Развитие двигательной активности дошкольников в процессе проведения физкультурных занятий на воздухе в зимний период.
статья по физкультуре (подготовительная группа) на тему

Цыганкова Наталья Васильевна

Предлагаю опыт работы проведения физкультурных занятий на воздухе в зимний период в ДОУ. Данный материал будет полезен воспитателям. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие двигательной активности дошкольников в процессе проведения физкультурных занятий на воздухе в зимний период.

       Движение – это жизнь, слова известные практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная  активность полезна для организма, бесспорен. Именно в дошкольном возрасте у детей формируется нервная и костно – мышечная   система, совершенствуется дыхательный аппарат, закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития.

        В процессе многолетней работы в дошкольном учреждении в должности воспитателя,  я обратила внимание на то, что в последнее время большинство  детей, поступает в детский сад с ослабленным здоровьем. Дети подвержены частым простудным заболеваниям, особенно в осенне-зимний период. Молодые родители считают, что  одеть своего ребёнка потеплее – это правильно. Но они не учитывают то, что ребёнок легко перегревается и переохлаждается, поэтому ему нужно создать состояние теплового равновесия, которое достигается правильно подобранной одеждой. Последнее особенно важно, если ребенок, гуляя много двигается.  В холодный  период, когда световой день намного короче, родители, забирая детей из детского сада, сразу ведут их  домой – лишая  вечерней прогулки. К сожалению именно в зимний  период волею взрослых, двигательная   активность ребёнка подавляется. Родители предпочитают занять детей более спокойными играми, но чаще всего дети смотрят телевизор или играют в компьютерные игры, что оказывает отрицательное влияние на  их здоровье. Из-за  малоподвижного образа жизни у детей появляется избыточная масса тела, проблемы  со зрением и первые признаки нарушения осанки.

        Недостаточная двигательная активность детей в зимний период-актуальная проблема на сегодняшний день. Это и вызвало необходимость направить свою деятельность на развитие двигательной активности детей на воздухе.

        Один раз в неделю проводится занятие по физической культуре на открытом воздухе.  В соответствии с этим я и  планирую  свою работу. При проведении занятий на открытом воздухе, контролируя индивидуальную нагрузку на каждого ребёнка, даю детям возможность проявить активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Многократное повторение упражнений в условиях большого пространства в холодное время года способствует более прочному закреплению двигательных навыков и физических качеств. Это позволяет детскому организму  активнее насыщаться кислородом, что способствует лучшей работе мозга, хорошо тренируется выносливость, укрепляется дыхательная и сердечно сосудистая системы, увеличивается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

        Разумеется, организации физкультурных занятий с детьми на воздухе предшествовала большая подготовительная работа. Учитывая, что главными воспитателями ребёнка  являются  его родители, необходимо было установить контакт и взаимодействие с ними.

        Ежегодно, в сентябре провожу  родительское собрание, на котором,  знакомлю родителей с формами работы по повышению  двигательной активности детей в детском саду, в частности на воздухе в разное время  года. Предлагаю объединить совместные усилия семьи и дошкольного учреждения в формировании здорового образа жизни.

        Огромное внимание уделяю информации в родительских уголках,  помещая  консультации  на различные темы: «Закаливание детей», «Физкультурно - оздоровительная работа в зимний период», «Растить ребёнка здоровым», «Мороз и солнце – день чудесный»,  и др.

        Провожу индивидуальные беседы с родителями о закаливании детского организма. Рекомендую комплексы оздоровительной гимнастики для выполнения в домашних условиях.

        Ежегодно приглашаю родителей на  просмотры физкультурных занятий в рамках

 «Дня Открытых дверей» в детском саду. Привлекаю  к активному участию в подготовке и проведении  спортивных праздников, развлечений, соревнований.

        Опыт работы доказывает, что совместный активный отдых родителей и детей – это проявление общих взглядов, доверия, взаимопонимания. Всё это способствует созданию благоприятного климата в семье.  

        С приближением зимы, возникает  вопрос о приобретении  одежды детям  для физкультурных занятий  на воздухе. В этом оказывают большую помощь родители.  При подборе одежды  учитываются  индивидуальные особенности каждого ребёнка.        Проводя   занятия на воздухе, присматриваюсь, как реагируют отдельные дети на холод: одни быстро привыкают  к холодному воздуху, а другие значительно медленнее. Последних, стимулирую к более активной деятельности, даю задания, наблюдаю.

        Ослабленным детям даю другую  нагрузку: уменьшаю число повторений  упражнений, сокращаю участие их в подвижных играх. Время бега ограничиваю,  заменяя его ходьбой. После коротких переключений на более спокойную деятельность дети  снова включаются в  общий ход занятия.

           Содержание занятий на воздухе планирую в соответствии с  учебной программой  дошкольного образования.  В своей работе руководствуюсь основными общедидактическими принципами обучения детей движениям.

        При  проведении  физкультурных занятий на воздухе  использую   спортивную площадку и всю территорию дошкольного учреждения.

        Особое внимание уделяю планированию спортивных упражнений: катанию на санках, скольжению по ледяным дорожкам, ходьбе на лыжах. Лыжи обязательный выносной  атрибут в нашем детском саду. Детей обучаю ходьбе на лыжах  переменным, скользящим шагом, поворотам, переступанием вокруг носков лыж  направо, налево, ходьбе по пересечённой местности, подъёму  на невысокие горки «ёлочкой», «полуёлочкой», спуск с горки. Обучаю выполнять торможение при спуске «плугом», «полуплугом». Например, когда отрабатываю  повороты переступанием, если проделать весь  круг, получается «Солнышко», а когда обучаю приставному шагу  в сторону (подъёму), получается широкая дорога  и т.д. Детям очень нравиться творить даже с помощью лыж. Очень любят они скатываться с горки и звенеть в колокольчик, прокатываться  на лыжах в ворота, кататься объезжая ориентиры.

        На занятиях помогаю осваивать скольжение по ледяным дорожкам: прямо, боком, в приседе. При этом обязательно осуществляю страховку детей при скольжении.

        Хорошо развивают чувство равновесия и координацию движения у детей упражнения на снежном валу. Для этого засыпаем бревно снегом, и у нас получается снежный вал, по которому дети ходят и  спрыгивают.

        В снежные зимы мы выстраиваем для детей разнообразные снежные постройки: лабиринты, снежные домики, горки. Эти постройки помогают развивать интерес к разнообразным видам движений: ходьбе, бегу по снежному лабиринту, спуску с горок и т.д.

        С целью повышения двигательной активности детей на воздухе большое внимание уделяю играм – эстафетам, в которые входят  хорошо знакомые детям движения.

        При их проведении дети становятся очень оживлёнными, подбадривают товарищей, подпрыгивают, хлопают в ладоши - находятся в движении. Игры – эстафеты способствуют максимальному проявлению двигательных способностей детей, ведут к интенсивному совершенствованию двигательных навыков и качеств.

        Проводя  занятия на воздухе, обязательно обучаю  детей правильному дыханию. В холодное время года уделяю большое внимание носовому дыханию. Прошу  ребят  перед занятием, достать свои  «волшебные платочки» и «поиграть с носиками». ( Очистить носики от слизи). Но бывает, что во время бега, ходьбы  или выполнения других упражнений при произвольном дыхании дети дышат ртом. Как правило, дыхание через рот чередуется с носовым дыханием, и поток холодного воздуха сменяется тёплым, согретым и очищенным при прохождении через носовые ходы воздухом. Это является хорошим закаливающим средством.  Постепенно в процессе тренировки у детей вырабатывается ритмичное и глубокое дыхание: они дышат не только ртом, но и носом, и эффективность носового дыхания увеличивается.

        Проводя работу по обучению элементам спортивных игр, могу сказать, что фаворитам зимой является – хоккей.

          Элементы игры в хоккей, упражнения с клюшкой, ведение шайбы в заданном направлении, выполнение бросков (на месте и в движении) друг другу - любимая игра мальчишек зимой. Девочки  тоже мальчишкам не уступают, и с удовольствием играют в хоккей.  Увидев клюшки на улице, дети радуются. Ребята любят  сбивать предметы с разного расстояния, или проводить шайбу до ориентира и обратно различными способами, забивать шайбу в ворота. Часто устраиваем «Малые игры в хоккей», в которых принимают участие две команды  «Снеговик» и «Снежинка». В таких соревнованиях развиваются ловкость, быстрота, ребята становятся сильными и выносливыми, приучаются действовать смело, проявляя активность, настойчивость, инициативу и самостоятельность. Игра в хоккей воспитывает чувство дружбы и товарищества, взаимопомощь и честность.  

        В своей   работе с детьми зимой совершенствую приёмы разнообразного  метания: метание в горизонтальную цель (цветные круги на снегу), метание в вертикальную цель (сбивать колпак со снежной бабы). Обучаю   метанию  на расстояние  с места,  и с разбега. Лепим снежки самостоятельно. Снежки увеличивают интерес к упражнению и являются хорошей нагрузкой на организм ребенка. Вылепливая снежок, дети тем самым развивают мелкую моторику.  Метая его  в цель дети развивают глазомер.

        Подвижные игры в занятиях на воздухе очень разнообразны. Ребятам нравятся  игры  «Два Мороза», «Белые медведи», «Мышеловка», «След в след», «Замороженные» и т.д. которые требуют проявления выдержки, волевых усилий  и ловкости движений.

        Чаще всего использую  игры с правилами, но без текста, ибо повторение его на воздухе может вызвать у ребят простудные заболевания. Но таких игр мало («Перебежки», «Ловишки», «Караси и щука», «Найди себе пару» и т.д.), потому приходится подключать игры с текстом, который произносится только мною или воспитателем (в последующем повторении текст игры произносится в сокращении, так, чтобы сохранился лишь сигнал к действию).

        В процессе работы об эффективности игр сужу по следующим показателям: дети с желанием играют, проявляют яркие эмоции, стараются выполнять правила, ищут любые возможности, чтобы перенести усвоенные игровые умения в самостоятельную деятельность.

        Анализируя свою работу, могу сказать, что физкультурные занятия, проводимые на воздухе, сказываются положительно и на дисциплине дошкольников. Они становятся, более подтянуты, послушны, организованны. Хорошо осваивают  спортивные виды движений, рекомендованные учебной программой.

        Я не ставлю своей целью достижения высоких результатов путём форсированного формирования тех или иных навыков. Моя задача заключается в том,  чтобы помочь детям проявить собственные потенциальные возможности данные ему от рождения, а они есть у каждого. Моя дружба и понимание детей помогает  мне находиться в их удивительном мире детства. Я вижу, как расправляются их плечи, выпрямляются спинки, как свободно они общаются  друг с другом на занятиях, они играют, шутят и смеются.

        Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье!  И мои воспитанники со мной  согласны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Роль игровой и двигательной активности дошкольников в процессе психического развития»

Данная статья будет полезна воспитателям ДОУ компенсирующей и комбинированной направленности, работающих с детьми с ОВЗ. Статья раскрывает пользу игровых упражнений для коррекции психических и физичес...

Педагогическое сопровождение формирования навыков метания старших дошкольников в процессе проведения физкультурных занятий.

В  своей работе я  хочу затронуть тему метания потому, что оно оказывает огромное физиологическое воздействие на организм ребенка....

Развитие двигательной активности и самостоятельности через организацию физкультурных занятий по принципу круговой тренировки посредством рисунков – схем с заданием

Развитие двигательной активности и самостоятельности через организацию физкультурных занятий по принципу круговой тренировки посредством рисунков – схем с заданием...

Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников Новое в методике физкультурно-оздоровительной работы, или игровой подход к развитию двигательных навыков. 2022 год

Консультация для воспитателей.Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников Новое в методике физкультурно-оздоровительной работы, или игровой подход к развитию двигательных навыков. 2022...

Консультация для педагогов и воспитателей "Игры и развлечения на воздухе. Методика проведения подвижных игр на воздухе в зимний период"

Консультация для педагогов и воспитателей "Игры и развлечения на воздухе. Методика проведения подвижных игр на воздухе в зимний период...

Обобщение педагогического опыта на тему: "Формирование двигательной активности дошкольников через сюжетно-игровые физкультурные занятия".

Цель: формирование двигательной активности дошкольников через организацию сюжетных физкультурных занятий.Задачи:- формировать, закреплять и совершенствовать двигательные умения и  навыки детей в ...