Консультация для родителей "Знакомим детей с народными промыслами России"
консультация по аппликации, лепке (старшая группа)

Коротина Юлия Викторовна

В данной публикации предлагается помощь родителям в знакомстве детей с такими народными промыслами России, как гжель, жостово, богородская деревянная игрушка, дымковская игрушка, филимоновская игрушка, хохломская и городецкая росписи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx33.44 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Знакомим детей с народными промыслами России»

Знакомство детей с бытом и традициями русского народа имеет важное значение в нравственном и патриотическом воспитании дошкольников как полноправных граждан России. И этому вопросу сейчас вновь уделяется немало времени. И здесь, как и в любом другом вопросе педагогики, нельзя обойтись без помощи семьи и родителей. А для того, чтобы родители могли помочь детям в знакомстве с традициями и народными промыслами, мы постараемся освежить их знания о народно-прикладном искусстве. Богато искусство современных русских народных промыслов. А традиции мастеров-ремесленников уходят далеко вглубь веков. У разнообразных художественных промыслов и ремесел богатая предыстория, что свидетельствует о талантливости и эстетической чуткости народа. В дошкольном мире чаще всего идет упоминание о дымке, хохломе, гжели, жостовской и городецкой росписи, богородской и филимоновской игрушке и о матрешке.

В данном материале мы познакомим вас с традиционными народными промыслами России, с которыми дети знакомятся в детском саду.

Гжель

Гжель стала крупным центром фарфорово-фаянсового производства в России в XIX в. Фарфор гжели — одно из ярчайших явлений русской национальной культуры. Мастера Гжели открыли для себя новый материал и новую технологию. Теперь они выпускали полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес представляли изделия, расписанные в синий цвет. Чтобы как-то связать название местности с её основным ремеслом, появилась версия: если посуду обжинают, «жгут», то и всё её производство названо «гжелью», которое со временем было превращено в «гжель». Сюжеты гжели были взяты, конечно, из жизненных ситуаций: домашнего быта, из впечатлений в поездках по России для распродажи изделий из глины.

Мир гжельской керамики полон жизни: девушки с вёдрами, женщины на лошадях, семейные сцены, странники. Не обошли вниманием и сказочных персонажей: волк, несущий ягнёнка, коршун, терзающий добычу.

Роспись гжели предельно проста и подчас наивна, но обязательно с искрящимся юмором и полной узнаваемостью героев. Художник для росписи гжели имеет лишь одну краску – кобальт, которая затем приобретает характерный для гжели синий цвет. Её, подобно акварельной, разводят водой. Пишут узоры по поверхности изделия, а затем его покрывают глазурью. Пишут по фарфору мазками, линиями, а в орнамент входят листья и цветы. Рисуют быстро. Мазки ложатся ровно. Кажется, на первый взгляд, что все они одного цвета. Но после печи узор приобретает множество оттенков и тонов, придавая своеобразие изделиям.

В 1972 году было создано объединение «Гжель» на основе шести маленьких производств. Разрабатывались новые образцы и новые формы. Живопись становилась богаче. «Гжель» (gzhel.ru) - название современной фирмы, производящей уникальный фарфор с кистевой росписью кобальтом. В «Гжели» работают высококвалифицированные и одарённые художники. Мастера расписывают каждое изделие только вручную. Процесс обучения художников занимает до двух лет. В Гжели существует преемственность в обучении промыслу: от детского сада до Гжельского художественного Колледжа. Гжель сегодня – это не только красивая бело-синяя посуда, но и камины, люстры, статуэтки, игрушки, вазы и другие предметы интерьера. Гжель – это многовековая традиция, любимая во всем мире и по сей день.

Жостово

Жостово - один из старинных центров народных кустарных промыслов. Здесь делают жестяные подносы с художественной росписью – на блестящей черной лаковой поверхности ярко вспыхивают букеты, ложатся изображения цветочных орнаментов и фруктов. Основным мотивом жостовской росписи является цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Живописная передача реальной формы нарисованного цветка сочетается с великолепной декоративной красочностью самого цветового решения, близкого по духу к традиционной русской росписи на ларцах, сундуках, прялках. Борта подносов расписывают лёгким «золотым» орнаментом. Завершенная роспись покрывается тремя слоями светлого лака и полируется до зеркального блеска.

Современная технология изготовления жостовских подносов практически не отличается от применявшейся ранее. Лицевая поверхность подноса покрывается грунтом и шпатлевкой, а затем зачищается шкуркой и покрывается лаком, обычно традиционного чёрного цвета. Покрытие производят три раза, после этого цветная поверхность подноса приобретает характерный блеск. Подносы просушиваются в специальных печах. Затем изделия расписывают масляными красками.

В Жостове пишут на чёрном, красном, жёлтом и синем фоне, но самый распространённый, «классический» - это чёрный. Обычно в центре располагают крупные цветы, написанные яркими красками. Мелкие рисуют по краям подноса, они делаются слегка затемненными и словно сливаются с фоном. В результате такой росписи и цветы и листья словно выступают из глубины.

Богородская резная деревянная игрушка

Богородская резная деревянная игрушка – один из редких видов русского народного искусства. Центром его является деревня Богородское, расположенная недалеко от Сергиев-Посада. Этот промысел известен с XVII в. В богородской игрушке отображён мир сказок и сказочных образов, а также и тот круг жизненных явлений, с которым сталкивается ребёнок в повседневной жизни. История богородской деревянной игрушки насчитывает более 350 лет. Село Богородское находится рядом с крупнейшим в России монастырем, Троице-Сергиевой Лаврой.

Все игрушки сделаны из липы, причём ошкуренное дерево сначала выдерживают в течение трёх лет под навесом (для того, чтобы в процессе естественной сушки проявились все трещины). Потом целый ствол распиливают на части, а их уже разрубают радиально – они должны быть треугольными (основание треугольника становится основанием игрушки). Затем заготовку приносят в «зарубочную», где топором снимается лишнее. Следующий этап – обрезка специальным богородским ножом. Кстати, ручку всех инструментов мастера делают сами – по своей руке. Инструменты строго индивидуальны: чужой нож другой мастер не берет, поскольку им неудобно работать.

Основное отличие богородской деревянной игрушки – щеповая резьба (маленькими кусочками отщепывается дерево). Именно она создаёт фактурную поверхность, похожую на шерсть животных.

            Гнущиеся части делают из ивы, а соединяют детали дубовыми штырьками, промазанными клеем ПВА.
В конце покрывают готовое изделие воском и лаком или цветными морилками. В старину для придания цвета игрушки вымачивали в чане с густо заваренными травами – тёмный жёлтый (или коричневый) цвет дереву придавал зверобой, зеленоватый – полынь. Гладкие поверхности обрабатываются тонкой наждачной бумагой.

Матрешка

Первая русская матрешка была создана в конце XIX в. художником С. Малютиным. Она изображала девочку в ситцевом сарафане с белым фартуком, с цветастым платком на голове, в руках черный петух. Эта выточенная из дерева, разъемная, красочная и нарядно расписанная кукла, внутри которой находились вложенная одна в другую еще семь аналогичных, но по-разному разукрашенных фигурок. Она сразу полюбилась всем своим русским обликом, занимательностью, весельем. Матрешку любят и знают не только у нас в стране, но и за рубежом.

Дымковская игрушка

Конечно же, все знают и любят дымковскую игрушку. Дымковская игрушка - это обобщенная, декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву: фигурки высотой в среднем 15-25 см, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов,  полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением золота.

Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу коколообразных юбках и высоких головных уборах – кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками.

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. На весенних праздниках в Дымковской слободе устраивались весёлые гулянья, непременным атрибутом которых были глиняные игрушки-свистульки. Постепенно искусное мастерство игрушечников стало популярным. 

Свистульки были в виде барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов, - празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы. Игрушки эти очень простые. В фигурке барыни выделяется голова в кокошнике да юбка-колокол с передником. Наездник может быть не только на коне, но и на козле, свинье или петухе. Корова, баран, козёл очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов.

Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвета. Дымковская игрушка, близкая по форме изделиям других промыслов, имеет характерные отличия в росписи. Вылепленная из красной глины, она после обжига окрашивается разведенным на молоке мелом, сейчас заменой служат водно-эмульсионные белила. По белому фону выполняют роспись темперными красками. Звонкие тона красного, желтого, зеленого, синего цветов, иногда дополненные медной поталью (раньше использовали даже сусальное золото), создают яркую, жизнерадостную гамму росписи. 

              Изначально дымковские игрушки были посвящены празднику Свистунья. К этому дню народные умельцы изготовляли свистульки из красной глины, которые обжигали и рисовали на них различные узоры. Они делались в виде различных животных. Здесь были: и петушок, и уточка, и олень, и индюк, и лошадь, а также фигурки барышни. Однако со временем назначение праздника было забыто, а  вот промысел возобновился в 20 веке и стал настоящей визитной карточкой этого края.  Дымковские игрушки стали делать как русские сувениры.
            Как ее делают? Сначала берется красная глина, смешанная с коричневым речным песком. Такой вид глины существует именно близ Вятки.  Из нее вылепливается фигурка, например, петух, индюк или лошадь. Лепить фигурки приходится по частям. Затем с помощью жидкой глины они склеиваются, фигурка корректируется мастером. Затем игрушка  высушивается и обжигается в печи при высокой температуре. Затем принимаются ее раскрашивать. Узоры наносят белой краской. Раньше краску делали из мела, замешанного на молоке. Сегодня существуют специальные краски. Кроме белого цвета, игрушки изобилуют синим, зеленым, желтым цветами, которые придают им особую жизнерадостность.  Сверху игрушки покрывались взбитым белком, что придавало им яркий блеск и нарядность. Каждая игрушка неповторима, поскольку сделана вручную. Среди множества фигурок, собранных в музеях, вы не найдете двух одинаковых.  Самый крупный музей игрушки находится именно в Кирове.

Хохлома

Среди народных промыслов очень популярна во всем мире и хохлома - это декоративная роспись по дереву. Данный художественный народный промысел зародился в XVII веке в деревнях близ торгового села Хохломы Нижегородской области. В XX же веке промысел "переместился" в село Семино и город Семенов, где по сей день хохломской росписью занимаются в фабричных масштабах.

Отличительная черта хохломы - растительный орнамент, выполненный черной и красной краской на золотом фоне. Естественно, это не настоящее золото. Подобный эффект достигается, когда на посуду наносят оловянный порошок, а потом обжигают в печи.

Хохломская роспись может осуществляться двумя способами. Первый - это «верховая» роспись, когда сначала закрашивают фон, а сверху наносят рисунок. Второй - роспись «под фон», когда сначала намечается контур орнамента, а потом фон заполняется черной краской. Хохломская роспись выполняется тонкой кистью и только вручную. Поэтому двух абсолютно одинаковых орнаментов быть не может.

Расписывают самые разные вещи: посуда, ложки, подносы и даже некоторые элементы мебели.

Хохломской промысел – это цветовая гамма из ограниченного круга сочных оттенков, высокая художественность изображения, только ручная работа, отсутствие геометричности, плавность линий и форм. Главных цветов у хохломы всего три: черный, красный, золотой. Это не значит, что на этом колористика промысла заканчивается. Но большинство работ используют только это трехцветие, и ассоциируется направление именно с этими сочными цветами.

Что же обозначают цвета хохломской росписи? Черный – это цвет абсолюта. Ассоциируется с вечностью, бесконечностью, глубиной, самим воплощением Вселенной. Это категоричный цвет, но он же является самым выразительным, контрастным: на его фоне большую информативность проявляют другие цвета.  Красный - цвет здоровья, процветания и красоты. Формула счастья, которая не может обойтись и без крепкого здоровья, и без удачи и достатка, и без эстетики, которая делает нашу жизнь выразительнее, совершеннее.  Золотой - это сама жизненная сила, энергия Солнца и огня, плодородия и благополучия. Золото ассоциируется и с богатством, и с успехом, и со славой. Золотой цвет настраивает на роскошь, в том числе, и роскошь жить красиво, счастливо, в угоду себе и в мире с окружающими.

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка — старейший народный художественный промысел России. Родина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается в древних летописях XVI века.

На протяжении многих лет мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарных кругах посуду, печные трубы, различную домашнюю утварь. Это было серьезное мужское дело, использовалась для этой цели местная глина, дающая после обжига светло терракотовый цвет. Лепить игрушки считалось делом легким, занимались им женщины, а обучать начинали девочек уже с семи лет. Для игрушки использовали нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет. Уникальная по своим свойствам глина, позволяла мастерице всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. Высушенные изделия прежде обжигались в горне, который каждый мастер вырывал на склоне бугра недалеко от дома.

Сейчас для обжига используются муфельные электрические печи. «Советский период» в жизнь промысла не внес чуждые сюжеты, но появились многофигурные композиции, созданные не для игры, а для любования и коллекционирования. Условно все игрушки можно разделить на несколько групп: 1) люди – солдат, барыня, гармонист, мальчик на петухе, всадник, солдат с гусем, любота. 2) животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса. 3) птицы - петух, наседка, павлин, утка. 4) многофигурные композиции – чаепитие, тройка, карусель, древо, на лавочке, Георгий со змеем. Сюжеты игрушек разнообразны, насчитывают более пятидесяти наименований, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными.

В лепке - вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, в росписи - трехцветный геометрический орнамент. Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью. Расписывают игрушку анилиновыми красителями на лаке. Орнамент из зеленых и малиновых полос, солнышек, елочек, решеток наносится на белый или желтый фон. Люди и птицы раскрашиваются в малиновые, реже - в желтые рубашки. Почти все филимоновские игрушки свистульки, не свистят петухи и индюки.

Как создают филимоновскую игрушку? На первом этапе игрушку «желтят». По белому фону обожженой игрушки наносят первый цвет - желтый. Это основа для дальнейшей росписи. Основные элементы - линии, кружки, полосы. На втором этапе используют красный цвет (иногда говорят «фуксированный» или «малиновый») Традиционно называют малинка. Линии должны быть тонкими. Роспись ведется по контуру желтого. Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, елочки, розетки, геометрические узоры. На третьем этапе накладывается зеленый цвет (бирюзовый). Традиционно - называется зеленка. Линии тонкие. Роспись ведется между красными линиями. У людей и части животных, как правило, стоящих на двух лапах, кофточки расписывают красным. Лица людей оставляют белыми. Зеленым выделяют глаза, красным - рот.

Городецкая роспись

На левом берегу Волги, чуть выше Нижнего Новгорода, раскинулось большое село Городец, основанное еще в XII веке. Именно здесь зародилась городецкая роспись – русский народный художественный промысел, которая существует с середины XIX в. Яркая, лаконичная городецкая роспись, выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. Городецкий стиль отличается, прежде всего, содержательностью. В росписях и резьбе основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это – быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – вот пантеон образов, создаваемых при помощи более нигде не встречающейся техники и стиля.

Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в изделиях городецких мастеров живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных. Встречаются экзотические львы и барсы.

Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, персонажи которых геральдически обращены друг к другу.

Для городецкой росписи используют темперу и бесцветный лак. Из каждого основного цвета составляется два оттенка: один разбеленный, другой более насыщенный. Роспись выполняется прямо на деревянной основе, или основа грунтуется желтым, красным, черным цветами. На выбранной для росписи разделочной доске или поверхности другого предмета намечается главное – расположение и размеры основных, самых ярких пятен – например, цветов. Это узлы композиции. В узлах композиции широкой кистью наносятся, как правило, пятна правильной круглой формы – основа цветка. Средние детали – нераспустившиеся бутоны – связывают крупные детали между собой; мелкие – веточки, листочки – дополняют тему и мало влияют на общую композицию. Поверх светлых пятен (подмалевка) наносятся тонкие мазки вторым, более темным колером того же оттенка, например, синим по голубому – обводка. Такой прием называется «тенёвка». Контур обводки – рисующий, изображает контуры лепестков цветка. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки, форму которых получают двумя-тремя мазками кисти.

Вся роспись состоит из элементов: круги-подмалевки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штрихи. Заключительный этап росписи — нанесение черной и белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. Выполняется самой тонкой кистью. После высыхания темперы изделие покрывается бесцветным лаком.

О народных промыслах ребенок обязательно так или иначе узнает в детском саду, там об этом он будет слышать на протяжении всего периода дошкольного возраста, но как важно знать, что мама или папа интересуются тем, чем занимается их ребенок в саду, что могут рассказать ему то, о чем рассказывала на занятии воспитатель. Рассказ родителей должен быть эмоциональным и увлекательным. Для того чтобы ярко и образно рассказать детям о том, как расписывают свои солнечные изделия художники золотой Хохломы, как расцветают декоративные букеты цветов на жостовских подносах, родители сами должны хорошо знать, понимать и любить народное искусство. Познакомиться с ним они могут в художественных и краеведческих музеях, располагающих, как правило, обширными коллекциями расписных прялок, старинной утварью из дерева и керамики, образцами народной вышивки, узорного ткачества, игрушки и т. д. С изделиями художественных промыслов можно встретиться на выставках декоративно-прикладного искусства.

Много интересного и полезного родители почерпнут из книг, рассказывающих о народном декоративном искусстве, о творчестве народных мастеров. Только за последние годы литература о народном искусстве пополнилась содержательными и интересными книгами, знакомство с которыми, несомненно, заставит по-новому взглянуть на неприхотливые и одновременно с этим совершенные в своей выразительности образы дымковской и каргопольской игрушки из глины, на резных коней и забавных медвежат из подмосковного села Богородское.

Важно всегда помнить: искусство народных промыслов занимает особое место в нашей художественной культуре. Оно несет для живущего сегодня поколения понимание прекрасного, формировавшееся веками; является частью национального достояния, которое мы призваны сохранить и умножить. Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Знакомство детей с предметами народного творчества и народными промыслами оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, красочность, неповторимость — эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка. Творчество народных мастеров не только воспитывает у детей эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой. А если все это формируется у ребенка не только в детском саду, но и в семье, то создается еще одна ценность — «Я и мама (папа) - одно целое, мы вместе, мы рядом!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Народные промыслы России».

Ознакомление педагогов с народными промыслами....

Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...

Программа дополнительного образования «Знакомство детей с народными промыслами России»

Рабочая программа составлена в соответствии с образовательной программой ДОУ и направлена на реализацию этих целей и задач....

Педагогический проект «Золотая Хохлома», как средство знакомства детей с народными промыслами России.

Особую значимость в настоящее время имеет возрождение народных промыслов и традиций. В наш век новых технологий, бешеного темпа жизни постепенно забывается исконно русское, наше. Люди теряют связь с п...

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы   Тема: « Народны...

Консультация «Зачем знакомить детей с народными промыслами»

Для чего развивать интерес у ребенка к народным промыслам? Многие родители задумываются над тем, зачем их детям в дошкольном возрасте необходимо знакомиться с различными видам...