"Современная методология обучения дошкольников играм с элементами спорта"
статья по физкультуре
Игры с элементами спорта предполагают сознательное воспроизведение и усовершенствование движений. Они являются эмоциональным воплощением процесса не только выполнения действия, но и достижения результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Современная методология обучения дошкольников играм с элементами спорта.
Использование игр с элементами спорта как средства и формы организации физического воспитания обеспечивает гармоничное - личностное, физическое и психическое - развитие дошкольника, а также создаёт условия для гуманизации педагогического процесса, превращая ребёнка из объекта социальна - педагогического воздействия в субъект активной творческой деятельности. Это происходит на основе развития внутренних мотивов к самосовершенствованию. Обучение таким играм обеспечивает всем детям равные возможности в овладении физическойкультурой и даёт каждому ребёнкуправо выбора. Но достичь положительных результатов можно лишь при условии ненасильственного стимулирования моторного развития.
Игра представляет главную для дошкольников форму деятельности. Игра же с элементами спорта предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование движений. Значение двигательных действий в общем развитии ребёнка велико. Ещё Е. А. Аркин подчёркивал, что «ребёнок вцелом, как личность, находит впервые в движениях, в действиях путь к самоутверждению, к признанию себя и своих сил». Игры с элементами спорта требуют от детей таких качеств и умений, как самостоятельность, быстрота, ловкость движений, ориентировка в пространстве. Ребенок, включаясь в такие игры, в кратчайшие промежутки времени должен осознать ситуацию, оценить её, выбрать наиболее правильные действия и применить их. А это требует развития определённых умений и навыков. Для игр с элементами спорта характерны следующие особенности специфика и точность техники двигательных действий, определённый состав участников, распределение функций, чёткая организация игровых условий. Некоторые из таких игр строятся на многообразных двигательных действиях(ходьба,бег, метание). Они требуют умения сохранять устойчивое положение в заданной позе после приседаний, поворотов, наклонов; могут выполняться различными способами, сочетаниями разных способов, с изменениями темпа и скорости. Движения в играх с элементами спорта активизируют и мелкие мышцы рук, тем самым стимулируя их развитие. Для дошкольников предпочтительнее движение счастой смелой направления перемещения тела, что и лежит в основе игр с элементами спорта. По сравнению с подвижнымииграми игры с элементами спорта являются более сложнойформой деятельности.
Следовательно, и влияние их на организм значительно шире. Психологи пришли к выводу: коллективная деятельность в процессе обучения должна во многих случаях предшествовать индивидуальной, так как сопоставимость действии, состязательность, диалог и другие атрибуты совместной деятельности учат детей рассуждать, оценивать, пробуждают эмоциональные реакции. Наличие продуктивного коллективного взаимодействияв играх с элементами спорта считается одним из главных оснований для обучения младших дошкольников элементам этих игр, хотя традиционно считается, что они доступны лишь старшим дошкольникам.
В результате многолетней экспериментальной работы разработан алгоритм обучения, выраженный в систематизированном - по задачам и этапам обучения — педагогическом процессе применения опорных, подводящих и подготовительных, В рамках классической теории и методики обучения двигательным действиям детей В. И. Усаков разработал следующую схему первоначального разучивания технических элементов спортивных игр.
1. Ознакомление со спортивной игрой посредством вербальных методов наглядности.
2. Разучивание наиболее простых технических приёмов, характерных для той или иной спортивной игры.
3. Разучивание простых специальных движений, с доведением их до уровня навыка, а также — на их основе - элементарных связок и комбинации.
4. Закрепление простых специальных комбинированных действий и движений.
5. Совершенствование основных технических приёмов, характерных для изучаемой игры, с использованием игрового и соревновательного методов.
6. Разучивание элементарной тактической схемы игры по упрощённым правилам.
7. Углубленное разучивание как элементарных, так и более сложных тактических схем.
8. Закрепление основного тактического рисунка игры.
9. Решение простых тактических задач посредством использования технических приёмов, действии и движении, характерных для изучаемой игры.
10. Совершенствование игры через развитие интереса к ней.
В классификационной иерархии игр для детей дошкольного возраста спортивные игры занимают самую высокую позицию. Используя данную схему в обучении детей младшего дошкольного возраста, В. И. У саков установил: дети 3 -4лет из-за недостаточности двигательного опыта в основных движениях не только не осваивали технические элементы игр, но и теряли интерес к ним. Это дало основание утверждать, что обучение спортивным играм в младшем дошкольном возрасте малоэффективно. Развитие потенциальных возможностей каждого ребёнка стимулируется через процесс обучения, подчинённый логике игры: игра — подводящая игра — специальная игра. Игровые задания и упражнения придают обучению положительную эмоциональную окраску, делают обучение более привлекательным. Спортивная игра не возникает самопроизвольно как продукт индивидуального творчества ребёнка. Это результат социального опыта,
приобретаемого в процессе воспитания и 6результате влияния среды. Ведущее место в процессе обучения играм с элементами спорта отводится методу имитации, так как подражательность, лёгкая внушаемость — характерные особенности нервно — психического развития дошкольника. Таким образом, объектом для подражания может стать любое явление в окружающей ребёнка среде. Следует учесть, что у детей 3-5 лет подражаниеможет быть как примитивным, напоминающим механическое копирование, так и точным, ярким.
Поэтому одно из условий успешного обучения играм с элементами спорта - многократное, совместное с воспитателями (тренером) и всеми детьми повторение действий при условии частой смены работы и отдыха. Каждый ребёнок выполняет задание рядом и вместе с другими детьми, реализуя при этом свои возможности. Воображаемые ситуации на занятиях (путешествие в город мячей, волшебные зонтики, в гостях у солнышка) помогают сделать задания интересными для ребёнка. Он не просто манипулирует ракеткой - он превращает ее в руль, колесо, ключ, зонтик, что способствует развитию «чувства» ракетки, делает движения выразительными, точными, скоординированными. Большое значение придаётся активности самого ребёнка, его инициативе и самостоятельности во время занятий.
Сотрудничество и сотворчество воспитанников и педагога развивает воображение детей, побуждаетих к свободным и естественным движениям,что положительна сказывается на самостоятельной двигательной деятельности. Дети охотно играют с мячом, стремясь достичь результатов — забросить, забить, провести. Достигнув желаемого, они загораются желанием продемонстрировать свои умения взрослым, ведь без их одобрения эти умения в значительной степени теряют для детей ценность. Дети не просто манипулируют ракеткой, битой, шариком, воланом, они ищут способ решения двигательной задачи: прокатить обруч вокруг предмета, догнать, не потерять.
Таким образом, игры с элементами спорта являются эмоциональным воплощением процесса не только выполнения действия, но и достижения результатов. Эмоции способствуют развитию у дошкольников отношений, переживаний, сосредоточению внимания на новых объектах, обеспечивают психическую деятельность, разрядку, смену напряжений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по теннису в средней группе "Игры с элементами спорта"
В этом занятии выполняется действия с мячом и ракеткой, через строевые упражнения, ОРУ, подвижные игры, а также релаксация....
Программа по обучению детей играм с элементами спорта
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста...
Обучение детей дошкольного возраста подвижным играм с элементами спорта.
Обучение детей дошкольного возраста подвижным играм с элементами спорта ( Футбол)...
Консультация для воспитателей - Современные методы обучения играм с элементами спорта
Спортивное воспитание - это составная часть общего воспитания, для которой исходной точкой является спорт. Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку фиизческую закалку, развивает ловкость, б...
Консультация для воспитателей. "Проблемы обучения дошкольников играм с элементами спорта"
Проблемы обучения дошкольников играм с элементами спорта...
Технология реализации программы по развитию двигательных навыков и умений дошкольников в процессе обучения подвижным играм с элементами баскетбола
Технология реализации программы по развитию двигательных навыков и умений дошкольников в процессе обучения подвижным играм с элементами баскетбола...
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ИГРЕ В ШАХМАТЫ
Шахматная игра достаточно многогранна. Одни считают шахматы искусством, и действительно, лучшие образцы шахматного творчества становятся в один ряд с произведениями других искусств. Кто-то видит ...