Картотека дидактических игр.
картотека

Селезнева Наталья Александровна

Картотека дидактических игр для развития грамматического строя речи от младшего до старшего возраста. Картотека коммуникативных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr_po_grammatike.docx34.76 КБ
Файл kartoteka_kommunik._igr.odt29.66 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по грамматике

  • Младший возраст

Название игры«Чего не стало?»

   Дидактическая задача: формировать умения образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных, грамотно строить свои предложения.

Игровая задача: развивать память.

Материал: пары предметов – матрешки, пирамидки (большая и маленькая), ленточки (разного цвета и разного размера – длинная и короткая), игрушечные лошадки, утята, Буратино, мешок.

 Ход игры: Перед детьми появляется Буратино с мешком. Он говорит, что принес ребятам игрушки. Дети рассматривают их, называют и выставляют на столе. Воспитатель просит запомнить предметы на столе и говорит, что Буратино будет играть с ребятами. Он будет прятать игрушки, а вы должны говорить каких игрушек не стало: матрешек, пирамидок утят или чего-нибудь другого. Дети закрывают глаза. Воспитатель прячет матрешек, а на место кладет ленточки.

В: - Чего не стало? (Затем прячет ленточки, а на их место ставит пирамидки).

В: - Чего не стало? И т. д. Наконец убирает все игрушки и спрашивает: «Каких игрушек не стало?».

Название игры: «Прятки»

   Дидактическая задача: формировать умения правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, под, перед).

Игровая задача: развивать память, мышление.

Материал: игрушечная машина, мишка, мышка.

Ход игры: В гостях у детей мышка и мишка. Гости стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза.

В: - Мышонок спрятался. Откройте глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверное, под машиной?» Нет. Где же он, ребята?

Д: - В кабине.

В: - Вот куда он забрался! Закройте снова глаза, мышонок опять будет прятаться. (Воспитатель сажает мышонка на кабину.)

В: - Где ж мышонок, ребята? Подскажите мишке!

(Дети подсказывают). Аналогичным образом дети отыскивают вместе с мишкой мышонка, который прячется под машиной, около машины, перед машиной.

  • Средний возраст

Название игры: «Зайкина гимнастика»

Дидактическая задача: формировать умение образовывать формы повелительного наклонения глаголов (беги, скачи, ляг, присядь, стой, наклонись).

Игровая задача: развивать внимательность, мышление.

Материал: плюшевый заяц.

Ход игры: В гости к детям приходит заяц. Он будет делать гимнастику. Дети отдают команды, а заяц их выполняет. Но говорить надо правильно. Если ребенок ошибается, заяц не выполнит команду. После гимнастики заяц прощается с детьми. Он отправляется бегать на свежем воздухе.

Название игры: «Чье, чье? Мое!»

Дидактическая задача: формировать умения образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать существительное и прилагательное в роде.

Игровая задача: развивать память, внимательность.

Материал: мешок, сорока (игрушка или картинка), детские вещи (одежда, игрушки).

Ход игры: Воспитатель складывает в мешок детские вещи и игрушки. Мешок вносит в комнату вместе с сорокой.

В.: это сорока-воровка. Она насобирала разных вещей у нас в комнате, все схватила, что плохо лежит. Смеется над вами: «Чье, чье? Мое!» Давайте-ка рассмотрим, что чье. Это что?

Дети: Туфли.

В.: Чьи туфли?

Дети отвечают. Вещи по одной достают из мешка, называют, определяют хозяина (чей? чья? чье?). Хозяин получает свою вещь и убирает ее на место.

  • Старший возраст

Название игры: «Пиф считает»

Дидактическая задача: формировать умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Игровая задача: развивать внимательность, мышление.

Материал: собачка Пиф – кукла бибабо.

Ход игры: Воспитатель говорит, что к нам пришел в гости совершенно необычный пес. Как тебя зовут пес? (Говорит от имени пса.)

Пес: Я Пиф. Я умею считать. Вот спросите у меня: «Пиф, а сколько у тебя хвостов?» - и я отвечу.

В.: Пиф, сколько у тебя хвостов?

Пиф: у меня один хвост. А теперь спросите про нос. (Обращается к кому-нибудь их детей.)

Ребенок: Пиф, а сколько у тебя носов?

Пиф: у меня один нос. А теперь спросите про уши.

Дети могут задавать вопросы про брови, глаза, рот, щеки, лапы. Если форма образована неправильно, Пиф не отвечает на вопрос (ждет) до тех пор, пока ошибка не будет устранена.

 

Название игры: «Три линейки»

Дидактическая задача: формировать умение ориентироваться на окончания слов при определении родовой принадлежности существительных.

Игровая задача: развивать внимательность, мышление.

Материал: лесенка, имеющая три ступеньки; мелкие игрушки и предметы, обозначаемые существительными мужского, женского и среднего рода (блюдце, яйцо, яблоко, полотенце, кольцо, совок, грибок, апельсин, груша, пуговица, матрешка); поднос.

Ход игры: Воспитатель объясняет детям, что нужно рассмотреть предметы на подносе и разложить их на лесенке так, чтобы на нижней ступеньке были те предметы, про которые говорят один, на второй ступеньке - предметы, про которые говорят одна, на третьей - предметы, про которые говорят одно. Затем дети должны разложить предметы в том же порядке.

  • Младший возраст

Название игры: «Придумай рассказ»

Дидактическая задача: формировать умение составлять коллективное повествование.

Игровая задача: развивать внимательность.

Ход игры: Воспитатель говорит детям, что они будут вагончиками. Вагончики должны прицепиться друг к другу, но прицепиться сможет только тот, кто внимательно слушал, на чем остановился его товарищ, и правильно продолжил рассказ.

В.: В лесу жил…

1-й ребенок: Трусливый зайчик.

2-й ребенок: Один раз пошел он гулять.

3-й ребенок: Вдруг он увидел большую змею.

4-й ребенок: Зайчик испугался и убежал.

   В качестве помощи детям воспитатель повторяет последнее слово или всю фразу предыдущего ребенка, тем самым задерживая внимание очередного рассказчика на сюжетной линии. Если в этом случае пауза затягивается, воспитатель подсказывает начало новой фразы. Дети, составившие рассказ, изображают поезд, который едет по комнате.

Название игры: «Объясни Буратино»

Дидактическая задача: формировать умение строить высказывание из двух предложений, связанных между собой по смыслу.

Игровая задача: развивать внимательность.

Материал: кукла Буратино, предметные картинки.

Ход игры: Буратино, называя предметы на картинках, ошибается. Дети его исправляют., например: «Это не помидор, это репа. Она желтая».

  • Средний возраст

Название игры: «Пара слов»

Дидактическая задача: учить строить простое предложение из двух заданных слов.

Игровая задача: развивать логическое мышление, воображение.

Материал: фото или картинки летних пейзажей, ситуаций, явлений природы; разнообразные предметные картинки.

Ход игры: каждый участник игры берет себе по одной картинке из двух стопок и придумывает предложения с названиями изображений на них. Приветствуется юмор, распространенные фразы. Воспитатель. Ребята, вы слышали когда-нибудь в грозу сильный гром? Однажды братцу Лето надоел этот шум. Он решил померить дождевые тучи: Помогите тучкам соединить в одном предложении два разных слова. Например, игрок взял две картинки: «медведь» и «солнце». - Медведь греется на солнце. - Медведю в теплой шубе жарко на солнце. - Медведь отнял солнце у крокодила. Картинки: «муравей» и «цветок». - Муравей залез на цветок. - Муравей спрятался в цветке от дождя. - Муравей качается на цветке.

Название игры: «Закончи предложение и подбери к нему картинку»

Дидактическая задача: формировать умение заканчивать высказывание, подбирать подходящее слово, согласовывать его с, другими словами, в предложении.

Игровая задача: развивать внимательность, мышление.

Материал: предметные картинки – мяч, рыба, кит, лягушка, косточка, тапочки, карандаш, яйцо, платье, пальто, кофта, книги, газета, елка, дом, диван.

Ход игры: Воспитатель начинает фразу, дети по очереди заканчивают ее, выбрав предварительно среди картинок подходящую по содержанию.

-девочка рисует… (елку, дом, диван);

-папа читает… (книгу, журнал, газету);

-собака грызет… (кость, тапочки, карандаш);

-мальчик ловит… (мяч, кита, рыбу, лягушку);

-курица снесла… (яйцо);

-мама стирает… (платье, пальто, кофту).

  • Старший возраст

Название игры: «Про Потому и Почему» 

Дидактическая задача: учить детей пользоваться союзом «потому что», составлять сложноподчиненное предложение.

Игровая задача: развивать логику, внимательность, мышление.

Материал: фишки.

Ход игры: Воспитатель читает детям сказку Н. Рыбакова «Про Потому и Почему». «Жили - были Почему и Потому. Видят они, – катится бревно. - Почему оно катится? – спросило Почему. -   Потому что оно круглое, - ответило Потому. -   А почему бы нам не сделать что-нибудь круглое? – спросило Почему. Стали тогда Потому и Почему строгать, пилить, и получилось у них круглое колесо. Сели они и покатились по земле. Катятся они, катятся и видят: летит птица. - Почему она летит? - спросило Почему. - Потому что у нее крылья есть, - ответило Потому. - А почему бы нам не сделать крылья? – спросило Почему. Сделали тогда Почему и Потому крылья, и получился самолет. И полетели они дальше удивляться. — Вот, ребята потому все и делается на свете, что есть почему».  Далее мы задаем вопросы (почему?..), дети отвечали (потому.)

«Я надела теплую шубу почему? Мы зажгли свет почему? Дети надели панамки почему?, Полили рассаду почему ? и т.д.»

Название игры: «Снежный ком»

Дидактическая задача развивать воображение, связную речь и формировать здоровое чувство юмора.

Игровая задача: развивать память, внимательность.

Материал: белые листы бумаги, карандаши.

Ход игры: Ведущий наугад называет два слова, например, «коробка» и «апельсин». Один из участников игры придумывает и описывает ассоциацию, возникшую на эти слова. Например, «из открытой коробки выкатился огромный апельсин». Следующий игрок называет свое слово, например «Яйцо». Третий участник игры связывает второе слово (апельсин) с третьим (яйцо) также при помощи возникшей ассоциации, например, «под кожурой апельсина оказалось яйцо», и задает следующее слово и т.д.

По окончании игры можно предложить детям нарисовать то, что запомнилось им или рассмешило их.

Название игры: «Кузовок»

Дидактическая задача: развивать слуховое внимание, активизировать словарь, мышление; развивать сообразительность.

 Игровые правила: В кузовок можно «класть» только те слова, которые оканчиваются на -ок; назвавший слово, передает кузовок другому ребенку.

 Игровые действия: Имитация движения, будто в кузовок опускают предмет, кто ошибется, назвав предмет с другим окончанием.

Ход игры: Играющие усаживаются за столом. Воспитатель ставит на стол корзинку, затем спрашивает:

  - Видите, дети, этот кузовок? Знаете, что можно класть в кузовок? В этот кузовок будете класть все, что можно назвать, словом, оканчивающимся на -ок. Например: замок, платок, чулок, носок, шнурок, листок, комок, колобок, крючок. Грибок, коробок и т. д. Каждый положит в кузовок, что он хочет, согласно правилу, и передаёт своему соседу, тот тоже положит что-нибудь из вещей, название которых оканчивается на -ок, и передаёт кузовок дальше.

Название игры: «Дополни предложение»

Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Игровые правила: Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово.

Игровые действия: Бросание и ловля мяча.

Ход игры: Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение, например: «Мама купила... - …книжки, тетради, портфель», - продолжают дети.

Название игры: «Придумай предложение»

Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Игровое правило: Передавать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом.

Ход игры: Дети и Воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры: - Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Даше камешек. Она возьмет камешек и быстро ответит «Я живу близко от детского сада». Затем она назовёт свое слово и передает камешек рядом сидящему. Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Так по очереди по кругу камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им

Конспект занятия по обучению грамматическому строю речи детей старшего дошкольного возраста.

Цель: содействовать расширению словаря детей и умению использовать в речи несклоняемые существительные.

Программное содержание:

Образовательные:

1. Способствовать активизации предметного словаря.

2. Содействовать практическому усвоению использования в речи несклоняемых существительных.

Развивающие:

  1. Продолжать развивать умения подбирать родственные слова, антонимы к несклоняемым существительным, склонять их.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к речевой деятельности, познавательной деятельности.

2. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.

Оборудование и материалы: мяч, игрушка Буратино, предметные картинки.

Словарная работа: кофе, радио, пальто, пианино, кино, какао, метро.

Предварительная работа:

А) Воспитателя: - написание конспекта;

-чтение дополнительной литературы;

- подбор игр для занятия.

Б) Детей: - Повторение несклоняемых существительных, разучивание физминутки по теме, чтение художественной литературы.

Методика проведения

Этапы занятия

Содержание

Примечание

Организационный момент

Воспитатель: ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, соберем все свои знания и силы, закроем глаза и повторим все вместе.

Мы спокойны, мы спокойны,

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо.

Вспомним обязательно,

Что учили на занятиях.

- Но сначала проверим, насколько вы внимательны и готовы показать свои знания.

Дети повторяют

Вводная часть

Сюрпризный момент – появление куклы Буратино. Игра «Поможем Буратино» (несклоняемые существительные).

- Я все помню, я все знаю! Слушайте!

- Я пришёл в пальтЕ;

- Я люблю ездить на метрЕ.

- Мы с Незнайкой были в кинЕ.

- Я люблю играть на пианинЕ.

- Я мечтаю об эскимЕ.

- Незнайка облил себя кофеМ.

Приглашаем Буратино на занятие.

Буратино «говорит» разные предложения с несклоняемыми существительными, ошибаясь, дети его исправляют:

В пальто

На метро

В кино

На пианино

Эскимо

Кофе

Основная часть

Помогите Буратино:

Папа Карло убирает в шкаф …

Мальвина убирает в шкаф…

Папа Карло вышел на прогулку в …

Мальвина вышла на прогулку в …

Мальвина надела кофту под…

Молодцы! А теперь давайте поиграем в следующую игру. Я буду говорить стихотворение, а вы, услышав ошибки, исправлять. Готовы?

Игра «Исправь стихотворение»

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метрУ.

И поехали в метрЕ

Фильм смотреть о кенгурЕ.

Вот сидим мы с ним в кинЕ

Без пальтА и без кашне,

А вернее, я и ты

Без кашнЫ и без пальтЫ.

Любит кинА детвора,

Если в кинаАХ кенгурА!

Ходит, бродит по шоссУ.

Носит в сумке шимпанзУ.

Кенгуру в кафУ зашёл,

Занял там свободный стол

И сидит за доминоЙ

С шимпанзОЙ и какадОЙ.

Какие вы внимательные, все ошибки нашли. Понравилось вам исправлять ошибки.

А теперь выходите в круг, немного отдохнём и поиграем, будьте внимательны.

Дети продолжают предложения за Буратино:

шубу

пальто

шубе

пальто

пальто

Дети продолжают исправлять слова:

в метро

в метро

о кенгуру

в кино

без пальто

без кашне и без пальто

кино

в кино кенгуру

по шоссе

шимпанзе

в кафе

за домино

с шимпанзе и какаду

Физкультминутка (динамическая пауза).

Дидактическая игра «Назови одним словом» (с мячом)

Шуба из меха …

Кофта из шерсти …

Мяч из резины …

Варенье из малины …

Шарик из стекла …

Самолет из бумаги …

Кубик из дерева …

Игрушка из пластмассы …

Дети ловят мяч и отвечают:

Меховая

Шерстяная

Резиновый

Малиновое

Стеклянный

Бумажный

Деревянный

Пластмассовая

Молодцы, садитесь на свои места.

Сейчас мы с вами снова немного поиграем, но отвечать вы должны полным предложением, называя лишний предмет и добавляя, потому что (вы должны объяснить почему вы выбрали именно его)

Игра «Четвертый лишний»

Помидор, картофель, яблоко, огурец.

Белка, комар, бабочка, кузнечик.

Степан, Светлана, Андрей, Антон.

Стол, диван, холодильник, кровать.

Какие вы молодцы! Видишь Буратино, какие дети внимательные, со всеми заданиями справились.

Дети отвечают:

Яблоко, потому что это фрукт

Белка. Потому что она животное

Светлана, потому что это девочка

Холодильник, потому что это бытовая техника

Итог занятия

Кто вспомнит, чем мы сегодня занимались? Что нового узнали?

Слова ты эти твёрдо знай

И в предложениях не меняй!

Кофе, радио, пальто,

Пианино и кино,

И какао, и метро –

Как придумано хитро:

Если нам встречаются,

Вовсе не меняются!

Воспитатель подводит итоги занятия.



Предварительный просмотр:

Картотека коммуникативных игр:

«Кто к нам пришел?» 

Цель игры: организовать детей, сблизить их друг с другом, обогатить игровой и социальный опыт.

Ход игры: Ведущий рассаживает детей на стульчики и сообщает, что к ним сегодня в гости будут приходить разные животные, а какие именно — об этом они должны догадаться сами. Он вызывает двух-трех детей (наиболее смелых и находчивых), отходит с ними в сторонку и тихонько, так, чтобы не было слышно остальным, договаривается, какого гостя будет изображать тот или иной ребенок, помогает каждому из них найти движения, соответствующие его роли, а также звукоподражания. Устанавливает очередность их выхода. Вернувшись к остальным детям, ведущий объявляет; «Вот идет первый гость, кто к нам пришел, покажись!» Выходит первый гость. Дети отгадывают, кто к ним пришел, и ласково, приветливо принимают гостя. Ведущий старается дополнить образ животного, активизировать воображение всех участников игры и дает пример приветливого отношения к гостю: «Какая замечательная собачка к нам пришла, какие у нее ушки, какой носик...» и т. д. Поиграв с собачкой, дети усаживают ее на стульчик. Раздается стук в дверь, и появляется следующий гость. После встречи третьего гостя взрослый подзывает к себе других детей и распределяет между ними роли. Игра повторяется до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в роли гостя.

«Подарки»

Цель игры: формирование потребности в общении, становление субъективного эмоционального отношения к сверстнику.

Ход игры: Взрослый спрашивает ребят, любят ли они получать подарки и, получив положительный ответ, предлагает: «Давайте будем понарошку дарить подарки». Затем подзывает к себе одного ребенка, в центр, затем все произносят: Принесли мы всем подарки, Кто захочет, тот возьмет, Вот вам кукла с лентой яркой, Конь, волчок и самолет. Перечислять игрушки надо медленно, выразительно, чтобы дети успели представить себе каждый предмет. Затем, обращаясь к ребенку, которому будут «дарить» подарок, воспитатель спрашивает, какой из перечисленных предметов он хотел бы получить. Если малыш выбирает коня, остальные дети скачут как лошадки. Если кукла – танцуют как куколки и поют песенки. Если волчок – кружатся со звуком «ж-ж-ж». Если самолет – изображают полет и приземление самолета, раздвигая руки, и воспроизводя рев мотора: «р-р-р». Пусть ребенок выберет себе «подарок» (кого-то из детей). И тот, кого он выбрал, выходит в центр комнаты. Теперь он будет выбирать подарок.

Примечание: Подарки можно разнообразить – например, предложить на выбор бабочку, лягушку, мишку, автомобиль и др., которые легко изобразить в движениях. Для этого надо заранее сочинить стишки про эти игрушки.

«Раздувайся пузырь»

Цель игры: способствовать налаживанию взаимоотношений между детьми и с взрослым.

Ход игры:  Ведущий предлагает всем детям сесть на стульчики, расположенные полукругом, и спрашивает одного из них: «Как тебя зовут? Скажи громко, чтобы все слышали!» Ребенок называет свое имя, а взрослый ласково повторяет его: «Машенька, пойдем играть!» Ведущий берет ребенка за руку, подходит вместе с ним к следующему малышу и спрашивает, как его зовут и т.д. Так по очереди за руки берутся все дети. Когда все дети будут приглашены, образовывается длинная цепочка. Взрослый берет за руку ребенка, стоящего последним, и замыкает круг. «Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился, как пузырь! — говорит взрослый. — А теперь давайте сделаем маленький кружок». Вместе с ведущим дети становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь»: наклонив головы вниз, малыши дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух в свою трубку и произносят звук «ф-ф-ф». Эти действия повторяются два-три раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь и произнося следующие слова:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся!!!

Получается большой растянутый круг. Ведущий входит в него, дотрагивается до каждой пары соединенных рук, затем неожиданно останавливается и говорит: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и сбегаются в кучку (к центру).

«Карусели»

Цель игры: Развитие способности к согласованному взаимодействию, умения подчинять свои действия интересам группы.

Ход игры: Игра начинается с последовательного приглашения детьми друг друга в общую игру.

Когда все участники игры собираются в общую цепочку, она замыкается и образуется круг. "Сейчас мы будем кататься на карусели, - говорит взрослый.- Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась". Держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу и произносят следующие слова: "Еле-еле, еле-еле завертелись карусели. А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом! Побежали, побежали, побежали! Тише, тише, не спешите, карусель остановите. Раз-два, раз-два (пауза). Вот и кончилась игра".

Движения:
Сначала карусель медленно движется в правую сторону. Темп речи и движения постепенно ускоряются. На слова "побежали" карусель меняет направление движения. Темп движения постепенно замедляется, и на словах "раз-два" все останавливаются. Потом дети собираются в круг, и игра начинается сначала.

Правила игры:

  1. Крепко держать друг друга за руки, чтобы во время движения круг не обрывался.
  2. Поворачиваться лицом в сторону движения карусели.
  3. Подчиняться общему темпу движения и дружно хором произносить слова.

 «Смелые мышки»    

Цель игры:: воспитание у детей выдержки, формирование самоконтроля (в четкости выполнения правил), способности преодолеть свою робость.

Ход игры: Игра начинается с организации игрового пространства, в которой активно участвуют сами дети: они ставят стульчики для всех участников. Впереди перпендикулярно к линии стульчиков проводятся две черты на расстоянии примерно 20 шагов; напротив стульчиков рисуется дом для ловушки ("кота"). После этого все дети садятся на приготовленные стульчики. Ведущий выбирает из них 5-6 человек на роль мышек, а одного - на роль кота. Мышки становятся у черты, а кот занимает свое место в доме. С началом стихотворного текста, который произносит воспитательница вместе со всеми детьми, мышки делают несколько шагов по направлению ко второй черте. Произносится текст С.Я. Маршака:

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз – два – три – четыре –

Мыши дернули за гири... (Остановившись примерно в середине пространства между двумя чертами, мыши делают движение руками, будто дергают за гири, а дети на стульчиках хлопают в ладоши).

Вдруг раздался страшный звон! (пауза)

Убежали мыши вон!С последними словами, которые произносятся резко и неожиданно, мыши убегают, а кот их ловит.

«Лохматый пес»

Цель игры: воспитание у детей выдержки, способности преодолевать свою робость и соблюдать некоторые элементарные правила.

Ход игры: На земле чертится кружок. Это дом для лохматого пса. На расстоянии 2-3 шагов от него проводится черта, до которой обязательно должны дойти дети. От этой черты на расстоянии 15-20 шагов рисуется вторая черта, где дети будут спасаться от лохматого пса. Одному из детей поручается роль лохматого пса - он идет в свой дом и ждет, пока дети придут к нему. Ведущий подводит детей к черте их дома и выстраивает в шеренгу. Сначала ведущий сам ведет шеренгу детей, задавая направление и темп движения, и произносит следующие слова, которые вместе с ним повторяют все дети:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос.

Тихо, смирно он лежит,

То ли дремлет, то ли спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет!?

Под этот текст все дети, взявшись за руки, подкрадываются к черте рядом с домом пса. На последние две строчки они протягивают руки и дотрагиваются до него. Пес в это время не должен шевелиться: сидя с закрытыми глазами, он позволяет погладить себя. Вдруг, неожиданно для детей, пес открывает глаза и лает, а малыши убегают в свой дом (за черту). Пес бегает за детьми, лает на них, а когда все убегут за черту, возвращается в свой дом. Каждый ребенок, выбранный на эту роль, выполняет ее не более двух раз, после чего выбирается новый пес. Выполнение этих правил приучает детей к выдержке и организованному поведению в коллективе.

«Куклы пляшут»

Цель игры: Развитие у детей умения уступать друг другу, сдерживать свои непосредственные желания и побуждения.

Ход игры: Взрослый говорит детям: "Смотрите, какие куклы сегодня пришли поиграть с нами! Таким нарядным куклам, наверное, очень хочется поплясать, но сами они плясать не умеют. Ведь они совсем маленькие и привыкли, что их берут на руки и танцуют с ними". Показывает. Потом он предлагает нескольким детям выбрать кукол и потанцевать с ними (произвольно). "А теперь, - говорит взрослый,- подумайте, кому передать свою куклу". Игра продолжается до тех пор, пока все дети не попляшут с куклами.

Правила игры:

В начале игры каждый выбирает себе куклу сам, ссориться из-за игрушек нельзя.

Куклу можно передавать только тому, кто ещё не плясал.

«По дорожке Валя шла»

Цель игры: Овладение навыками выбора партнера по совместной деятельности, выражение симпатии и приязни к сверстнику.

Ход игры:
Все дети ходят по кругу, а кто-нибудь один («Валя»), кого заранее выбирает взрослый, находится в центре и выполняет движения, соответствующие следующим словам: "По дорожке Валя шла, Валя тапочки нашла". Дети, кружась за руки, идут по кругу вправо, а Валя, находясь внутри круга, - влево. "Валя тапки примеряла, чуть надела - захромала".

(«Валя» изображает, что надевает тапочки, поднимая то одну, то другую ногу, а затем прыгает на одной ноге, будто хромает.)

"Стала Валя выбирать, кому тапочки отдать. Коле тапки хороши, на, надень и попляши".

(Хоровод останавливается, все смотрят на середину круга.)

«Валя» и Коля пляшут в середине круга, и игра начинается сначала.

Правила игры:

  1. Выполнять движения в строгом соответствии с текстом.
  2. Выбирать тех детей, которые ещё не были в кругу и не плясали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...

Дидактические игры в младшей группе. Картотека Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС

Дидактические игры в младшей группе. КартотекаДидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС...

Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения для работы с дидактическим пособием «Макет дороги».

Картотека дидактических игр разработана для дидактического пособия по изучению правил дорожного движения (ПДД) «Макет дороги», она предназначена для детей старшего дошкольного возраста....