Консультация для воспитателей "Знакомим детей с народным творчеством".
консультация на тему
В данной статье раскрывается цель, задачи и основные направления работы воспитателя по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomim_detey_s_narodnym_tvorchestvom_konsult_dlya_v-ley.docx | 19.01 КБ |
Предварительный просмотр:
«Знакомим детей с народным творчеством»
«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях, или заимствованных у другого народа».
К.Д. Ушинский
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев.
В народном творчестве заложены понятия «историческая память поколений» и «неразрывная связь времен», народное видение мира, взгляд на место человека в этом мире. Не случайно во многих странах народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, к традициям отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранению и укреплению национальной культуры. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу — вот ведущая педагогическая идея. Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, сохранив самое ценное в фольклоре, изделиях народных промыслов, декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, патриотического воспитания. Разнообразные формы знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к народным традициям, испытать удовольствие от своих чувств. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа проводится огромная работа. Она способствует развитию познавательных способностей детей, включает в себя ознакомление дошкольников с обычаями, традициями, трудом русского народа по народным календарям, знакомит с народным творчеством. Так же работа направлена на развитие художественно - творческих способностей детей, эстетического воспитания, формирование нравственности, воспитание любви к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.
Знакомство детей с народным творчеством осуществляется путем формирования у детей «базиса личностной культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, традициями, особенностями культуры;
развития художественно - творческих способностей у детей на основе усвоения народного искусства;
создания единого образовательного пространства по реализации ООП (основной образовательной программы) ДОУ;
приобщения детей к народной культуре посредством создания музея «Русская изба», проведения народных праздников.
Знакомство детей с народным творчеством решается через следующие задачи:
Выявить уровень знаний детей, педагогов и родителей о народных праздниках, традициях.
Знакомить детей с культурными и духовными ценностями русского народа, его бытом, традициями.
Знакомить с празднованием народных праздников.
Развивать познавательный интерес к истории народа.
Воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.
Создавать условия для приобщения детей к декоративно- прикладному искусству.
Формировать у детей основы гендерной, семейной, гражданской принадлежности, нравственной основы патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.
Направления работы по знакомству детей с народным творчеством:
Создание предметно - развивающей среды.
Создание комнаты-музея «Русская изба ».
Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.
Знакомство с декоративно- прикладным искусством.
Знакомство с русскими народными играми.
Театрализация русских народных сказок.
Результатом проводимых мероприятий является:
• Сформированная предметно - развивающая среда и условия для обогащения разнообразной художественной деятельности детей.
• Созданная модель взаимодействия детского сада и семьи в художественно-эстетическом развитии детей.
Выпускник детского сада:
• самостоятелен, активен, проявляет инициативу в художественной деятельности, имеет яркую индивидуальность;
• эмоционально отзывчив на состояние других детей, красоту окружающего мира и произведений искусства, имеет практические умения и навыки для внесения изменений в окружающую среду.
• использует в речи русский фольклор;
• знает былинных и сказочных героев, умеет сопереживать им;
• знает историю русского костюма;
• Различает изделия разных народных промыслов;
• знает и умеет играть в русские народные игры;
• знает особенности русских песен, плясок, народные праздники
• знает историю своего города, семьи.
Формы работы с детьми по ознакомлению с народным творчеством:
Беседы;
Занятия на основе метода интеграции;
Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
Выставки в комнате -музее изделий русского декоративно-прикладного искусства;
Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду;
Экскурсии;
Дидактические игры;
Экспериментирование с различными художественными материалами;
Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
Использование народных игр, в том числе хороводов.
В работе используются различные методы и приемы:
Метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
Словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
Практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);
эвристический (развитие находчивости и активности);
Частично-поисковый;
Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
сотворчество;
мотивационный (убеждение, поощрение).
Взаимодействие с родителями строится на следующих принципах:
-общность взглядов, средств и методов;
- взаимное доверие;
- открытость;
- целенаправленность.
Таким образом, успешность работы по знакомству детей с народным творчеством возможна только при участии родителей в образовательном процессе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»
Консультация о развитии речи детей младшего дошкольного возраста...
Консультация на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»
Устное народное творчество служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оно оказывает огромное влияние на развитие и обогащения речи ребенка...
Консультация для воспитателей "Использование устного народного творчества в развитии связной речи детей-дошкольников"
Консультация на тему:«Использование устного народного творчества в развитии связной речи детей дошкольников» Воспитатель:Мачкалян...
Консультация для воспитателей "Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание детей"
В консультации освещены вопросы значения разных форм народного фольклора (потешки, песенки, загадки, сказки и др.) для нравственного развития ребенка-дошкольника...
Консультация для родителей "Роль устного народного творчества в развитии речи детей"
Речь - чудесный дар природы -не дается человеку от рождения. Должнопройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложитьнемало усилий, чтобы речь ребенка развивалась...
Консультация для родителей «ЗНАЧЕНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Устное народное творчество нужно нам для развития просодической стороны речи. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, нормальный темп...
Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством. Задачи: • Воспитывать интерес к русским народным играм. •Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре. •Спортивное развлечение для средней группы на тему «Русские народные игры»
Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Учить запоминать слова к народным играм. Правильно применять спортивный инвентарь для игры .Развивать скоростные качества,быть честными Уметь радоват...