Особенности адаптивной физической культуры пр работе с детьми дошкольного возраста
методическая разработка по физкультуре
Основной целью АФК является максимально возможное развитие жизнеспособности человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobenosti_alaptivnoy_fizicheskoy_kultury.docx | 12.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности адаптивной физической культуры при работе
с детьми дошкольного возраста
инструктор по физической культуре
Ловягина Елена
Адаптивная физическая культура это вид общей физической культуры
для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Основной целью АФК является
максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего
устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения
оптимального режима функционирования отпущенных природой и
имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-
двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для
максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально
значимого субъекта. Максимальное развитие с помощью средств и методов
адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, поддержание у
него оптимального психофизического состояния предоставляет каждому лицу
с ОВЗ возможности реализовать свои творческие потенции и достичь
выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых
людей, но и превышающих их. Методика АФК существенно отличается от
обычной, что обусловлено её спецификой, в том числе и аномальным
физическим и психическим развитием детей. Необходимо сказать о задачах
АФК, её значении.
У ребенка с отклонениями в физическом или психологическом здоровье АФК формирует:
-способность преодолевать физические и психологические барьеры;
-потребность чувствовать себя здоровым,
-вести активный и здоровый образ жизни;
-осознанное отношение к своим силам;
-способность преодолевать физические нагрузки, необходимые для
дальнейшего полноценного функционирования в обществе;
-желание улучшать свои личностные качества;
-стремление повысить умственную и физическую работоспособность;
-компенсаторные навыки: т. е. возможность использовать функции разных
органов и систем организма вместо отсутствующих или нарушенных.
В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с
задержкой психического развития уделяется значительное внимание, как в
количества детей с проблемами в развитии.
Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания
развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа
реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается
при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса
знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов,
быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности.
Актуальность проблемы психического здоровья детей в последнее время
значительно возросла. Можно отметить значительный рост нервно-
психических, соматических заболеваний, функциональных расстройств
личности. Актуальность данной работы определяется тем, что в последние
годы увеличивается число детей с задержкой психического развития, это
происходит под влиянием ряда факторов, таких, как неблагоприятные условия
макро- и микро-среды, в которой воспитывается ребенок, наследственные
факторы.
Наряду с тяжелыми заболеваниями нервной системы, обуславливающими отклонения в развитии, у многих детей могут отмечаться лишь отдельные, нерезко выраженные двигательные нарушения в сочетании с повышенной возбудимостью, двигательным беспокойством, ухудшением сна, аппетита. Эти дети с так называемой минимальной мозговой дисфункцией. Все отклонения со стороны нервной системы у них отличаются изменчивостью.
Типичные для детей с задержкой психического развития особенности в
эмоциональном развитии:
1) неустойчивость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности. Психологической причиной этого является низкий уровень произвольной психической активности;
2) проявление негативных характеристик кризисного развития, трудности в
установлении коммуникативных контактов;
3) появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх,
тревожность, склонны к аффективным действиям.
Также детям с задержкой психического развития присущи симптомы
органического инфантилизма: отсутствие ярких эмоций, низкий уровень
аффективно-потребностной сферы, повышенная утомляемость, бедность
психических процессов, гиперактивность.
Дети с задержкой психического развития отличаются несамостоятельностью, непосредственностью, не умеют целенаправленно выполнятьзадания,проконтролировать свою работу.
Таким образом, можно выделить ряд существенных особенностей,
характерных для эмоционального развития детей с задержкой психического
развития: незрелос эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам.Своевременная организация коррекционного воздействия являетсяосновным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. На сегодняшний день в научных исследованиях убедительно показано и подтверждено практикой, что наибольшие педагогические возможности для преодоления недостатков в
2 развитии ребёнка имеются в период раннего и дошкольного детства, т. к. в этот
период психика наиболее пластична. Кроме традиционных задач по физическому воспитанию, в рамках занятия реализуются и специальные коррекционно-развивающие задачи: моторной памяти, способности к восприятию и передаче движений (серии движений), совершенствование ориентировки в пространстве. Предлагаются упражнения, требующие выполнения движений по условному сигналу (знакуили слову). Детей учат основным движениям (ходьба, бег, прыжки, лазанье), развивают двигательные качества, включают в занятия общеразвивающие упражнения, подвижные и спортивные игры.
Несколько специфических методов в работе с детьми с ЗПР:
1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания,
поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание
детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.
2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ
деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать
ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что
сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на
короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу
предельно четко и конкретно.
4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму
как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно
принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.
5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с
педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного
положительного итога работы. В среднем длительность этапа работы для
одного ребенка не должна превышать 10 минут.
6. Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка
ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих
источников чувства собственной значимости, необходимого для
формирования позитивного восприятия себя и других.
7. В качестве основного метода положительного воздействия на ЗПР
можно выделить работу с семьей этого ребенка.
8. Любое сопровождение детей с задержкой психического развития
представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений,
направленных на повышение познавательного интереса, формирование
произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной
деятельности.
Для развития детей с ЗПР есть масса упражнений. Основные положения
и движения головы, конечностей и туловища, выполняемые на месте:
сочетание движений туловища, ног с одноименными движениями рук;
комплексы упражнений без предметов на месте и с предметами (г/ палка,
малый мяч, средний мяч, г/мяч, набивной мяч, средний обруч, большой
обруч).
Упражнения на дыхание: правильное дыхание в различных и.п. сидя,
стоя, лежа; глубокое дыхание при выполнении упражнений без предметов;
дыхание по подражанию ("понюхать цветок", "подуть на кашу", «согреть
руки», «сдуть пушинки»), дыхание во время ходьбы с произношением звуков
на выдохе, выполнение вдоха и выдоха через нос.
Упражнения на коррекцию и формирование правильной осанки:
упражнения у гимнастической стенки (различные движения рук, ног,
скольжение спиной и затылком по гимнастической стенке, приседы);
сохранение правильной осанки при выполнении различных движений руками;
упражнения в движении имитирующие ходьбу, бег животных и движения
работающего человека («ходьба как лисичка», «как медведь», похлопывание
крыльями как петушок», покачивание головой как лошадка», «вкручивание
лампочки», «забивание гвоздя», «срывание яблок», «скатай снежный ком»,
«полоскание белья»);упражнения на сенсорных набивных мячах различного
диаметра (сидя на мяче с удержанием статической позы с опорой с
различными движениями рук); ходьба с мешочком на голове ;поднимание на
носки и опускание на пятки с мешочком на голове;
Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем
прогиба назад: «Змея», «Колечко», «Лодочка»; упражнения для укрепления
мышц спины путем складывания: «Птица», «Книжка» «Кошечка»;
упражнения для укрепления позвоночника путем поворота туловища и
наклона его в стороны: «Ежик», «Звезда», «Месяц»; упражнения на
укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Лягушка», «Бабочка»,
«Ножницы».
Упражнения на коррекцию и профилактику плоскостопия: сидя («каток»,
«серп», «окно», «маляр», «мельница», «кораблик», «ходьба», «лошадка»,
«медвежонок»); сидя: вращение стопами поочередно и одновременно вправо
и влево, катание мяча ногами; ходьба приставными шагами и лицом вперед по
канату со страховкой; ходьба на внутреннем и внешнем своде стопы; ходьба
по массажной дорожке для стоп.
Упражнения на развитие общей и мелкой моторики: с сенсорными
набивными мячами разного диаметра (прокатывание, перекатывание
партнеру); со средними мячами (перекатывание партнеру сидя,
подбрасывание мяча над собой и ловля, броски мяча в стену); с малыми
мячами (перекладывания из руки в руку, подбрасывание двумя, удары мяча в
стену в квадраты и ловля с отскоком от пола двумя; удары мяча об пол одной
рукой и ловля двумя); набивными мячами –1 кг (ходьба с мячом в руках,
удерживая его на груди и за головой по 30 секунд; поднимание мяча вперед,
вверх, вправо, влево).
Упражнения на развитие точности и координации движений: построение
в шеренгу и в колонну с изменением места построения; ходьба между
различными ориентирами; бег по начерченным на полу ориентирам (все
задания выполняются вместе с учителем); несколько поворотов подряд по
показу, ходьба по двум параллельно поставленным скамейкам с помощью.
Ходьба и бег: ходьба на пятках, на носках; ходьба в различном темпе:
медленно, быстро; бег в чередовании с ходьбой; ходьба и бег в медленном
темпе с сохранением дистанции; бег в колонне по одному в равномерном
темпе.
Прыжки: прыжки на двух (одной) ноге на месте с поворотами на 180° и
360°; прыжки на одной ноге с продвижением вперед; прыжки в длину с места
толчком двух ног; прыжки в глубину с высоты 50 см; в длину с двух-трех
шагов, толчком одной с приземлением на две через ров; прыжки боком через
г/скамейку с опорой на руки; прыжки, наступая на г/скамейку; прыжки в
высоту с шага.
Броски, ловля, метание мяча и передача предметов: метание малого мяча
правой (левой) рукой на дальность способом «из-за головы через плечо»;
метание малого мяча в горизонтальную цель (мишени на г/стенке); метание
малого мяча в вертикальную цель; подбрасывание волейбольного мяча перед
собой и ловля его; высокое подбрасывание большого мяча и ловля его после
отскока от пола; броски большого мяча друг другу в парах двумя руками
снизу; броски набивного мяча весом 1 кг различными способами: двумя
руками снизу и от груди, из-за головы; переноска одновременно 2-3 предметов
различной формы (флажки, кегли, палки, мячи и т.д.); передача и переноска
предметов на расстояние до 20 метров (набивных мячей -1 кг, г/палок,
больших мячей и т.д.).
Равновесие: ходьба по г/скамейке с предметом (флажок, г/мяч, г/палка);
ходьба по г/скамейке с различными положениями рук; ходьба по г/скамейке с
опусканием на одно колено; ходьба по г/скамейке с перешагиванием через
предметы высотой 15-20 см; поворот кругом переступанием на г/скамейке;
расхождение вдвоем при встрече на г/скамейке; «Петушок», «Ласточка» на
полу.
Лазание, перелезание, подлезание: ползанье на четвереньках по
наклонной г/скамейке с переходом на г/стенку; лазанье по г/стенке
одновременным способом, не пропуская реек, с поддержкой; передвижение по
г/стенки в сторону; подлезание и перелезание под препятствия разной высоты
(мягкие модули, г/скамейка, обручи, г/скакалка, стойки и т.д.); подлезание под
препятствием с предметом в руках; пролезание в модуль-тоннель;
перешагивание через предметы: кубики, кегли, набивные мячи, большие мячи;
вис на руках на г/стенке 1-2 секунды; полоса препятствий из 5-6 заданий в
подлезании, перелезании и равновесии.
При ЗПР возможна обратимость интеллектуального дефекта, регулярные
занятия адаптивной физической культурой обеспечивают эффективное
взаимодействие человека со средой через движение и коррекцию выявленных
нарушений. Так же результатом является формирование адекватной
двигательной базы для обеспечения нормальной двигательной активности.
Список литературы:
Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития /
[Электронный ресурс] - https://dohcolonoc.ru/cons/2520-formy-i-metody-
raboty-s-detmi-s-zaderzhkoj-psikhicheskogo-razvitiya.html
Понятие АФК, Структура и содержание АФВ / [Электронный ресурс] -
http://www.studfiles.ru/preview/2898634/
Особенности детей с ЗПР дошкольного возраста / [Электронный ресурс]
- http://raguda.ru/ds/osobennosti-detej-s-zpr-doshkolnogo-vozrasta.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование адаптивных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста».
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестацирнный период 2016-2021 год....
Особенности использования познавательноисследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста
В концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, к...
Особенности использования музейной педагогики в работе с детьми дошкольного возраста.
В статье дан обзор современному состоянию и основным подходам к содержанию и организации работы в дошкольной образовательной организации по внедрению методов музейной педагогики. Раскрываются основные...
Использование креативных видов адаптивной физической культуры для коррекции осанки детей дошкольного возраста
Использование креативных видов АФК...
Консультация для педагогов «Кинезиология - наука будущего» «Особенности использования кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста»
laquo;Особенности использования кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста»...
Особенности адаптивной физической культуры при работе с детьми дошкольного возраста
К сожалению, в век современных электронных технологий подрастающее поколение недооценивает важность собственный физических возможностей, которые им предоставила природа. Просиживая днями напролет пере...
Использование нетрадиционного оборудования по физической культуре в работе с детьми дошкольного возраста
Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни дошкольного возраста является создание мотивации обучения и его привитие. Важным направлением в формировании у детей основ ЗОЖ является ...