Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста.
статья по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Рейш Елена Владимировна

Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_portal_20-21.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированной направленности № 1» г. Сосновоборска

     Особенности физического развития детей

             старшего дошкольного   возраста

Подготовил:

Инструктор по ФК

Е. В. Рейш

1 квалификационной категории

Особенности физического развития детей

старшего дошкольного возраста

Основными особенностями физического развития детей старшего дошкольного возраста принято считать развитие выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, силы, равновесия и глазомера. Физическое развитие и двигательная активность формируются у ребёнка путём научения. Обучению двигательным действиям большое место отводится в трудах А.В. Кенеман.

Для того чтобы ползать, ходить, бегать, прыгать, метать, ребёнку нужно обладать соответствующими двигательными качествами, которые развиваются с раннего возраста. С развитием силы, быстроты, ловкости увеличиваются физические показатели – это длина, высота прыжка, бег, дальность метания. При хорошей выносливости ребёнок может, не уставая, справляться с физическими нагрузками, проходить большие расстояния, долгое время играть в подвижные игры.

Наличие хорошего глазомера позволяет в подвижных играх точно приземляться при прыжках, попадать в цель при метании, соблюдать дистанцию при ходьбе.

Ловкость является одним из основных двигательных качеств ребёнка – это способность человека быстро овладевать новыми движениями, и уметь так же быстро перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Развитию ловкости способствует подвижная игра, в которой детям приходится постоянно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро и точно решать сложные двигательные задачи, в соответствии с действиями других игроков.

Быстрота – способность человека выполнять движения в очень короткое время. Её можно развить с помощью упражнений, выполняемых с ускорением, а также при помощи различных подвижных игр, когда дети вынуждены убегать, догонять, бег на время. Развитию быстроты так же способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки в длину, в высоту, с разбега.

Для развития быстроты у детей целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность ребёнка, а также состояние его здоровья.

При выполнении любого физического упражнения проявляются все двигательные качества, но преимущественное значение приобретает какое-нибудь одно из них. Например, быстрота при беге на короткие дистанции. При беге на длинную дистанцию – сила в сочетании с быстротой. При прыжках в длину и в высоту с разбега – выносливость.

Глазомер – способность человека определять расстояние до объекта с помощью зрения и мышечных ощущений.

Развивать глазомер возможно при выполнении различных упражнений. При ходьбе учить детей правильно ставить ногу и соблюдать направление; в прыжках на двух ногах – точно попадать ногами в круг, нарисованный на полу. При ходьбе и беге в колонне по одному нужно соблюдать дистанцию. В метании на дальность, и особенно в цель – на глаз нужно измерить расстояние до цели. При выполнении упражнений нужно учить детей измерять расстояние на глаз, проверяя затем его шагами.

Развитие силы мышц можно тренировать постепенным увеличением веса предметов: набивного мяча; мешочков с песком, которые используются в физических упражнениях; прыжки с места, включающие поднятие собственной массы тела, занятия на кольцах, лестнице, на перекладине, турнике.

Выносливость – способность человека выполнять физические упражнения более длительное время с определённой нагрузкой. Выносливость можно тренировать почти во всех физических упражнениях постепенно увеличивая нагрузку на разные мышцы.

Занимаясь физической подготовкой с детьми в дошкольном учреждении, следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц в организме, уделяя главное внимание мышцам-разгибателям. При выполнении любых упражнений инструктор должен учитывать индивидуальные возможности ребёнка и физическую нагрузку повышать постепенно.

Сочетание сбалансированного подхода в обучении основным видам движений с развитием физических качеств и двигательных способностей позволяет заложить хороший фундамент общей физической подготовленности и достичь гармоничного физического развития на важном этапе подготовки к обучению в школе.

При определении готовности ребёнка к обучению в школе важно учитывать не только достигнутый уровень развития моторики, но и его потенциальные двигательные возможности.

Количество движений у детей с возрастом увеличивается. Детям надлежит двигаться не менее 50-60% всего времени бодрствования. Правильное выполнение физических упражнений эффективно сказывается на развитии мышц, связок, суставов, костной системы.

Для осуществления успешного физического воспитания детей дошкольного возраста инструктор обязан знать особенности детского организма в возрасте от 3 до 7 лет, а также правильно использовать подобающие возрасту методы обучения и воспитания и при этом максимально учитывать особенности возрастной физиологии. Сведения о влиянии физических упражнений на организм детей дошкольного возраста дозволяют научно, с точки зрения физиологического потенциала, подобрать самую оптимальную программу физического воспитания детей.  

В период от 3 до 6 лет все размеры тела увеличиваются сравнительно равномерно. Прирост длины тела составляет 5-6 см в год, а массы – около 2 кг в год. Но к концу этого периода начинается ускорение роста: за год ребёнок прибавляет 8-10 см.  

В этой связи возрастают и показатели развития двигательных качеств.

Дети до 6 лет активны, их движения достаточно координированны и точны. Совершенствуются также основные движения, ярче проявляются индивидуальные особенности движений, зависящие от телосложения и возможностей самих детей.

Детей увлекают чёткие, ритмичные движения, они выполняют их самостоятельно и старательно, следя за правильностью необходимых поз и чёткостью.

За дошкольный период происходят функциональные изменения деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Уровень их функционирования становится более экономным и эффективным, что позволяет увеличить возможности детей во время мышечной деятельности. Масса сердца детей увеличивается с 70,8 г у детей 3-4 лет до 92,3 г в 6-7 лет, благодаря чему возрастает сила сердечных сокращений и повышается работоспособность сердца.

Увеличение мышечной ткани происходит, в основном, за счёт утолщения мышечных волокон. Сначала у ребёнка развиваются мышцы таза и ног, а с 6-7 лет – мышцы рук. К пяти годам возрастает мышечная сила. Но из-за быстрой утомляемости мышц и относительной слабости костно-мышечного аппарата у дошкольников ещё отсутствует способность к длительному мышечному напряжению.

К 6-7 годам созревание нервных клеток головного мозга заканчивается. Но нервная система ребёнка не приобрела ещё достаточной устойчивости: процессы возбуждения ещё преобладают над процессами торможения.

С возрастом у детей увеличивается артериальное давление. На первом году жизни оно составляет 80-85/55-60 мм рт. ст. В возрасте 3-7 лет колеблется в пределах 80-110/50-70 мм рт. ст. Работоспособность сердца увеличивается, и при этом повышается адаптационная способность к физической нагрузке. Это приводит к снижению величины показателей сердечно - сосудистой системы (артериальное давление, пульс – ударный и минутный, объёмы кровообращения) в ответ на стандартную мышечную нагрузку, сокращается восстановительный период.

Наблюдается возрастная перестройка и характер адаптации функции дыхания к мышечным нагрузкам. С возрастом уменьшается частота дыхания: к концу первого года жизни она равна 30-35 в мин., к концу третьего - 25-30, а в 4-7 лет - 22-26. С возрастом увеличивается глубина дыхания и лёгочная вентиляция в 2-2,5 раза, а потребление кислорода – почти в 2 раза. Эти данные говорят о значительных функциональных возможностях детей, которые полностью обеспечивают потребности их роста и развития.

Дыхательная система ребёнка совершенствуется в процессе тренировки. В тоже время происходит более экономная деятельность главных энергообеспечивающих систем – дыхательной и сердечно-сосудистой. Они определяются как особенностями возрастного развития, так и повышением функциональных возможностей организма при занятиях физическими упражнениями. Количество пульсовых ударов на 1 кг/м работы у детей с 4 до 7 лет снижается в 2 раза, а у тренированных – в 2,5 раза, кислородное обеспечение организма 1 кг/м работы – соответственно в 1,5 и в 1,8 раза.

У детей дошкольного возраста зримо меняются пропорции тела: руки и ноги становятся существенно длиннее и растут быстрее, чем туловище. Если к 6-7 годам длина туловища становится в 2 раза больше, то длина рук увеличивается более чем в 2,5 раза, а длина ног соответственно - более чем в 3 раза.

Для осуществления успешного физического воспитания детей старшего дошкольного возраста надо знать особенности детского организма в возрасте от 5 до 7 лет, а также правильно использовать подобающие возрасту методы обучения и воспитания и при этом максимально учитывать особенности возрастной физиологии. Сведения о влиянии физических упражнений на организм детей дошкольного возраста дозволяют научно, с точки зрения физиологического потенциала, подобрать самую оптимальную программу физического воспитания детей.

Сформированные у детей до 7 лет двигательные навыки, являются основой для их дальнейшего совершенствования в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: «ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ»

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ Сведения об авторе опыта: Кочубей Наталья Анатольевна, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 105» г. Краснодара, инструктор по физической культуре, 8(861)224-53-80Тема оп...

Самообразование по теме: «Физические и психолого-педагогические особенности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическ...

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) представляют собойнеоднородную группу. Этиология ЗПР связана с конституциональнымифакторами, хроническими соматическими заболеваниями, в основном сорганиче...

Возрастные особенности физического развития детей старшего дошкольного дошкольного возраста

возрвастные особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет...

Возрастные особенности физического развития детей среднего дошкольного возраста

возрастные особенности физического развития детей 4-5 лет...