Комплексный план физ.-озд. мероприятий в ДОУ
методическая разработка по физкультуре
Комплексный план физ.-озд. мероприятий в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnyy_plan_f-o_meropriyatiy_2015-2016.doc | 352 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Заведующая МБДОУ
ДС №1 р.п. Тамала
________ /С.М.Федина/
«01» сентября 2015 г.
Комплексный план
физкультурно-оздоровительных мероприятий
муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детского сада №1 р.п. Тамала
Принято на заседании педагогического Совета
(протокол №1 от «28» августа 2015г.)
р.п. Тамала, 2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Актуальность
II. Цель и задачи
III. Принципы создания
IV. Аналитическое обоснование
1.1. Анализ оздоровительного процесса в ДОУ
1.2. Материально-технические условия
1.3. Кадровое обеспечение
V. Концептуальные подходы
VI. Критерии и показатели мониторинга качества системы дошкольного образования
VII. Система методической работы по повышению компетентности педагогов
VIII. Взаимодействие с семьей
IX. План мероприятий, направленных на улучшение здоровья воспитанников
X. Литература
АКТУАЛЬНОСТЬ
Мир, в котором живет современный ребенок, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, ухудшение экологической ситуации в мире порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и психического здоровья детей.
Общеизвестно, что здоровье нации является одним из главнейших показателей ее благополучия. В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей в Российской Федерации отнесено к приоритетным направлениям социальной политики. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России. Однако ученые констатируют, что проблема сохранения здоровья детей не теряет своей актуальности. И более того имеет тенденцию к нарастанию. Согласно исследованиям специалистов 60% болезней взрослых заложены в детстве. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз, 25-30% детей, приходящих в первый класс имеют разные отклонения в состоянии здоровья (данные Т.Я. Чертюк, М.Н. Беловой, Б.Н. Капустян и др.). Наши возможности каким-то образом, повлиять на сложившуюся ситуацию и социальное положение родителей, минимальны.
Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм. Хорошее здоровье - основополагающее условие достижения успешных результатов в образовательном процессе и становлении основ личности. Укрепление здоровья детей - непременное условие их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Здоровый ребенок - как правило, жизнерадостный, активный, любознательный, выносливый, с достаточно высоким уровнем физического и интеллектуального развития.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.
Поэтому особую значимость приобретает внедрение новых технологий здоровьесбережения и здоровьеукрепления в систему дошкольного образования. В связи с этим оздоровительная работа в ДОУ должна опираться на современные подходы, базирующиеся на многофакторном анализе внешних воздействий, состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.
Реально оказать влияние на здоровье в условиях ДОУ можно лишь через создание условий для сохранения, укрепления и развития здоровья детей, а также пропагандируя и внедряя здоровый образ жизни среди родителей воспитанников.
Создание комплексного плана обусловлено всевозрастающими требованиями к дифференцированному подходу к оздоровлению и физическому развитию детей дошкольного возраста, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников, а также природно-климатических условий.
Комплексный план физкультурно-оздоровительных мероприятий, разработанный педагогическим коллективом нашего ДОУ, предполагает возможность самостоятельного отбора педагогами ДОУ содержания обучения и воспитания. Предлагаются различные методики, позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей, педагогов и родителей.
Единство физического, психологического здоровья и эмоционального благополучия ребенка, не сводится к узко педагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Оно предусматривает создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценную жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель
Комплексный план направлен на воспитание здорового ребенка, формирование у родителей, педагогов, воспитанников культуры здоровья и здоровьесберегающей компетентности.
Задачи
- Сохранение и укрепление здоровья детей;
- Формирование устойчивой привычки постоянно заботиться о своем здоровье, навыков организации режима повседневной физической активности;
- Развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях;
- Формирование потребности и способов реализации здорового и безопасного образа жизни;
- Привитие культурно-гигиенических навыков, приемов закаливания, формирования правильной осанки и предупреждение плоскостопия;
- Профилактика простудных заболеваний;
- Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью и интерес к активной двигательной деятельности;
- Создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности;
- Оказание помощи семье в воспитании детей, обеспечение лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптация к жизни в социуме.
ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ
При практической реализации поставленных задач мы основываемся на следующих основных принципах здоровьесберегающих технологий:
- принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически адаптированными методиками.
- принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинского работника ДОУ.
- принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
- принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
- принцип повторения умений и навыков - один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
- принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.
- принцип доступности позволяет использовать здоровьесберегающие технологии в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
- принцип успешности заключается, в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задание, которое он способен успешно выполнить.
- принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества.
- принцип целостно - смыслового равенства взрослого и ребенка подразумевает, что в ДОУ создаются условия для наиболее полного раскрытия личности ребенка, а педагог старается максимально развить способности детей.
- принцип индивидуального выбора решает задачу формирования у ребенка делать сознательный, правильный для себя выбор.
- принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
- принцип креативности личности ребенка заключается в творческом развитии личности детей в процессе эмоционально - двигательного музыкального тренинга.
- принцип взаимодействия ДОУ и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
- принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Реализация плана базируется на комплексном подходе в работе с детьми.
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
1.1. Анализ оздоровительного процесса в ДОУ
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников - ведущее направление деятельности нашего детского сада.
Данное направление предполагает комплекс мер, воздействующих на организм ребенка с целью укрепления и сохранения здоровья, мониторинг состояния здоровья каждого ребенка, учет и использование особенностей его организма, индивидуализацию профилактических мероприятий.
Учитывая специфику дошкольного учреждения (у каждого ребенка свой период оздоровления и пребывания в детском саду) и необходимость создания здоровьесберегающего образовательного процесса, способствующего эмоциональному благополучию ребенка, полноценному его развитию и повышению уровня здоровья каждого воспитанника, определились следующие особенности организации деятельности ДОУ:
Установление партнерских отношений в плане «ребенок-родитель», «ребенок-педагог», «педагог-родитель»;
Усиленный медицинский контроль за организацией физкультурно-оздоровительного процесса;
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе (дыхательная гимнастика, статические упражнения, закаливающие процедуры, оздоровительный бег и пешие прогулки, самомассаж и др.), способствующих формированию навыков здорового образа жизни, оказывающих положительное влияние на состояние здоровья воспитанников.
Создание оздоровительной предметной среды и жизненного пространства в групповых комнатах с целью обеспечения профилактико - оздоровительного эффекта в течение всего времени пребывания ребенка в условиях ДОУ.
Совершенствование профессионального мастерства педагогов посредством обобщения и распространения положительного опыта своей работы, роста их общей культуры.
Единство воздействия со стороны всех сотрудников детского сада для организации единого воспитательно-образовательного и оздоровительного процесса.
В детском саду создана система работы по профилактике, сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.
Оздоровительный процесс включает в себя:
- профилактические, лечебно-оздоровительные мероприятия (специальные закаливающие процедуры, профилактические мероприятия, физкультурно-оздоровительные мероприятия, санитарно-просветительская работа с сотрудниками и родителями);
- общеукрепляющую терапию (витаминотерапия, полоскание горла травяными растворами, использование оксолиновой мази, аэрация воздуха свежим луком и чесноком и др.);
- физиотерапию (массаж);
- организацию рационального питания (четырехразовый режим питания по технологическим картам, включающим выполнение норм натуральных продуктов, правильное сочетание блюд в рационе, витаминизация третьих блюд);
- десятидневное меню разработано с учетом калорийности пищевых веществ жиров, белков и углеводов;
- санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия:
- рациональный режим дня;
- двигательная активность во время образовательного цикла (физкультминутки, релаксационные паузы, пальчиковая гимнастика, динамические паузы, специальные оздоровительные подвижные игры, игровые часы);
- комплекс закаливающих мероприятий (утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением, оздоровительный бег, гимнастика после дневного сна, контрастные воздушные и водные ванны, солевые дорожки, обширное умывание, полоскание полости рта 1% солевым раствором);
- работа с детьми по воспитанию культурно-гигиенических навыков и
формированию здорового образа жизни;
- использование «здоровьесберегающих» технологий и методик (дыхательные гимнастики, индивидуальные физические упражнения и игры, ритмопластика и мн. др.);
- режимы проветривания и кварцевания;
- профпрививки против гриппа.
Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду направлена на удовлетворение природной потребности детей в двигательной активности. В ее организации выделены три блока:
1 блок. Специально организованное обучение, где взрослые выступают в качестве партнера-инициатора. Используются различные варианты физкультурных занятий: традиционные, игровые, сюжетные, тематические, комплексные, итоговые, физкультурно-познавательные - интеграция познавательной и двигательной активности (выполнение образных физических упражнений, подвижные игры, игровые задания, упражнения на дыхание, элементы релаксации, обмен впечатлениями).
2 блок. Совместная деятельность взрослого и детей, которая включает разные формы активности: ежедневный оздоровительный бег, динамические паузы между занятиями, игровой час во вторую половину дня ежедневно. Подвижные игры на прогулках, «Дни здоровья», спортивные праздники, физкультурные досуги, индивидуальная и кружковая работа с детьми.
3 блок. Свободная самостоятельная деятельность детей, предусматривающая формирование самостоятельной двигательной деятельности.
С этой целью оборудованы функциональные помещения с необходимым оборудованием и атрибутикой. Помимо этого используются особые условия дошкольного учреждения. На территории детского сада оборудована «Тропа здоровья», физкультурная площадка.
1.2. Материально-технические условия
Медицинский блок, предназначенный для проведения лечебно - оздоровительной и профилактической работы с детьми включает в себя следующие помещения:
- медицинский кабинет;
- изолятор.
Организация предметно-развивающей среды в групповых помещениях и на участке осуществляется с учетом возрастных особенностей. Расположение мебели, игрового, спортивного и другого оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, их физиологии, санитарно-гигиеническим нормам, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.
В групповых помещениях созданы условия для самостоятельной активной и целенаправленной деятельности детей. Для обеспечения психологического комфорта в группах оборудованы «центры уединения». Для приобщения детей к ценностям здорового образа жизни созданы «центры здоровья», оснащенные наглядно-демонстрационным материалом, книгами, дидактическими играми, материалами по ОБЖ. В каждой возрастной группе имеется оборудование и инвентарь для двигательной активности детей и проведения закаливающих процедур. Для организации и проведения физкультурных, музыкально-ритмических занятий функционирует музыкально-физкультурный зал, оснащенный необходимым спортивным оборудованием.
Прогулочные участки оснащены стационарным оборудованием для развития основных видов движения и игр детей. В зимнее время на участках строятся горки, снежные постройки. На спортивной площадке прокладывается лыжня, расчищается участок для проведения физкультурных занятий на воздухе. Для обеспечения двигательной активности детей в холодный период года на улице проводятся подвижные и спортивные игры.
1.3. Кадровое обеспечение
В штатное расписание дошкольного образовательного учреждения включены следующие единицы, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы дошкольного образования, региональной программы физического воспитания детей дошкольного возраста Е.Ф. Купецковой «Здоровый дошкольник»:
- медицинская сестра - 1 ед.;
- заместитель заведующей - 1 ед.;
- музыкальные руководители - 3 ед.
- инструктор по физической культуре - 1 ед. педагоги - 20 человек
- воспитатели - 16 ед.
Данный анализ позволяет сделать вывод о необходимости разработки и внедрения плана, призванного обеспечить комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие на оздоровление детей, формирование, сохранение и укрепление их здоровья и готовности дошкольного образовательного учреждения к его реализации.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ
КОМПЛЕКСНОГО ПЛАНА
Комплексный план нацелен на воспитание ребенка-дошкольника здорового физически, инициативного и раскрепощенного, социально и нравственно развитого.
Он включает в себя 3 основных направления:
Физическое здоровье
Цель: Повышение уровня физического здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ и в семье.
Задачи:
- изучение уровня физического развития и выносливости детей дошкольного возраста;
- анализ возможности учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении, семье для комплексного подхода к физическому воспитанию дошкольников;
- укрепление здоровья детей;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- организация специальной коррекционно-воспитательной работы с учетом индивидуальных особенностей детей, структуры их двигательного дефекта.
Принципы построения раздела «Физическое здоровье»
Единство физического и психического здоровья и эмоционального благополучия ребенка.
Пути достижения физического и психического здоровья ребенка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они пронизывают всю организацию жизни детей в дошкольном учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Принцип рационального сочетания интеллектуальных нагрузок, организованной двигательной деятельности и целесообразного двигательного режима.
На улучшение здоровья детей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни, то есть полная реализация следующей триады: оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.
Принцип индивидуального подхода, способствующий успешному поиску адекватных медико-педагогических методов и приемов.
На основе анализа проводимой работы по укреплению здоровья детей по всем основным показателям необходимо определять направления работы в целом и по каждой возрастной группе.
Необходимо своевременно корректировать содержание медико-педагогических приемов с учетом индивидуальных особенностей ребенка, применение психолого-педагогических приемов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений.
Принцип естественной двигательной активности с учетом региональных и климатических условий.
Ежедневные занятия физической культурой, игры и развлечения на воздухе, проводимые с учетом экологической обстановки, региональных и климатических условий в районе детского учреждения.
Психическое здоровье
Цель: Создание комплекса психогигиенических и психопрофилактических средств и методов.
Задачи:
- создание в ДОУ атмосферы психологической защищенности, что способствует ограждению ребенка от стрессовых ситуаций, повышает его уверенность в собственных силах и способствует углублению его взаимодействия с окружающими;
- купирование нарушений эмоционального состояния детей и создание условий для нормального функционирования их нервной системы.
Принципы построения раздела «Психическое здоровье»
Принцип сохранения и улучшения нервно-психического здоровья с помощью психолого-педагогических средств.
Психолого-педагогические средства направлены на развитие ребенка и коррекцию его негативных индивидуальных особенностей в условиях ДОУ. Коррекционно-развивающие мероприятия и вспомогательные средства общения направлены на:
- формирование навыков общения;
- гармонизацию отношений ребенка в семье и со сверстниками;
- коррекцию некоторых личностных свойств, которые препятствуют общению, либо изменение проявления этих свойств так, чтобы они не влияли негативно на процесс общения;
- коррекцию самооценки ребенка с целью приближения ее к адекватной.
Принцип учета общих закономерностей разностороннего развития детей дошкольного возраста и сензитивных периодов в развитии психических процессов.
Каждый ребенок обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, эмоциональной жизни, воли, характера, каждый ребенок требует индивидуального подхода, опираясь на сензитивность данного этапа развития ребенка.
Реализация деятельностного подхода к воспитанию, то есть проведение всех видов воспитательной работы - образовательной и коррекционной в русле основных видов детской деятельности.
С целью формирования, закрепления знаний об отдельных признаках, свойствах и отношениях объектов реальной действительности проводятся специальные дидактические игры, используются специальные коррекционные упражнения.
Стимуляция психической и двигательной активности детей осуществляется в различных видах детской деятельности (бытовой, игровой, изобразительной, трудовой).
Социально-нравственное здоровье
Цель: Формирование духовных общечеловеческих ценностей.
Задачи:
- воспитание основ духовности, гуманизма, созидательно-творческого
отношения ребенка к миру;
- формирование высоконравственных начал личности через культуру
речевого общения;
- формирование представлений у ребенка о взаимосвязи природы и
человека.
Принципы построения раздела «Социально-нравственное здоровье»
Принцип постепенного усиления осознанности социально-нравственных представлений:
- понимания красоты и смысла нравственных поступков;
- необходимости выбора той или иной линии поведения в зависимости от обстоятельств;
- осознания последствий положительных или отрицательных поступков;
- установление причинно-следственной связи между отношениями;
- чувствами к поступкам людей;
- усиление роли самооценки в поведении.
Применение указанных принципов и разработанного на их основе комплекса оздоровительно-коррекционной работы обеспечит выполнение главных задач по укреплению физического, психического и социально-нравственного здоровья детей.
Работа по реализации комплексного плана планируется в три этапа.
I этап
Цель: Диагностика индивидуальных особенностей физического, психического здоровья и социально-нравственного развития детей.
Тема: Диагностика индивидуальных особенностей физического, психического здоровья и социально-нравственного развития детей как необходимое условие для создания комплекса оздоровительно-профилактической работы.
Условия достижения цели:
- Наличие методик медико-педагогического диагностирования индивидуальных особенностей детей.
- Изучение особенностей физического, психического здоровья и социально-нравственного развития детей разного возраста.
- Разработка индивидуальных карт развития детей дошкольного возраста.
- Наличие оптимальных условий для проведения оздоровительно-профилактической работы.
- Создание системы мер для усиления семейного воспитания по физическому, психическому здоровью и социально-нравственному развитию детей.
Предполагаемый результат:
- Воспитатели имеют высокий профессиональный уровень и отлично владеют теорией и методикой диагностирования.
- Определен уровень физического, психического здоровья и социально-нравственного развития детей.
- Укреплена материальная база для осуществления оздоровительно-профилактической работы.
- Налажен тесный контакт педагогического коллектива со специалистами и родителями.
II этап
Цель: Организация оздоровительно-профилактической системы работы в условиях ДОУ.
Тема: Разработка комплекса оздоровительно-профилактической работы, как основа полноценного здоровья ребенка.
Условия достижения цели:
- Наличие системы контроля за динамикой физического, психического и социально-нравственного развития детей.
- Наличие резерва для повышения уровня полноценного здоровья детей.
- Создание творческих и проблемных групп.
- Создание моральных и материальных стимулов к профессиональному росту педагогов и их творчеству.
Предполагаемый результат:
- Повышена результативность работы индивидуально-групповым методом.
- Повышены тренированность организма и устойчивость к утомлению, создана атмосфера психологической защищенности; созданы условия для гуманистической направленности поведения ребенка.
- Создана творческая атмосфера и повышен уровень педагогического мастерства по вопросам полноценного здоровья ребенка.
- Отработан экономический механизм, определено экономическое стимулирование ответственных и творчески работающих сотрудников.
- Создан благоприятный психологический климат.
III этап
Цель: Реализация оздоровительно-профилактической работы в ДОУ.
Тема: Полноценное здоровье ребенка как результат реализации комплекса системы оздоровительно-профилактической работы в условиях ДОУ.
Условия достижения цели:
- Применение всех рациональных форм и методов организации работы с детьми по укреплению полноценного здоровья.
- Базирование оздоровительно-профилактической работы на новых достижениях в области педагогики, психологии и медицины.
- Выявление передового педагогического опыта семейного воспитания, обобщение и последующее его распространение среди родителей.
- Полное соответствие материально-технической базы.
Предполагаемый результат:
- Созданы все условия для полноценного здоровья детей.
- Организована и скоординирована медико-педагогическая работа с учетом естественных возможностей и потребностей ребенка.
- Работа с родителями построена на принципах преемственности семьи и ДОУ.
- Материально-техническая база соответствует всем требованиям и условиям.
Планируемый конечный результат:
- Создан план по сохранению, укреплению и развитию здоровья детей дошкольного возраста.
- Дошкольники отличаются хорошей физической подготовленностью и крепким здоровьем, психологическим благополучием, у ребенка сформированы ценностные основы отношения к действительности.
- Повышена физиологическая адаптация, психологическая готовность к обучению в школе.
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ МОНИТОРИНГА
КАЧЕСТВА СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Удовлетворение потребностей населения в услугах дошкольного образования:
- Использование потенциальных возможностей ДОУ (вариативность
форм оказания дошкольных образовательных услуг).
- Открытость системы дошкольного образования социальной среде, взаимодействие ее с другими социальными институтами детства.
- Охват детей развивающим обучением в ДОУ.
- Инновационная деятельность ДОУ.
- Реализация приоритетного направления деятельности детского сада.
- Использование валеологической поддержки образовательного процесса в ДОУ.
- Коэффициент посещаемости ДОУ.
Реализация мониторинга осуществляется на основе документов и мате-
риалов, полученных в ходе:
- оценка деятельности ДОУ при помощи анкетирования родительской общественности;
- анализа деятельности ДОУ в аспекте качества образования;
- отчетности, утвержденной нормативными актами федерального уровня (отчет 85-К)
Результаты мониторинга фиксируются в таблицах, соответствующих целям и задачам конкретных исследований, на основании которых дается оценка деятельности ДОУ.
СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПО ПОВЫШЕНИЮ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
В нашем детском саду продумана система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства воспитателей. Она направлена на профессиональное адаптирование, становление, развитие и саморазвитие воспитателей. Система методической работы детского сада включает разные виды деятельности, ориентированные на осознание, апробацию и творческую интерпретацию инновационных программ и технологий.
В учреждении создана здоровьесберегающая инфраструктура: музыкально-физкультурный зал оснащен спортивным оборудованием, необходимым для реализации программы, в каждой группе оборудован физкультурный уголок, позволяющий детям реализовывать потребность в движении.
Вся работа по физическому воспитанию и оздоровлению детей в ДОУ выстраивается с широким применением игровой деятельности, а вся двигательно-игровая деятельность ребенка считается основой его физического развития, обучения, оздоровления и воспитания.
Однако, главное действующее лицо в педагогическом процессе - воспитатель, именно ему предъявляются требования, ориентируя его на получение качественных показателей.
В связи с этим, работа с кадрами предусматривает:
- реализацию комплексных мер по использованию здоровьесберегающих технологий;
- обеспечение дифференцированного подхода к физическому воспитанию с разными группами здоровья;
- снижение и профилактику детской заболеваемости;
- повышение компетентности родителей в вопросах охраны здоровья и формирования здорового образа жизни;
- оказание помощи педагогам в проведении мониторинга.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ
Здоровье ребенка зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Этот раздел плана рассматривает взаимосвязь двух основных социальных структур: семьи и детского сада, ребенок не эстафета, которую детский сад и семья передают друг другу, в работе нужно поддерживаться не принципа параллельности, а взаимопроникновение двух социальных институтов. Ни один, даже самый лучший план не сможет дать полноценных результатов, если он не решается совместно с семьей.
Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:
- Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка понятны хорошо не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами оздоровления часто болеющих детей в детском саду и дома, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
- Систематичность и последовательность работы (в соответствии с индивидуальным маршрутом ЧБД) в течение всего года.
- Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
- Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду.
- Обязательная полная информированность родителей о здоровье ребенка, о питании детей в детском саду, о проведении закаливающих и оздоровительных мероприятиях, антропометрических данных, о вакцинации, о психофизической подготовленности ребенка.
В ходе реализации мероприятий решаются следующие задачи:
- Повышение эффективности работы по пропаганде здорового образа жизни.
- Обучение родителей современным технологиям закаливания и оздоровления детей.
- Увеличение активности родителей в профилактических мероприятиях, направленных на оздоровление часто болеющих детей.
Взаимодействие с родителями по вопросу сохранения и укрепления здоровья детей осуществляется по следующим направлениям:
1. Просветительское
2. Культурно - досуговое
3. Психофизическое
Просветительское направление
- Наглядная агитация (стенды, памятки, папки - передвижки, устные журналы)
- Собеседование (сбор информации)
- Анкетирование, тесты, опросы
- Беседы
- Встречи со специалистами
- Бюллетени (закаливание и оздоровление ребенка в домашних условиях)
- Индивидуальные консультации по возникшим вопросам
- Круглый стол
- Дискуссии (совместное обсуждение проблем, планов на будущее)
- Знакомство родителей с новинками литературы по проблеме здоровья.
Культурно - досуговое направление
- Дни открытых дверей.
- Совместные праздники и развлечения.
- Организация вечеров вопросов и ответов.
Психофизическое направление
- Физкультурные досуги, развлечения с участием родителей
- Спортивные соревнования.
- Открытые мероприятия по физкультурно-оздоровительной работе с часто болеющими детьми
- Открытые занятия педагога - психолога с часто болеющими детьми
- Тренинги, семинары - практикумы.
Взаимодействие с родителями по вопросу изучения удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг в сфере оздоровления детей осуществляется на основе мониторинга степени удовлетворенности родителей оказанными образовательными услугами.
Таким образом, создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительное отношение между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, то есть обеспечивается взаимосвязь физической, психической и социальной составляющих здоровья.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ
НА УЛУЧШЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ
№ | Мероприятия. | Срок | Ответственный |
1 | Строгий контроль за выполнением санитарно-противоэпидемического режима, гигиенических и закаливающих мероприятий. | Постоянно, ежедневно | Медицинская сестра |
2 | Контроль санитарного состояния пищеблока и технологической обработки блюд. | Постоянно, ежедневно | Заведующая Медицинская сестра |
4 | Строгий контроль за выполнением противоэпидемических мероприятий и правильной организацией карантинных мероприятий. | Во время инфекционных заболеваний. | Заведующая Медицинская сестра |
5 | Качественное проведение сезонной неспецифической иммунокоррегирующей профилактики гриппа и ОРЗ по соответствующим схемам с использованием адаптогенов растительного происхождения, витаминов. | С октября по февраль | Врач-педиатр Медицинская сестра |
6 | Проведение профилактики с использованием оксолиновой мази. | В период эпидемии гриппа, ОРЗ | Медицинская сестра |
7 | Выделить детей с группами риска (по бронхо-лёгочной патологии, ЛОР патологии, с дефицитом и избытком массы тела, ЧБД), проводить их динамическое наблюдение с выполнением индивидуального плана оздоровительных мероприятий и оценкой динамики процессов улучшения. | Постоянно | Врач-педиатр Медицинская сестра |
8 | Продолжить выделять группу ЧБД с составлением индивидуальных планов наблюдения для этих детей и оценкой эффективности оздоровления. | Постоянно | Врач-педиатр Медицинская сестра |
9 | Осуществлять преемственность между районной поликлиникой и ДОУ в реабилитации детей из групп риска, из группы ЧБД, с хронической патологией, с отклонениями в состоянии здоровья, после острых заболеваний (острая пневмония, кишечная инфекция, ангина). | Постоянно | Врач-педиатр Медицинская сестра |
10 | Информировать педагогический коллектив о состоянии здоровья каждого ребёнка с выдачей индивидуальных рекомендаций по коррекции отклонений в состоянии здоровья на медико-педагогических совещаниях. | 1 раз в 3 месяца | Медицинская сестра |
11 | Продолжать работу по повышению медицинской грамотности воспитателей, родителей. Активно воздействовать на образ жизни ребёнка путём целенаправленного санитарного просвещения родителей. | Постоянно | Медицинская сестра |
КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ И
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯЙ НА ОСНОВЕ
ИНТЕГРАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Цель: Осуществление охраны и укрепления здоровья детей, создание оздоровительного микросоциума в ДОУ. Задачи: - использование оздоровительных методик, апробированных в ходе инновации, систематическое и качественное их обновление; - сочетание психолого-педагогических подходов с лечебно-профилактическими, диагностическими и коррекционными мероприятиями; - разработка методов и средств повышения адаптивности организма с хроническими или приобретенными патологическими формами. | |||
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ, ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | |||
Проведение специальных закаливающих процедур Цель: Профессионально и качественно организовывать проведение закаливающих мероприятий, использовать закаливающие методики, апробированные в ходе эксперимента, систематическое и качественное их обновление. | |||
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
1. | Воздушные ванны после сна и во время физкультурных занятий во всех группах (облегченная одежда); Контрастное обливание ног в средней, старшей и подготовительной группах; Полоскание полости рта кипяченой водой, 1% солевым раствором или настоем трав во всех группах; Топтание в тазиках с водой и галькой контрастной температуры. | Ежедневно | Воспитатели Помощники воспитателей Медицинская сестра |
2. | Сон при температуре воздуха в спальне 14-16 градусов. | Ежедневно | Воспитатели |
3. | Проведение корригирующей гимнастики, лежа в постели после сна для дыхательной и пищеварительной системы. | Ежедневно | Воспитатели |
4. | Проведение точечного массажа по методу Уманской (старшая, подготовительная группа). | Ежедневно | Воспитатели |
5. | Проведение обучения методам дыхательной гимнастики по методу Стрельниковой. | Сентябрь Ноябрь, Январь, апрель | Медицинская сестра |
6. | Проведение дыхательной гимнастики с целью повышения сопротивляемости организма и нормализации дыхания. | Ежедневно | Воспитатели Помощники воспитателей |
7. | Хождение босиком по покрытому и непокрытому полу (траве, песку). | Ежедневно | Воспитатели Помощники воспитателей |
8. | Хождение босиком по «дорожке здоровья». | После дневного сна | Воспитатели |
9. | Прогулки на воздухе. | Ежедневно | Воспитатели |
10. | Ходьба по доске с ребристой поверхностью и дорожкам нестандартного типа с целью закаливания и профилактики плоскостопия во всех группах. | Ежедневно | Воспитатели Помощники воспитателей |
9. | Игры с водой с целью закаливания во 2-й младшей и средней группах. | 2 раза в неделю | Воспитатели |
Физиотерапевтические мероприятия Цель: использование эффективных методов и средств лечения, оздоровления, повышения адаптивности организма с хроническими или приобретенными патологическими формами заболевания. | |||
1. | Лечебное полоскание горла: - фурацилином; - противовоспалительными травами (шалфей, эвкалипт, ромашка). | Ноябрь-апрель После сна по 2 недели с 2 недельным перерывом | Медицинская сестра |
2. | Оздоровительный сон – ароматизация спален травами (душица, пустырник). | Ноябрь-апрель | Медицинская сестра |
3. | Общеукрепляющие чесночно-луковые ингаляции. | Ноябрь-май | Медицинская сестра |
Профилактические мероприятия Цель: использование комплекса оздоровительно-профилактических мероприятий, направленных на снижение уровня заболеваемости, выделение основных факторов риска, снижение уровня функциональной напряженности детского организма. | |||
1. | Интерферренпрофилактика часто болеющих детей. | По показаниям | Медицинская сестра |
2. | Самомассаж, массаж специалистом по массажу. | 3-4 раза в день | Медицинская сестра Воспитатели |
3. | Осмотр всех детей узкими специалистами (отоларинголог, невропатолог, ортопед, окулист) для раннего выявления заболеваний. | 1 раз год детей с 3 - х лет | Врач-педиатр |
4. | Полоскание полости рта охлажденной кипяченой водой после приема пищи. | Постоянно | Воспитатели Помощники воспитателей |
5. | Массирование десен зубной щеткой. | Ежедневно после обеда | Воспитатели Помощники воспитателей |
Организация питания. Цель: обеспечение полноценным рациональным питанием, что предполагает обеспечение организма содержанием белков, углеводов, жиров, соответственно каждой возрастной группе, полноценным поступлением с пищей витаминов и минеральных веществ, что способствует повышению защитных сил организма, направленных против инфекции и интоксикации, нормализации обмена веществ. | |||
1. | Фрукты ли фруктовый сок ежедневно, преобладание овощных блюд в рационе дня. | Постоянно | Медицинская сестра Повар |
2. | Использовать в рационе питания детей кисломолочную продукцию. | Согласно меню и карт раскладок | Медицинская сестра Повар |
3. | Использовать в питании детей подверженных аллергии, гипоаллергенную диету (исключить из питания салаты из чистой свеклы, красные яблоки, шоколад, ограничить цитрусовые). | Индивидуально | Медицинская сестра Воспитатели Помощники воспитателей |
4. | Ввести в рацион овощные салаты, овощи. | Ноябрь-апрель | Медицинская сестра Повар |
5. | Витаминизация третьих блюд аскорбиновой кислотой. | Ноябрь-апрель | Медицинская сестра |
6. | «Ревит», поливитамины (ЧБД). | По 1 разу в течение 10 дней | Медицинская сестра |
7. | Настойка шиповника (ЧБД). | По 1 разу в день | Медицинская сестра |
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ. Цель: организация оптимального рационального двигательного режима, регламентированной по интенсивности физической нагрузки, которая полностью удовлетворяет потребность детей в движениях, соответствует функциональным возможностям растущего организма и способствует укреплению здоровья детей. | |||
1. | Физкультурные занятия по развитию двигательной активности дошкольников (в помещении и на воздухе) с использованием в конце занятия кратких валеологических бесед («О мышцах», «О значимости сердца в организме» и т.д.). | Ежедневно | Инструктор по ФК Воспитатели |
2. | Утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением. | Ежедневно | Инструктор по ФК Музыкальный руководитель Воспитатели |
3. | Индивидуальные физические упражнения и подвижные игры. | Ежедневно на прогулке и в свободное время | Инструктор по ФК Музыкальный руководитель Воспитатели |
4. | Интегрированные оздоровительные занятия. | 1 раз в месяц | Инструктор по ФК Музыкальный руководитель Воспитатели |
5. | Оздоровительные паузы на занятиях и в свободной деятельности: - гимнастика для глаз; - пальчиковая гимнастика; - дыхательная гимнастика; - массаж мячами для укрепления мелкой мускулатуры пальцев; - физкультминутки. | Ежедневно | Инструктор по ФК Медицинская сестра Музыкальный руководитель Воспитатели |
6. | Оздоровительный бег. | Ежедневно | Инструктор по ФК |
7. | Физкультурные досуги с участием родителей. | 1 раз в месяц | Инструктор по ФК Музыкальный руководитель Воспитатели |
8. | Праздники здоровья. | 1 раз в месяц | Инструктор по ФК Музыкальный руководитель Воспитатели |
9. | Туристические походы. | 1 раз в год | Инструктор по ФК Воспитатели Родители |
МУЗЫКАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ. Цель: сочетание музыкально-оздоровительных мероприятий с лечебно-профилактическими, диагностическими и коррекционными мероприятиями | |||
1. | Использование приемов релаксации: - минутки тишины; - музыкальные паузы; - мелодекламация. | 3-4 раза вдень | Воспитатели, музыкальный руководитель |
2. | Пальчиковая и артикуляционная гимнастика. | Во время занятий | Воспитатели |
3. | Упражнения на формирование и развитие артикуляционной моторики. | Во время занятий | Воспитатели |
4. | Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления. | Во время занятий | Воспитатели |
5. | Дыхательная гимнастика. | Ежедневно | Воспитатели Инструктор по ФК Медицинская сестра |
6. | Интегрированные оздоровительные занятия. | По плану | Воспитатели Инструктор по ФК Музыкальный руководитель |
7. | Музыкальные народные игры с арттерапевтическим эффектом: - игры и упражнения по развитию коммуникативных связей; - игры и упражнения по телесной терапии. | По плану | Воспитатели Музыкальный руководитель Медицинская сестра |
8. | Бодрящая и корригирующая гимнастика с музыкальным сопровождением. | Ежедневно после сна | Воспитатели Музыкальный руководитель Инструктор по ФК |
9. | Занятия с использованием методов музыкотерапии:
| По плану | Воспитатели Музыкальный руководитель |
10. | Музыкальные утренники и развлечения. | По плану | Воспитатели Музыкальный руководитель |
САНИТАРНО- ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА (С ДЕТЬМИ, СОТРУДНИКАМИ, РОДИТЕЛЯМИ) | |||
Санитарно-просветительская работа с детьми. Цель: формирование у воспитанников представлений о роли здоровья в жизни человека, потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни и владеть средствами сохранения и укрепления своего здоровья. | |||
1. | Беседы с детьми о здоровье и здоровом образе жизни. | Ежедневно | Воспитатели |
2. | Организация наглядных форм профилактики, пропаганды и агитации для детей. | Постоянно | Воспитатели |
3. | Интегрированные оздоровительные занятия. | По плану | Воспитатели Инструктор по ФК Музыкальный руководитель |
Санитарно-просветительская работа с сотрудниками. Цель: повышение компетентности сотрудников ДОУ в плане оздоровительной деятельности. | |||
1. | Усилить санпросветработу среди воспитателей по дошкольному физическому воспитанию детей; режиму дня, правильному рациональному питанию, закаливанию, оздоровлению. | В течение года | Медицинская сестра |
2. | Проведение очередных инструктажей с воспитателями и педагогами на тему: «Проведение закаливающих и оздоровительных мероприятий в условиях детского сада». | Ноябрь-декабрь | Медицинская сестра Заместитель заведующей |
3. | Рассмотрение вопросов возрастной физиологии и психологии. | 1 раз в квартал | Медицинская сестра Заместитель заведующей |
4. | Организация наглядных форм профилактики, пропаганды и агитации для работников детского сада. | Постоянно | Заместитель заведующей Медицинская сестра |
5. | Проведение консультации для всех специалистов: «Выполнение режима дня и индивидуальный подход к детям – залог успешной работы по снижению заболеваемости». | В течение года | Заместитель заведующей |
6. | Педагогический совет, посвященный вопросам оздоровления. | 1 раз в год | Заместитель заведующей |
Санитарно-просветительская работа с родителями Цель: реализация эффективных форм работы с родителями по вопросам закаливания и охраны здоровья детей. | |||
1. | Родительские собрания, рассматривающие вопросы формирования здоровья. | По плану | Основные специалисты |
2. | Консультации, практикумы для родителей, знакомящие с новыми методами оздоровления. | По плану | Основные специалисты |
3. | Организация наглядных форм профилактики, пропаганды и агитации для родителей. | Постоянно | Основные специалисты |
МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ Цель: отслеживание и координация работы по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей. | |||
1. | Усилить контроль за организацией рационального питания соответственно возрасту и здоровью детей. | Ежедневно | Заведующая Заместитель заведующей |
2. | Усилить контроль за проведением утренней гимнастики, физкультурных занятий. | 2 раза в месяц | Медицинская сестра Заместитель заведующей |
3. | Контроль за соблюдением режима дня в группах. | Ежедневно | Медицинская сестра Заместитель заведующей |
4. | Контроль за двигательной активностью во время прогулок на свежем воздухе в осенне-зимний сезон. | Ежедневно | Медицинская сестра Заместитель заведующей |
5. | Контроль за проведением закаливающих процедур. | Ежедневно | Медицинская сестра Заместитель заведующей |
6. | Контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований (соблюдение режима кварцевания, проветривания, уборки группы, правил мытья посуды, масочный режим среди персонала на период подъема заболеваемости гриппом). | Ежедневно | Медицинская сестра Персонал детского сада |
7. | Осмотр детей на педикулез, с занесением результатов в специальный журнал. | 1 раз в неделю | Медицинская сестра |
8. | Проведение утреннего фильтра. | Ежедневно | Медицинская сестра Воспитатели |
9. | Прохождение медицинского осмотра, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации. | В установленном порядке | Персонал детского сада |
ЛИТЕРАТУРА
- Егоров Б.Б., Нестерюк Т.В. Оздоровительно - воспитательная работа с ослабленными детьми в ДОУ. Пособие для практических работников. Элиста: «Джангар», 1999, - 64 с.
- Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. - М., 1986.
- Здоровый малыш: Программа оздоровления детей ДОУ. Под ред. Бересневой З.И. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 32 с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ».).
- Змановский Ю.Ф. Эффективное закаливание в дошкольных учреждениях - Педиатрия. 1989 - № 4.
- Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья. Программа оздоровления дошкольников. М. Творческий Центр Сфера, 2007.
- Кузнецова М.Н. Оздоровление детей в детском саду. М. Айрис Пресс, 2008.
- Марченко Т.К., Змановский Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. М., 1996.
- Орел В.И., Агаджанова С.Н. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. СПб.: Детство - Пресс, 2008.
- Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ. Волгоград «Учитель», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный план физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на снижение заболеваемости и укрепление здоровья детей
Комплексный план физкультурно-оздоровительных мероприятий создан при активном участии медицинской сестры Тягушевой В.Ф., инструктора по физической культуре Дьяковой Л.А. Данный план позволяет активизи...
Комплексный план оздоровительных мероприятий
Комплексный план оздоровительных мероприятий в ДОУ...
Комплексный план профилактических мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
Комплексный план профилактических мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма yf 2015 - 2016 учебный год...
Комплексный план мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию
Комплексный план мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию...
комплексный план оздоровительных мероприятий в ДОУ
комплексный план оздоровительных мероприятий в ДОУ...
Программа комплексного плана оздоровительных мероприятий на 2021-2022 учебный год
Программа оздоровительных мероприятий...
Приказ о назначении ответственных за реализацию комплексного плана мероприятий по внедрению норм ГТО в 2022-2023 году
Приказ о назначении ответственных за реализацию комплексного плана мероприятий по внедрению норм ГТО в 2022-2023 году...