольный возраст по утверждению специалистов относится к решающим в создании фундамента психического и физического здоровья ребенка. Как раз до семи лет происходит наиболее интенсивное становление детского организма.  В это же самое время активно формируется характер, привычки, закладываются жизненные приоритеты личности. Именно поэтому весьма и весьма важно в эти годы, активно прививать детям основные знания, умения и навыки здорового образа жизни дошкольников.                                                                                                В современном воспитательном процессе приоритетным направлением в воспитании детей дошкольного возраста является повышение уровня здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни, а также воспитание потребности в регулярных занятиях и получении новых знаний. Стоит заметить, что в этом возрасте у дошкольников отсутствуют такие качества:      - -  усидчивость,                                                                                                                            - контроль и коррекция эмоций и настроения,                                                                             - способность быстро переключаться с одной деятельности на другую.                Стало быть, перед взрослыми, педагогами и, в первую очередь, родителями, становится задача сформировать в маленьком человеке эти навыки, которые будут способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья малыша.                                                                                                   Родителям дошкольника необходимо усвоить, что здоровье малыша – это не только отсутствие болезни, эмоционального тонуса и плохая работоспособность, но и закладывание основ будущего благополучия личности ребенка. Исходя из этого основным направлением по укреплению здоровья детей дошкольного возраста, является формирование у дошкольников представления о здоровье, как об одной из фундаментальных ценностей жизни. Воспитатели в детском саду, родители дома должны постоянно учить ребенка правильному поведению в различных жизненных обстоятельствах, быть готовым к непредвиденным ситуациям. В этот период ребенок должен четко усвоить, что такое хорошо и полезно, а что такое вредно и плохо.                    Родители, бабушки и дедушки должны постоянно прививать малышу правильное отношение к своему здоровью и ответственности за него. Это направление в воспитании дошкольника должно решаться созданием целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка.

Особо пристальное внимание необходимо уделять таким составляющим здорового образа жизни дошкольников.                                                                     - Соблюдение режима дня, активности и сна                                                                            - Двигательная активность, прогулки, подвижные игры на свежем воздухе.                      - Правильное, здоровое питание.                                                                                               - Соблюдение правил гигиены. Прививание ребенку любви к физической чистоте. Обучение следить за своим телом.                                                                             - Закаливание. Формирование способности организма противостоять неблагоприятным природным факторам. 

Основные задачи для педагогов и родителей по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников.                                                                                 - Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников должно проводится постоянно без выходных и праздничных дней.                                    - - Ребенок с младенчества должен усвоить, что здоровым быть хорошо, а болеть плохо. Чтобы всегда быть здоровым он должен соблюдать определенные правила и не делать того, что может привести к болезни или травмам.                  - Малыш всегда следует образу жизни старших, мамы и папы. Поэтому родители, в первую очередь, сами должны вести здоровый образ жизни и не подавать плохой пример своему чаду.                                                                            Таким образом, комплексный подход в формировании культуры здорового образа жизни у дошкольников позволит привить им необходимые привычки и навыки, которые будут основой для дальнейшей их жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: «Современные требования и социальные изменения по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни»

1. Специфика организации физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ.2. Влияние физической культуры на здоровье ребенка.3. Здоровый образ жизни дошкольников, каким он должен быть.4. Формирование о...

Педагогический совет Создание условий в ДОУ,направленных на формирование основ физического воспитания и здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с учетом современных требований и социальных изменений

Повестка:-Актуальность проблемы.-Итоги тематического  контроля  «Состояние работы в ДОУ  по созданию  условий, направленных на формирование  основ физического воспитания...

Педагогический совет "Создание условий в ДОУ,направленных на формирование основ физического воспитания и здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с учетом современных требований и социальных изменений"

План.-Актуальность проблемы.-Итоги тематического  контроля  «Состояние работы в ДОУ  по созданию  условий, направленных на формирование  основ физического воспитания и з...

Календарно – тематическое планирование по формированию основ безопасности жизнедеятельности и здоровому образу жизни в старшей группе

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь имен...

Система работы с детьми по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни

Понятие «Здоровье » имеет множество определений. Но самым популярным и, пожалуй, емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения.«Здоровье- это сост...

«Создание условий в ДОУ, направленных на формирование основ физического воспитания и здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с учетом современных требований и социальных изменений»

Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении....