Статья "Физкультурно-игровая среда как фактор физического развития детей".
статья по физкультуре
Создание развивающей физкультурно-игровой среды в ДОУ, требования к физкультурному оборудованию, приёмы повышения эффективности его использования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Физкультурно-игровая среда как фактор физического воспитания детей.
Развивающая среда – это окружение, с которым ребёнок вступает в контакт, реагирует, взаимодействует.Она во многом определяет темпы и характер развития и воспитания ребёнка. Окружающие предметы помимо утилитарного назначения являются источником знаний, эмоцийи,безусловно здоровья.Предметно-пространственная средав ДОУдолжна служить основой для двигательной деятельности детей, своеобразной формойих самообразования в области здоровья.Роль взрослых состоит в том, чтобы открыть перед детьми весь спектор возможностей среды и направить их усилие на использование отдельных её элементов.
Развивающая физкультурно-игровая среда как условие двигательного развития детей включает:
эколого-гигиенические условия;
достаточные площади для движений в помещении и на участке, личное пространство как для движений, так и для отдыха и уединения;
физкультурное оборудование и инвентарь;
общую спортивную площадку на участке (мини-стадион), групповые площадки;
спортивный инвентарь (санки, самокаты ,велосипеды)
стационарное и переносное физкультурное оборудование для всех оснавных движений;
атрибуты (колокольчики, нагрудные знаки, шапочки для игр);
книги и репродукции о физкультуре и спорте, в том числе олимпийской тематики;
дидактический материал для самостоятельной деятельности (настольные игры, парные, разрезные картинки и пр.)
Требование к физкультурному оборудованию:
отвечать правилам безопасности, охраны жизни и здоровья детей, нормам гигиены и эстетики;
соответствовать по размеру и конструкциям анатома-физиологическим и психологичечким особенностям детей, их возрасту;
обеспечивать разностороннее двигательное развитие детей;
активизировать игровую деятельность.
Чтобы обеспечить эффективность использования физкультурного оборудования, необходимо подобрать и объединить его разные виды в комплекты с учётом специфики размещения в разных помещении и на воздухе: в отдельном физкультурном зале ДОУ, музыкальном и физкультурном зала,групповых комнатах,на физкультурной площадке, групповом участке и т.д.
В комплект целесообразно включить: стационарное оборудование(1 – 5 единиц); набор предметов физкультурного инвентаря, состоящего из мячей, обручей, скакалок разных размеров; переносное обороудование(лестница –стремянка, горка-скат,мостик-качалка); физкультурный инвентарь, который можно навесить, приставить,объединить со стационарным; дополнительные физкультурные приспособления в виде зрительных ориентиров(плоскостные дорожки, геометрические фигуры и др.); игровые детали-атрибуты(рули, нагрудные знаки).
Один из приёмов повыения эффективности физкультурного оборудования – создание новизны. Детям надоедает однообразие, они перестают замечать даже самые любимые игрушки. Новина создаётся засчет смены переносного оборудования; размещения на стационарном и переносном оборудовании дополнительных деталей (навесных, приставных); объединения разного инвентаря в своеообразные комплексы(полосы препятствия, дорожки, заборчики, домики), перестановки инвентаря в пространстве.
Использование физкультурног оборудования имеет свою специфику в зависимости от возраст детей.
В млажших группах оно должно содержать игровой элемент, дающий возможность ребёнку свободного перехода от «чисто двигательной» деятельности к игровой и, наоборот, создающей условия для наиболее полного самовыражения его деятельности.
Одна из самых ярких черт детей пяти – шести лет – потребность фантазировать. Для удовлетворения этой потребности следует создать в группе и на участке своеобразную физкультурную «лабораторию», где дети смогут не просто двигаться, а проводитьэксперементы над движением: повторять, сравнивать, фантазировать. Например, превратить физкультурный комплекс в пожарную лестницу, смотровую вышку, мачту коробля.Тогда движение лазанья огранично войдёт в сюжетно-ролевую игру, обогатив её содержание и одновременно дав возможность многократно и по-разному двигаться, сочетая различные виды движений, регулируя их темп, способы выполнения.Здесь можно поупражнятся в ловкости, выносливости, силе, научиться взбираться по верёвочной лестнице, канату, шесту, придумывать разные способы перемещения с одного вида оборудования на другой. Педагог предоставляет детям полную свободу, наблюдая за ними со стороны и при небходимости обеспечивая страховку.
Для того чтобы вызваать у детей интерес к движениям, физкультурный инвентарь в групповой комнате следует расставлять каждый раз по-иному: в другой части комнаты, в другом пространственном положении, дополнять основные предметы инвентаря небольшими деталями( например, на доску положить кубик для перешагивания, на гимнастическую скамейку мяч, который «подскажет» ребятам новое движение).
Физкультурное оборудование вноситься в группу в зависимости от времени дня, характера предыдущей и предстоящей деятельности детей.
Утром двигательная деятельность должна быть спокойной, поэтому инвентарь рассчитывается на их умеренную, средюю подвижность. Учитывается и ещё одно обстоятельство:педагог занят приёмом детей и не может уделить должного внимания организации двигательной активности воспитанников.Поэтому преимущество отдаётся предметам инветаря для постых, хорошо знакомых детям движений, не требующих страховки:шнуры, скакалка,верёвка, доска обычная, ребристая, мягкое бревно,кегли, дуги, плоскостные дорожки и т.д.
Во второй половине дня следует предоставить детям возможность вспомнить и повторить то, чему удалось научиться сегодня.Пусть они самостоятельно выбирают из предложенного оборудования то, что им нравится.
К развивающей среде относятся не только предметы, пространство, но и люди. Взрослые должны служить эталоном здорового поведения, уметь создавать здоровьеразвивающие бытовые и игровые ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная среда как фактор позитивной социализации детей дошкольного возраста
В статье отражены основные аспекты, связанные с вхождением в образовательную среду детей дошкольного возраста. Именно образовательная среда выступает основным фактором позитивной социализации де...
Из опыта работы.«Развивающая предметно-пространственная среда как фактор полноценного развития детей дошкольного возраста»
Младшие и средние группы ДОУ...
«Использование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в физическом развитии детей дошкольного возраста»
Спортивный зал нашего учреждения небольшой, он составляет 81 кв. м, что очень затрудняет дать детям необходимую нагрузку. А в соответствии с СанПин (2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013г №26) дети с 3-х...
7 факторов, способствующих физическому развитию детей в условиях семьи:
РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ!...
«Проектирование предметно пространственного компонента образовательной среды как ключевой фактор личностного развития детей дошкольного возраста».
Актуальность проекта заключается в необходимости усиления мотивации личностного развития детей дошкольного возраста. Поэтому в рамках деятельности инновационной площадки «Теория и практика социа...
Двигательная активность как важный фактор физического развития детей дошкольного возраста
Детство, важное время для развития двигательной активности, т.к. разные формы двигательной активности развивают все системы детского организма...
Конспект педагогического совета на тему:"Здоровьесберегающая среда, как фактор детского развития детей с ОВЗ"
Педсовет на тему: «Здоровьесберегающая среда как фактор детского развития для детей с ОВЗ»...