РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СЮЖЕТНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ
статья по физкультуре

Климова Нина Геннадьевна

Физическое воспитание стоит в ряду важнейших направлений современного  дошкольного воспитания и отвечает требованиям всестороннего гармонического развития личности ребенка дошкольного возраста. Развитие физических качеств у ребенка происходит в связи с формированием двигательных навыков.  В дошкольном возрасте возникают хорошие основы для развития всех физических качеств, что является важной задачей физического воспитания детей 3-4 лет. В этот возрастной период у ребенка развиваются сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость; эти качества проявляются через двигательные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СЮЖЕТНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Аннотация: автором рассматривается проблема развития физических качеств у младших дошкольников на сюжетных физкультурных занятиях.

Ключевые слова: физическая культура, физические качества, физкультурные занятия, сюжетные физкультурные занятия, младший дошкольник.

Физическое воспитание стоит в ряду важнейших направлений современного  дошкольного воспитания и отвечает требованиям всестороннего гармонического развития личности ребенка дошкольного возраста. Развитие физических качеств у ребенка происходит в связи с формированием двигательных навыков.  В дошкольном возрасте возникают хорошие основы для развития всех физических качеств, что является важной задачей физического воспитания детей 3-4 лет. В этот возрастной период у ребенка развиваются сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость; эти качества проявляются через двигательные навыки.

Особое значение в развитии физических качеств младших дошкольников имеют сюжетные физкультурные занятия, которые делают этот процесс увлекательным, интересным, веселым, подражательным. Сюжетные физкультурные занятия создают условия для оптимального физического развития ребенка младшего дошкольного возраста, делают содержание его физкультурной деятельности увлекательной и содержательной. Сюжетные физкультурные занятия обеспечивают доступный и посильный для младшего дошкольника двигательный режим ребенка, позволяют пополнять потребности в движениях.

Развитие физических качеств является важной задачей физического воспитания дошкольников. По мнению С. Л. Рубинштейна, физические качества есть «врожденные морфофункциональные качества, при которых человек может проявлять физическую активность, двигательную деятельность» [4, с. 47].

Основными физическими качествами называют силу, выносливость, ловкость, гибкость, быстроту. Кратно характеризуем их:

– сила – способность преодолевать внешнее сопротивление в ходе мышечных напряжений;

– выносливость – способность противостоять утомлению организма;

– гибкость – способность выполнять упражнения с большой амплитудой;

– ловкость – способность быстро и точно выполнять двигательные упражнения;

– быстрота – комплекс свойств организма, которые характеризуют скоростные движения.

Как справедливо замечает Е. О. Смирнова, для детей младшего дошкольного возраста характерна «недостаточная устойчивость тела, некая ограниченность двигательных возможностей» [3, с. 313]. Младшие дошкольники обладают высокой двигательной активностью, хотя их движения слабо согласованы, и дети быстро утомляются. У детей хорошо развиваются все части тела (особенно верхние), мускулатуры плечевого пояса и мышц-сгибателей, но движения их отличаются однотипностью.

В младшем дошкольном возрасте у детей наблюдается недостаточная четкость движений, трудности при соблюдении указанного направления. Остаются такие вспомогательные движения, как боковые раскачивания, разведение рук для сохранения равновесия, шарканье ногами; ноги при ходьбе полусогнуты. Согласованное движение рук и ног при ходьбе присутствует не у многих детей. К четырем годам оно отмечается более чем у половины детей. А. В. Кенеман говорит о том, что «хорошая координация движений рук и ног при беге развивается у детей быстрее, чем при ходьбе» [2].

Сюжетные физкультурные занятия обеспечивают более высокий двигательный режим ребенка в течение дня, позволяют пополнять его потребности в движениях. Сюжетное занятие делает эффективным проведение физических упражнений с младшими дошкольниками, обеспечивает создание эмоционально положительной среды для их физического развития, вызывает радостные эмоции детей, их желание повторить упражнение, справиться с трудностями [1].

Сюжетные физкультурные занятия всегда увлекают младших дошкольников в мир сказочных персонажей, знакомых им, побуждают к самовыражению, снимают стеснительность и эмоциональное напряжение. Такие занятия способны предотвратить механическое усвоение техники физического движения детьми. Сюжетная линия сюжетного физкультурного занятия позволяет сократить время разучивания упражнения детьми, придает занятию черты драматизации, сюжетно-ролевой игры; в ходе такого занятия возможно использование интересного оборудования, элементов костюмов, музыки, ярких деталей и так далее. Дети легко обогащают опыт двигательной активности, движений.

На сюжетных физкультурных занятиях часто используется воображаемая ситуация с известными детям героями сказок или путешествие в природу, игра в профессию и прочее. Дети с интересом выполняют все физические упражнения, так как, по мнению В. И. Турченко, на сюжетных физкультурных занятиях «создаются условия для воображения, фантазии, самостоятельности и инициативы» [5, с. 73].

Использование сюжетных занятий помогает в решении следующих задач:

  • закреплять и совершенствовать двигательные умения и навыки детей в игровой форме;
  • развивать психические способности и эмоциональную сферу;
  • развивать музыкально-ритмические способности детей;
  • воспитывать интерес и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями;
  • воспитывать и развивать у детей творческие способности, воображение, фантазию;
  • способствовать появлению интереса к импровизации различных действий в процессе занятия.

Планируя сюжетные занятия следует учитывать следующие факторы:

  1. Сюжетно-образные физкультурные занятия. Цель: через знакомый подражательный образ привлечь детей к выполнению разнообразных движений, приобретение разнообразных двигательных навыков. (На протяжении всего занятия разные движения имеют разные образы или один образ воплощается в разных движениях).
  2. Сюжетно-игровые физкультурные занятия. Цель: учить детей ставить перед собой задачу и решать ее, преодолевая различные проблемные ситуации, воспитывая в себе необходимые для этого психологические и физические качества.
  3. Сюжетно-тематические физкультурные занятия. Цель: учить преодолевать двигательные трудности, ориентироваться в проблемных ситуациях, развивать у детей творчество, фантазию и воображение

Таким образом, сюжетно — игровая форма проведения физкультурных занятий помогает мне развивать у детей инициативу и самостоятельность, создаёт условия для неоднократного выполнения и повышения интереса к движению. Движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом, увлекают детей, образ подталкивает к исполнению подражательных движений, которые очень любят дошкольники. Движения, даже самые простые, дают пищу детской фантазии, развивают творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребёнка. Ребята учатся думать и действовать одновременно. Кроме того в процессе сюжетно-игровых физкультурных занятий у детей формируется самооценка: ребёнок оценивает своё «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются личностные качества: самоуважение, совесть, гордость.

Список литературы:

  1. Картушина, М. Ю. Сюжетные физкультурные занятия для детей средней группы ДОУ / М. Ю. Картушина. – Москва : Скрипторий, 2011. 109 с.
  2. Кенеман, А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста : метод. пособие / А. В. Кенеман, Д. В. Хухалева. – М. : Просвещение, 2011. – 271 с.
  3. Смирнова, Е. О. Психология ребенка : учебник / Е. О. Смирнова. – М. : Школа–Пресс, 1997. – 384 с.
  4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2013. – 592 с.
  5. Турченко, В. И. Дошкольная педагогика : учеб. пособие /                       В. И. Турченко. – М. : Флинта, 2013. – 256 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие физических качеств и оздоровление дошкольников с использованием подвижных и дидактических игр

Подвижная игра – одно из средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка. В игре однов...

Проект «Расти здоровым, сильным, ловким» Тема: Развитие физических качеств и оздоровление дошкольников.

Создание оптимальных условий, способствующих развитию физических качеств и оздоровлению дошкольников. Анализс развития физических качеств и оздоровления дошкольников в педагогической литературе....

Тема: «Развитие физических качеств у старших дошкольников посредством подвижных игр». (региональный компонент)

Подвижная игра как средство гармоничного развития дошкольника.           Подвижная игра с правилами – это сознательная двигательная активн...

Презентация «Круговая тренировка как одна из наиболее эффективных форм работы по развитию физических качеств у старших дошкольников»

Классическая круговая тренировка была разработана английскими специалистами Робертом Морганом и Гарри Адамсом в начале 50-ых годов, и на протяжении многих лет, зарекомендовала себя как эффективная фор...

Проект «Русские народные игры как средство развития физических качеств у старших дошкольников». Старшая группа «Сказка»

Проект направлен на привлечение дошкольников к изучению игр русского народа.Актуальность настоящего проекта определяется стремлением расширить познания дошкольников об истории русского народа , его ку...

Методическое пособие «Физическое развитие детей второго года жизни» Л.Н. Волошиной, Л.В. Серых как эффективное средство развития физических качеств и оздоровления дошкольников.

Методическое пособие «Физическое развитие детей второго года жизни» Л.Н. Волошиной, Л.В. Серых как эффективное средство развития физических качеств и оздоровления дошкольников....

Статья "Подвижная игра как средство развития физических качеств у младших дошкольников"

В статье раскрывается роль подвижной игры в развитии и воспитании основных движений у детей младшего дошкольного возраста. Даются краткие рекомендации по подготовке к игре её организации. Делается выв...