Консультация для воспитателей «Знакомим детей с народными играми»
консультация по физкультуре

Данный материал раскрывает значение народных игр для физического развития детей дошкольного возраста: они развивают силу, ловкость, быстроту и координацию движений, тренируют реакцию, формируют навыки общения, с их помощью познаются этические нормы. Цель консультации привлечь внимание педагогов дошкольных учреждений к народным играм, побудить использовать их в работе по физическому развитию дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomim_detey_snarodnymi_igrami.docx14.41 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Знакомим детей с народными играми»

Мы живём в удивительное время: происходит много разных открытий, наша жизнь не стоит на месте – движется вперёд по присущим ей законам диалектики. Люди и дети меняются, но природа детства остаётся прежней, как и 100 – 200 лет назад: дети растут, играют, познают мир.

Порой поток информации поступает большой и очень сложный. Дети, окунувшись в него, плывут, как и взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим сказкам, играм, им на смену приходят герои компьютерных игр и мультфильмов. В семье, да и в детском саду – изобилие игрушек, которые покупаются постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребёнка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребёнком, привить любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые сегодня не интересуются своей историей, многие не знают древа своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Перед педагогами стоит задача – помочь дошколятам найти пути возвращения традиций и обычаев. Одним из приемлемых путей является детская народная игра. Недаром говорят: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети».

Народная игра всегда использовалась с целью воспитания и развития подрастающего поколения: формировала привычку к труду, навыки охоты, военной подготовки. Подвижные игры представляли собой состязания: бег, прыжки, метание, стрельба из лука и различные ритуальные танцы. Характер игр зависел от географической среды обитания: у кочевников были распространены игры с элементами верховой езды, у племён, живших у водоёмов, - с плаванием, греблей.

Игры – удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. Они развивают ловкость, гибкость, силу, моторику, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, с помощью них познаются этические нормы и законы физики. Они разнообразны, увлекательны и эмоциональны.

Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы – внимание, память, воображение, стимулируя переход детского организма на более высокую ступень развития.

Подвижные народные игры возникали свободно, продолжительность их не была регламентирована, правила складывались по общему уговору участников игры: сколько раз забить мяч, сколько шагов сделать, куда можно убегать, сколько человек надо поймать, как наказать проигравшего (не поймал мяч – пробеги десять шагов).

Игры – деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Единая задача, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания сближают, определённые правила помогают воспитывать целеустремлённость. Ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки сверстников (не закрыл глаза – выходи из игры, не добежал до черты – нарушил правила и т.д.). задача взрослого – дать правильное направление, которое способствовало бы восстановлению между детьми добрых чувств, основанных на дружбе, доверии, справедливости, взаимной выручке и ответственности.

Игра является способом познания окружающего мира. Малыши знакомятся с животными, птицами, насекомыми, их действиями, движениями, местом обитания.

Волк и овцы

Пасу, пасу овечек недалеко от речки,

Волк за горой, серый за крутой

И днём и ночью рыщет,

Моих овечек ищет.

А я волка не боюсь,

Батожком оборонюсь,

Кочерыжкой отобьюсь!

Огромное познавательное значение для ребёнка имели самодельные игрушки, выполненные из разных материалов. Играли ими дети начиная с двухлетнего возраста. Сделанные из дерева, они согревали и успокаивали малыша. Свистульки, дудки, рожки помогали развивать слух, игрушки типа мельницы, волчка, юлы знакомили с элементами техники. Игрушек было мало, и дети ценили и берегли их.

Сопровождались забавы русскими песнями, которые ребята слышали от старших. Наши дети сегодня играют молча. В редких случаях можно услышать современные песни, но они не отражают быта людей.

Народные игры доступны для детей, начиная с дошкольного возраста, но не менее интересны они для взрослого. Поэтому возвращение этого вида деятельности очень важно и нужно в воспитательном процессе детского сада.

Использованная литература

Лялина Л.А. «Народные игры в деском саду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Знакомим детей с народным творчеством".

В данной статье раскрывается цель, задачи и основные направления работы воспитателя по данной теме....

Консультация для родителей «Знакомим детей с народными традициями и культурой русского народа»

Консультация для родителей«Знакомим детей с народными традициями и культуройрусского народа»Время... Как быстро оно летит! Несколько лет назад казалось, что новый век наступит не скоро. Но...

Консультация для родителей «Знакомим детей с народными традициями и культурой русского народа»

Фольклор является бесценным национальным богатством. Это огромный пласт духовной культуры народа, который складывался коллективными усилиями многих поколений, на протяжении многих столетий. На совреме...

Консультация "Зачем родителям знакомить детей с народными промыслами"

Зачем развивать интерес у ребенка к народным промыслам,когда можно развивать способности  ребенка в современном мире с помощью гаджетов, компьютерных игр, сложных конструкторов?...

Консультация на тему: « Знакомим детей с народными праздниками и обрядами».

Народная культура несет в себе образец отношений человека к природе, семье, роду, стране, чего так не хватает в нашем современном обще­стве, где нарушена связь времен, изменились отношения, идеалы...

Консультация для родителей «Знакомим детей с народными традициями и культурой русского народа»

Приобщение детей к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом важно в воспитании духовно-нравственной личности. Нельзя прерывать связь времён и поколений, чтобы не исч...

Консультация для родителей "Знакомим детей с народными промыслами России"

В данной публикации предлагается помощь родителям в знакомстве детей с такими народными промыслами России, как гжель, жостово, богородская деревянная игрушка, дымковская игрушка, филимоновская игрушка...