Игровые технологии
план-конспект занятия по физкультуре
Игры и развлечения — непременные спутники детей и в дошкольных учреждениях, и в семье. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания дошкольников. Для ребенка нет ничего более привлекательного, чем игра. В игре он может удовлетворить свою потребность в движении. Важная особенность подвижной игры заключается в большей свободе действий, меньшей регламентации движений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie_igrovye_tehnologii.docx | 87.78 КБ |
organizatsiya_podvizhnyh_igr_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta_.docx | 136.53 КБ |
povyshenie_effektivnosti_rukovodstva_podvizhnymi_igrami.docx | 121.55 КБ |
podvizhnye_igry.docx | 96.63 КБ |
estafety_.docx | 98.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
23 августа 2019
Введение.
Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности свойственный человеку. Наиболее подробно понятие «игра» и «играть» разъясняет В.И.Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка»: «Игра … то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам и вещи для того служащие».
Игры и развлечения — непременные спутники детей и в дошкольных учреждениях, и в семье. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания дошкольников. Для ребенка нет ничего более привлекательного, чем игра. В игре он может удовлетворить свою потребность в движении. Важная особенность подвижной игры заключается в большей свободе действий, меньшей регламентации движений.
Большая ценность подвижных игр заключается в общей подвижности детей, в одновременной работе различных групп мышц и, следовательно, в более равномерном их развитии. Но значение подвижных игр не только в этом - они играют большую роль во всестороннем развитии детей.
Особенно полезны подвижные, спортивные игры и игры-развлечения на свежем воздухе. Разнообразные движения и действия, выполняемые на свежем воздухе, оказывают на детей оздоровительное воздействие: способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, улучшают деятельность всех органов и систем организма ребенка. У детей, занимающихся физическими упражнениями, в зависимости от выбранной игры потребление тканями кислорода увеличивается примерно в 5—10 раз по сравнению с состоянием покоя.
Подвижные игры на свежем воздухе во дворе — ни с чем не сравнимое средство закаливания и укрепления здоровья детей. В играх в ненавязчивой, развлекательной форме формируются естественные движения, свойственные человеку: ходьба, бег, прыжки, метание и др. Велико значение подвижных игр в воспитании у детей физических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости, координации движений.
Актуальность данной темы заключается в том, что игра один из тех видов деятельности, которые используют взрослые в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности.
Предварительный просмотр:
Организация подвижных игр с детьми дошкольного возраста
23 августа 2019
Ведущая роль в интеллектуальном, эстетическом, познавательном, и психофизическом развития дошкольника принадлежит игре. Игра формирует нравственные качества ребенка, чувство коллективизма, приучает к самостоятельности, создает положительный эмоциональный настрой. В процессе игры решаются многие воспитательно-образовательные задачи; у детей формируются и совершенствуются полезные навыки и умения, закрепляются и углубляются представления об окружающей действительности.
Учитывая важную роль игры во всестороннем развитии дошкольника, следует помнить, что этот вид деятельности нуждается в умелом педагогическом руководстве. Необходимо учить детей организовывать увлекательные игры, использовать игрушки и пособия по назначению, брать на себя определенные роли. Воспитатель помогает детям распределить роли, учитывая особенности характера каждого ребенка, его склонности и интересы. В процессе игровой деятельности нужно развивать у детей активность и инициативу, интерес к явлениям реальной жизни.
В организации игры взрослому принадлежит главное место, тем не менее не следует забывать о необходимости содействовать развитию и самостоятельной творческой деятельности caмoгo ребенка. Важно своевременно поддержать его инициативу, дать нужный совет, проследить, чтобы одни дети не подавляли инициативу и активность других детей. Организуя и направляя игры детей, следует обязательно учитывать и характер предшествующей деятельности. Так, например, подвижные игры, связанные с интенсивной двигательной активностью, не должны проводиться перед дневным и ночным сном, после приема пищи, проведения занятий с физической нагрузкой.
Проводя игры на улице, следует учитывать условия погоды. В жаркую погоду (весна-лето) предпочтение отдается играм малой и средней подвижности, а игры с бегом, прыжками, интенсивными движениями лучше провести в нежаркое время (во второй половине дня).
Наблюдая за игрой детей, воспитатель видит, кому из них нужна помощь. Во время полноценной игры на воздухе, правильная организация которой способствует повышению оздоровительной эффективности самой прогулки, важно, чтобы одежда позволяла детям свободно двигаться, не стесняла естественных движений, соответствовала погоде и нe приводила к перегреванию или к переохлаждению. Поэтому, прежде чем организовать подвижные игры детей, воспитателю следует проконтролировать, как они одеты.
В помещении группы или зала при поддержании нормальной температуры воздуха (+20 - +21) одежда детей во время игры также должна быть в первую очередь удобной, не стеснять движений.
Организуя игры дошкольников, воспитатель содействует объединению их в микро группы, учитывая не только межличностные отношения, но и уровень активности, интересы и инициативу каждого ребенка. Желательно, чтобы в таких объединениях находились дети и инициативные, и малоактивные. Это будет способствовать более полноценной игре всех участников, повысит активность робких, неуверенных в себе, не умеющих самостоятельно играть детей. Таким образом, рациональная организация детской игры - чрезвычайно важный и ответственный момент дошкольников в детском саду. В связи с тем, что игровая деятельность всегда считалась одной из ведущих видов деятельности, поэтому недопустимо сокращать время, отведенное для нее в режиме дня детей, или заменять ее другими формами работы.
Подвижные игры группируются следующим образом.
- по двигательному содержанию, т. е. по доминирующему в каждой игре основному движению (игры с бегом, с прыжками, с метанием и т.д).
- по возрасту детей, с учетом возрастных особенностей (игры для детей раннего возраста, игры для детей 4-х лет и т.д.);
- по степени сложности их содержания;
- по двигательным способностям, преимущественно проявляемым в игре;
- по форме организации занятий;
- по динамическим характеристикам (игры большей, средней и малой подвижности);
- по месту проведения игры (игры летние и зимние, в помещении и на открытом воздухе и т.д.);
- по пособиям, используемым в подвижных играх.
По образному содержанию подвижные игры делятся на сюжетные и бессюжетные. Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть образный («Зайцы и волк», «Воробышки и кот») и условий («Ловишки», «Пятнашки»).
В бессюжетных игра («Найди себе пару», «Придумай фигуру») все дети выполняют одинаковые движения. Эти игры делятся на игры типа: перебежек, ловишек; игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит до обруча»); игры с предметами (с мячами, обручами, кубиками и т.д).
Довольно широко в дошкольном возрасте используются игры с пением, хороводные игры, игры с музыкальным сопровождением. Дети в движениях передают содержание текста песни, характер музыки. Музыка в играх организует движения детей, делает их более ритмичными, выразительными. Особенно хорошо проходят под музыку игры, требующие определенного ритма выполнения движений (игры с мячом, скакалкой).
В программу по физической культуре дошкольников вместе с подвижными играми включены игровые упражнения, например «Сбей кеглю», «Попади в круг». В них отсутствуют правила в общепринятом смысле. Интерес играющих вызывают привлекательные манипуляции с предметами.
Дети раннего возраста очень подвижны, и игры у них носят динамичный характер: «Подпрыгни вверх», «Кот и мышка», «Догони мяч» и т. д. Применяются игровые упражнения «Самолет», «Мячик» и др. Следует заметить, что в раннем возрасте игры ребенка носят индивидуальный характер, и занятия по физическому воспитанию в дошкольном учреждении с детьми раннего возраста проводятся небольшими группами (3—5 детей). Ребенок в этом возрасте сам по себе играть еще не умеет. Игровая деятельность не возникает стихийно, а складывается под руководством взрослых, в совместной игре с ними.
В группах младшего дошкольного возраста используются сюжетные игры, простейшие бессюжетные и игры забавы.
Организация игр для малышей требует от специалиста по физической культуре большой находчивости, т. к. они еще не умеют играть в подвижные игры самостоятельно. С малышами можно иногда начать игру, не собирая всех детей, а привлекая только тех, которые в данный момент находятся около педагога и ничем не занять: остальные обычно быстро присоединяются к играющим. Расставлять детей в исходное положение для игры нужно до объяснения правил. Рассказывать надо самое основное, а в процессе игры дополнять объяснения.
В начале проводят игры с бегом в прямом направлении («Беги ко мне», «Догоните меня»). Постепенно приучают бегать детей по всей площадке («Наседка и цыплята»). Затем проводятся игры с бегом друг за другом с небольшими группами, а потом и всей группой одновременно («Поезд»).
Детям младшей группы даются игры с простым, несложным сюжетом: например, автомобили едут, останавливаются по сигналу и возвращаются в гараж. Используются игры, в которых нужно выполнить конкретное задание: догнать мяч, найти спрятанный флажок и т.д. Использование различных атрибутов для игры (мяч, флажки, кубики и др.) повышает интерес к игре. Движения, которые входят в игры, просты и разнообразны,— это преимущественно ходьба, бег, подлезание, равновесие, прыжки и т.д. При этом дети выполняют одни и те же движения одновременно.
В играх малышей отсутствует элемент соревнования, их больше захватывает сам процесс движения, чем его результат. Количество ролей в играх незначительно, все дети выполняют одну роль, например игра «Кот и мыши»: дети изображают «мышей», а педагог «кота». Дети заинтересовываются игрой благодаря участию в ней взрослого, который выполняет в начале главную роль, постепенно привлекая детей к исполнению ответственной роли в игре.
Большой интерес у детей младшего дошкольного возраста вызывают игры с текстом «Зайка беленький сидит...», «Мой веселый звонкий мяч...» и т.д. Слова являются сигналом для тех или иных действий, помогают выполнению правил, раскрывают содержание игры. Причем игры такого типа можно использовать во всех частях занятия. В младшей группе подвижную игру повторяют 3—4 раза, более спокойную — до пяти раз. Примерная продолжительность игр 6—8 минут.
От детей средней группы уже можно добиваться правильного выполнения движений в играх. К средней группе у детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными. С ними проводятся игры разнообразные по содержанию, широко используются сюжетные («Мыши в кладовой», «Караси и щука»), бессюжетные («Накинь кольцо»), игровые упражнения («Перейди через ручеек»). В игры можно включать не только те образы и явления, которые дети непосредственно видят, но и такие, с которыми детей знакомят при помощи рассказов, картинок.
С детьми этого возраста проводятся игры с соревновательной направленностью, сначала индивидуального характера («Кто скорее добежит до флажка»), а затем и коллективного («Чья колонна скорее соберется»).
Бросание и ловля мяча, катание, метание вдаль проводятся пpеимущественно в играх, не имеющих развернутого сюжета.
В новую игру можно предварительно поиграть с несколькими детьми, чтобы остальные лучше видели, как надо выполнять движения, поняли, в чем состоят правила игры. Правила в играх для детей средней группы по сравнению с младшей несколько усложняются: вводятся ограничения действий — убегать в определенном направлении, пойманный в игре отходить в сторону и т.д.; предъявляются требования более точного выполнения правил.
Распределение ролей в игре является важнейшим воспитательным фактором. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение, как доверие, как уверенность педагога в их силах. Выбор ребенка должен быть мотивирован педагогом.
В средней группе также даются игры, сопровождающиеся текстом, причем исполнение текста может быть хоровым. Окончание текста служит часто сигналом к прекращению действий или к начала новых движений. Произнесение текста может быть отдыхом после интенсивных движений.
В старшей и подготовительной гpyппax руководство игрой, как правило, опосредованное. Но бывает, что педагог участвует в игре если, например, по условиям игры требуется соответствующее число играющих. Педагог уже меньше участвует в знакомых детям играх, предоставляя им большую самостоятельность, он лишь по мере надобности делает те или иные указания: обращает внимания выполнение правил, на качество движений, подбадривает более робких, мягко отмечает ошибки, промахи детей.
Игры детей старшего дошкольного возраста построены на основных движениях — беге, прыжках, метании, лазании, но к детям предъявляются большие требования в отношении качества движений, правильности и точности их выполнения. В этом возрасте увеличивается количество игр, в которых нет образов: даются разного рода «ловишки», игры с мячом и т. д. Правила игр усложняются и требуют от детей выдержки, внимания, наблюдательности и др. Дети старшего дошкольного возраста уже хорошо владеют своими движениями и более заинтересованы результатом игры, поэтому часто проводятся игры соревновательной направленности.
Подвижные игры можно проводить как со всей группой в целом, так и с частью группы. Проведение подвижных игр со всей группой важно потому, что дети приучаются играть большим коллективом, сближаются со своими сверстниками. Постепенно педагог приучает детей самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры.
Предварительный просмотр:
Повышение эффективности руководства подвижными играми.
23 августа 2019
Игра — есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр. (Н.К. Крупская)
Подвижные игры, как другие виды игр, являются формой организации жизни детей, имеют большое значение в воспитании взаимоотношений. В играх чаще всего участвует группа детей, объединенных общими интересами.
При использовании подвижных игр необходимо соблюдать дидактические принципы: доступность, систематичность, последовательность, активность, сознательность и др. Очень важно обеспечить правильное руководство играми со стороны педагога: вооружение детей достаточным двигательным опытом, сообщение об образах, передаваемым в игре, лаконичное и эмоциональное объяснение содержания и правил игры. Интересный прием объяснения игры в виде мини-сказок. Основные требования к таким сказкам является образность и эмоциональность, наличие конкретного содержания игры и четкого сигнала к началу действия.
В своей работе с детьми я использую мини-сказки, которые повышают интерес детей к подвижным играм, помогают лучше усваивать правила игры.
Мини-сказки.
Младший дошкольный возраст.
«Наседка и цыплята»
Жила-была мама-курица, и были у нее маленькие пушистые цыплятки. Жили они в курятнике, а по утрам курочка водила цыпляток гулять: травки поклевать, червячков поискать, водички попить. Ходят цыплятки по двору, зернышки клюют, песок лапками разгребают, водичку пьют. Вдруг налетела Большая птица. Мама-наседка крикнула: «Большая птица!» - и цыплята быстро побежали к ней. Большая птица никого не поймала.
«Птичка и птенчики»
Жила-была птичка, и было у нее много птенчиков. Однажды мама-птичка уснула в гнездышке, а птенчики вылетели из гнезда и разлетелись в разные стороны. Стали они жуков искать, по травке ходить, высоко лапки поднимать, летать. Проснулась мама, увидела, что птенчиков нет в гнездышке, и очень испугалась за них. Тогда она позвала их: «Птенчики в гнездышко!» - и птенчики скорее полетели к маме под крылышко.
«Воробышки и кот»
Под крышей дома жили воробышки с мамой-воробьихой и папой-воробьем. Пока воробышки были маленькие мама и пaпa носили им корм, а когда они окрепли и подросли, стали сами вылетать из гнезда. Но воробушки не знали, что по соседству живет кот Василий- зеленые глаза, пушистый хвост, неслышная походка. Воробушки расшумелись, расчирикались и разбудили кота. Проснувшись, кот Василий сказал: «Мяу!» - и погнался за воробушками. А воробушки быстро полетели в свое гнездышко.
«Лохматый пес»
Жили-были дедушка и бабушка. Был у них добродушный лохматый пес Булька. Любил этот пес спать, нежиться на солнышке. Boт приехали к бабушке и дедушке внуки и захотели поиграть с ним. Но пcy это не понравилось; ему ведь мешали спать. Терпел он, терпел, рассердился да как гавкнет: «Гaв!». Испугались дети и убежали к дедушке и бабушке. А те им и говорят: «Не бойтесь, наш песик добрый, это он с вами играет». Ребята опять побежали играть с песиком.
«Цветные автомобили»
В одном волшебном городе жила-была добрая фея. В этом городе все дома были разноцветные, и жили в них в автомобили. В зеленых домиках – жили зеленые автомобили, в красных - красные, в синих - синие. А фея жила в разноцветном домике. По утрам она выходила из своего красивого домика и взмахивала волшебной палочкой. Если она поднимала палочку красного цвета, из красных домиков выезжали красные автомобили. Как только она опускала палочку, автомобили уезжали обратно в свой домик. Потом фея поднимала палочку другого цвета, и автомобили внимательно следили, кому нужно ехать. Так они весело катались по городу, но однажды фея подняла три палочки. Догадались автомобили, они теперь должны ездить все вместе, и стали ездить в разных направлениях, не сталкиваясь друг с другом. А когда фея опускала палочки, автомобили направлялись в свои домики.
«Самолеты»
В сказочном городе Аэродроме жил мастер Самоделкин. Он мастерил самолетики и играл с ними. Самоделкин любил свои самолетики, и они его слушались. Перед игрой самолетики заправлялись горючим, потом заводили моторы, расправляли крылья и ждали сигнала Самоделкина. Когда мастер командовал: «Полетели!» - самолетики начинали полет. Они летали по всему городу, но не сталкивались друг с другом, не ломали крылья. А если все-таки случалась авария, подъезжали к мастеру для ремонта потом вновь отправлялись в полет. Когда мастер командовал: «Самолеты на посадку!» - все самолетики сразу же возвращались в свои ангары.
«Кролики»
Жил-был дедушка Ваня, и были у него кролики. Каждое утро дедушка выпускал кроликов во двор побегать, пощипать травку. Кролики выбегали из своих клеток и начинали прыгать, скакать, бегать. Вечером дедушка говорил: «Кролики домой» - и кролики быстро забегали в клетку через открытую дверь.
«Котята и Щенята».
Жили в одном дворе две семьи: кошка с котятами и собака со щенятами. По утрам котята выходили во двор поиграть. Они прыгали, влезали на бревнышки, перелезали через них, бегали за бабочками. Увидели их щенята и тоже захотели поиграть. Залаяли они, выбежали во двор и стали ловить котят. Котята испугались и убежали. Тогда щенята стали играть во дворе: бегать, прыгать, веселиться, но скоро мама позвала их домой. Когда щенята ушли, снова выбежали котята, и опять началась игра.
Старший дошкольный возраст.
«Перелет птиц»
Наступила осень, птицы собрались в стаи и начали советоваться, как будут лететь в теплые края. Они знали, что перелет будет опасным и трудным. И вот теплым осенним деньком они отправились в путь. Летели они через моря и гopы, через реки и леса. Но вот надвинулись черные тучи, завыл ветер, полил сильный дождь. Встревожились птицы. Но мудрый вожак стаи закричал: «Началась буря всем в укрытие!» и птицы быстро сели на деревья. А когда ветер утих, птицы продолжали свой полет.
«Мы веселые ребята».
Повела мама Сережу первый раз детский сад. Сережа очень боялся идти в сад: знакомых у нeгo там нет, как eгo встретят ребята? А вдруг не захотят с ним играть? А ребята увидели, что новенькому мальчику неуютно и грустно, подошли и говорят: «Давай вместе играть! У нас есть хорошая игра. Нужно сказать такие слова: Mы веселые ребята, любим бегать и играть ну, попробуй нас догнать! Раз, два, три, лови! Если хочешь, ты будешь «ловишкой!» обрадовался Сережа и стал играть с новыми друзьями.
«Бездомный заяц».
Жили - были в лесу зайцы. Каждый день они собирались на полянке поиграть, травки поесть, веточек погрызть. Построили они себе домики, чтобы от опасности прятаться. А один зайчик заигрался и не построил себе домик, остался бездомным. Вот однажды выбежали зайцы на полянку поиграть, и вдруг, откуда ни возьмись охотник. Захотел охотник поймать кого-нибудь из них. Зайцы скорее побежали в свои домики, а бездомному зайцу некуда было бежать. Побежал он к одному зайчику, хотел спрятаться в eгo домике, но домики были такие маленькие, что уместится в каждом из них мoг только один зайчик. Заяц уступил свой домик, а сам стал от охотника спасаться, убегать от нeгo, а когда устал, тоже попросился к товарищу в домик. Зайцы были дружными и помогали друг дpyгy. Впустил зайчишка cвoeгo бездомного товарища в домик и сам стал бездомным.
«Лиса в курятнике»
У одной хозяйке в курятник жили куры. Спали они на жердочке, а утром спрыгивали с нее и шли во двор. Они искали червяков, клевали зернышки, пили водичку. А неподалеку в своей норке жила лиса. Вот однажды подкралась она к курочкам и хотела схватить одну из них, да хозяйка увидела ее и крикнула «Лиса!». Услышали курочки и скорее убежали в свой курятник.
«Ловля обезьян»
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Много животных было в его стране, но никогда царь не видел обезьян. Вот позвал он своих ловчих и приказал поймать обезьян. Отправились ловчие в джунгли, где жили обезьяны, но поймать ни одну не смогли. Как только они приближались к обезьянам, те быстро залезали на деревья, и лакомились бананами, качались на лианах и были очень ловкими. Тогда главный ловчий сказал: «Вы знаете, что обезьяны любят передразнивать всех. Давайте покажем им разные движения: будем прыгать, имитировать разные движения, а потом спрячемся. Увидят обезьяны, что мы ушли, спустятся с деревьев будут нас передразнивать. Tyr я скажу вам: «Лови!» - вы попытаетесь поймать обезьян. Но ловить вы можете их только на земле. По деревья мы с вами быстро лазить не умеем.
Предварительный просмотр:
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. Для детей дошкольного возраста
11 сентября 2019
Для детей дошкольного возраста
«Давайте вместе с нами» (3-5 лет)
Дети стоят врассыпную. Воспитатель вместе с детьми говорит слова и показывает движения.
Давайте вместе с нами, | Поднять руки в стороны |
Потопаем ногами. | Потопать ногами стоя на месте |
Похлопаем в ладоши, | Похлопать в ладоши |
Сегодня день хороший! | Поднять прямые руки вверх, в стороны |
«Повстречались» (3-5 лет)
На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.
Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!»
Два щенка: «Гав-гав!»,
Два жеребенка: «Иго-го!»,
Два тигренка: «Р-р-р»,
Два быка: «Му-у!».
Смотри, какие рога.
«Тишина» (3-5 лет)
Дети идут в обход площадки в колонне по одному и говорят:
«Тишина у пруда.
Не колышется вода,
Не шумят камыши,
Засыпайте, малыши».
На последние слова останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза (10 с).
«Карусель» (4-6 лет)
Играющие образуют круг. Воспитатель дает детям шнур, концы которого связаны. Дети, взявшись правой рукой за шнур, поворачиваются налево и говорят стихотворение:
Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели.
А потом кру-гом, кру-гом.
Все бегом, бегом, бегом.
В соответствии с текстом дети идут по кругу: сначала медленно, потом быстрее, а под конец бегут. Во время бега воспитатель приговаривает: «По-бё-жа-ли, по-бе-жа-ли».
После того как дети пробегут два раза по кругу, воспитатель меняет направление движения, говоря: «Поворот». Играющие поворачиваются кругом, быстро перехватывая шнур левой рукой, и бегут в другую сторону.
Затем воспитатель продолжает вместе с детьми:
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите!
Раз-два, раз-два!
Вот и кончилась игра!
Движение карусели становится постепенно все медленнее. При словах «Вот и кончилась игра!» дети опускают шнур на землю и расходятся по площадке.
После того как дети немного отдохнули, воспитатель дает три звонка или три раза ударяет в бубен. Играющие спешат занять места на карусели, т. е. становятся в круг, берут шнур.
Игра возобновляется. Не успевший занять место до третьего звонка не катается на карусели, а стоит и ждет, когда будет новая посадка.
Игру «Карусель» можно проводить с обручами. Каждый держится за два обруча одной и другой рукой, образуя замкнутый круг. Все движения производятся так же, как и со шнуром.
Когда дети оставляют карусель, надо следить, чтобы они клали обручи на пол аккуратно, тогда при повторении игры можно быстро их взять и снова образовать круг.
«Космонавты» (4-7 лет)
По краям площадки чертятся контуры ракет (двух-, четырехместные). Общее количество мест в ракетах должно быть меньше количества играющих детей.
Посередине площадки космонавты, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет.
С последним словом дети отпускают руки и бегут занимать места в ракете. Те, кому не хватило места в ракетах, остаются на космодроме, а те, кто сидит в ракетах, поочередно рассказывают, где пролетают и что видят.
После этого все снова встают в круг, и игра повторяется.
Во время полета вместо рассказа о увиденном детям предлагается выполнять различные упражнения, задания, связанные с выходом в космос, и др.
«Мы топаем ногами» (4-7 лет)
Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая детям возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем
С этими словами дети дают руки друг другу, образуя круг. Далее они продолжают:
И бегаем кругом,
И бегаем кругом.
Дети бегут по кругу взявшись за руки.
«Мышонок» (4-7 лет)
Сел мышонок на масленок , | Ладонь правой руки накрывает кулак левой. |
А масленок - липкий гриб | Кулак левой руки вращается вокруг своей оси |
Посидел на нем мышонок | Поелозить ладонью правой руки по кулаку левой |
И прилип, прилип, прилип | «Отрываем» ладонь от кулака, а она держится , плотно обхватив кулак левой |
«Найди себе пару» (4-7 лет)
Для игры нужно приготовить флажки по количеству играющих детей. Половина флажков одного цвета, остальные — другого цвета. Дети получают по одному флажку. По сигналу воспитателя (например, удар в бубен) дети разбегаются по площадке (комнате).
По другому сигналу (например, два удара в бубен) дети, имеющие одинаковые флажки, находят себе пару.
В игре должно принимать участие нечетное число детей, чтобы один из играющих остался без пары. Обращаясь к оставшемуся без пары, все играющие хором говорят:
Ваня, Ваня, не зевай (Маня, Оля и др.),
Быстро пару выбирай.
Затем по удару в бубен дети опять разбегаются по площадке, и игра повторяется.
Воспитатель должен следить за тем, чтобы во время бега дети держали свои флажки поднятыми вверх, чтобы на них не натолкнулись другие участники игры.
«Огуречик, огуречик» (4-7 лет)
На одном конце площадки - воспитатель – «ловишка», на другом - дети. Дети приближаются к ловишке прыжками на двух ногах под приговорку:
«Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик:
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет».
По окончании слов дети убегают на свои места, ловишка их ловит.
«Ровным кругом» (4-7 лет)
Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря слова стихотворения:
«Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте!
Дружно вместе
Сделаем вот так!»
С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например, повернуться, наклониться, присесть и др.
«С добрым утром!» (4-7 лет)
Дети стоят врассыпную по залу. Воспитатель проговаривает слова текста и показывает движения, дети повторяют.
С добрым утром, глазки! | Указательными пальцами поглаживать веки глаз |
Вы проснулись? | Соединить указательный и большой пальцы обеих рук, сделать из пальцев «бинокль» и посмотреть в него |
С добрым утром, ушки! | Ладонями поглаживать уши |
Вы проснулись? | Расставить пальцы рук, приложить ладони к ушам сделать уши «Чебурашки» |
С добрым утром, ручки! | Погладить то одну, то другую руку |
Вы проснулись? | Хлопки в ладоши |
С добрым утром, ножки! | Погладить коленки ног |
Вы проснулись? | Потопать ногами |
С добрым утром, солнце! | Поднять руки вверх, посмотреть на солнце |
Я – проснулась (проснулся)! | Посмотреть вверх |
«Солнышко, заборчик, камешки» (4-7 лет)
Руки подняты вверх, пальцы обеих рук растопырены – это солнышко.
Руки подняты, ладони выпрямлены, пальцы прижаты друг к другу – это заборчик.
Руки сжаты в кулаки - это камешки.
«Три медведя» (4- 6 лет)
Воспитатель показывает движения и читает текст, дети повторяют движения за воспитателем
Три медведя шли домой | Маршируют на месте |
Папа был большой - большой | Поднимают руки вверх |
Мама чуть поменьше ростом, | Вытягивают руки вперед на уровне груди |
А сынок - малютка просто. | Ставят руки на пояс |
Очень маленький он был. С погремушками ходил | Имитируют игру с погремушкой |
«Это Я» (4-7 лет)
Воспитатель показывает детям, как следует выполнять движения, выразительно произносит текст. Дети выполняют движения, подражая воспитателю.
Это глазки. Вот. Вот. | Показывают сначала левый потом правый глаз |
Это ушки. Вот. Вот. | Берутся сначала за левое ухо, потом - за правое. |
Это нос. Это рот. | Левой рукой показывают рот, правой - нос |
Там спинка. Тут живот. | Левую ладошку кладут на спину, правую – на живот |
Это ручки. Хлоп, хлоп. | Протягивают обе руки, два раза хлопают |
Это ножки. Топ, топ. | Кладут ладони на бедра, два раза топают |
Ой, устали. Вытрем лоб | Правой ладонью проводят по лбу |
«Бусинки» (5-7 лет)
Перед началом игры выбирают ведущего, который будет ловить детей - «собирать бусинки». Все дети встают за ним в колонну. По сигналу взрослого начинается ходьба за ведущим (дети 4—5 лет выполняют ходьбу по кругу, дети 5—7 лет — «змейкой» по залу или площадке), одновременно все дети произносят текст:
Раскатились бусинки по ковру.
Я сегодня бусинки соберу.
Насажу на ниточку по одной —
Бусики получатся для мамочки родной.
С окончанием слов все разбегаются, а ведущий их ловит. Дети, которых ведущий запятнал, выполняют ходьбу в колонне друг за другом по периметру зала (очередность построения колонны находится в зависимости от последовательности выбывания из игры).
«Горячая картошка» (усложнение) (5-7 лет)
Дети стоят в кругу воспитатель говорит: «Мяч – это горячая картошка, которую нельзя удержать в руках и как можно быстрее нужно передать», дети по сигналу «начали», передают мяч по кругу, воспитатель, может добавить еще один мяч.
После сигнала стоп (свисток, хлопок, музыка) у кого мяч (мячи) остались выходят из игры.
«Гуси-лебеди» (5-7 лет)
На одном краю площадки чертой обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположном краю стоит пастух. Сбоку от дома логово, в котором находится волк. Остальное место — луг. Дети, исполняющие роли волка и пастуха, назначаются воспитателем, остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся на лугу, летают.
Пастух. Гуси, гуси!
Гуси (останавливаются и отвечают хором). Га, га, га!
Пастух. Есть хотите?
Гуси. Да, да, да!
Пастух. Так летите!
Гуси. Нам нельзя, Серый волк под горой не пускает нас домой.
Пастух. Так летите, как хотите, Только крылья берегите!
Гуси, расправив крылья (вытянув в стороны руки), летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (коснуться рукой). Пойманные гуси идут в логово. После нескольких перебежек (по условию игры) подсчитывают пойманных волком гусей. Затем назначаются водящие, волк и пастух. Игра повторяется 3—4 раза.
«Два Мороза» (5-7 лет)
На противоположных сторонах площадки (или комнаты) отмечают линиями два дома. Расстояние между домами — 20— 30 шагов (12—15 м). Играющие располагаются на одной стороне площадки. Выбираются двое водящих, которые становятся посредине площадки между домами, лицом к детям, — это Мороз — Красный нос и Мороз — Синий нос.
По сигналу воспитателя: «Начинайте!» — оба Мороза говорят:
Мы два брата молодые.
Два Мороза удалые:
Я Мороз — Красный нос,
Я Мороз — Синий нос.
Ну-ка, кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Все играющие хором отвечают Морозам:
Не боимся мы угроз
И нее страшен нам Мороз.
После слова «мороз» все играющие перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т. е. коснуться рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил Мороз, и так стоят до окончания перебежки всех остальных играющих. Замороженных подсчитывают, после чего они присоединяются к остальным играющим.
Перебежки повторяются 3—4 раза. После подсчета общего числа замороженных выбираются (при помощи считалки) новые Морозы, и игра возобновляется.
В конце игры подытоживают, какая пара Морозов заморозила большее число играющих.
«Заря – зарница» (5-7 лет)
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — заря - ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница,
Красная девица.
По полю ходила,
Ключи обронила,
За водой ходила
Платок обронила.
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба быстро бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.
Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.
«Ипподром» (5- 7 лет)
Взрослый показывает и называет действия, а дети повторяют движения.
«Лошадка бежит, бежит» | Хлопаем руками по коленкам |
«Лошадка идет по траве» | Трем ладошки рук |
«А тут барьер | Набираем воздух в рот и ударяем по щекам |
и еще барьер….» |
|
Так, меняя местами действия, повторяется несколько раз.
«Караси и щука» (5-7 лет)
Один ребенок выбирается щукой. Остальные играющие делятся на две группки: одна из них — камешки — образует круг, другая — караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за кругом.
По сигналу воспитателя: «Щука!» — она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. Караси спешат поскорее занять место за кем-нибудь из играющих и присесть (караси прячутся от щуки за камешки). Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться. Пойманные уходят за круг.
Игра проводится 3—4 раза, после чего подсчитывается число пойманных.
Затем выбирают новую щуку. Дети, стоящие по кругу и внутри его, меняются местами, и игра повторяется.
«Ключи» (5-7 лет)
Играющие дети встают в кружки, начерченные на площадке. Выбирается один водящий. Он подходит к любому из играющих и спрашивает: «Где ключи?» Тот отвечает: «Пойди к Сережке (называется имя одного из детей), постучи». Во время этого разговора играющие стараются поменяться местами.
Водящий должен быстро занять освободившийся кружок.
Если водящий долго не сумеет занять кружка, он может крикнуть: «Нашел ключи!»; тогда все играющие должны меняться местами. В это время водящий легко займет чей-нибуть кружок.
Ребенок, оставшийся без места, становится водящим.
Если игра проводится в помещении, вместо начерченных кружков можно использовать пластмассовые обручи.
«Лавата» (5-7 лет)
Дети, стоя в кругу и не держась за руки, двигаются приставными шагами сначала в одну, а при повторе слов - в другую сторону, произнося:
Дружно танцуем мы - тра-та-та, тра-та-та,
Танец любимый наш - это лавата.
Ведущий говорит: «Мои пальчики хороши, а у соседа лучше». Дети берут друг друга за мизинцы и повторяют слова с движениями вправо – влево.
Затем поочередно водящий дает другие задания:
Мои плечи хороши, а у соседа лучше;
Мои уши хороши, а у соседа лучше;
Мои щеки хороши, а у соседа лучше;
Моя талия хороша, а у соседа лучше;
Мои коленки хороши, а у соседа лучше;
Мои пятки хороши, а у соседа лучше.
«Ладошки» (5- 7 лет)
Двое играющих становятся друг против друга. Они одновременно хлопают в ладоши, а потом соединяют их перед собой (правую с левой, левую с правой). Потом ладони соединяют накрест - правую с правой, левую с левой. Затем хлопок - и снова ладони вместе! Сначала эти движения проделываются медленно, а потом все быстрее и быстрее до тех пор, пока ладони не спутаются. Тогда игра начинается сначала.
«Мы веселые ребята...» (5-7 лет)
Дети стоят на одной стороне площадки или у стены комнаты. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне площадки также проводится черта.
Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем или выбранный детьми.
Дети хором произносят текст:
Мы веселые ребята,
Любим бегать и играть.
Ну, попробуй нас догнать:
Раз, два, три - лови!
После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет их. Тот, до кого ловишка дотронулся прежде, чем играющий пересек черту, считается пойманным и садится возле ловишки.
После двух-трех перебежек производится подсчет пойманных и выбирается новый ловишка. Если ловишка никого не поймает, все равно выбирается новый.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети не скандировали текст, а произносили его выразительно.
«Мы по Африке гуляли» (5- 7 лет)
Воспитатель показывает движения и читает текст, дети выполняют движения согласно тексту.
Мы по Африке гуляли | Топаем ногами |
И бананы собирали | Изображаем сбор банан |
Маме дам, папе дам, | Стучим по правому, а затем по левому колену |
И себя не обделям | Стучим правой, левой рукой по груди |
Вдруг огромная горилла | Обводим большой круг руками |
Чуть меня не раздавила | Стучим правой, левой рукой по груди |
Маме дам, папе дам | Стучим по правому, а затем по левому колену |
И себя не обделям | Стучим правой, левой рукой по груди |
«Мышеловка» (5-7 лет)
Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая (примерно треть играющих) образует круг - мышеловку. Остальные изображают мышей. Они находятся вне круга.
Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо, приговаривая:
Ах, как мыши надоели, Развелось, их просто страсть. Все погрязли, все поели, Всюду лезут – вот напасть. | Берегитесь же, плутовки, Доберемся мы до вас. Вот поставим мышеловки, Переловим всех за раз! |
По окончаний стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают, а мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По слову воспитателя «хлоп!» дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают - мышеловка считается захлопнутой. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они тоже становятся в круг (размер мышеловки увеличивается). Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили стихи выразительно, негромко, делая логические ударения, не скандируя каждый слог.
В конце следует отметить наиболее ловких мышей, которые ни разу не остались в мышеловке.
«Мяч водящему» (5-7 лет)
Провести 2 линии. Расстояние между ними 2—3 м. Играющие становятся друг за другом за первую линию. Напротив них, за другую линию, становится водящий. Он бросает мяч ребенку, стоящему в колонне первым, а тот возвращает мяч водящему и перебегает в конец колонны, вся колонна продвигается вперед, - к исходной линии подходит следующий. Когда все дети бросят мяч, выбирают нового водящего.
Указания. Игру можно провести с элементом соревнования. В этом случае играющим удобно стать в несколько колонн и выбрать столько же водящих. Если игроки роняют мяч, водящий бросает его повторно, но из-за этого колонна теряет время.
«Найди и промолчи» (5-7 лет)
Дети стоят в шеренге лицом к воспитателю. Он предлагает им повернуться и закрыть глаза, а сам в это время прячет какой-нибудь предмет. По разрешению воспитателя дети поворачиваются, открывают глаза и приступают к поискам спрятанного предмета.
Нашедший предмет подходит к воспитателю и тихо, на ухо говорит, где он его нашел. Если он сказал правильно, то отходит в сторону. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не найдут предмет.
«На лошадке Зорьке» (5-7 лет)
Дети встают по двое друг за другом и размещаются по периметру зала (площадки), где проводится игра. В каждой паре стоящий впереди — «лошадка Зорька», а стоящий сзади в шаге от него — «наездник». «Наездник» кладет ладони на плечи впереди стоящему.
По сигналу взрослого дети начинают ходьбу: «лошадки» идут с высоким подниманием бедра, а «наездники» — обычным шагом и при этом произносят слова:
На лошадке Зорьке еду,
Еду, еду не спеша.
Утомилась моя Зорька —
Едет тихо, чуть дыша.
Я лошадку распрягу —
Пусть попьет водички.
Сам я тоже (сама тоже) отдохну,
Погляжу на птичку.
С последними словами «наездники» опускают руки и садятся на пол (приседают при проведении на открытом воздухе), а «лошадки» расходятся в разные стороны подальше от своего «наездника».
По сигналу взрослого «Побежали!» «лошадки» начинают бегать в медленном темпе врассыпную. Взрослый произносит:
Зорька хочет убежать.
Надо нам ее догнать.
После этих слов сидящие дети быстро встают, и начинается бег с ловлей и увертыванием. Ребенок, поймавший «лошадку» (коснувшийся партнера рукой), «запрягает» ее — кладет руки на плечи, и пара выполняет ходьбу.
Затем дети меняются ролями.
Правила: Ребенок, стоящий сзади, легко держит руки на плечах товарища, не хватая за одежду, не подталкивая его вперед.
«Передай предмет» (5-7 лет)
Дети делятся на две команды (считалкой, расчетом на 1-2), команды садятся на лавки. У каждой команды в корзины лежат разные мячи по размеру. По сигналу ведущего дети начинают быстро передавать мячи по кругу, последний мяч кладет в корзину. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст все мячи в корзину.
Мяч передается из рук в руки каждому играющему.
«Рыбы, птицы, звери» (5-7 лет)
Дети становятся в круг. В центре - ведущий с мячом в руках. Ведущий бросает мяч одному из участников и говорит: «Зверь». Поймавший мяч должен быстро назвать кого-нибудь из животного мира и бросить мяч обратно ведущему. Если ведущий, бросив мяч, скажет «рыба» или «птица», поймавший называет рыбу или птицу. Тот, кто не ответит ведущему или долго тянет с ответом, выбывает из игры.
«Совушка» (5-7 лет)
В одном из углов площадки обозначается гнездо совушки. В гнезде находится водящий — совушка. Остальные играющие бегают по площадке, изображая жуков, бабочек и других насекомых. Через некоторое время воспитатель говорит: «Ночь!» Играющие замирают на месте в той позе, в какой их застала ночь. Совушка вылетает из своего гнезда. Медленно летит, машет крыльями и смотрит, не пошевельнется ли кто. Того, кто пошевелился, совушка уводит к себе в гнездо.
А воспитатель говорит: «День!» Бабочки, жуки и другие опять начинают летать, кружиться, жужжать.
После 2-3 вылетов совушки на охоту подсчитывается число пойманных. Выбирается другая совушка.
Указания. До начала игры воспитатель рассказывает о повадках совушки, о том, что она хорошо видит ночью. Предупреждает, что совушка должна следить одновременно за всеми насекомыми.
«Три, тринадцать, тридцать» (5-7 лет)
Игроки строятся в шеренгу на расстоянии вытянутых в стороны рук. Водящий стоит перед ними. Если он говорит «три», — все игроки должны поднять руки в стороны, при слове «тринадцать» — вверх, при слове «тридцать» — на пояс (можно придумать и другие движения). Водящий называет любое из трех перечисленных чисел. Игроки должны быстро выполнять соответствующие движения. Тот, кто допустил ошибку, отходит на шаг назад и там продолжает игру. Выигрывает тот, кто дольше всех останется на исходной позиции.
Если игрок сделает хотя бы попытку к неправильному движению, он получает штрафное очко — отходит назад.
Водящий имеет право растягивать слова, например: «Три-и-и…» — играющим нужно внимательно следить за окончанием слова.
«Тик – так – тук» (5-7 лет)
Дети стоят врассыпную по залу. Воспитатель подает сигнал «Тик», тогда все делают наклоны влево-вправо; по сигналу «Так»- останавливаются, а по сигналу «Тук» - подпрыгивают на месте. Все сигналы повторяются 5-8 раз. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Последовательность сигналов должна меняться. По окончании игры нужно отметить самого внимательного игрока.
«У кого меньше мячей» (5-7 лет)
Дети делятся на две команды (считалка, расчет на 1-2), площадка разделяется сеткой. У каждого ребенка по мячу, по сигналу воспитателя дети начинают перекидывать мячи через сетку как можно быстрее, по сигналу «Стоп» воспитатель подсчитывает сколько мячей у той и у другой команды, у кого меньше мячей та команда и победила.
«Удочка» (5-7 лет)
Дети стоят по кругу. В центре круга - воспитатель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног.
Предварительно воспитатель показывает и объясняет детям, как надо подпрыгивать: сильно оттолкнуться и подобрать ноги.
Время от времени следует делать паузы, чтобы дать детям отдохнуть.
«Угадай, что делали» (5-7 лет)
Воспитатель выбирает одного играющего, который отходит от всех детей на 8— 10 шагов и поворачивается к ним спиной. Он должен отгадать, что делают остальные играющие.
Дети договариваются, какое действие они будут изображать. По слову воспитателя: «Пора!» — отгадывающий поворачивается, подходит к играющим и говорит:
Здравствуйте, дети!
Где вы бывали?
Что вы видали?
Дети отвечают:
Что мы видели,— не скажем,
А что делали,— покажем.
Все дети изображают какое-нибудь действие, например, играют на гармонии, скачут на лошадках и т. д.. Спрашивающий отгадывает. Если он не отгадал, тот проигрывает. Дети говорят ему, что они делали, и придумывают новое действие. Он отгадывает снова. Затем на его место выбирается другой играющий, и игра повторяется.
«Хитрая лиса» (5-6 лет)
Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Воспитатель просит всех закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а воспитатель обходит круг (за спинами детей) и дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает детям открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, - не выдаст ли она себя чем-нибудь.
Играющие три раза спрашивают хором (с небольшими промежутками) — сначала тихо, а затем громче: «Хитрая лиса, где ты?» При этом все смотрят друг на друга.
Когда все играющие (в том числе и хитрая лиса) в третий раз спросят: «Хитрая лиса, где ты?», — хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх и говорит: «Я здесь!»
Все играющие разбегаются по площадке, и лиса их ловит. Пойманные, т. е. те, до которых лиса коснулась рукой, отходят в сторону.
После того как лиса поймала двух-трех детей, воспитатель говорит: «В круг». Дети снова образуют круг, и игра повторяется.
«Чье звено скорее соберется?» (5-7 лет)
Играющие делятся на несколько групп с одинаковым числом детей. Каждая группа выбирает ведущего и становится за ним в колонну. Воспитатель раздает ведущим ленточки разного цвета. По цвету ленточки звено получает наименование — «зеленые», «синие», «красные», и т. п.
Воспитатель ударяет в бубен, все играющие начинают ходить, бегать, прыгать по площадке в разных направлениях, меняя движения в зависимости от задаваемого воспитателем темпа и ритма. По сигналу «на места» водящие останавливаются на том месте, где их застал сигнал, и поднимают ленточку вверх. Остальные быстро собираются за водящим в колонны, равняются и стоят по стоике «смирно». Воспитатель отмечает, какое звено собралось первым.
Вариант. Когда все находятся в движении, воспитатель говорит: «Стой!» Все играющие останавливаются и закрывают глаза, а водящие тем временем перебегают на другие места, поднимают ленточки и замирают. Воспитатель произносит: «На места!» Дети открывают глаза и спешат построиться за своим водящим.
Указания. В игре можно использовать разные построения и положения: в шеренги, в круги, сесть на пол по-турецки, остановиться на одной ноге и т. п. Можно ввести условие: «Делай, как водящий», тогда, построившись в звенья, дети принимают позу, показанную водящим.
«Бездомный заяц» (6-7 лет)
Из числа играющих выбираются охотник я бездомный заяц. Остальные играющие — зайцы чертят себе кружочки, и каждый встает в свой.
Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц стоявший в кружке, должен сейчас же убегать, потому что теперь он становится бездомным и охотник будет ловить его. Как только охотник поймал (осалил) зайца, он сам становится зайцем, а бывший заяц — охотником.
Эту игру можно проводить и со всей группой детей. В этом случае круг образуют взявшиеся за руки 4—5 детей. В каждом таком кружке становится по зайцу. Игра проводится по тем же правилам.
Через 2—3 минуты по сигналу воспитателя игра прерывается. Один из детей, образующих круг, меняется местами с зайцем, стоящим внутри круга. Игра возобновляется и повторяется 4—5 раз, с тем чтобы все дети побывали в роли зайца.
«Волк во рву» (6-7 лет)
Посредине площадки проводятся две параллельные черты на расстоянии 80—100 см одна от другой - это ров. По краям площадки на расстоянии 1—2 шагов от ее границ очерчиваются дома коз. Из числа играющих выбирается волк, остальные изображают коз.
Все козы располагаются в одном из домов. Волк становится в ров.
По сигналу воспитателя: «Волк во рву!» — козы бегут на противоположную сторону площадки (в другой дом), перепрыгивая через ров, а волк в это время старается их поймать (коснуться). Пойманных он отводит в сторону. Затем воспитатель снова говорит: «Волк во рву», — козы перебегают на другую сторону, перепрыгивая через ров. После трех-четырех перебежек (согласно условию) все пойманные козы возвращаются в свой дом и выбирается другой волк (но не из числа пойманных коз). Игра повторяется.
«День и ночь»(6-7 лет)
Участники игры делятся на две команды «День» и «Ночь. Их дома находятся на противоположных сторонах площадки, за чертой.
Посередине проводится еще одна черта. На расстоянии одного шага от нее по ту сторону и другую выстраиваются команды спиной друг к другу.
Воспитатель говорит: «Приготовились!» - а затем дает сигнал той команде, которая должна ловить. Если он сказал «День», то дети из команды «Ночь» бегут в свой дом, а дети из команды «День» поворачиваются и ловят их, но только до границы дома убегающих. Подсчитывается количество пойманных, затем все снова выстраиваются и ждут следующего сигнала. Игра повторяется 4-6 раз. Воспитатель может назвать одну и ту же команду два раза подряд, но нужно, чтобы в общей сложности каждая команда ловила одинаковое количество раз. Выигрывает команда, которая поймала больше детей.
«Запрещенное - движение» (6-7 лет)
Играющие образуют круг. Воспитатель заранее условливается с ними, какое движение нельзя делать, например: присесть, захлопать в ладоши, помахать руками. Затем под музыку педагог показывает различные движения, которые играющие должны в точности повторять за ним. Чем более разнообразны и забавны эти движения, тем интереснее игра.
Неожиданно воспитатель показывает запрещенное движение. Тот из играющих, кто по невнимательности повторит его, должен будет потом сплясать, спеть, прочесть стихотворение по собственному усмотрению.
Можно усложнить игру: договориться о том, что есть два движения, которые повторять нельзя, а вместо них надо делать другие. Например, когда педагог кладет руку на затылок, играющие должны присесть, скрестив ноги, а когда он наклоняется вперед, они должны два раза хлопнуть в ладоши.
«Колпак мой треугольный» (6-7 лет)
Ведущий объясняет правила игры. Слова в тексте заменяются движениями.
А текст такой:
Колпак мой треугольный.
Треугольный мой колпак.
А если не треугольный,
То это не мой колпак.
Сначала заменяем слово, колпак (показываем место колпака на голове), все остальные слова в тексте произносим; затем - слово мой (показываем рукой на грудь), а остальные слова, кроме колпак и мой, произносим; а потом - слово треугольный (показываем руками треугольник). Теперь, произнося текст, заменяем три слова: колпак, мой, треугольный.
Игру можно повторять несколько раз, ускоряя темп.
«Поймай хвост дракона» (6-7 лет)
Ребята выстраиваются в колонну, каждый держит впереди стоящего за пояс. Они изображают дракона. Первый в колонне – это голова дракона, последний - хвост. По команде ведущего дракон начинает двигаться. Задача головы – поймать хвост. А задача хвоста - убежать от головы. Туловище дракона не должно разрываться, т.е.
«Сосед, подними руку» (6- 7 лет)
Играющие, стоя или сидя (в зависимости от уговора), по кругу. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Руки!» тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает сидеть (стоять), не меняя положения. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа - левую, сосед слева — правую, т.е. ту руку, находится ближе к игроку, стоящему (сидящему) между ними. Если кто-то из ребят ошибся, т.е. поднял не ту руку или вообще забыл ее поднять, то он меняется с водящим ролями. Играют установленное время. Выигрывает тот ребенок, кто ни разу не был водящим.
Игрок считается проигравшим даже тогда, когда он только пытался поднять не ту руку. Водящий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому он обращается. В противном случае его команда не выполняется.
«У тети Моти» (6-7 лет)
Играют двое или несколько детей. Водящий (взрослый) подает команду: «Правая рука». Все начинают проговаривать веселый стишок, двигая согнутой в локте правой рукой:
У тети Моти четыре сына,
Четыре сына у тети Моти.
Они не ели, они не спали.
А только пели один куплет.
Закончив стих, взрослый тут же командует: «Правая рука, левая рука», снова читает стишок, и в движения включаются две руки сразу. Движения нарастают одновременно. Точно также начинают по одной работать вместе с руками ноги (притопывают ногами), тазобедренные сустав, плечи, голова. В конце играющие похожи на тряпичные куклы, которых дергают за все веревочки сразу. Чем быстрее, тем смешнее.
«Четыре стихии» (6- 7 лет)
Играющие выполняют движения в соответствии со словами: "земля" - руки вниз, "вода" - вытянуть руки вперед, "воздух" - поднять руки вверх, "огонь" - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
Предварительный просмотр:
ЭСТАФЕТЫ
11 сентября 2019
«Перенеси снежки»
У стартовой черты - два пенька, у которых лежат бутафорские снежки, а напротив стоят две небольшие елочки. Участники делятся на две команды. Первая пара детей по команде катит снежки - каждый по одному - от пенька к елочке, обратно возвращается бегом, передает эстафету следующему участнику, коснувшись его плеча ладошкой. Эстафета продолжается.
«Хоккей»
Нужно клюшкой обвести шайбу между этими препятствиями, а затем постараться забить гол в ворота. Выбираются две команды детей по 5-6 человек. Каждой команде выдается шлем и клюшка, каждому участнику - шайба. Между стартовой чертой и воротами расставлены цветные колпачки. Первый участник команды надевает шлем, берет в руки клюшку и по команде «раз два, Три» ведет свою шайбу, забивает гол и возвращается, передавая шлем и клюшку следующему члену команды и т.д.
«Эстафета поезда»
Перед командами, стоящими в колоннах, проводится линия, в 10 шагах от нее ставятся булавы, набивные мячи или стойки. По сигналу первые номера команд обегают булавы. Когда они возвращаются за стартовую черту, к ним присоединяются вторые номера, и теперь уже игроки вдвоем обегают препятствие и.т.д. Эстафета заканчивается, когда все команды изображающие поезда, закончат перебежки и займут исходное положение.
«Пингвины с мячом»
Дети стоят в 4-5 звеньях. Напротив каждого звена на расстоянии 4-5 м ставят ориентир - кубик. Первые получают по мячу; зажав его между коленями, прыгают к кубику и возвращаются обратно; передают мяч следующему и.т.д. Выигрывает команда, которая закончит первой.
«Мяч капитану»
Играющие становятся в 3-4 колонны. На расстоянии 1,5 м от первых игроков в колоннах - водящие с мячом большого размера. Для водящих и игроков колонны обозначается линия (шнур, черта) за которую нельзя заступать. По сигналу педагога, водящие бросают мячи первым игрокам колонны, а те возвращают их обратно и перебегают в конец своей колонны. Следующие в колонне передвигаются к исходной линии. Когда первым в колонне окажется игрок, начавший выполнять задание, он поднимает руку вверх. Определяется команда - победитель.
«Быстро возьми»
Из кубиков образуют круг, но кубиков на два меньше количества играющих. Дети стоят по кругу. Педагог дает задание: бег (прыжки, подскоки, прыжки на одной ноге и др.). Педагог говорит: «Быстро возьми!». Каждый из играющих должен взять один кубик. Тот, кто остался без предмета, считается проигравшим.
«Салют»
Для эстафеты нужны 2 больших корзины с пластмассовыми мячами двух цветов.
Из больших корзин мячи высыпаются на пол. Дети обеих команд становятся вокруг своих корзин, в которые они будут собирать мячи, на дне корзин лежат по одному мячу разного цвета. Они указывают: какого цвета мячи будет собирать каждая команда. По сигналу дети собирают мячи. Чья команда быстрее соберет мячи и построится вокруг своей корзины, та и победитель.
Скамейка
Участники сидят друг за другом на гимнастической скамейке (первый и последний на краях гимнастической скамейки). Перед скамейкой лежат два обруча. В одном из обручей лежат предметы. Первый участник берет один предмет правой рукой и передает его сзади сидящему, последний за спиной перекладывает предмет в другую руку и передает предмет вперед до первого участника, который кладет полученный предмет в другой обруч и только после этого берет другой предмет
Челночный бег
Дети стоят по три человека с каждой стороны, по команде первый мальчик бежит до обруча, берет кубик и переносит его в соседний обруч, бежит до второго обруча и переносит кубик в соседний обруч, бежит до третьего обруча и переносит кубик в соседний обруч, бежит прямо до девочки и передает эстафету, девочка выполняет все тоже самое в обратном направлении. В эстафете побеждает та команда, которая быстрее вернется в исходное положение.
Перенеси кубик
Первый ребенок в команде добегает до гимнастической скамейки, прыгает через скамейку слева направо (справа-налево) 5 раз, бежит до первого обруча, берет кубик, бежит до второго обруча, кладет кубик и обратно гладкий бег.
«Передача предметов»
Дети стоят друг за другом , перед первым ребенком лежат два обруча. В одном из обручей лежат предметы. Первый ребенок должен присесть (наклониться) взять один предмет и передать его следующему участнику. Последний игрок передает предмет впереди стоящему игроку. После того, как предмет оказался снова у первого ребенка, он кладет его в противоположный обруч и только после этого он может взять второй предмет.
Р.S.Если ребенок уронил предмет, то подбирает и отдает его ребенку педагог.
Оборудование (для 3- х команд): 6 обручей, 15 предметов.
«Скамейка»
Первый ребенок добегает до скамейки, прыгает 5 раз через скамейку слева направо (справа налево), бежит до первого обруча, берет кубик, бежит до второго обруча, кладет кубик и обратно возвращается в команду гладким бегом.
Оборудование (для 3- х команд): 3 гимнастические скамейки, 15 кубиков, 6 обручей.
«Лошадки»
В эстафете участвует 6 человек (3 девочки + 3 мальчика) .
Дети стоят парами по два человека. У первой пары обруч. По команде дети бегут «Лошадкой» (один ребенок в обруче, второй ребенок держится за обруч), за конусом дети меняются местами и бегом возвращаются к стартовой черте.
Р.S. Педагог не помогает детям менять обруч.
Оборудование (для 3 – х команд): 3 обруча, 3 стойки (конуса).
«Прыжки с мячом»
Каждый участник прыгает до стойки, мяч зажат между коленями. Обратно гладкий бег с мячом в руках
Оборудование: (для 3-х команд): 3 мяча, 3 стойки.
«Пирамида»
Первый участник добегает до стойки и оставляет кубик в обруче. Второй участник бежит и ставит свой кубик сверху. Если пирамида упала то участник, который её уронил собирает пирамиду сам.
Оборудование (для 3-х команд): 3 обруча, 3 стойки, 15 кубиков.
«Скакалка»
Каждый участник добегает до стойки берет скакалку и делает 5 прыжков на месте, возвращается назад и передает эстафету следующему участнику.
Оборудование: (для 3-х команд): 3 скакалки, 3 стойки.
«Наряди елку»
Перед каждой командой 6 обручей. Каждый участник «надевает» на себя обруч с верху вниз, и передает его следующему. Эстафета заканчивается , когда последний участник «наденет» на себя 6 обручей.
Оборудование (для 3 команд) 18 обручей
«Два мяча»
Девочки и мальчики стоят напротив друг друга, у первого мальчика два мяча, мальчик бежит до стартовой черты девочек, неся мячи в руках, кладет мячи на пол, девочка катит два мяча одновременно до стартовой черты мальчиков, тоже делают следующие участники, девочки и мальчики должны поменяться местами
P.S.Девочки только катят мячи, мальчики только несут мячи в руках
Оборудование (для 3-команд): 6 мячей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Празднично-игровые технологии Празднично-игровые технологии
АКТУАЛЬНОСТЬ ОБЖ...
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий (технологии наглядного моделирования, игровые технологии, технологии: презентация Microsoft Pow
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия ...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...
"Игровые технологии". Совместная познавательно-исследовательская деятельность детей с использованием метода проектов и игровых технологий в условиях внедрения ФГОС ДО".
Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась в...
Игровые технологии. Презентация к докладу «Игровые технологии по формированию элементарных математических представлений у дошкольников». Выступление на педсовете.
Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его лич...
Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр
Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...