Сюжетно-игровое физкультурное занятие для детей подготовительной группы "Домик домовенка"
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа)

Ермакова Анна Геннадиевна

Конспект занятия по физкультуре предназначен для инструкторов по физической культуре. Проведение праздника возможно накануне праздника "День народного единства", с целью воспитания уважительного  отношения к людям других национальностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narody_mira.docx44.67 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-игровое занятие для детей подготовительной группы «Домик Домовенка».

Программное содержание: Формировать отзывчивость, сочувствие к другому человеку. Формировать представления  о том, что Российская Федерация (Россия)- огромная, многонациональная страна. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям. Упражнять в ходьбе по наклонной доске и лазании по гимнастической стенке с переходом на другой пролет. Упражнять в метании в вертикальную цель правой и левой рукой. Упражнять в  прыжках через рейки координационной лестницы на правой и левой ноге.

Оборудование: презентация с иллюстрациями, проэктор, ноутбук, дуги для подлезания, наклонная доска, гимнастическая стенка, набивные мячи, массажные ролики, макет дерева, разноцветные ленточки, резиновый мяч.

Ход занятия:

I часть

Построение в шеренгу, проверка осанки равнения. 

Аркадий Паровозов ведет мальчика за руку, мальчик плачет.

Аркадий Паровозов: Здравствуйте, ребята! Вот этот мальчик гулял один около вашего садика, он из вашей группы?

Инструктор: Здравствуйте! У нас все ребята в зале, это не наш мальчик.

Аркадий Паровозов: Все понятно, значит надо отвести его в полицию.

Домовенок: Не надо меня в полицию.

Инструктор: Там помогут найти твою маму. 

Домовенок: Не надо никого искать, я же не ребенок.

Инструктор: А кто ты?

Домовенок: Я - Домовенок.

Аркадий Паровозов: Хорошо, говори, где тогда твой дом, я быстро тебя туда доставлю.

Домовенок: Я не знаю.  Вышел погулять, заигрался, а когда захотел вернуться, то не смог найти обратную дорогу.

Инструктор: Может быть, ты знаешь свой адрес?

Домовенок: А что такое адрес? 

Инструктор: Ребята, скажите, что такое адрес? (Указание местожительства  или местонахождения кого-либо, чего-либо)

Домовенок: Нет, я не знаю свой адрес, но я точно знаю, что мой дом находится в стране Россия.

Аркадий Паровозов: Ребята, а мы с вами в какой стране живем? Столица нашей страны? А как называется наш город?

Инструктор: Мы сейчас отправимся гулять по нашему городу  Рыбинск и покажем тебе несколько домов, может быть ты сможешь, найти свой.

Перестроение в колонну по одному.

Обычная ходьба «идем гулять по городу» (2 слайд)

Ходьба на носочках, руки вверх, ладони соединить вместе «Высокие дома, многоэтажки».(3 слайд)

Ходьба в полуприседе, руки на коленях «низкие дома». (4 слайд)

Ходьба в приседе, руки на поясе – «русская изба». (5 слайд)

Бег «змейкой» - «Бег по улочкам города». (6 слайд)

Построение тройками на разминку.

II часть

Инструктор: Ну что, Домовенок, ты нашел свой дом в нашем городе?

Домовенок: В этом городе нет моего дома, тут все дома какие-то другие.

Инструктор: А какой твой дом?

Домовенок: Мой дом делают из деревянных палочек, а люди, в моем доме очень любят лошадей. (7 слайд)

Инструктор: Россия очень большая страна на ней живет более 190 разных народов, у них свои обычай, традиции и живут они в разных домах. Ребята как же нам отыскать дом Домовенка? (ответы детей) 

Инструктор: В некоторых русских книгах якутов называют «конными людьми», а жилищем якутов являлась ураса — коническая постройка из жердей, покрытых берестой. Может быть, в Якутии твой дом? 

Домовенок: А Якутия это страна такая?

Инструктор: Нет, Якутия или Республика Саха это часть нашей с вами страны Российской федерации, самый большой регион.

Аркадий Паровозов: Будем искать твой дом в Якутии.

Лишь стоит нам закрыть глаза

Всем вместе дружно покружиться

(дети кружатся, с закрытыми глазами, руки в стороны)

Мы место дружно назовем

И там где надо очутимся!

(дети произносят «Якутия»). 

ОРУ «В Якутии».

Инструктор: Вот мы и в Якутии. Погода здесь переменчивая, холодная. Давайте погреемся! (8 слайд)

  1. «Холодно». И.п. – основная стойка. 1- руки в стороны; 2 –обхватить себя руками.

Инструктор: Охота у якутов являлась основным источником пропитания. Охотились якуты на зайца, песца, птицу, лося и северного оленя. (9 слайд)

  1. «На охоте» И.п.- основная стойка, руки на поясе, 1- правой ногой вперед выпад, руки вперед в замок; 2 –вернуться в и.п.; 3-4-тоже левой ногой.

Инструктор: Занимались якуты и собирательством, собирали ягоды, коренья и сушили на зиму. (10 слайд)

  1. «Собираем коренья». И.п. – стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-руки в стороны; 2-наклон вперед, коснуться пальцами носка правой ноги; 3–выпрямиться, руки в стороны; 4-вернуться в и.п.; тоже с левой ноги.

Инструктор: Еще одним промыслом якутов является рыбалка. Для передвижения по воде мастерили берестяные лодки под названием тыы. (11 слайд)

  1. «Плывем на рыбалку». И.п. – сидя на полу, ноги врозь, руки согнуты перед грудью «держим весла», локти в стороны. 1- наклон вперед, руки вытягиваем вперед.2-вернуться в и.п.

Инструктор: Основное занятие якутов это коневодство и скотоводство. (12 слайд)

  1. «Кони». И.п. – основная стойка. Высоко поднимаем колени, стоя на месте. 

Инструктор: Любимый якутский праздник - Ысыа́х - праздник лета, в честь возрождения природы. На празднике танцевали обрядовые танцы и играли на бубнах. (13слайд)

  1. Прыжки с ноги на ногу, с хлопком в ладоши на каждый прыжок.

Инструктор: Самое незабываемое зрелище в Якутии — Северное сияние. (14 слайд)

  1. «Северное сияние». И.п. – основная стойка.1- руки вверх, подняться на носки, посмотреть вверх.

Инструктор: Жилище якутов было сезонным. Зимнее - "балаган"- с плоской крышей и земляным полом, а летним жилищем якутов являлась ураса —постройка из деревянных жердей. (15 -16 слайд)

Аркадий Паровозов: Посмотри, Домовенок, может ураса  твой дом?

Домовенок: Нет, это не мой дом. Мой дом можно собирать и разбирать. А еще в нашем городе очень тепло и есть большая гора. (17 слайд)

Инструктор: В Республике Хакасии очень много гор, а люди раньше жили в юртах, которые можно собирать и разбирать. В Хакасии преобладает ясная малооблачная погода. Не случайно бытует название "солнечная Хакасия". Может быть там твой дом?

Аркадий Паровозов: Ну что ж тогда продолжаем путешествовать по нашей России и отправляемся в Хакасию

Лишь стоит нам закрыть глаза

Всем вместе дружно покружиться

(дети кружатся, с закрытыми глазами, руки в стороны).

Мы место дружно назовем

И там где нужно очутимся!

(дети произносят «Хакасия»). (18 слайд)

Инструктор: На территории Хакасии живут хакасы - это тоже народ  нашей России. Они считают себя горным народом. (19 слайд).

Традиционными занятиями хакасов в древности были: скотоводство, охота, рыболовство. Хакасы разводили овец, коров, лошадей.

Основные движения:

Инструктор: Любимой охотой хакасов является охота на птицу фламинго, так как в Хакасии эта птица встречается очень редко. (20 слайд)

Метание в цель мешочков правой и левой рукой «Меткие охотники».

Инструктор: Загадочным и красивым местом в окрестностях Хакасии является гряда «Сундуки». Когда-то  это были жерла древних вулканов, лава излившись затвердела, образовав причудливые скалы. Нам надо преодолеть высокую скалу и спуститься с нее. (21 слайд)

Ходьба по наклонной доске с переходом на гимнастическую стенку и переход с пролета на пролет приставным шагом, а затем спуск вниз.

Инструктор: Самое потрясающие сооружение в Хакасии – лестница в 965 ступеней. Давайте попрыгаем по ее ступенькам. (22 слайд)

Прыжки по координационной лестнице на правой и левой ноге.

Инструктор: Традиционным жильем хакасов считается юрта. Юрта - удобное кочевое жилище из жердей, войлока и бересты. Её можно собрать и разобрать за два часа.  (23 слайд)

 Аркадий Паровозов: Домовенок, может юрта твой дом?

Домовенок: Нет, это не мой дом. В моем доме очень любят огонь. В центре был очаг, над ним ставили котел, за очагом было почётное место, куда сажали гостей. (24 слайд)

Инструктор: Культ огня – это национальная особенность калмыков. 

Аркадий Паровозов: Итак, отправляемся в Республику Калмыкию.

Лишь стоит нам закрыть глаза

Всем вместе дружно покружиться

(дети кружатся, с закрытыми глазами, руки в стороны).

Мы место дружно назовем

И там где нужно очутимся!

(дети произносят «Калмыкия»). (25 слайд)

Инструктор: Республика Калмыкия тоже входит в состав России. Там живут калмыки. (26 слайд). Издавна калмыки разводили лошадей, верблюдов, которые были средством передвижения.  В республике Калмыкии много гор, а наивысшая точка республики — гора Шаред.  Лето в Калмыкии жаркое и очень сухое, а зима малоснежная. (27 слайд) Основным жилищем калмыков была кибитка из деревянных реек. (28 слайд). Калмыки не жили долго на одном месте, а часто переезжали – кочевали, чтобы у домашних животных всегда была свежая трава, поэтому их кибитка  легко разбиралась и собиралась. Посредине кибитки калмыки устраивали очаг. (29 слайд)
Домовенок: Ой, так это же и есть мой дом! И я путешествовал вместе с хозяевами. Спасибо ребята, что помогли мне найти мою кибитку! Инструктор: Наша страна Россия или по-другому Российская федерация состоит из республик, краев округов и областей, а слово федерация обозначает объединение или союз. Народы у нас разные, а родина у нас одна. (30 слайд)

И сейчас мы вместе поиграем в подвижную игру «Народы мира». 

Дети встают в круг, говорят слова, передавая по кругу мяч, друг другу в руки и запоминают национальность народа, какая выпала им по считалке.

Вместе живут на огромной планете
Разные взрослые, разные дети.
Русские, лакцы, ингуши и марийцы

Сербы, татары, черкесы, тувинцы

Айни, абхазы, башкиры, коряки

Коми, карелы и каракалпаки

Греки, буряты, евреи, удмурты

Чукчи, калмыки, лезгины и курды.

Последние две строчки говорит ребенок, у которого оказался мяч в руках. Он громко называет любое название народа, и бросает мяч вверх.

Если (абхазов, бурятов и т.д.) на помощь позвать

Будет он всех остальных догонять!

Дети все разбегаются из круга, а тот ребенок, которого назвали, бежит за мячом, а затем догоняет всех остальных. Тот до кого он дотронулся мячом, выходит из игры. После того как ведущий всех поймал, дети встают в круг и игра начинается сначала.

Домовенок: Какая интересная игра! А дети моего дома очень любили вечером у костра играть в игру «Прятать пояс». Предлагаю всем вместе в нее поиграть.  

Калмыцкая народная подвижная игра «Прятать пояс».

Дети садятся на пол по кругу вокруг обруча («костер») так, чтобы им было легко подняться.

Считалкой определяется тот, кто должен начать игру. 

Конь ретивый

С длинной гривой

Скачет, скачет

По полям тут и там,

Тут и там!

Где проскачет он-

Выходи из круга вон!

Водящий, взяв пояс, ходит по кругу за спинами сидящих. Затем незаметно кладет этот пояс за кем-либо из сидящих и бежит по кругу. Тот за чьей спиной оставлен пояс, мгновенно вскакивает, пытаясь догнать и дотронуться до ведущего этим поясом. Если за три круга он не сможет этого сделать, он начинает вести игру, а убегающий занимает его место в кругу.

Аркадий Паровозов: Нам пора возвращаться обратно!

Инструктор: Давайте подойдем и тихонько подуем на костер. Дети подходят к обручу и «тушат костер». Дыхательное упражнение «Огонь». 

Инструктор: До свиданья, Домовенок!

Домовенок: До свиданья, ребята!

Аркадий Паровозов: Ребята, я забыл, куда нам надо вернуться обратно? В какую область? (ответ детей)

Лишь стоит нам закрыть глаза

Всем вместе дружно покружиться

(дети кружатся, с закрытыми глазами, руки в стороны).

Мы место дружно назовем

И там где нужно очутимся!

(дети произносят Ярославская область город Рыбинск) 

Аркадий Паровозов: Ребята, мне пора возвращаться, вдруг кому-то еще нужна моя помощь!

Инструктор: До свидания! Спасибо за интересное путешествие!

III часть

Инструктор: Как хорошо и мило, если дружат все народы мира

За руки возьмемся, встанем в круг

Каждый человек человеку друг! (слайд)

Игра малой подвижности «В нашем мире все друзья» (31 слайд)

 «В нашем мире все друзья (ходьба на месте)

Я, ты, он, она! (хлопают в ладоши)

Обними соседа справа, обними соседа слева

Мы одна семья!» (выполняют движение по тексту).

-поцелуй соседа справа…

-улыбнись соседу справа….

-пощекотай соседа справа….

-помаши соседу справа….

-покружись с соседом справа….

Инструктор: В Калмыкии, где живет наш Домовенок – есть священное дерево, его называют «одинокий тополь». У калмыков есть традиция на тополь повязать ленточку и загадать желание. Если у вас все сегодня получилось и вам было интересно, то возьмите ленточку красного цвета, если вам было интересно, но были трудности, то возьмите белую ленточку, но, а если вам было скучно и ничего не понравилось – возьмите синию.

Дети идут по кругу и берут ленточки, того цвета, который соответствуют их внутреннему состоянию. 

Инструктор: А теперь загадайте желание и завяжите ленточку на веточки тополя. Рефлексия «Одинокий тополь». (32 слайд)

Построение в шеренгу.

Инструктор: Какую ленточку вы взяли? Почему? Что не получилось? Что понравилось больше всего? Что было трудно? (ответы детей)

Дети под музыку выходят из зала.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной группы «Все профессии нужны, все профессии важны»

Программное содержание:Образовательное направление:-  развивать физические качества детей: ловкость, быстроту, выносливость;- учить выразительно, согласованно и ритмично выполнять упражнения под ...

Конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной группы «Все профессии нужны, все профессии важны»

Программное содержание:Образовательное направление:-  развивать физические качества детей: ловкость, быстроту, выносливость;- учить выразительно, согласованно и ритмично выполнять упражнения под ...

Конспект физкультурного занятия для детей подготовительной группы

Раз, два,три, четыре,пятьМы идём в поход опять.Только слабеньким , друзья,В наш поход идти нельзя.Вы сначала тренируйтесь,Бегайте и соревнуйтесь....

Конспект физкультурного занятия для детей подготовительной группы "Веселые скамейки"

Представленный конспект занятия может быть использован в рамках кружковой работы,в подгрупповой работе с одаренными детьми.На занятие используются элементы следующие методик: дыхательная гимнастика В....

Физкультурное занятие для детей подготовительной группы "Путешествие по радуге"

Физкультурное занятие «Путешествие по радуге» разработано в соответствии  с моделью комплексно-тематического планирования основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного...

Сюжетно - игровое физкультурное занятие для детей подготовительной группы “Путешествие вокруг света”

Данное занятие построено в сюжетно -  игровой форме, включены здоровьесберегающие технологии. Оно позволяет решить не только задачи по физическому воспитанию, но и по познавательному развитию (де...