Программа по лыжной подготовке для детей 4-6 лет "Маленькие лыжники"
рабочая программа по физкультуре (подготовительная группа)

Кукушкина Надежда Андреевна

Рабочая программа педагога дополнительного образования или учителя физической культуры, реализующего курс начальной лыжной подготовки, в рамках приемственности между детским садом и школой. Благодоря реализации программы осуществляется плавная всесторонняя подготовка детей к школе через физическое воспитание. Результатом работы стало, повышение мативации к обучению, успешная социально- психологицеская адаптация в первом классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_programma_malenkie_lyzhniki.docx35.86 КБ
Файл monitoring.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПОЛЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»

Приложение к ООП НОО

Программа дополнительного образования

«Маленькие лыжники»


Содержание

1

Комплекс основных характеристик образования при реализации дополнительной образовательной программы «Маленькие лыжники»

3

  1. 1

Пояснительная записка

3

1.2

Объем дополнительной образовательной программы

3

1.3

Содержание дополнительной образовательной программы

3

1.4

Планируемые результаты

3

2

Организационно-педагогические условия реализации дополнительной образовательной программы

2.1

Учебный план

5

2.2

Формы учета знаний и умений

5

2.3

Тематическое планирование

6

3

Литература

9

Приложение

Мониторинг сформированности двигательных навыков в группе дошкольников, посещающих курс

10


Комплекс основных характеристик образования при реализации дополнительной образовательной программы «Маленькие лыжники»

1.1.Пояснительная записка

Особенностью данной программы является реализация её с детьми дошкольного возраста в школе рамках преемственности дошкольного и начального образования.

Программа направлена на всестороннее гармоничное развитие ребенка, с использованием большого количества двигательных действий.

Возрастной период от 4 до 6 лет представляет собой качественно новый этап, в течение которого происходят значительные морфофункциональные изменения в организме ребенка. В это время весьма интенсивно развиваются все ткани, органы и функциональные системы организма. Внешне это проявляется в непрерывном изменении размеров и пропорций тела, в проявлении новых навыков, обогащении и разнообразии реакций на внешние воздействия. В связи с эти очень важно большое количество разнообразных движений с целью удовлетворения потребностей ребенка в постоянном движении.

Данная программа составлена и разработана на основе примерной образовательной программы для дошкольных образовательных учреждений, анкетирования и родительского запроса.

Актуальность. Приобщение детей к здоровому образу жизни через различные виды двигательной активности, закаливание и укрепление организма. Для регионов с продолжительным зимним периодом формирование представлений о традиционных видах спорта и занятий на улице.

Цель данной программы является приобщение детей 4-6 лет к занятиям физической культуры и лыжному спорту.

Задачи:

  • Сформировать двигательные умения и навыки.
  • Развивать психофизические и двигательные способности.
  • Сформировать простейшие представления о физической культуре и спорте.
  • Сформировать культуру поведения при занятии физической культурой и спортом.
  • Развить физические качества ребенка.
  • Прививать любовь к лыжному спорту.
  • Научить правильно переносить лыжи к месту занятий.
  • Научить технике передвижения на лыжах, преодолению подъемов и спусков.
  • Научить технике бега прыжков и метаний.
  • Научить детей играть в подвижные игры.

1.2. Объем дополнительной образовательной программы

Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проходят 2 раза в неделю. Всего 65 часов в год. Временной период одного учебного занятия 30 минут. Возраст детей посещающих учебные занятия 4-6 лет.

 Формы работы с детьми и режим занятий: занятия в спортивном зале и на спортивной площадке.

Длительность занятий  30 минут с периодичностью 2 раза в неделю.

1.3.Содержание дополнительной образовательной программы

 Содержание и форма занятия зависят от времени года. Занятия осенью и весной проходят в спортивном зале и направлены на общую физическую подготовку через подвижные игры и подготовку к занятиям на лыжне (знакомство с инвентарем, историей спорта, экипировкой, освоение общих упражнений). В зимний период лыжная подготовка на улице. Дети учатся передвижению на лыжах: ступающим шагом, скользящим шагом, попеременным двухшажным ходом, одновременным безшажным ходом, преодоление подъемов  способами «лесенка», «елочка», «полуелочка», спуск в высокой, средней и низкой стойке, торможение спосабами «плугом», боком. Обучить детей взаимодействовать в различных подвижных играх, с соблюдением правил. Научить детей играть в подвижные игры: «Хвостики», «Колдунчики», «Совушка», «Море волнуется раз»,  «Ляпки с присядками», «Светофор», «Делай как я», «Зайцы в огороде». Научить основам техники бега, прыжка, метания, лазанья, подтягивания.

1.4.Планируемые результаты

К концу обучения дети будут демонстрировать следующие результаты:

Личностные: взаимодействовать в группе, развитие соревновательных навыков.

Метапредметные: применять полученные навыки в повседневной жизни.

Предметные: Освоить на доступном уровне технику передвижения на лыжах, технику преодоления спусков и подъемов. Освоить технику бега, прыжков и метаний. Освоить правила подвижных игр.

Уровни освоения программы:

Низкий (н): движения неуверенные, однообразные, репродуктивные; имеется попытка подражать в движениях сверстникам.

Средний (с): движения достаточно уверенные, с  хорошей ориентировкой в пространстве, ребенок с интересом наблюдает за кем-либо из детей, точно воспроизводит движение.

 Высокий (в): свободно использует все пособия; движения уверенные, достаточно точные; выполняет одно-два сложных движения; наблюдая за движениями детей, пытается воспроизвести их по-своему, творчески (комбинирует, ищет новые движения и др.). Уровень двигательной активности ребенка (оптимальная, малая подвижность, гиперподвижность);

2.1.Учебный план

Тема

Количество часов

Подвижные игры и эстафеты

9

Лыжная подготовка

23

Обучение прыжкам на скакалке

7

Обучение подтягиванию на перекладине

3

Обучение лазанью по гимнастической стенке

2

Преодоление полосы препятствий

3

Обучение метанию мяча

4

Элементы баскетбола

4

Элементы легкой атлетики

10

ВСЕГО

65

2.2. Формы учета знаний и умений

    Навыки отслеживаются два раза в год с помощью мониторинга двигательных навыков.

    Первый раз в начале года. Второй -  в мае.


2.3.Тематическое планирование

Тема занятия

Инструктаж по техники безопасности. Знакомство с спортивным залом и инвентарем. Подвижная игра «Хвостики».

Беседа об истории лыжного спорта. Подвижная игра «Колдунчики».

Правила переноски лыж. Обучение прыжкам на скакалке. Подвижная игра «Хвостики».

Беседа об истории лыжного спорта. Обучение прыжкам на скакалке.

Обучение пользованию лыжными креплениями. Обучение прыжкам на скакалке. Подвижная игра из обруча в обруч, «Хвостики», «Колдунчики».

Обучение прыжкам на скакалке. Подвижная игра из обруча в обруч, «Хвостики», «Колдунчики».

Спортивная экипировка лыжника. Подтягивания на перекладине. Подвижная игра «Море волнуется», «День и ночь», «Хвостики».

Обучение подтягиванию на перекладине. Лазание по гимнастической скамейке. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.

Ходьба с лыжными палками. Обучение метанию мяча. Подвижная игра «Хвостики».

Обучение метанию мяча. Подвижная игра «Ляпки с присядками», «Колдунчики», «Море волнуется».

Обучение метанию мяча. Подвижная игра «Хвостики», «Колдунчики.

Обучение метанию мяча. Подвижные игры с мячом.

Подтягивания на перекладине. Лазание по гимнастической скамейке. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.

Прыжки на скакалке. Подвижная игра из обруча в обруч, «Хвостики», «Колдунчики».

Прыжки на скакалке. Подвижная игра из обруча в обруч, «Хвостики», «Колдунчики».

Обучение Специально-беговым упражнениям. Подвижная игра «Светофор»

Специально-беговые упражнения. Подвижная игра «Светофор». Подтягивание на перекладине.

Специально-беговые упражнения. Эстафета. Подвижная игра «День и ночь».

Лазанье по гимнастической стенке. Подвижные игры.

Специально-беговые упражнения. Эстафеты. Подвижная игра «День и ночь».

Лазанье по гимнастической стенке. Подвижные игры.

Знакомство с баскетбольным мячом. Подвижные игры.

Повторение пройденных подвижных игр.

Подбрасывание и ловля баскетбольного мяча. Подвижные игры.

Метание мяча в горизонтальную цель. Подвижные игры.

Подбрасывание и ловля мяча. Подвижные игры.

Инструктаж по технике безопасности при занятиях на улице. Ступающий шаг.

Ступающий шаг, работа рук при передвижении на лыжах.

Ступающий шаг. Попеременный двухшажный ход.

Ступающий шаг. Повороты на месте способом «переступание».

Ступающий шаг. Подъем  «лесенкой». Спуск в высокой стойке.

Ступающий шаг. Подъем  «лесенкой». Спуск в высокой стойке.

Ступающий шаг. Подъем  «лесенкой», «Ёлочкой». Спуск в высокой стойке.

Скользящий шаг. Подъем  «лесенкой», «Ёлочкой». Спуск в высокой стойке.

Скользящий шаг. Работа рук во время движения. Повороты  на месте.

Скользящий шаг. Попеременный двухшажный ход.

Скользящий шаг. Работа рук во время движения. Повороты  на месте.

Скользящий шаг. Подъемы различными способами. Спуск в высокой и средней стойке.

Скользящий шаг. Одновременный одношажный и безшажный ход. Повороты  на месте.

Попеременный двухшажный ход. Одновременный одношажный и бесшажный ход.

Попеременный двухшажный ход. Одновременный одношажный и бесшажный ход.

Подъем в гору различными способами. Спуск в высокой средней и низкой стойке.

Подъем в гору различными способами. Спуск в высокой средней и низкой стойке.

Подъем в гору различными способами. Спуск в высокой средней и низкой стойке.

Эстафеты на лыжах.

Эстафеты на лыжах.

Попеременный двухшажный ход. Одновременный одношажный и бесшажный ход.

Подъем в гору различными способами. Спуск в высокой средней и низкой стойке.

Эстафеты на лыжах.

Прыжки на скакалке. Подвижная игра из обруча в обруч, «Хвостики», «Колдунчики».

Прыжки на скакалке. Подвижная игра из обруча в обруч

Прыжки на скакалке. Подвижная игра из обруча в обруч, «Хвостики», «Колдунчики».

Обучение прыжку с места толчком двумя ногами. Подвижные игры с элементами легкой атлетики.

Ведение баскетбольного мяча в движении. Подвижные игры с мячом.

 Обучение прыжку с места толчком двумя ногами. Подвижные игры с элементами легкой атлетики.

Подвижные игры с мячом.

Подвижная игра «Хвостики», «Прыжки из обруча в обруч».

Обучение прыжку с места толчком двумя ногами. Подвижные игра «Колдунчики»

Обучение прыжку с места толчком двумя ногами. Подвижные игра «Зайцы в огороде»

Подвижная игра «Хвостики», «Прыжки из обруча в обруч».

Обучение прыжку с места толчком двумя ногами. Подвижные игра «Колдунчики».

Эстафеты. Полоса препятствий. Подвижные игры.

Эстафеты. Полоса препятствий. Подвижные игры.

Обучение прыжку с места толчком двумя ногами. Подвижные игра «Колдунчики».

Спортивный праздник «Здравствуй школа»

  1. Список литературы
  1. Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания. М. : Физкультура и спорт, 1990. 235 с.
  2. Бернштейн, Н. А. О ловкости и её развитии. М. : Физкультура и спорт, 2001. 186 с.
  3. Боген М. М. Обучение двигательным действиям. М. : Физкультура и спорт, 2005.  234 с.
  4. Былеева Л. В. Подвижные игры.  М.  : Физкультура и спорт, 1982. 224 с.
  5. Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей. М. : Просвещение, 1986. 59 с.
  6. Детские подвижные игры / Под ред. Конеевой. Е.В. М : Феникс, 2006. 148 с.
  7. Жуков М. Н. Подвижные игры. М. : Академия, 2002. 160 с.
  8. Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта / В. С. Кузнецов, Ж. К. Холодов. М. : Академия, 2000. 480с.

Приложение

Мониторинг сформированности двигательных навыков в группе дошкольников,

 посещающих курс «Маленькие лыжники» (начало обучения)

Ф.И. ребенка

Умение бегать

Умение отталкиваться двумя  ногами при прыжке в длину

Умение выполнять метательное движение

Умение прыгать на скакалке

Умение подтягиваться

Умение сгибать и разгибать руки в упоре лежа

Умение сгибать и разгибать туловище в положение лежа

Умение подлезать под различные препятствия

Уровень двигательной активности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

 Низкий (н): движения неуверенные, однообразные, репродуктивные; имеется попытка подражать в движениях сверстникам.

Средний (с): движения достаточно уверенные, с  хорошей ориентировкой в пространстве, ребенок с интересом наблюдает за кем-либо из детей, точно воспроизводит движение.

 Высокий (в): свободно использует все пособия; движения уверенные, достаточно точные; выполняет одно-два сложных движения; наблюдая за движениями детей, пытается воспроизвести их по-своему, творчески (комбинирует, ищет новые движения и др.).

 Уровень двигательной активности ребенка (оптимальная, малая подвижность, гиперподвижность);



Предварительный просмотр:

Мониторинг сформированности двигательных навыков в группе дошкольников,

 посещающих курс «Маленькие лыжники» (сентябрь 2017, подготовительная группа)

Ф.И. ребенка

Умение бегать

Умение отталкиваться двумя  ногами при прыжке в длину

Умение выполнять метательное движение

Умение прыгать на скакалке

Умение подтягиваться

Умение сгибать и разгибать руки в упоре лежа

Умение сгибать и разгибать туловище в положение лежа

Умение подлезать под различные препятствия

Уровень двигательной активности

1

 Артем

н

н

н

н

н

н

н

н

н

2

 Савелий

в

н

н

с

н

н

с

с

с

3

 Анна

н

н

н

н

н

н

н

н

н

4

 Саша

с

н

н

н

н

н

н

н

с

5

 Степан

н

н

н

н

н

н

н

н

н

6

 Семен

н

н

н

н

н

н

н

н

н

7

 Алёна

с

н

н

с

н

н

н

с

н

8

 Эмилия

н

н

н

н

н

н

н

н

н

9

 Вика

н

н

н

н

н

н

н

н

н

10

 Ярослав

н

н

н

н

н

н

н

н

н

11

 Ваня

н

н

н

н

н

н

н

н

н

12

 Анатолий

с

н

н

с

н

н

н

с

с

13

 Ярослав

н

н

н

н

н

н

н

н

н

14

 Денис

в

н

н

с

н

н

н

н

с

15

 Арина

н

н

н

н

н

н

н

н

н

16

 Егор

н

н

н

н

н

н

н

н

н

17

 Надя

с

н

н

с

н

н

с

с

с

18

Алеша

н

н

н

н

н

н

н

н

н

 Низкий (н): движения неуверенные, однообразные, репродуктивные; имеется попытка подражать в движениях сверстникам.

Средний (с): движения достаточно уверенные, с  хорошей ориентировкой в пространстве, ребенок с интересом наблюдает за кем-либо из детей, точно воспроизводит движение.

 Высокий (в): свободно использует все пособия; движения уверенные, достаточно точные; выполняет одно-два сложных движения; наблюдая за движениями детей, пытается воспроизвести их по-своему, творчески (комбинирует, ищет новые движения и др.).

 Уровень двигательной активности ребенка (оптимальная, малая подвижность, гиперподвижность);

Мониторинг сформированности двигательных навыков в группе дошкольников,

 посещающих курс «Маленькие лыжники» (сентябрь 2018, 1 класс)

Ф.И. ребенка

Умение бегать

Умение отталкиваться двумя  ногами при прыжке в длину

Умение выполнять метательное движение

Умение прыгать на скакалке

Умение подтягиваться

Умение сгибать и разгибать руки в упоре лежа

Умение сгибать и разгибать туловище в положение лежа

Умение подлезать под различные препятствия

Уровень двигательной активности

1

 Артем

с

с

с

с

с

с

с

с

с

2

 Савелий

в

в

в

с

с

в

с

в

с

3

 Анна

с

с

с

с

с

с

с

с

с

4

 Саша

в

с

с

с

с

с

с

с

с

5

 Степан

с

с

с

с

с

с

с

с

с

6

 Семен

с

с

с

с

с

н

н

с

с

7

 Алёна

в

в

с

с

в

с

с

с

в

8

 Эмилия

с

с

с

с

с

с

с

с

с

9

 Вика

с

с

с

с

с

с

с

с

с

10

 Ярослав

с

в

с

с

с

с

с

с

с

11

 Ваня

с

с

с

с

с

н

н

с

с

12

 Анатолий

в

в

с

с

с

с

с

с

в

13

 Ярослав

с

с

с

с

с

с

с

с

с

14

 Денис

в

в

с

с

с

с

с

с

в

15

 Арина

с

с

с

с

с

с

с

с

с

16

 Егор

с

с

с

с

с

с

с

с

с

17

 Надя

в

в

в

в

в

в

с

в

в

18

Алеша

с

с

с

с

с

с

с

с

с

 Низкий (н): движения неуверенные, однообразные, репродуктивные; имеется попытка подражать в движениях сверстникам.

Средний (с): движения достаточно уверенные, с  хорошей ориентировкой в пространстве, ребенок с интересом наблюдает за кем-либо из детей, точно воспроизводит движение.

 Высокий (в): свободно использует все пособия; движения уверенные, достаточно точные; выполняет одно-два сложных движения; наблюдая за движениями детей, пытается воспроизвести их по-своему, творчески (комбинирует, ищет новые движения и др.).

 Уровень двигательной активности ребенка (оптимальная, малая подвижность, гиперподвижность);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс занятий по лыжной подготовке дошкольников.

Комплекс разработан  с целью формирования и закрепления у детей навыков ходьбы, скольжения на лыжах, умения скатываться с горки.Включает в себя цикл из 8 занятий и подборку  специальных игр....

Методическая разработка" Лыжная подготовка дошкольников"

В данной методической разработке представлен цикл занятий по обучению ходьбе на лыжах детей старшего дошкольного возраста,позволяющих каждому ребенку приобести первичные навыки в упражнениях данного в...

Лыжная подготовка в ДОУ

Консультация для родителей....

Анализ НОД по физкультуре по теме "Лыжная подготовка"

Анализ НОД по физкультуре по лыжной подготовке с детьми подготовительной группы в условиях физкультурного зала...

Рабочая программа по лыжной подготовке средняя, старшая, подготовительная группы

Программа по лыжной подготовке 4-7 лет на период декабрь - март...