ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по физкультуре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stepanova_l.a._statya.docx | 19.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Степанова Людмила Александровна
инструктор по физической культуре
МАДОУ «Кугесьский детский сад «Крепыш»
Чебоксарский район
п. Кугеси, Чувашская Республика
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: В статье рассматриваются особенности развития быстроты у дошкольников. Представлена общая характеристика понятия «быстрота», описываются формы проявления быстроты, рассмотрены методические рекомендации по развитию быстроты у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: быстрота, скоростные способности, дошкольный возраст.
Для характеристики возможностей человека выполнять двигательные задания с максимальной скоростью в течение ряда лет использовался обобщенный термин «быстрота». Варианты трактовки этого понятия: а) способность человека осуществлять движения с определенной скоростью (В. Н. Шебеко [4]); б) линейная и угловая скорость перемещения тела и его частей в пространстве (А. А. Васильков [1]). С учетом множественности форм проявления быстроты движений и их высокой специфичности данный термин в последние годы заменили на понятие «скоростные способности». Ю. Ф. Курамшин трактует скоростные способности как комплекс функциональных свойств человека, которые обеспечивают выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени [3].
Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам Ю. Ф. Курамшин относит четыре вида скоростных способностей: 1) быстро реагировать на сигнал; 2) выполнять одиночные локальные движения с максимальной скоростью; 3) быстро начинать движения; 4) выполнять движения в максимальном темпе [3].
Элементарные формы проявления быстроты в разных сочетаниях и в совокупности с другими способностями и техническими навыками обеспечивают комплексное проявление скоростных способностей в сложных двигательных актах. Комплексные формы проявления, по Ю. Ф. Курамшину: 1) способность быстро набирать скорость на старте до максимально возможной; 2) способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости; 3) способность быстро переключаться с одних действий на другие и т.п. [3]
Согласно данным А. А. Василькова, элементарные формы быстроты слабо поддаются совершенствованию, т.к. зависят от свойств врожденного типа нервной системы (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик). В то же время комплексные формы быстроты хорошо поддаются развитию, т.к. зависят от широкого круга факторов, которые поддаются совершенствованию [1].
Уровень развития и проявления скоростных способностей, по мнению Ю. Ф. Курамшина, зависит от следующих факторов: 1) подвижности нервных процессов, т.е. скорости перехода нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно; 2) соотношения различных мышечных волокон, их эластичности, растяжимости; 3) эффективности внутримышечной и межмышечной координации; 4) совершенства техники движений; 5) степени развития волевых качеств, силы, координационных способностей, гибкости; 6) содержания АТФ (аденозин три-фосфорная кислота, т.е. «молочная» кислота) в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза (восстановления) [3].
Развитие быстроты у детей дошкольного возраста рекомендуется осуществлять на основе элементарных движений (после того как они сформированы), затем следует вводить задания, способствующие повышению скорости, способности к ускорениям и быстроты двигательной реакции в переменных формах двигательной деятельности (подвижные игры и др.).
Эффективнее всего у дошкольников быстрота развивается в беге. Развитие этого качества, на взгляд А. В. Кенеман, должно строиться на основе освоения ими правильного навыка движения, что позволит им сосредоточить волевое усилие не на способе выполнения движения, а на его скорости [2].
Развитию скорости помогают задания: быстро добежать до флажка и поднять его; быстро добежать до заданной границы (игра «Перебежки»). Такие задания можно предлагать выполнять детям в соревновательной форме.
Развитию быстроты способствуют и подвижные игры. В них ребенок самостоятельно изменяет характер движения, его быстроту в зависимости от изменений ситуации (например, действие водящего при ловле, догонялках и т.д.). Правильная двигательная реакция ребенка будет определяться умением быстро воспринять направление и скорость движущегося предмета (например, «ловишки»), учесть расстояние и время его приближения. Это требует определенной степени развития подвижности нервных процессов, одновременно содействуя их совершенствованию, а также некоторых пространственных, временных и глазомерных оценок. Данные особенности в совокупности позволяют ребенку правильно ориентироваться в изменяющейся обстановке и координировать свои движения.
Таким образом, развитие быстроты у детей дошкольного возраста подразумевает несколько вариантов, которые можно успешно реализовать в условиях дошкольной образовательной организации.
Список литературы
- Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания / А.А. Васильков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 384 с.
- Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. – Москва: Просвещение, 1978. – 272 с.
- Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин, В.И. Григорьев, Н.Е. Латышева и др.; под ред. Ю.Ф. Курамшина. – Москва: Советский спорт, 2007. – 464 с.
- Шебеко, В. Н. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях / В.Н. Шебеко, В.А. Шишкина, Н.Н. Ермак. – Минск: Унiверсiтэцкае, 1998. – 184 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития познавательной деятельности дошкольников.
Статья об особенностях познвательной деятельности дошкольников....
«Возрастные особенности развития речи младших дошкольников и создание условий активизации их речевого общения»
консультация для педагогов...
Развитие быстроты у дошкольников
Реферат на тему "Развитие быстроты у дошкольников"...
«Особенности развития эмоционального мира дошкольников»
Раннее и дошкольное детство - это время, когда эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, уп...
Гендерные особенности развития речи у дошкольников
Развитие речи...
Консультация для воспитателей Развитие познавательной сферы дошкольников: возрастные потребности и особенности развития познавательной сферы дошкольников
Развитие познавательной сферы дошкольников: возрастные потребности и особенности развития познавательной сферы дошкольников...
Педагогическое сопровождение развития быстроты младших дошкольников средствами подвижных игр.
Подвижные игры важный фактор в жизни ребенка....