система работы по развитию мелкой моторики руки в младшем возрасте
материал по физкультуре (младшая группа)
система работы по развитию мелкой моторики икоординации рук в младше возрасте ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_rabota_po_melkoy_motorike.docx | 39.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Смольковский детский сад»
«Система работы по развитию мелкой моторики и координации рук с детьми первой младшей группы».
Выполнила:
Колосова Н.А.
План.
1.Введение.
Актуальность проблемы развития мелкой моторики.
2.Цель и задачи.
3.Организация предметно-развивающей среды.
4.Формы и методы работы.
4.1.Использование пальчикового игротренинга на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и художественной литературой.
4.2.Продуктивные виды деятельности (конструирование,лепка,рисование).Использование элементов ТРИЗа.
4.3.Развитие мелких мышц рук на занятиях по физкультуре.
5.Работа с родителями.
6.Выводы.
7.Приложение.
7.1.Библиография.
7.2. Нормативы для стартовой диагностики.
7.3 Фольклер.
1.ВВЕДЕНИЕ
В условиях гуманизации и демократизации системы образования, широкой вариативности действующих программ воспитания и обучения детей в детских садах и начальных классах школы, все более актуальной становится проблема обеспечения им преемственности дошкольного и младшего школьного звеньев образовательной системы. Она наиболее остро проявляется на практике в недостаточной готовности детей к систематическому, целенаправленному обучению в школе, слишком длительной адаптации некоторых первоклассников к новым для них условиям учебного труда.
Синонимом готовности детей к обучению в школе является понятие "школьная зрелость", которая в психолого-педагогической литературе трактуется, как достигнутый уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, который позволяет ему успешно преодолевать нагрузки, связанные с систематическим обучением, новым режимом дня в школе. Общеизвестно, что многие дети хотят стать учащимися начальных классов, однако не все одинаково хорошо подготовлены к выполнению новых обязанностей.
Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению? Этот вопрос волнует многих родителей будущих первоклассников и нас педагогов. Часто взрослые считают, что самое главное - научить ребенка читать, считать до поступления в школу. Но это еще не гарантирует успешного обучения. Часто бывает так, что читающий, считающий ребенок, начиная учиться, постепенно снижает свои успехи. Он не может сосредоточиться на уроке, небрежно выполняет задания, невнимательно слушает учителя, испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Все говорит о том, что у ребенка недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие, память.
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5-6 лет не теряет своей актуальности. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом...), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: "Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией". Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.
Таким образом, "есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть еще одна речевая зона мозга".
Исследования развития движений рук ребенка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов) т. к. руки обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом. Интересен онтогенез развития действий рук ребенка. И. М. Сеченов был одним из первых ученых подвергших критике теорию наследственной предопределенности развития движений ребенка, как результат созревания определенных нервных структур. Он писал, что "движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой".
М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
(Л. В. Фомина). Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения заикания. Все эти факты должны использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Как показывает практика, многие первоклассники в начальный период обучения сталкиваются с трудностями при овладении навыками письма: детям тяжело писать, появляется боль, дрожь в кистях рук, они плачут, нервничают. Уже на самых первых этапах обучения письму у детей появляется неудовлетворение, а у родителей огорчение. На них обрушиваются бесконечные напоминания: правильно держи ручку, тетрадь, следи за посадкой, наклоном букв... И наступает момент, когда появляется и быстро растет нелюбовь к письму, т. е. говоря языком науки, исчезает положительная мотивация учения.
В основном ,к 6-7 годам заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга,развитие мелких мышц кисти рук,поэтому рекомендуется начинать работу по развитии детей путем тренировки движений пальцев рук в раннем детстве ,что в свою очередь постепенно готовит руку ребенка к письму.
2.Цель и задачи
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики,решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте со вторым воспитателем, помощником воспитателя, родителями, и начать эту работу задолго до поступления детей в школу (с раннего дошкольного возраста).
Поставила цель:способствовать полноценному развитию детей раннего возраста.В соответствии с целью определила следующие задачи:
- Способствовать обогащению чувственного опыта:
-развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
-развивать точность ,координацию движений рук и глаза, гибкость рук, ритмичность.
2. Способствовать приобретению элементарных сенсорных навыков, побуждать к действиям , развивая психические процессы :
-формирование и активизация словаря ;
-развитие наглядно- действенного , образного мышления , внимания , памяти ;
-знакомство с сенсорными эталонами ;
-создание эмоционально положительного настроения .
3.Организация предметно–развивающей среды.
В группе по возможности созданы условия по развитию мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать себе игрушки, пособия, при желании не только воспроизводить, но и продолжать то, что делали на занятии или в совместной деятельности с воспитателем, проявлять свое творчество.
В игровой зоне создаются условия для сопровождения детьми игровых действий речевыми высказываниями(укачивание, одевание, кормление, лечение куклы, катание машинок, строительство и обыгрывание построек). Стараюсь поддерживать стремление самостоятельно действовать с предметами, организую общение детей в процессе предметной и игровой деятельности.
В зоне для развития мелкой моторики рук и сенсорного восприятия поместила «волшебный сундучок» с различными предметами бытового обихода(пластиковые емкости с крышками различного размера, воронки, мелкие игрушки,коробочки).
Обязательно провожу индивидуальную работу на Тренажерах.
Кроме физкультурных принадлежностей в физкультурной зоне имеются массажеры, набивные полоски из ткани с липучкой на обоих концах, которые при желании можно скрепить в одну линию, в кольцо и другую фигуру.
Считаю, что для полноценного развития в группе необходим уголок ряжения, где есть разные бусы, воротнички, манжеты, несложные костюмы на цветных вешалках.
Для развития ручной умелости и детского творчества, артистизма у детей, используются различные виды театра. Настольный театр побуждает напрягать мышцы пальцев рук, передвигая фигуры, меняя их местами. Обогащая чувственный опыт, имитируют движения персонажей, работая кистями и пальцами рук: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук кукол в варежковом театре.
Тренажеры для развития мелкой моторики подбираются с учетом того, что у детей раннего возраста плохо еще развита речь, и они часто не могут объяснить, попросить, высказать отношение, что может привести к конфликтам. Благодаря развивающим тренажерам осуществляется не только сенсорное развитие- у детей раннего возраста формируется наглядно-образное мышление. Характерной чертой мышления является способность к обобщению. Обобщение первоначально проявляется в действиях с предметами, оно подготавливает обобщение в речи. Развивающие тренажеры дают возможность в условиях пребывания в группе раннего возраста не упустить столь ценное время для развития кисти и пальцев детской руки. И чем раньше ребенок начинает работать на сенсорных развивающих тренажерах, тем быстрее происходит психическое развитие ребенка. С их помощью идет также обработка навыков, позволяющих укрепить слабую детскую руку. Регулярные тренировки, плюс меняющаяся мотивация игровой деятельности, плавно подводят ребенка к качественному выполнению заданий и бережному отношению к пособию.
«Клоун» : накручивание цветных пробок по рисунку;
«Горка» : скатывание шариков с настольной горки,
Усложнение: взять шарик тремя пальцами(большой, безымянный, мизинец), два других пальца(указательный и средний) образуют «ножки» и поднимают шарик на горку по ступенькам.
Панно «В саду» : пристегивание бабочек и цветов на пуговицы, яблоки на яблоню крепятся с помощью липучки, из лент можно заплести девочке косы. Панно выполнено в основных цветах: красном, желтом, синем, зеленом.
А также: вкладыши, пирамидки различного размера, мозаика, игры со шнуровкой и др.
В группе имеется место для игр с водой и песком, где организуем экспериментальную деятельность.
«Звонкий ручеек»: наливание и переливание воды,
«Прянички для мамочки»: оттиск в сыром песке.
Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяю не только для рисования. Вношу в группу цветные старые журналы и предлагаю детям порвать их на мелкие кусочки. Много положительных эмоций вызывает подбрасывание этих обрывков вверх и последующий сбор их. По-моему, такая процедура позволяет сохранить книги от разрывания. Полезно использовать бумагу разной фактуры.
Пальчиковый бассейн представляет собой емкость, в которой находятся различные предметы(кубики, мячики, шарики, пробки,мелкие игрушки…)
По заданию воспитателя ребенок «вылавливает» из емкости необходимый предмет.
Задания постепенно усложняются:
-принести все красные предметы;
-достать круглые предметы;
-мягкие;
-бумажные…
Разные виды деятельности, используемые мною в работе, при целенаправленном их применении, способствуют развитию мелкой моторики, и мыслительных процессов. Надо сказать о том, что забота о здоровье ребенка, как воспитателем, так и родителями имеет огромное значение для правильного и своевременного развития движений рук.
Проведение закаливающих процедур, соблюдение гигиенических требований к одежде, к микроклимату помещения, где ребенок проводит большую часть своего времени, соблюдение режима сна, бодрствования, прогулка способствует укреплению здоровья ребенка, является действенной профилактической мерой против перенапряжения нервной системы, обеспечивает хороший эмоциональный настрой, помогает прочно и быстро усваивать новые умения и навыки.
4.Формы и методы работы.
Я старалась использовать в своей работе весь комплекс мер по развитию мелкой моторики .Для достижения желаемого результата сделала работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярно , используя разные формы работы :
1.занятия в блоке специально организованного обучения;
2.совместная деятельность воспитателя с детьми ;
3.свободная самостоятельная деятельность самих детей .
Появившиеся в последнее время программы для детского сада , по- разному решают вопрос об организации образовательного процесса в группах детей раннего возраста .В одних программах делается акцент на обучающие занятия , в других предпочтение отдается более свободным формам развития детей , индивидуальной работе. Каждый из указанных блоков должен занимать свое место в педагогическом процессе , поскольку каждый имеет значение для наиболее эффективного решения тех или иных задач развития и воспитания ребенка .
Следует помнить , что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга , от них зависит управление движениями руки ,поэтому ни в коем случае нельзя ребенка заставлять .
В блок специально организованного обучения , в форме занятия , включаю цели , реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности специальных заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей (сенсорных , развитию мелкой моторики ,мыслительных ).Я должна быть здесь всегда инициатором .
В блоке совместной деятельности ставлю задачи по развитию социальных навыков , освоение разных видов деятельности (конструирование , рисование , игры …).Работа с детьми в рамках этого блока исключает специально организованные занятия .Создаю микроклимат , в основе которого уважение к личности маленького человека , доверительные отношения.Стараюсь выступать в позиции партнера детей , участвующих в совместной деятельности , но партнера- инициатора. При этом не обязываю детей к определенного рода активности , но предлагаю ее и приглашаю к ней своим примером и участием ,сюрпризным моментом. Стараюсь заинтересовать , поощряю , учитываю детскую инициативу .Обеспечиваю условия для деятельности с «открытым концом» так ,чтобы дети при желании могли продолжать ее самостоятельно , пока не исчерпают свой интерес (начатую игру , конструирование , рисование , пальчиковые игры ).
В блоке свободной самостоятельной деятельности обеспечиваю возможность саморазвития ребенка , который свободно выбирает деятельность , отвечающую его способностям и интересам .
В этих ситуациях стараюсь находиться за кругом детской деятельности ,обеспечивая предметную среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя ее в соответствии с детскими интересами ,одновременно являюсь потенциальным партнером , готовым подключиться к их активности при просьбах: о поддержке и помощи , в конфликтных ситуациях, требующих вмешательство .
Как уже отмечала , что каждый из этих блоков необходим для развития детей , и решение поставленных задач нельзя реализовать в рамках лишь одного из блоков .Также считаю , что неправильно толковать эти составляющие как следующие друг за другом преемственные ступени обучения и развития (сначала прямое обучение на занятиях , которое затем переходит в «закрепление пройденного» , в совместной , затем в самостоятельной деятельности детей с материалом, проходящим сквозь эти формы активности).Все формы сосуществуют , как разные формы , связанные более глубокими отношениями ,нежели простое следование друг за другом во времени с опорой на один и тот же материал.
Конечно , в своей свободной деятельности , большинство детей группы актуализируют способности и умения, складывающиеся и на занятиях и в совместной деятельности со взрослым .В свою очередь , свободная активность ребенка создает необходимый базис для познавательной мотивации и организации его деятельности на занятиях. Но это вовсе не значит, что весь педагогический процесс мы пронизываем единой темой или единым материалом.
При составлении плана работы я имею в виду связь указанных блоков с режимом дня. Однако связь не должна быть жесткой , хотя целесообразно посвящать занятиям утренние часы ,когда работоспособность наиболее высока . Что касается двух последних блоков , то они охватывают все свободное от занятий время.
Организация педагогического процесса по трем блокам дала тесное сотрудничество , согласованные действия воспитателя и его помощника. При свободе творчества и требований программ «Кроха», «Программа воспитания и обучения в детском саду»(под ред.Васильевой),придерживаюсь ряда требований , чтобы обеспечить полноценное развитее и психологическое благополучие ребенка. Эти требования таковы:
-переориентация с формально-дисциплинарного отношения к детям на все формы общения, включая и отношение к ребенку, как к равному субъекту, а не только объекту педагогического воздействия.
-использование всех форм развития детей, включая обучение на занятиях, совместную деятельность взрослого с детьми , свободную деятельность самих детей, использование разных видов детской деятельности и обеспечение условий для их свободного выбора детьми .
-проведение организованных занятий в игровой , доступной форме , по подгруппам.
4.1.На одном из занятий по ознакомлению с окружающим познакомила детей с пальчиками .
Вот они- родные братцы ,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку ,
Держат все одну лопатку .
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою эти братья
Прячутся все в варежки .
Свои руки покажите ,
Что за братья , вы скажите?
-Правильно, это ваши пальчики.
-Любите ли вы играть с пальчиками?
-Вот пальчики правой руки, вот –левой.
-Попросите братьев правой и левой руки подружиться.
-Что умеют наши пальчики?
-Что мы умеем ими делать?
-Но что-то еще не могут делать наши пальчики.
-Чтобы пальчики были умелыми, ловкими будем их учить, играть с ними.
Пальчиковая игра «пальчик-мальчик, где ты был?»
Пальчик-мальчик , где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Поочерёдное разгибание пальцев, начиная с мизинца.
В начале произношу потешку чётко, не торопясь, затем с одновременным
Движением рук, а потом предлагаю сделать это вместе с детьми. У кого из детей не получается, беру его руки в свои и вместе выполняем движения от начала до конца. В процессе работы меняю темп, интонацию, громкость . это помогает развитию речи ребёнка, его координации и чувству ритма.
- Теперь пусть наши пальчики нам помогут.
Одевание варежек.
При уходе за комнатными растениями:
Положив нежный лист комнатного растения себе на ладонь , стараясь не причинить вреда растению , ребенок регулирует силу нажима , протирая лист влажной губкой , вовлекая в работу обе руки .При этом каждая рука выполняет свою задачу : пальцы левой руки выпрямлены , ладонь раскрыта –на ней лежит лист ; пальцы правой руки ,помимо удерживания губки , получают и определенные чувственные ощущения .
Использую пальчиковый тренинг и на занятиях по ознакомлению с художественной литературой .
Разучивание сказки «Курочка Ряба» «на пальцах».
Жили-были дед вытянуть правую руку ладонью от
себя, пальцы вверх,
и баба вытянуть так же левую руку;
и была у них курочка Ряба развести пальцы рук до макси-
мума ;
снесла курочка яичко большой палец и указательный
не простое , а золотое соединить в кольцо на обеих
руках;
дед бил , бил постучать кулачками друг о друга
не разбил развести руки в стороны ;
баба била , била повторить движения
не разбила
мышка бежала , указательный и средний пальцы
хвостиком задела , образуют «ножки»
и перебирают вниз по ногам
яичко упало и разбилось хлопок в ладоши,
дед плачет, баба плачет закрыть лицо ладонями
а курочка кудахчет поглаживание правой ладонью
-Не плачь, дед внешнюю сторону левой ладони
-Не плачь, баба поглаживание правой ладони
-Я вам новое яичко снесу образовать кольца большим и
не золотое ,а простое указательным пальцами .
Пальчиковые игры. Использую игры, имеющие стихотворное и двигательное сопровождение. С этой целью использую как простые(«сорока-сорока»), так и более сложные(«пальчик-мальчик»). Стихи, потешки, в которых реальный мир представлен ярко, художественно и понятно для маленьких детей. Рифмованные подсказки к заданным движениям легко воспринимаются ребенком на слух и без специальных установок настраивают на игру. Стараюсь подбирать упражнения так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. Движение конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения, благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне : играет кистями рук, загибает пальчики, протягивает руки вперед, изменяет ритм движений соответственно ритму текста, длину и громкость звука(паровоз стучит колесами, гудит, часики тикают). При выполнении каждого упражнения стараюсь вовлекать все пальчики, выполнять их как левой, так и правой рукой и обеими вместе. Потешки, сказки всегда можно «переложить на пальцы», то есть придумать поначалу не сложные движения для пальчиков, затем эти движения усложнять.
4.2.Конструирование – это один из эффективных путей развития тонких мышц пальцев рук .
«Лесенка для зайки».
«Заборчик для курочки с цыплятами».
Выставляя кирпичик на малое ребро рядом с другим кирпичиком, ребенку необходимо взять его кончиками пальцев , напрягая мелкие мышцы , тем самым контролируя координацию ,способствуя развитию глазомера и логического мышления .
Лепка является прекрасным стимулятором мелкой моторики . Скатывание ,раскатывание , отщипывание , сплющивание пластилина в ладонях, побуждает детей прилагать усилия , сосредоточиться на процессе .
«Зерна для курочки».
«Оладушки у бабушки» .
К концу года планирую использовать в лепке бросовый материал (пуговицы , бусины крупного размера, пробки)и семена(арбуза, кабачков, тыквы).
В моей группе большинство детей увлеченно рисуют.Детское рисование-это один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, они формируют объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметного и социального мира .Рисование, напрямую связанное со зрительным восприятием ,моторной координацией ,речью и мышлением ,не просто способствует развитию каждой из этих функций , но и связывает их между собой .В 1-1,5 года малыш крепко зажимает карандаш в ладони и получает огромную радость от самого процесса. В этом возрасте он способен рисовать вертикальные линии , овалы, круги.
Всегда обращаю внимание на то , на каком расстоянии от глаз находится бумага .
Как научить ребенка правильно держать карандаш ?Щепотью (большим , указательным и средним пальцами ) малыш должен взять за не заточенный конец карандаша и передвигать пальцы к другому концу скользящим движением, опираясь заточенным концом о поверхность стола. Пальцы правильно распределятся . Стараюсь зафиксировать внимание ребенка на этом.
Напряженные мышцы «непослушны» ,плохо управляемы. Для того , чтобы появилась возможность свободно и точно управлять ими , необходимо расслабить мышцы, снять с них напряжение . Дети могут почувствовать расслабление мышц только тогда , когда им сначала предлагают сильно сжать кулачки и долго подержать их в этом состоянии .А затем им предлагают их разжать и почувствовать это состояние. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление-длительным.
Упражнения на расслабление:
Кошка мышку цап!
Подержала, подержала.
Отпустила.
Мышка побежала,
Хвостиком махала-
До свидания.
Пальчик о пальчик тихо бьем,(2раза)
А потом в ладоши громко бьем,
Хлопаем в ладоши-бом, бом, бом!
Использую не только традиционное рисование кистью и карандашом, но и точечное прикладывание кончиками пальцев. Говорю, что кисточки устали и предлагают ребятам рисовать сегодня пальчиками. Кисточки нежно поглаживают ворсом по пальцам детей и прощаются.
«Падал беленький снежок»
«Следочки»
Рисование с помощью зубной щетки:
«Колючий ежик от головы до ножек»
4.3.На физкультурных занятиях обращаю внимание на ловкость и цепкость пальцев рук:
-обхват гимнастической скамейки во время ползания по ней,
-ловля и бросание мяча, мешочков с песком,
-сбор шишек, листиков и других предметов с пола,
-выполнение общеразвивающих упражнений с предметами.
Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в утреннюю гимнастику, играет положительную роль в общем развитии ребенка.
«Открываем краники»
«Бабушка очки надела»
Совместные действия.
5.Работа с родителями.
Работа с родителями - одно из важнейших направлений в нашей работе, по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей раннего возраста.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш или ручку.
Основная задача на начальном этапе работы с родителями- формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.
Для этого обосновываю необходимость работы по развитию мелкой моторики для общего развития ребенка и постепенной подготовке детей к обучению в школе.
После проведения диагностических заданий для определения уровня развития мелкой моторики и координации движений рук, индивидуально беседую с родителями. Цель беседы- налаживание контактов, определение уровня наблюдательности, степень понимания ребенка взрослым, сообщение диагностических данных.
Затем провожу родительское собрание на тему: «Мой ребенок сможет все.»
Уважаемые родители!
Если вы хотите, играя с ребенком подготовить его к обучению в школе, приглашаем вас на родительское собрание. Рассказываем о тех трудностях, о проблемах, с которыми сталкиваются дети, о приемах, методах работы.
Это вызывает расположение родителей, готовность выполнить рекомендации для преодоления имеющихся у ребенка трудностей.
Есть одно педагогическое правило: хочешь, чтобы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Этим правилом пользуюсь сама и советую родителям обращать внимание не на то, что плохо, а на то, что хорошо. Если ребенок почувствует успех, то будет стараться еще больше, как гласит пословица «Верная указка- не кулак, а ласка».
Одним из эффективных средств знакомства родителей с особенностью развития мелкой моторики является их участие в занятиях в вечернее время, где они могут познакомиться с методами и приемами работы.
Для родителей, затрудняющихся помочь своим детям, индивидуально показываю пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры, элементы ТРИЗ, игры с тренажерами.
Второе родительское собрание провожу в январе- феврале, сообщая о достигнутых детьми успехах, намечаю пути дальнейшей работы, индивидуально консультирую кому, на что обратить внимание.
В конце учебного года подводим итог всей работы, отмечаем, каких результатов добились совместными усилиями. Организую выставку детских работ «Умелые ручки», конкурс совместных работ родителей с детьми «Мы все делаем вместе». Выставляю в приемную папки- передвижки на темы:
-«Весь мир в детских руках» (о необходимости развития мелкой моторики)
-«Когда дома всей семьей» (развитие детской руки в быту)
-«И пальчики попляшут» (гимнастика для рук).
В работе с родителями участвуют не только воспитатели, но и учителя, медики и психологи. Опыт показывает: работа с родителями должна рассматриваться, как неотъемлемая часть коррекционной педагогики.
6.Выводы.
Дети активно принимают участие в пальчиковых играх,с интересом разучивают потешки и сказки на «пальчиках»,увлеченно занимаются на Тренажерах.Я заметила,что слова и порядок фраз в стихах и сказках дети запоминают лучше,если во время рассказывания использовать несложные,характерные движения рук и пальцев рук.Это означает что у детей происходит развитие памяти ,речи,обогащение словарного запаса.Очень понравилось детям рисование нестандартным способом.Я заметила ,что систематическое использование элементов ТРИЗа на занятиях по рисованию не только развивает мелкие мышцы,но и координирует руку ребенка,что в свою очередь придает уверенность ребенку в себе.
Предполагаю,что выполнение поставленных мною задач будет своевременным и полноценным,благодаря сотрудничеству со вторым воспитателем и помощником воспитателя,определенной организации оружающей среды и акцентированию внимание на развитии мелкой моторики на занятиях.
Мною замечено, что вся проводимая работа в форме «Пальчикового тренинга» и использование элементов ТРИЗ, повышала внимание детей на занятиях, увеличивала время сосредоточенности и усидчивости, что положительно сказывалось на усвоении навыков, развитии зрительного и слухового восприятия, наглядно- образного и логического мышления, речи, творческого воображения, мелкой моторики и координации движений рук.
Считаю, что акцент на развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста дает толчок не только развитию психико-моторных качеств ребенка, но и делает адаптацию в детском саду более спокойной и кратковременной.
7.Приложение.
7.1.Библиография.
Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до трех лет».Ярославль.2002г.
Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада».Воронеж.2008г.
Печера К.Л. ,Пантюхина Г.В. ,Голубева Л.Г. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях».Москва.2003г.
Пилюгина Э.Г. «Занятия по сенсорному воспитанию». Москва.1983г.
Новоселова С.Л. «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста». Москва.1985г.
Полозова Е.В. «Развивающие тренажеры из бросового материала». Воронеж.2006г.
Павлова Л.Н. «Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет».Москва.2003г.
Павлова Л.Н. «Организация жизни и культуры воспитания детей раннего возраста».Москва.2006г.
Ануфриева А.И. ,Митюшова О.М.«Игры и занятия для малышей».Горький.1970г.
Пономаренко А.С. «Развитие моторики у детей дошкольного возраста».Москва.2001г.
Луговская Ю.Н. «Психическое и физическое развитие ребенка».Санкт-Петербург.1998г.
Рузина М. «Поиграем?» «Дошкольное воспитание №5».1997г.
7.2Нормативы для стартовой диагностики.
15.Рисует человечка(6 элементов)
14.Рисует человечка(3 элемента)
13.Перерисовывает квадрат
12.Перерисовывает крестик
11.Перерисовывает круг
10.Рисует вертикальную линию(ошибка до 30 град.)
9.Строит(копирует)мостик из 5-и кубиков
8.Строит(копирует)мостик из 3-х кубиков
7.Строит башню из 8-и кубиков
6.Строит башню из 4-х кубиков
5.Строит башню из 2-х кубиков
4.Вытаскивает мелкие предметы из прозрачной банки
3.Берет мелкие предметы большим и указательным пальцами
2.Стучит одним предметом о другой
1.Рисует и черкает на листе бумаги
Каждый из закрашенных прямоугольников соответствует нормативному возрастному интервалу.
При работе с таблицей мысленно провожу вертикальную линию в точке, соответствующей возрасту ребенка. Проверяю с каким из прямоугольников пересечется данная линия.
Эти прямоугольники, а также и те, которые находятся слева от линии, и будут определять те нормативные способности(согласно перечню), которыми должен обладать ребенок в его возрасте.
Если большая часть навыков им усвоена, делаю вывод о том, что развитие мышления и двигательных способностей рук данного ребенка проходит нормально. Если же большая часть навыков ребенком еще не усвоена, то может идти речь об общем отставании в развитии мышления и мелкой моторики в той или иной степени.
Если ребенком уже усвоена, наряду с нормативными требованиями к его возрасту, также и навыки, соответствующие более старшему возрасту, то это означает, что он опережает своих сверстников в развитии.
Если задержка или опережение происходит частично и только по одному или двум показателям, то можно сделать вывод о не гармоничном развитии у ребенка функций мышления и мелкой моторики.
Для выяснения у детей нормативных способностей индивидуально каждому ребенку предлагаю:
- Лист бумаги, кисть и гуашь
«Сильный дождик»
«Гребешок для Танечки»
«Укрась коврик»
2.лист бумаги и карандаш
«Клубочки для Киски»
«Красивая тарелочка»
«Покатился колобок по дорожке»
После постановки игровой задачи показываю и объясняю порядок рисования, помогаю правильно взять кисть или карандаш, и совместно с ребенком рисую первые линии или круги.
3.Предложив детям кубики, прошу их построить высокую башню.
4. Наблюдаю манипуляции с пластиковыми контейнерами, внутри которых находятся мелкие предметы(семена , мозаика, пуговицы).
Проанализировав процесс и результаты работы сделала вывод:
60% детей имеют нормальное развитие мышления и двигательных способностей рук.
Считаю, что остальные 40% детей имеют частичную задержку по одному или двум показателям, что свидетельствует о негармоничном развитие.
Планирую дальнейшую работу , исходя из этих данных.
7.3Фольклерный материал.
Пальчиковые игры:
1.Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке- сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
2.Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул…
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора!
3.Похлопаем в ладошки,
Похлопаем немножко,
Похлопаем в ладошки,
Очень хорошо.
И пальчики попляшут- 3р.
У маленьких ребят.
Бум, бум, барабан,
Просыпайтесь по утрам.
Бум, бум, барабан,
Что за шум и тарарам!
Тут, тук, молотком
Мы построим птичкам дом,
Тук, тук, молотком
Поселяйтесь птички в нем.
Ду- ду- ду!- 2р.
Вот какая дудка!
4.Я пеку, пеку, пеку-
Деткам всем по пирожку.
А для милой мамочки
Испеку два пряничка!
Кушай, кушай, мамочка
Вкусные два пряничка,
А ребяток позову
Пирожками угощу!
5.Кисонька- мурысонька, где была?
-На мельнице.
Что ты там делала?
-Муку молола.
Что из муки пекла?
-Прянички.
Где прянички?
-Съела.
Кисонька- мурысонька, не ешь одна!
6.
Кран откройся | Показать двумя руками,как открываются краны |
Нос умойся | Указательными пальцами обеих рук растирать крылья носа |
Мойте сразу оба глаза | Ладонями обеих рук проводить сверху вниз со лба по щекам |
Мойтесь уши | Растирание ушных раковин ладонями обеих рук |
Мойся шейка хорошенько | Поглаживание шеи сверху вниз |
Обливайся,обливайся грязь смывайся | Потереть ладони друг о друга |
7.
Утро настало, солнышко встало. | Ладони скрещены, пальцы растопырены - «Солнышко с лучиками ». |
-Эй, братец Федя, разбуди соседей! | Кулак правой руки сжат, большой палец совершает круговые движения. |
Вставай Большак! Вставай Указка! Вставай Середка! Вставай Сиротка! И Крошка- Митрошка! | Большой и указательный пальцы правой руки по очереди щелкают по кончикам пальцев левой,начиная с большого. |
Привет Ладошка! | Щелчок в центре ладони. |
Все потянулись и проснулись! | Руки поднимаются вверх, пальцы вытягиваются и быстро шевелятся. |
Пальчиковые упражнения:
- «Оса»(выпрямить указательный палец правой руки и вращать им; то же левой рукой; то же обеими руками.)
- «Идет коза рогатая»(указательный и средний пальцы образуют «рога»)
- «Очки»(образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, прислонить их к глазам.)
- . «Миска»(пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу.)
- «Кто быстрее»(одновременно обеими руками складывать в коробку мелкие предметы.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.(Из опыта работы).
Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста(из опыта работы)...
Консультация "Система работы в развитии мелкой моторики руки для детей дошкольного возраста с использованием здоровье - сберегающих технологий."
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста, через разные виды деятельности...
Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА . (Из опыта работы) Условия возникновения опытаВопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неодн...
Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста при помощи нетрадиционных техник рисования
Особенности работы по развитию мелкой моторики при помощи нетрадиционных техник рисования в младшей группе. Планирование организованной обраовательной деятельности....
Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивн...
Система работы в развитии мелкой моторики руки для детей дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...
Консультация для родителей: "Система работы в развитии мелкой моторики руки для детей дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий"
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста, через разные виды деятельности...