Консультация для воспитателей: «Организация и проведение физкультурных занятий на воздухе».
консультация по физкультуре (подготовительная группа)

Фролова Ирина Анатольевна

Данная консультация была разработана в связи с распространением короновирусной инфекции. Все занятия по физической культуре были перенесены на улицу. В консультации освещены все аспекты и методические приемы проведения занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 25 «Умка» МО город Саяногорск

Консультация для воспитателей:

«Организация и проведение физкультурных занятий на воздухе».

Инструктор по физической культуре

       Фролова И.А.

      Физкультурные занятия являются основной формой обучения детей двигательным навыкам и воспитания физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости.

Занятия на воздухе проводятся при высокой двигательной активности детей, которая достигается благодаря включению в занятие до 5 продолжительных пробежек, использованию фронтального и группового методов организации детей при выполнении основных движений, подбору игр и эстафет. Сохранению высокой работоспособности детей на протяжении всего занятия способствует правильное сочетание нагрузки и активного отдыха: упражнения высокой интенсивности (бег, прыжки, подвижные игры) чередуются с упражнениями низкой и средней интенсивности (ходьба, перестроения, лазанье, метание, упражнения в равновесии).

     Продолжительность занятий на воздухе соответствует программным рекомендациям.

Cтруктура занятий на воздухе: традиционная: вводная, основная и заключительная части.

Вводная часть начинается с построения на площадке и ходьбы, во время которой дети выполняют 3—5 дыхательных упражнений. В холодный период года построение на площадке не проводится, и вводная часть начинается с выхода детей из помещения на улицу. После непродолжительной ходьбы дается медленный бег по площадке в течение 2—4 мин (в зависимости от возраста).

В этой части занятия осуществляются подготовка детей к предстоящей мышечной деятельности и обучение в основном различным видам бега: широким шагом, высоко поднимая колени, приставным шагом, спиной вперед, парами, врассыпную и т. п. Выполняются также прыжки на одной и двух ногах, с ноги на ногу и др.

Бег заканчивается ходьбой и перестроением в круг или колонны.

Основная часть занятия начинается с выполнения комплекса ОРУ. По окончании дети перестраиваются в колонну по одному, по ходу складывают использованный спортивный инвентарь и бегут со средней скоростью в зависимости от возраста от 40с. до 2мин. Бег заканчивается ходьбой и

перестроением для выполнения упражнения в основных движениях.

На каждом занятии дети упражняются в нескольких основных движениях. Первым выполняется новое или более трудное по координации движение. Затем дети вновь бегут со средней скоростью, после чего упражняются в другом, уже знакомом им движении. Упражнения в основных движениях заканчиваются медленным бегом, затем организуется подвижная игра или игра-эстафета.

Игры предусматривают закрепление одного из основных движений: большое место в них занимает бег. Игра повторяется 4—5 раз, паузы между повторениями короткие.

В заключительной части проводится медленный бег.

Медленный бег переходит в ходьбу, во время которой выполняется 6—8 дыхательных упражнений. На этом занятие заканчивается.

Упражнения в основных движениях. При планировании обучения основным движениям предусматривается двухнедельный цикл, на протяжении которого движение, разученное на первом занятии, повторяется на втором и закрепляется на третьем. При этом рекомендуются следующие сочетания основных движений метание - прыжки; упражнения в равновесии - метание; лазанье - упражнения в равновесии; прыжки - лазанье.

При выполнении упражнений необходимо стремиться к тому, чтобы дети меньше стояли и повторяли движение большее число раз, улучшая его качество.

Этому способствует хороший показ, четкий рассказ, поощрение самостоятельности детей, их эмоциональный настрой.

Проведение упражнений в зимний период имеет свои особенности. При обучении метанию на дальность и в цель как можно больше следует использовать снежки, спрессованные кусочки снега. При выполнении прыжков в длину и высоту с разбега дети приземляются на уплотненный снег спортивной площадки. Поэтому основное внимание уделяется освоению техники прыжков: общей координации движения, мягкому приземлению, движению ног в полете и т. д.

А в теплый период года, когда дети приземляются в яму с песком, все внимание сосредоточивается на увеличении дальности и высоты прыжков.

Во время занятий на воздухе нужно, чтобы дети больше прыгали через различные препятствия; снежные валы, дорожки, канавки, невысокие скамейки и т. п.

Погодные условия могут резко меняться, и иногда становится невозможным выполнение намеченного ранее движения. Например, обледенели перекладины гимнастической стенки, и нельзя провести лазанье, или с утра снег засыпал спортивную площадку, и ее не успели очистить к началу занятия. В этом случае воспитатель должен заменить лазанье перелезанием, провести занятие на участке

группы или на другой очищенной части территории, а для пробежек использовать дорожки вокруг здания и т. п.

Бег создает основу для совершенствования быстроты и выносливости. Физическую нагрузку при беге легко дозировать, изменяя скорость, время бега или пробегаемое расстояние, используя различные виды бега. В связи с тем что, методика проведения занятий на воздухе специально направлена на развитие общей выносливости у детей, бегу в занятиях отводится до 50% -времени.

    У детей дошкольного возраста условно можно выделить по скорости три вида бега: быстрый бег, бег со средней скоростью и медленный бег.

Быстрый бег является основной частью многих упражнений, широко используется в играх, эстафетах и самостоятельной деятельности детей. Для быстрого бега используются дистанции от 10 до 30 м. Совершенствованию техники быстрого бега помогает постановка перед детьми конкретных задач:

пробежать быстрее, убежать от водящего и т. д.

В целях воспитания быстроты, скоростно-силовых качеств и повышения функциональных возможностей детей быстрый бег сочетается с другими движениями, повторяется в игре или эстафете 4—5 раз после небольшого перерыва.

Бег со средней скоростью является важнейшим средством воспитания общей выносливости у дошкольников.

Бег со средней скоростью целесообразно включать в занятия данный вид бега в целях повышения функциональных возможностей организма детей, и главным образом в целях развития общей выносливости.

Необходимо вырабатывать у детей чувство скорости в беге. Для этого на первых занятиях воспитатель бегает вместе с детьми по площадке с нужной скоростью (можно поставить направляющим более подготовленного ребенка).

   Зная длину круга на площадке и сверяясь с секундомером, легко откорректировать командами необходимую скорость бега детей. Когда нужная скорость достигнута, воспитатель называет вид бега, объясняет, что так можно бежать долго и не устать обежать всю территорию детского сада и т. п. После 5—6 повторений дети достаточно точно демонстрируют нужную скорость бега по командам воспитателя. Некоторые дети, особенно на первых занятиях, рвутся вперед, стремятся обогнать бегущих впереди, в результате быстро устают и прекращают бег. Поэтому во время продолжительных пробежек должно действовать строгое правило: «Не обгонять, не толкаться, не отставать».

В старших группах нужно требовать соблюдения дистанции при беге.

Все дистанции для бега (круг на площадке, дорожки) должны быть размечены. Дети должны четко знать, сколько кругов нужно пробежать по площадке, у какой отметки на дорожке повернуть назад. Зимой, когда разметка видна плохо, нужно указывать детям различные ориентиры: дерево, угол беседки, песочница и т. д.

Каждый месяц длина дистанций для медленного бега и бега со средней скоростью увеличивается. В соответствии с этим воспитатель выбирает новые ориентиры, которые могут обозначаться эмблемой группы, флажком и т. д. Во время занятий нужно использовать различные маршруты — это повышает

интерес детей к бегу.

Общеразвивающие упражнения. Комплексы ОРУ включают упражнения для всех крупных мышечных групп: рук и плечевого пояса, туловища, ног. Особенностью комплексов является то, что два упражнения на одну мышечную группу выполняются подряд. Это обеспечивает большую физическую нагрузку на эти мышцы.

Каждый комплекс ОРУ повторяется на 2 занятиях, т. е. в течение двух недель. Это позволяет воспитателю во время занятия на воздухе сократить объяснения и больше внимания уделить качеству выполнения упражнений.

Особенностью проведения ОРУ является отсутствие значительных пауз и остановок: по окончании одного упражнения дети принимают исходное положение для следующего и сразу приступают к его выполнению. Воспитатель только напоминает название упражнения (например: «наклоны», «приседания», «повороты») и вместе с детьми выполняет его 1—2 раза.

 При температуре воздуха ниже -10  упражнения для ног (прыжки, подскоки) включаются чаще (через одно упражнение), чтобы дети долго не стояли на одном месте.

Подвижные игры и игры-эстафеты. Подвижные игры и эстафеты, подобраны так, чтобы дети могли применить приобретенные на  предыдущих занятиях умения и навыки в меняющейся обстановке игры. Это помогает закреплению основных движений.

Сюжеты игр способствуют активному движению детей. Физическая нагрузка в игре регулируется расстоянием для пробежек, сложностью выполняемых заданий, числом повторении игры и продолжительностью остановок в игре. Для достижения достаточной нагрузки игры повторяются 3-5 раз с короткими перерывами - 15-20с. При проведении игр-эстафет в целях увеличения активности

детей организуется от 3 до 5 команд, что также позволяет больше упражняться в закрепляемом движении.

Игры разучиваются до занятия на прогулке, так как на занятии это занимает много времени и снижает его эффективность; кроме того, не всегда из-за погодных условий допустимо, чтобы дети долго стояли, слушая объяснения. На прогулке же воспитатель может спокойно объяснить более простой вариант игры и 2—3 раза провести ее. Тогда на занятии достаточно будет указать на дополнительные условия (если они будут), разделить детей на группы или выбрать водящего.

Во время игр не всегда удается добиться точного выполнения движений: дети стараются достичь поставленной цели (перепрыгнуть, убежать, достать рукой и т. п.) и в меньшей мере контролируют правильность движения. Поэтому при повторении этого движения па последующих занятиях нужно добиваться устранения допущенных ошибок. Если в движении, являющемся основным в игре, ошибку допускает большая часть детей, следует еще раз уточнить его и после этого продолжить игру. В играх-эстафетах правильное выполнение движений поощряется тем, что вначале победа присуждается команде, допустившей меньшее число ошибок, а затем той, которая закончила эстафету первой.

Строевые упражнения. Строевые упражнения способствуют воспитанию у детей ориентировки в пространстве, выполнению согласованных действий в коллективе, формированию правильной осанки. При проведении занятий на свежем воздухе очень важно, чтобы дети умели быстро перестраиваться для выполнения различных упражнений.

Для обучения нужно использовать теплый период года, с тем чтобы в холодное время группа четко выполняла указания педагога.

Медико-педагогический контроль на физкультурных занятиях. Как показали длительные наблюдения и специальные исследования, абсолютных противопоказаний для занятий па воздухе в течение круглого года у детей, посещающих ДОУ, не имеется.

Дети, имеющие хронические заболевания, часто болеющие (более 4 раз в году), должны приступать к занятиям в летнее время; мышечная нагрузка для них дозируется.

В каждой возрастной группе бывает 4-5 детей, нуждающихся в индивидуальных назначениях; большинство же допускаются к занятиям в объеме предложенной программы. Однако до начала занятий важно определить, соответствует ли уровень физической подготовленности детей программе данной возрастной группы. Если окажется, что соответствие неполное, занятия можно начать сначала по программе предшествующей возрастной группы, а затем перейти к предназначенной для детей данного возраста.

После перенесенных заболеваний, протекавших без осложнений, здоровые дети, ранее закаливаемые, освобождаются на 1-2 занятия; дети, не закаленные и имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья, освобождаются на 2-3 занятия; дети, имеющие хронические заболевания, после обострения основного или других заболеваний допускаются к занятиям только с разрешения врача.

Медико-педагогические наблюдения включают ряд факторов. Контроль и учет метеорологических условий и особенностей погоды. Нужно помнить, что условия проведения занятий на открытом воздухе, особенно в холодное время года, резко отличаются от таковых в зале. При проведении занятий на открытом воздухе основные метеорологические факторы - температура, влажность и скорость движения воздуха (ветер), тепловое излучение (солнечные лучи) -во все времена года в различных сочетаниях по-разному влияют на тепловое состояние организма.

Неблагоприятные условия погоды отрицательно сказываются на общем состоянии и работоспособности, как взрослых, так и детей. В жару не следует давать упражнения, требующие сложной координации движений, на внимание, нужно ограничить бег, а занятия проводить в начале прогулки.

В холодное время года рекомендуются упражнения, вызывающие у детей большой интерес и эмоциональный подъем, способствующие увеличению подвижности.

Занятия на открытом воздухе можно проводить при температуре воздуха -15°С.

Постоянно меняющиеся метеорологические условия (температура, влажность, ветер) в сочетании с физическими упражнениями оказывают комплексное закаливающее влияние на организм детей. Высокая двигательная активность детей на воздухе усиливает работу сердца и легких, обеспечивает повышенную доставку кислорода к органам и тканям, стимулирует и совершенствует деятельность центральной нервней системы.

В дни физкультурных занятий воспитатель должен правильно распределить двигательную деятельность детей. После высокой двигательной активности на занятии в плане прогулки нужно предусмотреть спокойную деятельность детей.

Но, как показали наблюдения, физкультурные занятия в начале прогулки стимулируют самостоятельную деятельность детей: они чаще используют физкультурные пособия па участке, организуют подвижные игры.

Если занятие проводится в конце прогулки, воспитатель должен предложить детям в эти дни на прогулке менее подвижные игры. Занятия в конце прогулки рекомендуется проводить в холодное время года. Это целесообразно потому, что дети после активной мышечной деятельности заходят в помещение.

В холодную погоду в начале занятий дается бег, который усиливает кровообращение и согревает детей, при этом нагрузка и темп движений должны быть умеренными, чтобы не вызвать сразу перегревания и потения детей. Слишком интенсивная нагрузка в начале занятия или даже в середине его с последующим ее снижением может вызвать, особенно в ветреную погоду, охлаждение, так как влажное тело быстрее и в большей степени отдает тепло, чем сухое. Поэтому в зимние месяцы нагрузка на занятии должна быть равномерной, с некоторым увеличением в конце основной части (при проведении подвижной игры). В связи с этим подвижные игры зимой должны строиться на доступных и знакомых детям движениях - бег, ходьба, прыжки, перемещения: они вовлекают в действие все мышечные группы и тем самым согревают весь организм.

Содержание игр должно быть таким, чтобы все дети действовали активно; менее пригодны игры, в которых подвижность ребенка зависит от его активности или правила предусматривают выход пойманного из игры на продолжительное время.

В морозную погоду важно чередовать бег о ходьбой и в процесса занятий использовать различные виды бега — медленный и со средней скоростью.

Большое внимание в зимнее время следует уделить эстафетам: при проведении эстафет дети оживлены, подбадривают товарищей, находятся в движении, подпрыгивают, хлопают в ладоши; задания в эстафетах не сложны, дети их выполняют быстро и не ждут долго своей очереди.

При проведении физических упражнений большое внимание следует уделить смене темпа движений - быстрого и медленного. Это дает возможность проявить активность не только подвижным детям, но и более вялым. Активизируя менее подвижных детей на занятии, воспитатель напоминает им, что надо бегать, а не стоять во время игры, назначает их ведущими, стимулирует к более интенсивному выполнению упражнений.

Важно правильно чередовать упражнения и отдых. Но и во время отдыха дети не должны оставаться неподвижными: отдыхом служат перестроения, короткие остановки во время игры или упражнений. Паузы не должны быть длительными: они зависят от характера упражнений, от величины нагрузки (при большой нагрузке паузы удлиняются до 20—30 с).

Следует помнить, что развитие движений является обязательной задачей занятий. Между тем, боясь охлаждения детей, воспитатели нередко проводят упражнения слишком поспешно: дети торопятся, выполняют движения нечетко, неправильно, а воспитатель не решается их остановить и не исправляет ошибки. С другой стороны, не следует много и длительно что-либо объяснять детям и останавливать всех занимающихся, а нужно исправлять ошибки у отдельных детей по ходу выполнения упражнений. После интенсивной мышечной деятельности неопасно, если они некоторое время будут менее подвижны.

Именно чередование тепла и некоторого ощущения холода способствует быстрому и прочному закаливанию организма.

    Проводя занятия, воспитатель тщательно наблюдает, как реагируют отдельные дети на холод: одни быстро привыкают к холодному воздуху, другие значительно медленнее. Последних следует стимулировать к более активной деятельности, давать задания, подбадривать.

Ослабленным детям нужно давать меньшую нагрузку: уменьшить число повторений упражнений, сократить участие их в подвижной игре, время бега сократить и заменить его ходьбой. Но эти дети не должны стоять во время отдыха (особенно в холодную погоду), и после коротких переключений па более спокойную деятельность их надо снова включить в общий ход занятия. Дети, освобожденные от занятия (после болезни, вновь поступившие и т. д.), выходят на прогулку со всей группой. Во время занятий они находятся на спортивной площадке (или на групповой, если там проводятся занятия) и

помогают воспитателю - убирают или приносят пособия, следят за правильностью выполнения упражнений другими детьми, выполнением правил в играх и т. д.

   При проведении ОРУ величина физической нагрузки может строго дозироваться подбором упражнений по трудности, темпом их проведения, числом повторений каждого упражнения. Для детей средней, старшей и подготовительной групп упражнения рекомендуется повторять от 6 до 8 раз в зависимости от умений детей и их физической подготовленности. В связи с этим дозировка физических упражнений должна осуществляться самим воспитателем с учетом конкретных условий.

Особое внимание нужно обращать на качество выполнения движений, использование упражнений, способствующих формированию правильной осанки, следить за правильным дыханием детей. В зимнее время- при проведении занятий на открытом воздухе не рекомендуются игры со словами, так как это приводит к вдыханию большого количества холодного воздуха и может вызвать переохлаждение верхних дыхательных путей.

В заключительной части занятия происходит снижение физической нагрузка, переход детей к более спокойному состоянию.

При правильно организованном занятии общая плотность должна быть равна 90—95%, а моторная — 80—90%.

Положительное влияние занятий на организм ребенка может быть достигнуто при таком дозировании мышечных нагрузок, которые обеспечивают общее развитие, тренировку основных физиологических функций. Для этого при проведении занятий предусматривается чередование повышенной мышечной

деятельности, вызывающей некоторую степень утомления, и отдыха, особенно активного, что является необходимым условием тренировки. Утомление нельзя рассматривать как нечто патологическое, вредное для организма: оно представляет собой естественное состояние, возникающее под влиянием мышечной деятельности. При небольшом утомлении усиливается обмен веществ,

повышается жизненный тонус, становятся более интенсивными процессы восстановления.

Отрицательно сказывается на состоянии ребенка только чрезмерное утомление — переутомление.

Воспитатель, наблюдая во время занятий за детьми, отмечают наличие внешних признаков утомления и степень их выраженности (окраска кожи лица, шеи, потливость, дыхание, у некоторых детей моторное возбуждение, у других – заторможенность, жалобы на усталость, отказ от выполнения заданий).

  При выраженном, недопустимом утомлении все перечисленные признаки проявляются сильно. В таком случае воспитатель должен внести изменения в план занятия: ограничить нагрузку для детей, имеющих средние и выраженные признаки утомления, уменьшить число повторений упражнений, исключить более трудные для них, удлинить отдых и т. д. Если выраженные признаки утомления отмечаются у большинства детей, значит, содержание занятия не соответствует уровню физической подготовленности детей и необходимо его перестроить. Нужно учитывать, что у детей дошкольного возраста функциональные сдвиги в организме определяются не только объемом и интенсивностью мышечной деятельности, но и формой проведения физических упражнений, а также эмоциональной настроенностью детей. Положительные эмоции снижают утомление, при интересной деятельности внимание не рассеивается, появляется увлеченность. Однако следует помнить, что для дошкольника характерна повышенная возбудимость, поэтому даже положительные эмоции должны быть

не чрезмерными: надо чередовать упражнения, повышающие эмоциональный тонус, и упражнения, требующие внимания.

При выполнении физических упражнений следует приучать детей правильно дышать, особенно это важно при занятиях на открытом воздухе. В холодное (особенно зимой) время года больше внимания следует уделять носовому дыханию, особенно в группах детей, предварительно не закаленных. Но в то же время не надо бояться, когда при беге, ходьбе или выполнении других упражнений, при произвольном дыхании дети дышат ртом. Как правило, дыхание через рот чередуется с носовым дыханием (если нос у ребенка очищен от слизи), И ПОТОК ХОЛОДНОГО воздуха сменяется теплым, согретым и очищенным при прохождении через носовые ходы воздухом. Это является хорошим

закаливающим средством. Постепенно в процессе тренировки у детей вырабатывается ритмичное и глубокое дыхание; они дышат не только ртом, но и носом, и эффективность носового дыхания увеличивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете" Использование игр и упражнений с элементами спорта при проведении физкультурных занятий на воздухе".

1. Значение ДА детей на свежем воздухе.2. Особенности развития ОВД у дошкольников.3. Особенности развития моторики и становления ДА детей 6-7 лет.4. Рекомендации родителям игр и упражнений, способству...

Развитие двигательной активности дошкольников в процессе проведения физкультурных занятий на воздухе в зимний период.

Предлагаю опыт работы проведения физкультурных занятий на воздухе в зимний период в ДОУ. Данный материал будет полезен воспитателям....

Консультация для родителей "Рекомендации к одежде при проведении физкультурных занятий на воздухе"

Обратите внимание на одежду своего ребёнка, и подумайте, удобно ли и комфортно ему будет на физкультурном занятии прыгать, бегать, лазать…...

Консультация для воспитателей "Организация и проведение занятий по рисованию"

Занятия рисованием, организуются в детском саду со всей группой в определенное время согласно режиму жизни детей того или иного возраста. В группах, где воспитываются дети одного возраста,...

Консультация для воспитателей "Организация и проведение занятий по рисованию"

          В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигу...