Статья «Особенности использования упражнений по предупреждению плоскостопия у детей дошкольного возраста»
статья

Фролова Наталья Петровна

Для использования в работе

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Особенности использования упражнений по предупреждению плоскостопия у детей дошкольного возраста»

     Фролова Наталья Петровна

воспитатель, МБДОУ «Головчинский «ДСКВ «Солнышко»

   Дошкольное детство - это важный период в жизни, в развитии и становлении личности ребенка. В этот период закладывается основа умственного, нравственного и физического развития. Проблема резкого ухудшения   здоровья подрастающего поколения является на сегодняшний день одной из актуальных. Результаты научных исследований во всем мире свидетельствуют об ухудшении состояния здоровья дошкольников.

       ФГОС ДО – это прежде всего обеспечение условий здорового образа жизни и безопасности ребенка, минимизация рисков кризисов возрастного развития ребенка при переходе от дошкольного детства к начальной школе. [2] В связи с этим, перед воспитателями детских садов стоит проблема поисков новых идей, а возможно и возрождение забытых традиционных способов профилактики и коррекции  плоскостопия у детей дошкольного возраста.

        Заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно-двигательного аппарата - это плоскостопие. Оно негативно влияет на  общее самочувствие, снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и приводит к подавленному настроению.              Плоскостопие особенно легко развивается, если дети преждевременно (до 10-12 месяцев) начинают много стоять и передвигаться. Предупреждением плоскостопия занимаются с раннего возраста. Лучшим средством физической нагрузки является ходьба, только в том случае, когда она правильная. При длительной ходьбе или стоянии ребенок с плоскостопием жалуется на боль в ногах, в стопе, в коленях, тазобедренных суставах, иногда у него возникает  боль в спине. Он часто останавливается во время игр, старается сесть или даже прилечь, не может долго стоять. При беге и прыжках не естественно раскачивается, ставит стопу не  на носок, а на пятку -  «косолапит».

        Большое значение, для профилактики плоскостопия, имеет правильно подобранная обувь.  Детская обувь должна быть по ноге, иметь небольшой каблук, с изгибом для свода стопы. Если обувь  имеет совершенно плоскую подошву, она деформирует стопные мышцы ног и ведет к уплощению стопы. Деформация может возникнуть в результате паралича (полиомиелита) и травм мышц, связок и костей ног.

        Правильное и своевременное развитие костного мозга, связок, суставов, обеспечивает нормальное положение туловища и всех органов и систем. При искривлениях позвоночника, сутулости, плоскостопии, нарушается условия работы важных органов, что может привести в дальнейшем к их заболеванию. У детей костная система относительно слабая, т.к. содержит значительное количество хрящевых тканей, легко растягивается, сухожилие короче и слабее чем у взрослого. В связи с этим возникает необходимость помогать правильному и своевременному окостенению, формированию изгибов позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению сухожилий связно- существенного аппарата.

        Таким образом, в дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений.

        Эта  тема была выбрана  нами для  более глубокого изучения и исследования. Мы изучили индивидуальные медицинские карты детей группы, в которой проводилась работа, и выявили, что у воспитанников имеются  нарушения в опорно-двигательном аппарате. Затем совместно с участковым врачом педиатром провели обследованиестоп воспитанников.   Результаты обследования показали, что у 10% детей выявлены отклонения от нормы: малый свод стопы, плоскостопие 1 степени.

        После проведенных исследований совместно с медицинскими работниками был спроектирован план – проект работы с детьми, родителями и педагогами.

        В группах была переоборудована предметно-пространственная среда с учетом  ФГОС, для максимального обеспечения реализации образовательного потенциала. Для проведения  профилактической работы были созданы необходимые условия: изготовлены специальные коррекционные дорожки, подобраны мячи и другое спортивное оборудование в группах детского сада. Используются специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование свода стопы.Они используются в процессе воспитания детей с раннего возраста на всех физкультурных занятиях. DSC07295DSC07295

        С целью профилактики и коррекции плоскостопия в утренний период времени большое внимание  отводится оздоровительной работе.  В группах детского сада создана физкультурно-оздоровительной среда, которая включает в себя   оборудование и инвентарь, способствующий укреплению мышц стопы и голени оказывающий  положительное влияние на формирование свода стопы (ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки). Наиболее оптимальные условия для правильного положения туловища и тренировки основных группы мышц - является тренировка на гимнастических мячах, которые позволяет  укрепить двигательную активность и равновесие.

Воспитатели детского сада используют методику Н. Харитоновой, которая рекомендует после дневного сна проводить физические упражнения в сочетании с воздушными ваннами и дыхательной гимнастикой. В период вечерней прогулки оздоровительный эффект достигается за счет пребывания детей на свежем воздухе, проведения подвижных игр комплекса специальных упражнений (6-10 мин): «Собрать веревку пальцами ног», «Ходьба на носках, пятках, на внешней стороне свода стопы», «Прокатить палку, по полу стопами» и т.д. На физкультурных занятиях в вводной или заключительной части применяем ходьбу на носках, пятках, по канату, обручу. Используем такжемалогабаритные     физкультурные    снаряды, что способствует более  правильному  выполнению физических  упражнений, поэтому   на  занятиях      широко   применяем  гимнастические   палки, теннисные мячи, кубики, канаты, скакалки, ребристые доски.[4]

Организуя режим пребывания воспитанников  в соответствии с  ФГОС,  предоставляем детям возможность реализовать свои потребности в самостоятельной  спортивно-игровой, двигательной и других видах деятельности.

        В системе укрепления здоровья детей, а следовательно и в профилактике нарушений опорно - двигательного аппарата особое внимание уделяем закаливанию. После обливания ног прохладной водой и растирания их досуха обязательно делаем  несколько специальных упражнений: переступание с пятки на носок, перетоп и другие упражнения. Для профилактики плоскостопия  используем специальные физкультурные приемы: ходьба босиком по неровной поверхности, по песку, ходьба на цыпочках, прыжки и подвижные игры как волейбол и баскетбол и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что в дошкольном возрасте для профилактики плоскостопия нужно  широко    использовать    разнообразные физкультурно-оздоровительные упражнения.

1. Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления: Программно-методическое пособие. -М.: Линка - Пресс, 2000. - 296с.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. http://knowledge.allbest.ru/medicine/2c0b65625a3bd68a5d53a88421306c27_0. (дата обращения: 14.10.2012)

4. Харитонова Н. Работа с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата // Дошкольное воспитание. - 2005. - №3. -С.53-55.  

5. Хухлаева  Д.В.   Методика  физического  воспитание  в  дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение, 1984. - 208с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Профилактика и предупреждение плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания"

​Плоскостопие рассматривается как нарушение функций стопы, которое внешне проявляется в опущении сводов стопы, что вызвано ослаблением мышц и растяжением ее связок.Стопа является опорой, фундаментом т...

Упражнения для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Плоскостопие - заболевание опорно-двигательного аппарата, которое проявляется в снижении высоты сводов, некотором отклонении стопы кнаружи. При плоскостопии теряется способность стопы против...

Комплексы упражнений по коррекции плоскостопия для детей дошкольного возраста

I, II, III комплексы упражнений корригирующей гимнастики по коррекции плоскостопия...

«Предупреждения плоскостопия у детей дошкольного возраста».

Буклет по предупреждению плоскостопия у детей дошкольного возраста. Включает теорию и примерные комплексы упражнений для профилактике плоскостопия, которые можно использовать в детском саду....

Физические упражнения - ведущее средство предупреждения плоскостопия у детей дошкольного возраста

В статье говорится о физических упражнениях как ведущем средстве успешной профилактики и коррекции плоскостопия у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Несколько полезных правил по предупреждению плоскостопия у детей дошкольного возраста"

quot;Снизить риски до минимума, укрепить мышечные ткани, улучшить осанку поможет физическая активность, регулярные упражнения, ходьба босиком, закаливание"Гимнастика при плоскостопии Гимнастика ...

«Игры и упражнения для предупреждения плоскостопия у детей дошкольного возраста»

quot;Игры и упражнения для предупреждения плоскостопия у детей дошкольного возраста"...