Статья Плоскостопие у детей дошкольного возраста
статья по физкультуре
Проблема плоскостопия у детей дошкольного возраста и методы профилактики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проблема плоскостопия у детей дошкольного возраста и методы профилактики | 189.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, тенденция ухудшения состояния здоровья детей дошкольного возраста в Российской Федерации приняла устойчивый характер, что подтверждается ростом хронической патологии, увеличением врожденной заболеваемости и инвалидности. Плоскостопие занимает ведущее место в структуре патологии опорно-двигательного аппарата у детей и составляет от 30 % до 70 % (А.А. Очерет, 2000; Т.В. Тимченко, 2010). Оно негативно сказывается на состоянии здоровья, так как, изменяя статику, приводит к нарушению осанки, ухудшению венозного оттока от нижних конечностей и нарушению функционирования внутренних органов. Дети страдающие плоскостопием, не могут долго стоять и ходить, быстро устают, жалуются на боль в ногах и спине. Тяжелые формы плоскостопия могут привести даже к инвалидности (Е.И. Янкелевич, 2001; А.Ю. Шишонин, 2004; Ю.П. Галкин, 2006; А.А. Потапчук, 2007). Несмотря на многочисленные исследования, посвященные проблеме физической реабилитации детей различного возраста, страдающих плоскостопием (Г.И. Нарскин, 2003; И.В. Пенькова, 2003; Н.А. Жарникова, 2008; Е.А. Шульгин, 2008; О.С. Васильева, 2010), в настоящее время отсутствуют высокоэффективные педагогические технологии коррекции плоскостопия, основанные на интеграции комплекса общепринятых и нетрадиционных средств адаптивной физической культуры.
Многие родители необоснованно считают плоскостопие несерьезным заболеванием, доставляющим лишь небольшой дискомфорт, а боль при ходьбе у своих малышей списывают на недобросовестных производителей обуви. По статистике данная патология встречается у 11-14% детей дошкольного возраста и у 7-9% детей школьного возраста и в последние годы имеет тенденцию к росту. Дошкольный возраст-время, когда активно формируются физические качества, закладывается фундамент разнообразных двигательных навыков, совершенствуются функциональные возможности организма.
Плоскостопие, нисколько не преувеличивая, можно назвать всеобщим заболеванием, учитывая его широчайшую распространенность.
Чтобы удостовериться в этом, достаточно вспомнить своих родственников и знакомых — на каждом шагу слышны жалобы на боли в стопах, мышцах голени, в коленных и нередко тазобедренных суставах и позвоночнике, которые являются следствием плоскостопия.
Это своеобразная цена, которую платит человечество за жизнь в условиях цивилизации. Все большая изнеженность нашей мышечной системы, сидячий или, что еще хуже, стоячий образ жизни, отсутствие достаточной двигательной активности приводят к плачевным результатам.
Плоскостопие – общий термин для обозначения нарушения биомеханики стопы и всей нижней конечности в целом в результате статической деформации ее сводов. При плоскостопии продольный и поперечный своды стопы уплощаются, пятка отклоняется к наружи. Передний отдел стопы деформируется таким образом, что первая плюсневая кость отклоняясь к наружи, приводит к смещению первого пальца внутрь. Различают первоначальное, поперечное и продольное плоскостопие, возможно сочетание обеих форм.
Теоретический материал по проблеме плоскостопия у детей дошкольного возраста.
- Анатомическое строение стопы человека и отличительные особенности строения стопы ребёнка.
Стопа человека в процессе филогенетического развития претерпела значительные изменения под влиянием приспособления к вертикальному положению тела и прямого хождения. Благодаря относительному удлинению заплюсна, укорочению плюсны, особенно пальцев, стопа превратилась в орган опоры во время стояния и движения. Вместе с тем она выполняет функцию рессорного аппарата, уменьшает при ходьбе, беге и прыжках резкие нагрузки на костно-суставной аппарат нижних конечностей, таза, позвоночника и предохраняет внутренние органы человека от сильных толчков и сотрясений.
Стопа является сложным аппаратом, функционально связанным со всей системой опорно-двигательного аппарата. Сложность и индивидуальные различия строения стопы зависят от большого количества костей стопы и образованных ими сочленений, а также от архитектоники связочного аппарата, который обеспечивает в сочетании с мышцами надежную устойчивость и выносливость стопы к весу всего тела и нагрузок, приходящихся на него.
Стопа человека состоит из 26 прочно соединенных между собой костей, образующих малоподвижные суставы. (рис.№ 1) Весь скелет стопы делят на три части: заднюю, или проксимальную, — предплюсну ; среднею — плюсна; переднюю, или дистальную, — фаланги пальцев.
Предплюсна образованна семью короткими губчатыми костями, расположенными в два ряда. Задний ряд состоит из двух сравнительно крупных костей — таранной и пяточной, передний — из пяти костей: ладьевидной, трех клиновидных и кубовидной. Эти два ряда костей, соединяясь между собой, образуют поперечный сустав заплюсна.
Кости среднего отдела скелета стопы составляют пять плюсневых костей, которые, соединяясь с костями заплюсна, образуют плюсна-заплюсневый сустав. Несмотря на свою незначительную величину, плюсневые кости относятся к группе длинных. Первые плюсневые кости короткие и толстые. Длина остальных уменьшается постепенно — от двух до пяти.
Пальцы стопы состоят из 14 фаланг: первый палец — из двух, другие — из трех. Пальцы соединяются с передними концами плюсневых костей своими основными фалангами. Сочленяются кости стопы между собой попарно или группами, в результате чего образуется ряд суставов, частично изолированных, а частично совмещающихся между собой.
Движения стопы и ее отделов осуществляются группой мышц, которые переходят из голени на стопу, и многочисленными мышцами в самой стопе. (рис. № 2) Мышцы стопы разделяют на мышцы тыльной и подошвенной поверхности стопы. Кроме мышц стопы, в обеспечении ее функции участвует также и подошвенный апоневроз (сухожильно-мышечная растяжка), прочно связан соединительнотканными пучками с кожей, поэтому кожа почти неподвижна. (рис. № 3) Подошвенный апоневроз имеет большое значение в поддержании свода стопы.
Отходя мощным стволом от пяточной кости, к которой он прочно прикреплен, апоневроз протягивает свои «ветки» от каждого пальца, создавая подвижную основу свода стопы. В дистальном отделе фиброзные пучки апоневроза размещены поперек стопы, они образуют поперечную и подошвенную связи, у человека связывают все пальцы, а у антропоидов не захватывает первого пальца, что обеспечивает его противопоставление другим пальцам стопы.
Стопа является очень сложным в архитектурном отношении комплексом. Она не только скелет, но и часть всей нижней конечности человека, что составляет единое целое с другими тканями и органами, которые играют не меньшую роль, чем костный остов. Хорошо известно, что состояние костного свода стопы во многом зависит от связочного аппарата и мышц, а состояние стопы в целом — от тех конкретных условий труда и быта, в которых находится человек.
На приспособление к опорно-локомоторной функции сказалось своеобразие формы стопы человека. Это обеспечило большую ее прочность и высокие буферные свойства, необходимые при прямохождении.
В положении стоя основными опорными точками стопы является пяточный бугор и головки плюсневых костей. При различных позициях тела в отдельные фазы движения эти точки меняются.
При этом все пальцы стопы, особенно II-V, находятся в несколько разогнутом положении относительно плюсневых костей и едва касаются почвы подушечками дистальных фаланг. Они выполняют роль временных подпорок при балансировки тела.
Главной особенностью стопы человека является его дуговая конструкция, определенная формой и взаиморасположением костей заплюсны. Различают продольную и поперечные дуги (своды) стопы. Образование продольного свода стопы обусловлено наклонным положением (относительно опорной поверхности) пяточной кости и высокой позицией на головке надпяточной кости.
В этой дуге условно различают медиальную часть, высшая точка которой (над полом 5-7 см) расположенной на нижней поверхности головки кости, и боковую, высшая точка которой (над полом 2-3 см) соответствует нижнему уровню щели пяточно -кубовидного сустава.
Образование поперечных сводов (поперечных дуг) стопы (проксимальных и дистальных) связано с формой клиновидных костей. Высший отдел этого свода (дуги) совпадает с уровнем заплесно-плюсневых суставов.
Форма и размеры свода стопы у человека могут меняться даже в течение одного дня под влиянием различных факторов, которые зависят от способности ее костей смещаться друг относительно друга. Во время стояния вследствие некоторого растяжения связок стопы может несколько сплющиваться, о чем свидетельствует ее удлинение (на несколько миллиметров) и расширение.
Нормальной стопой считают такую, при которой плоскость опоры занимает 35-54% общей плоскости стопы. Эта форма имеет два хорошо выраженных свода — внешний и внутренний. Внешний свод несет на себе основную массу тела, внутренний выполняет роль амортизатора. По своду стопы равномерно распределяется масса тела, что имеет большое значение при переносе тяжестей. Своды действуют как пружина, смягчают толчки тела во время ходьбы.
Необходимо отметить, что существуют возрастные особенности детской стопы по сравнению со взрослой стопой.
- Стопа более короткая.
- В пяточной области стопа сужена.
- Пальцы расходятся (у взрослого плотно налегают друг на друга).
- На подошве сильно развита подошвенная клетчатка, заполняющая внутренний свод стопы.
- Объём движений детской стопы больше вследствие большей эластичности мышечно – связочного аппарата.
В положении стоя разгибание стопы у детей составляет 15 – 25 градусов, сгибание – 45 – 50 градусов, отведение и приведение – по 12 градусов, пронация (вращение стопы, при котором внутренний край опускается, а наружный поднимается) и супинация (вращение стопы, при котором наружный край опускается, а внутренний поднимается) в пределах 13 градусов.
У детей, особенно новорождённых, отмечается большая подвижность в стороны тыльной поверхности стопы, у взрослых уже большая подвижность в сторону подошвенной поверхности.
Стопа ребёнка, особенно первого года жизни, имеет более выраженное супинаторное положение. При ходьбе дети часто ставят ногу не на всю подошвенную поверхность, а на её наружный край. С возрастом отмечается пронация стопы.
Детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам (прыжкам, соскокам). При указанных нагрузках свод стопы несколько уплощается после нагрузки, под действием активного сокращения мышц возвращается в исходное положение. У ослабленных, физически плохо развитых детей связки и мышцы стопы систематически перенапрягаются, растягиваются и теряют пружинящие свойства, поэтому бег, прыжки, подскоки противопоказаны, так как стопа расплющивается, опускается её внутренний свод и развивается плоскостопие.
Принцип возникновения плоскостопия.
Когда стопа оказывается деформированной, что же происходит в организме? Связки посылают "сигналы" нервной системе о неблагополучии на данном "участке". В ответ мышцы получают "указание" вступить в "борьбу" с деформирующими силами - то есть напрячься как следует. Но долго выдержать такую нагрузку они не в состоянии, поэтому быстро истощаются, расслабляются и растягиваются. А деформирующая сила продолжает действовать теперь уже на связки. Скоро и в них происходит растяжение (в особенности если имеется врожденная патология соединительной ткани), так как без поддержки мышц они долго работать не могут. Теперь вся нагрузка ложится на кости. Когда же и они не выдерживают, начинается деформация от сжатия. К этому времени связки окончательно "выбывают" из строя, и деформация вступает в конечную, необратимую фазу. Походка теряет пластичность, плавность. Дети часто жалуются на утомляемость при ходьбе, боль в области голеностопных суставов или голеней, а нередко-в пояснице. Некоторые не могут четко определить, где именно они испытывают дискомфорт или боль, поэтому не жалуются, а просто предпочитают спокойные, менее подвижные игры. Появляется деформация голеностопного сустава (ее еще называют вальгусной или Х-образной). При наличии одного или нескольких таких признаков, необходима консультация врача-ортопеда.
- Этиология возникновения плоскостопия у детей.
Неспецифическая дисплазия соединительной ткани на эмбриональном уровне является одной из основных причин развития слабого мышечно-связочного аппарата, что в последствии приводит к возникновению плоскостопия у детей. Наиболее распространено продольное плоскостопие, которое составляет более 55% всех деформаций стопы. Поперечное плоскостопие встречается реже и у детей является следствием относительной слабости и недостаточности мышечно – связочного аппарата стопы и голени.
По происхождению различают врождённое и приобретённое плоскостопие. В свою очередь, приобретённое плоскостопие бывает рахитическим, паралитическим, травматическим и статическим.
- Классификация видов плоскостопия.
Плоскостопие – общий термин для обозначения нарушения биомеханики стопы и всей нижней конечности в целом в результате статической деформации ее сводов.
При плоскостопии продольный и поперечный своды стопы уплощаются, пятка отклоняется к наружи. Передний отдел стопы деформируется таким образом, что первая плюсневая кость отклоняясь к наружи, приводит к смещению первого пальца внутрь.
Различают первоначальное, поперечное и продольное плоскостопие, возможно сочетание обеих форм.
Также существует следующая классификация плоскостопия:
Врождённое плоскостопие.
Врождённая деформация стопы встречается у 3 % детей. Причины: аномалии развития эмбриона, недоразвитие или отсутствие малоберцовых мышц и т.д. Одним из ранних клинических признаков плоскостопия можно считать отклонение пятки кнаружи, так как врождённое плоскостопие часто сочетается с вальгусной деформацией стопы. Последними исследованиями учёных доказано: утверждение, что человек рождается плоскостопым и лишь впоследствии формируется свод стопы, оказалось несостоятельным. В результате исследования сводов стопы у эмбрионов, плодов и детей грудного и раннего возраста были сделаны следующие выводы: признаки формирования сводчатости стопы выявляются у эмбрионов в 9 – 10 недель; значительное увеличение угла свода стопы происходит в 17 – 20 недель; величина свода стопы у плода превышает подобные значения у детей грудного и раннего возраста. Преобладание повышенного тонуса мышц сгибателей у плодов до рождения играет определённую роль в значительной выраженности сводов стопы на этом этапе развития; - у детей раннего возраста несформированный мягкий свод стопы симулирует плоскостопие при плантографии. Заполнение подсводного пространства жировой клетчаткой увеличивает площадь опоры конечностей, что является важным элементом перехода ребёнка из горизонтального в вертикальное положение; - и у мальчиков, и у девочек в 2 – 3 года отмечено физиологическое снижение сводчатости стопы, стабилизация которой выявлена в возрасте 4,5 – 5 лет.
Таким образом, до 4,5 – 5 –летнего возраста у большинства детей отмечается функциональное плоскостопие. У детей старше указанного возраста наличие плоской стопы в сочетании с отклонением пятки внутрь или наружу является патологией.
Приобретённое плоскостопие.
Рахитическое плоскостопие. Развивается у детей дошкольного возраста на фоне остаточных явлений 2 – 3 степеней рахита при снижении плотности костной ткани и слабости мышечно – связочного аппарата.
Паралитическое плоскостопие. Развивается при парезах или параличах большеберцовых мышц на фоне перенесённого полиомиелита, поражения спинного и головного мозга – при детском церебральном параличе. При этом функция других мышц голени может оставаться удовлетворительной.
Травматическое плоскостопие. Формируется вследствие переломов различных костей стопы, при неправильно сросшихся переломов лодыжек. Для профилактики посттравматического плоскостопия после переломов и вывихов костей стопы, за исключением повреждения пальцев, назначают ношение супинаторов в течение года после травмы.
Статическое плоскостопие. Самый распространённый вид плоскостопия составляет 82 – 90 % среди всех форм плоскостопия. Развивается в результате гипотонии мышц нижних конечностей, увеличения массы тела в течение короткого отрезка времени, длительного пребывания в статическом положении при некоторых профессиях.
- Факторы приводящие к возникновению плоскостопия у детей:
- увеличение числа детей с лишним весом;
- недоброкачественно выполненная обувь;
- несбалансированное питание;
- сопутствующие заболевания внутренних органов, приводящие к
дефициту полезных веществ;
- механические травмы и повышенные нагрузки;
- врождённые дефекты (косолапость, ДЦП и др.);
- генетическая предрасположенность;
Последствия вовремя не начатого лечения изменение функций стоп в раннем возрасте и перераспределение нагрузки может каскадом вызвать следующие патологические состояния:
- заболевания позвоночника и его искривление;
- дегенеративно-дистрофические изменения в суставах ног (артрозы);
-остеохондрозы и межпозвоночные грыжи.
Кроме того, перераспределение нагрузки может изменить центральное положение пятки, вызвав такие часто встречающиеся признаки плоскостопия:
- варус (отклонение центра пятки внутрь);
- вальгус (смещение центра пятки кнаружи).
Даже невнимательным родителям можно легко определить эти признаки заболевания. При варусной деформации ноги ребёнка имеют О-образную форму, а при вальгусе – Х-образную. У детей в возрасте до 5-6 лет такая форма ног может периодически возникать и затем исчезать, но к школе ноги детей должны быть прямыми, а стопы находиться строго по центру.
Здесь уместно заметить, что случаи врожденного плоскостопия очень редки (от 3 до 10%), чаще всего это заболевание приобретенное, а, следовательно, его можно предупредить.
Самым эффективным и доступным средством предупреждения плоскостопия является общее укрепление организма, достаточная двигательная активность ребенка.
- Профилактика плоскостопия у детей.
Уже в младенческом возрасте следует обеспечить малышу наибольшую свободу движений, мышцы его должны правильно развиваться. Нельзя стеснять стопы ребенка тесными носками, тугими ползунками, не стоит детям до года надевать ботинки. Свободные, неограниченные движений стоп и пальцев малыша способствуют правильному развитию мышц, связок и костей стоп, что, в конечном итоге, определяет их строение и форму.
Массаж, гимнастика, плавание укрепляют детский организм, улучшают обмен веществ, способствуют развитию всех органов и систем, особенно костно-мышечной и таким образом хорошо подготавливают ребенка к предстоящим нагрузкам. Очень ответственный этап — вставание ребенка на ножки и первые шаги. Ожидая этого момента с вполне понятным нетерпением, многие родители стараются ускорить его, не отдавая себе отчета, что причиняют своему малышу непоправимый вред. Нужно дать ребенку ползать до тех пор, пока есть возможность; ползание — очень полезно для гармоничного физического развития. Ну, а когда ребенок самостоятельно встанет и пойдет, не стоит ограничивать его в передвижениях манежем. Длительное стояние — слишком большая нагрузка для неокрепших еще костей, мышц и связок стопы.
Ребенок, начиная ходить, широко расставляет ноги, увеличивая, таким образом, площадь опоры. Это нормально, но к 2-3 годам должна сформироваться правильная походка, при которой ребенок ставит стопы почти параллельно и на небольшом расстоянии друг от друга. Если походка правильная, то и нагрузка на стопы будет распределяться равномерно. В противном случае велик риск формирования плоско-вальгусных стоп. Для предупреждения и лечения этой, весьма распространенной патологической установки широко используется специальный массаж и лечебная гимнастика.
Для развития стопы ребёнка важен правильный подбор обуви. Правильно подобранная, удобная обувь чрезвычайно важна для полноценного развития стоп ребенка. Тесная обувь, как и очень свободная, вредна и может являться даже причиной некоторых заболеваний стоп.
Короткая и узкая обувь ограничивает движение в суставах, практически полностью исключает движения пальцев, приводит к их искривлению, врастанию ногтей, а также нарушает потоотделение и кровообращение. Поэтому ноги в тесной обуви быстро замерзают, а холодные стопы — частая причина простудных заболеваний, воспалительных процессов в почках и мочевом пузыре.
Слишком широкая и свободная обувь приводит к нестабильности стопы при движении, в результате чего нарушается походка, и даже возможны подвывихи в голеностопном суставе.
Для того чтобы подобрать обувь, необходимо правильно определить размер стопы ребенка. Следует знать, при нагрузке он увеличивается, и в длину, и в ширину. Поэтому необходимо измерять размер стопы только у стоящего ребенка.
Малыша ставят на лист бумаги, достаточно большой, чтобы его края со всех сторон выступали за контуры стоп. Стопы очерчивают перпендикулярно установленным карандашом или фломастером, начиная от середины пятки по внутреннему контуру до конца большого пальца, затем по наружному контуру до той же точкой (рис. А).
Размер стопы определяется ее длиной, выраженной в миллиметрах. Длина измеряется линейкой или миллиметровой лентой от крайней точки обведенной пятки до наиболее длинного пальца, с округлением в сторону увеличения.
Есть более простой, но менее точный способ определения соответствия обуви стопе ребенка. В расшнурованный или расстегнутый ботинок или туфельку устанавливают ножку малыша поверх обуви, погружая в нее только пятку. При этом пятка должна касаться задника обуви (рис. Б). Если пальцы стопы совпадают с носком обуви, а тем более свисают, то эта обувь слишком мала.
Необходимо, чтобы между концом самого длинного пальца и носком обуви было расстояние примерно в один сантиметр (рис. В).
При покупке новой обуви нужно обратить внимание на задник, он должен быть достаточно жестким. Особенно это важно для малышей, часто болеющих, ослабленных, детей с признаками рахита, с искривлением ног. Таким детям лучше покупать высокие ботинки со шнуровкой, которые надежно фиксируют голеностопные суставы. Летом можно подобрать туфли или сандалии с жестким и высоким задником на шнурках или с ремешком. Каблучок необходим, широкий, высотой до 2-х сантиметров (вместе с толщиной подошвы).
Рис.А. Измерение размера стопы | Рис.Б. Примерка обуви | Рис.В. Правильная длина обуви |
Подошва — это тоже важно — должна быть эластичной, чтобы не препятствовать перекату стопы при ходьбе. Обувь лучше покупать кожаную, с широкими и умеренно высокими носками, твердыми задниками, стабилизирующими заднюю часть стопы и широким, низким каблуком. Нога ребенка растет очень быстро, поэтому необходимо ее измерять не реже 1 раза в 2-3 месяца, чтобы вовремя заметить изменения и подобрать новую обувь.
Уход за стопами.
Залогом здоровья стоп является правильный гигиенический уход за ними. Ежедневно перед сном надо мыть ребенку ноги и тщательно вытирать их досуха, особенно — межпальцевые промежутки.
Ногти обрезать следует не реже одного раза в две недели. Лучше это делать после общей ванны или после мытья ног. Ногти надо обрезать поперек, не округляя их по бокам. Никогда не обрезайте их «до предела», до ногтевого ложа, это чревато развитием вросших ногтей.
Иногда можно устраивать ребенку «морские ванны». Морская соль, 1 растворенная в воде, оказывает благотворное воздействие на стопы. Налейте «морской воды» в ванну так, чтобы она закрывала щиколотки и позвольте ребенку походить по дну ванны. Для большего эффекта можно на дно ванны постелить рельефный коврик или насыпать гальку.
Очень полезно предоставлять малышу возможность ходить босиком: летом — по земле, траве, песку или гальке, дома — по полу, по коврикам с рельефными поверхностями. Хорошо, если ребенок лазает босиком по шведской стенке, по лесенкам. Можно набить полотняный мешок песком или мелкой галькой и предлагать «топтать» его босыми ногами.
Ну, а летом - ходьба босиком по теплому песку и прохладной земле, мокрой от росы траве, мелким камешкам.
Во время прогулок не нужно ограничивать ребенка в движении, не вынуждать его долго стоять. Стопы человеку даны для передвижения, а не для стояния.
К сожалению, современные городские дети не получают достаточной физической нагрузки. Они практически обездвижены: в детском саду — тихо играют, сидя или стоя, дома — часами сидят перед телевизором, прогулка ограничена дорогой в детсад и походом с мамой по магазинам. И как результат — общее ослабление организма, особенно костно-мышечной системы, которая находится в стадии формирования.
Нижние конечности «строятся» в течение 10-12 лет, особенно интенсивно в 3—4 года. А если ребенок мало ходит, не бегает, не прыгает, не лазает, — его мышцы не тренируются, плохо снабжаются кровью (плохо питаются), поэтому становятся слабыми, дряблыми и даже подвергаются атрофии.
Ребенок должен много двигаться; сильные, хорошо развитые мышцы играют решающую роль в профилактике плоскостопия.
Необходимо следите за походкой ребенка и дома, и во время прогулки. Позволять ему ходить дома босиком, но не просто так, а выполняя различные задания. Учить ребенка ходить на носочках, на пятках, на наружных краях стопы. Предлагать ему поднимать с пола мелкие предметы пальцами ног, катать стопами мячик. Эти упражнения необходимо обыгрывать, иначе они быстро наскучат и вам и малышу. Например, играть в зверей: лисичка тихо крадется на цыпочках, козочка громко стучит копытцами — пятками, мишка косолапый идет на наружных краях стоп. Приучать малыша к правильной походке, к равномерному распределению веса тела на обе стопы.
Особо необходимо заострить внимание на профилактические осмотры ребёнка врачом ортопедом-травматологом.
Профилактические осмотры у специалистов - это не прихоть медиков, а необходимая мера. Главное - не пропустить время посещения врача. Осмотр у ортопеда проводится:
- на первом месяце жизни, это необходимо для исключения врожденных деформаций и заболеваний скелета, в том числе и врожденного плоскостопия;
- в 3- и в 6-месячном возрасте, когда можно выявить рахит;
- в 1 год. Это важный этап в жизни ребенка, когда он самостоятельно сидит, ползает, ходит. В это время врач проверяет правильность естественных изгибов позвоночника, объем движений в суставах;
- в 3 года. Ортопед проверяет осанку, походку, измеряет длину конечностей, исследует состояние стоп.
В идеале с этого возраста посещать ортопеда с ребенком надо каждый год - чтобы не упустить развитие плоскостопия. Родителям необходимо быть готовыми к тому, что ортопед (если он сомневается в постановке окончательного диагноза) направит маленького пациента на дополнительный осмотр в консультативно-диагностический центр.
Если ребенок ходит в садик, эта проблема снимается сама собой - дошколят в детских учреждениях осматривают достаточно регулярно. А вот если ребенок до 1-го класса растет дома, родителям следует помнить о дате медосмотра. Дети, у которых обнаружено плоскостопие, находятся на диспансерном учете у ортопеда до 14-15 лет. За это время они проходят курсы физиотерапии, лечебного массажа, направляются на санаторно-курортное лечение, а при необходимости им изготавливается специальная ортопедическая обувь.
- Способы лечения плоскостопия у детей.
Если диагноз поставлен правильно, то, как правило, консервативных мер бывает достаточно. Оптимальным возрастом для быстрой коррекции деформации у детей является возраст 6-7 лет, когда можно полностью устранить проблему.
Плоскостопие — прогрессирующее заболевание, поэтому, чем раньше начато лечение, тем лучшие результаты оно приносит. И наоборот, запущенные случаи лечатся труднее.
Лечение плоскостопия должно быть комплексным и направленным на укрепление всего организма. Лечебная гимнастика, массаж, физиотерапевтические процедуры, ортопедические стельки или обувь — средств для лечения достаточно. Важно, чтобы этот процесс был регулярным и достаточно длительным. Коррекция деформации стоп продолжается до 10-12 летнего возраста, но лучше вылечить ребенка к 4-6 годам.
Ортопедическое лечение
Лечение включает в себя ношение рациональной обуви и специальные ортопедические мероприятия.
Рациональная обувь должна соответствовать следующим требованиям: быть устойчивой, плотно охватывать стопу, иметь высокий и жесткий задник, фиксирующий пятку. Детям дошкольного возраста лучше носить высокие ботиночки, стабилизирующие голеностопный сустав. Каблук — обязательная деталь, но он должен быть не слишком высокий, около 2-х см. Если каблук высокий, то центр тяжести тела перемещается и основная нагрузка падает на передний отдел стопы, в результате чего перенапрягаются мышцы и связки стоп, кроме этого происходит изменение угла наклона таза и, соответственно, нарушение осанки.
Дети с плоскостопием не должны носить мягкую обувь, например, валенки, резиновые сапоги, мягкие тапочки, чешки, сандалии без задника.
О правильном подборе детской обуви достаточно подробно рассказано выше. Но часто одной рациональной обуви для исправления плоскостопия недостаточно. Тогда применяют ортопедические стельки или ортопедическую обувь. Эти средства лечения достаточно эффективны, так как облегчают ходьбу, берут на себя часть нагрузки.
Без назначения врача заказывать индивидуальные, а тем более покупать готовые ортопедические стельки нельзя. Такие стельки могут нанести стопе ребенка больше вреда, чем пользы.
Ортопедические стельки вкладывают в обувь, хорошо фиксирующую стопу. Стельки в сочетании с тапочками и сандалиями никакого лечебного эффекта не дают.
Так как стелька занимает определенный объем, обувь должна быть на один размер больше, чем требуется по длине стопы.
Учтите, что стельки имеют определенный срок годности. Индивидуально изготовленные стельки из пробки необходимо менять не реже одного раза в полгода. Готовые — из более мягких эластичных материалов — следует менять еще чаще, каждые три-четыре месяца.
Ортопедическая обувь заказывается в специальных мастерских по направлению врача-ортопеда. Такой обуви следует иметь как минимум две пары: одну — для улицы, другую — для дома.
Специальная обувь и стельки не исправляют деформацию, а только предотвращают ее дальнейшее развитие. Пользоваться ими постоянно не рекомендуется, так как довольно быстро развивается атрофия мышц стопы. Эти «костыли» стоит использовать во время длительного пребывания ребенка на ногах.
При отсутствии эффекта от коррекции с помощью ортопедической обуви используют этапные гипсовые повязки для того, чтобы нормализовать соотношение костей в суставах стопы. Во время сна применяют лонгеты. При тяжелых формах плоскостопия с постоянными сильными болями показано оперативное лечение.
Ортопедическая коррекция стоп проводится только в сочетании и на фоне других методов лечения: физиотерапия, массажа и лечебной гимнастики.
Физиотерапевтическое лечение
Физиотерапевтические процедуры при лечении плоскостопия назначаются достаточно широко и проводятся, в основном, в условиях поликлиники специалистами. Исключение составляют, пожалуй, тепловые процедуры, которые можно проводить дома.
Парафиновые, озокеритовые и грязевые аппликации можно накладывать на всю голень и стопу, но желательно акцентировать тепловое воздействие на наружной поверхности голени и тыльной поверхности стопы.
Для парафиновых аппликаций оптимальная температура 48-50° с длительностью процедуры 30-40 минут ежедневно или через день. Для озокеритовых аппликаций достаточно температуры 30-40° в течение 15-20 минут два дня подряд с перерывом на третий день.
Курс лечения — 15-20 процедур, повторяя его через 2-3 месяца.
Тепловые процедуры дают максимальный эффект, если после них проводить лечебную гимнастику. В домашних условиях можно применять контрастные ножные ванны. Для этого нужны два тазика с водой, один — с горячей (40-45°)» другой — с холодной (16-20°). Ребенок погружает ноги попеременно.
Массаж нормализует тонус мышц стопы и голени: укрепляет ослабленные, растянутые мышцы и расслабляет напряженные, а это очень важно для восстановления их согласованной работы.
Кроме того, улучшая кровоснабжение и иннервацию, массаж способствует улучшению питания мышц, связок и костей стопы. Приносит облегчение в случае болей в стопах и восстанавливает нормальные условия для развития и роста нижних конечностей.
Пассивные движения
Пассивные движения — движения, которые выполняются с помощью рук взрослого. Они проводятся сразу после массажа или тепловых процедур.
Цель пассивных движений — увеличение объема движений стопы.
Чаще всего применяются: тыльное и подошвенное сгибание стопы, сгибание и выпрямление пальцев, вращательные движения стоп, поворот стоп подошвами вовнутрь, нормализация положения пятки (т. е. приведение ее к средней линии).
Лечебная гимнастика
Стопы человека предназначены, в первую очередь, для ходьбы, а при стоянии на них падает максимальная нагрузка. Каждый из нас может убедиться на себе, что положение стоп при стоянии отличается от положения при ходьбе. При стоянии стопы имеют тенденцию к пронации, т. е. тяжесть тела падает не только на наружные, но и на внутренние края стоп.
Опасность состоит в том, что внутренний край не предназначен нести такую нагрузку, поэтому мышцы быстро утомляются и внутренний свод снижается. Поэтому крайне важно сформировать у ребенка правильный навык стояния и ходьбы.
Формирование правильного навыка стояния.
При стоянии следует ставить стопы параллельно, на небольшом расстоянии друг от друга. Тяжесть тела должна равномерно распределяться на пятку и носок и падать на внешний край стопы.
Для того чтобы проверить, правильно ли стоит ребенок, можно оценить отпечатки его ног на песке или мягкой земле. Они будут иметь одинаковую глубину и выемку с внутренней стороны.
Для совершенствования этого навыка можно предложить ребёнку следующее упражнение: стоя правильно (см. выше), пытаться направлять тяжесть тела на внешние края стоп, слегка поворачивая их кнутри (супинируя), одновременно сильно нажимать пальцами на опору.
Чтобы ребенку было понятнее, что от него требуют, попросите его слегка приподнять большие пальцы ног, не отрывая остальных от опоры.
Это упражнение можно и нужно выполнять часто, несколько раз в день, дома и на улице, используя любую возможность. Обувь, если она правильно подобрана, не мешает движениям.
На прогулке возможно творчески использовать неровности рельефа, приспособления на детской площадке. Детям очень полезно стоять (а лучше, ходить) по скошенной доске, бревну, балансировать на округлых камнях, передвигаться по небольшим камешкам, кочкам. Дорожку из округлых камешков можно выложить на дачном участке или детской площадке.
Если ребенок вынужден спокойно стоять рядом с взрослыми в ожидании транспорта или в очереди, то можно предложить ему «поиграть» стопами. Например, поднимать пальцы ног, «сокращать» стопы, вместе или поочередно. Или «перекатываться» с пятки на носок и обратно, или стоять на наружных краях стоп, как «мишка косолапый».
Эти упражнения не только развлекут ребенка, но и послужат хорошей тренировкой мышечно-связочного аппарата стоп. Кроме того, движения согреют стопы, что очень существенно в холодную и сырую погоду для профилактики простудных заболеваний.
И еще раз об обуви: тесная, стесняющая движения обувь — самое страшное для детских стоп. Страдают не только мышцы и связки, но и нарушается кровообращение в стопах, что приводит к значительному переохлаждению даже в небольшой мороз, к частым простудам, к воспалительным заболеваниям мочевого пузыря и почек.
Формирование правильного навыка ходьбы.
При ходьбе важно, чтобы стопы шли параллельно (рис.Г). Недопустимо разворачивать носки внутрь или кнаружи, в обоих этих случаях нагрузка на стопы будет неравномерной.
В момент шага, когда нога ставится на землю, она опирается прежде всего пяткой, а потом — передней частью. В это время ее дуги сплющиваются под тяжестью тела. Нормальная стопа возвращается в свое прежнее положение в результате активности мышц и эластичности связок. Но плоская стопа в сочетании с неправильным положением носков не в состоянии компенсировать нагрузку, что приводит к еще большей деформации.
Если ребенок ходит, поворачивая стопы внутрь (косолапит) (рис. Д), то необходимо предлагать ему, противодействуя этой привычной установке, ходить, слегка разворачивая носки. С целью коррекции походки можно использовать специальные дорожки, которые выкладываются из кирпичей или других подручных материалов.
При ходьбе с разворотом носков кнаружи («балетная походка») (рис. Е) предлагайте ребенку пройти по «узкой дорожке» шириной до 15-20 см, по бортику тротуара, бревну, доске и т. п.
Рис.Г. Правильное положение стоп при ходьбе | Рис.Д. «Косолапая» походка» | Рис.Е. «Балетная» походка» |
Навык правильной ходьбы формируется не один день, поэтому самое главное — постоянный контроль и внимание со стороны взрослых.
Кроме того, важно, чтобы ребенок ходил легко и ритмично, что зависит от его общего физического состояния, координации и согласованной работы мышц всего тела.
Упражнения для лечения плоскостопия.
Лечебная гимнастика является основным методом лечения плоскостопия и его профилактики.
Самое важное состоит в том, каким образом ребенок будет воспринимать занятия. Надо не просто предоставить ему возможность упражняться, следует прививать ребенку любовь к движениям.
Для того чтобы гимнастика приносила больше радости ребенку, необходимо обыгрывать упражнения, включать специальные игры.
Делать упражнения можно когда угодно и где угодно, нет необходимости создавать специальные условия. Главное — упражняться ежедневно, превращая эти движения в привычку.
При плоскостопии необходимо укреплять мышцы ног, особенно сгибатели стопы и пальцев, мышцы, поворачивающие стопу подошвой кнутри.
Для того чтобы исключить статическую нагрузку на ослабленные мышцы, лучше начинать с упражнений, выполняемых в положении сидя. Затем, по мере укрепления мышечно-связочного аппарата, переходить к упражнениям в положении стоя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Своевременная систематическая интеграционная профилактическая работа с активным участием врачей соответствующих профилей, медицинских сестер, воспитателей, учителей играет важную роль в формировании нормальной функции стопы и позвоночника у детей, предупреждении отклонений во всей рессорной системе организма и, самое главное, способствует повышению качества жизни, профессиональной пригодности, улучшению физического здоровья детей и подростков.
Ортопедические заболевания занимают особое место в патологии у детей и взрослых, влияя на характер инвалидности. Нарушения функции стопы и осанки — сложнейшая медицинская и социальная проблема. Внимание к ней не ослабевает на протяжении многих веков. Число детей и подростков с ортопедической патологией продолжает расти. Всемирная организация здравоохранения объявила первое десятилетие XXI в. периодом улучшения качества диагностики и лечения болезней костно-мышечной системы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1). Анатомия человека: учеб. для студ. инст. физ. Культ./ Под ред. Козлова В.И. – М., «Физкультура и спорт», 1978
2). Сапин М. Р., Никитюк Д.К. Карманный атласс анатомии человека. М., Элиста: АПП «Джангар», 1999
3). Синельников Р.Д. Атласс анатомии человека: в 3-х томах. 3-е изд. М.: «Медицина», 1967
4). Стеркина Р.Б. Коркина Ю.В. Итоги первого заседания Научно-методического совета по коррекционно-педагогическим проблемам дошкольного воспитания МОПО РФ // Дошкольное воспитание. 1997, № 10, с. 2-5
5). Двигательная активность детей, страдающих плоскостопием / Ю.П. Галкин, О.А. Комачева // Актуал. проблемы физической культуры и спорта: юбил. сб. науч. тр., посвящ. 60-летию образования кафедры теории и методики физической культуры и спорта СГАФКСТ; под общ. ред. В.В. Ермакова и И.А. Грец. – Смоленск, 2010. – С.99-101
6). Стеркина Р.Б. Качество дошкольного воспитания и основные тенденции его изменения // Дошкольное воспитание. 1996, № 6 с. 2-14
7). Распространенность плоскостопия у детей 5-7 лет / О.А. Комачева // Сборник научных статей и тезисов 59-ой научной конференции профессорско- преподавательского состава СГАФКСТ по итогам НИР за 2008 год; под общ. ред. Д.Ф. Палецкого. – Смоленск: СГАФКСТ, 2009. – С. 124-125.
8). Стопа – орган опоры и передвижения / О.А. Комачева // Современные проблемы физической культуры и спорта : междунар. сб. науч. тр., посвящ. 55- летию образования кафедры теории и методики физической культуры и спорта СГАФКСТ ; под общ. ред. В.В. Ермакова. – Смоленск, 2006. – С. 205-207.
9). Деформации стоп у детей 5-7 лет / Ю.П. Галкин, О.А. Комачева // Культура, искусство, образование : матер. науч.-практ. конф. – Смоленск: СГИИ, 2008. – С. 372-379
10). Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста / Ю.П. Галкин, О.А. Комачева // Культура, искусство, образование: матер. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Смоленск: СГИИ, 2010. – С.213-216
11). Двигательная реабилитация сводов стоп у детей старшего дошкольного возраста на основе использования игрового метода / О.А. Комачева, Ю.П. Галкин // Человек, спорт, здоровье : матер. 5-ого Междунар. конгресса; под ред. В.А. Таймазова. – СПб. : Изд-во «Олимп-СПб.», 2011. – С. 243
12). «Настольная книга медицинской сестры детского сада» Обижесвет В.П. Косаткин В.Н. Чечельницкая С.М. М., Фирма «Линка-пресс» 1998
13). Профилактика плоскостопия у детей 5-7 лет : методические рекомендации / О.А. Комачева. – Смоленск : СГАФКСТ, 2009. – 36 с.
14). «Травматология и ортопедия» (Под ред. Юмашева Г.С.,- М.: Медицина. 1990
15). Двигательная активность детей, имеющих различное состояние сводов стоп // О.А. Комачева // Научно-теорет. журнал «Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта». – № 5 (75). – 2011.–С.68-70.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания»
Здоровьесбережение дошкольников...
Профилактика осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.
В последние годы все реже встречаются практически здоровые дети. Наиболее часто встречаются патологии нервной системы, опорно-двигательного аппарата, патологии дыхательной си...
Памятка для родителей "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста"
Это информация для родителей по профилактике и коррекции плоскостопия у детей. Здесь предложены упражнения, предупреждающие плоскостопие, а так же упражнения для укрепления мускулатуры ног и свода сто...
Статья "Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физической культуры"
Строение нашей стопы претерпевает изменение на протяжении всей жизни, но наиболее интенсивно формирование сводов стоп идет в первые семь лет. Далее критическими для сохранения формы и функ...
Статья «Особенности использования упражнений по предупреждению плоскостопия у детей дошкольного возраста»
Для использования в работе...
Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении
В статье представлен опыт работы по профилактике плоскостопия детй дошкольного возраста с использованием подвижных игр по методике А. С. Галанова...
Статья на тему "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста"
Плоскостопие – это заболеваний опорно-двигательного аппарата, которое является, к сожалению, одним из наиболее распространенных у детей. Оно выражается в деформации стопы и уплощении ее свода, в...