Игровой массаж с использованием подручных материалов
статья по физкультуре

Краткое описание массажа, в какое время можно использовать массаж в ДО, виды массажа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovoy_massazh.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

        Игровой самомассаж – это  уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Игровой самомассаж является эффективным средством совершенствования и таких психических функций, как внимание, память (словесно- логическая, моторная, тактильная, эмоциональная, рефлекторная), зрительно- моторная координация, а также развитие речевой и творческой сфер. Помогает повысить защитные функции организма ребёнка. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам, развивает мелкую моторику, речь. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов. Повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Использую его для нормализации мышечного тонуса, опосредованного стимулирования речевой области в коре головного мозга, развития мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы и оздоровления. В этих частях тела находятся нервные окончания, БАТ, посылающие импульсы к разным частям тела и органам. Самомассаж – одно из средств профилактики и коррекции речи детей. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция. 

Самомассаж в ДОУ: В ДОУ проведение самомассажа возможно в течение дня, во время физминуток, после сна, как элемент логоритмики.

Виды самомассажа в ДОУ:

- самомассаж лица;

- самомассаж грудной клетки;

- самомассаж верхних и нижних конечностей;

- пальчиковая гимнастика;

- самостоятельная деятельность у детей.

         С профилактической целью возможно проведение самомассажа ежедневно или 1-2 раза в неделю. Длительность   каждого занятия   составляет от 15 до 20 минут.

         Самомассаж можно начинать с классической разминки (ходьба 2-4 видами корригирующей ходьбы на носках, пятках и т.д., подражательные упражнения). Общий комплекс массажа   длится до 10 мин. Заканчиваем самомассаж   массажем стоп.  Самомассаж возможно выполнять   с различными   предметами: колючим мячом, палками и др.

        Эффективность коррекционной работы   невозможна без знаний, которые должны получать дети на занятиях. Специальные беседы, игры, наглядные пособия способствуют   лучшему пониманию   и усвоению   физических упражнений. 

Приемы классического самомассажа

  • Поглаживание – руки скользят по коже, не сдвигая ее, не собирая в складки.
  • Растирание – смещение, растяжение, передвижение тканей в различных направлениях.
  • Разминание – смещение тканей с их захватом – действие стимулирующие даже при локальном воздействии. Разминание аналогично пассивной гимнастике.
  • Вибрация – передача колебаний руки на массируемые ткани.

Требования к проведению самомассажа.

  • Проветренное помещение.
  • Отсутствие соматических заболеваний.
  • Вымытые руки.
  • Зрительный контроль на начальных этапах.
  • Соблюдение направлений массажных движений.
  • Удобное положение тела.
  • Отсутствие стесняющей одежды.
  • Эмоциональная подача материала.

Схема проведения самомассажа

  • Массаж кистей рук;
  • Массаж головы и шеи;
  • Массаж лицевых мышц: лба, окологлазные мышцы, губы, щеки;
  • Массаж ушных раковин;
  • Массаж тела, ног, ступней.

Упражнение №1 «Лепим вареники». –Показали по 5 пальцев. Положили их на мочку ушных раковин и начинаем движение «пощипывание» вверх-вниз.-проводится 1 мин.

Упражнение №2«Румяные щечки»- Загнули большие пальцы, осталось по 4 пальчика. Кладем на щеки и рисуем круги по часовой стрелке и против часовой стрелке.

Упражнение №3 «Умой личико»  – Загнули большие пальцы и мизинцы, осталось по 3 пальчика. Кладем правую руку на лоб, нижнюю на подбородок. Рисуем круги пальцами сначала по часовой стрелке, затем против часовой.

Упражнение № 4 «Стрелки»-Загнули большие пальцы, мизинцы и и безымянные, осталось по 2 пальчика. Двумя пальцами рисуем стрелки по бровям и нижнему веку.

Упражнение № 5 «Нос Буратино»-Загнули все пальцы, кроме указательных. Делаем поглаживающее движение от переносицы к крыльям носа.

Значение массажа кистей рук.

  • Реабилитация тонких движений;
  • Коррекция нарушений письма;
  • Метод сенсорного развития;
  • Метод повышения иммунитета.

        Оборудование для самомассажа подбирается в зависимости от поставленных задач. Ели занятия предполагают упражнения с предметами, то подбирается соответствующее оборудование: колючие мячики, рукавички и другие. Обязательно продумывается место, где проводятся комплексы по самомассажу, так же оборудование: массажные коврики, стулья, гимнастические скамейки др.

  • Массажные щетки или пластмассовые коврики «травка»;
  • Прищепки;
  • Граненые карандаши;
  • Орехи;
  • Массажные мячики, ролики;
  • Пружинки;

Ожидаемые результаты применения самомассажа.

В образовательном направлении: умение овладеть простейшими приемами.

В оздоровительном направлении:

  • расширение капилляров кожи;
  • ускорение циркуляции крови;
  • влияние на обменные процессы;
  • улучшение подвижности связочного аппарата;
  • побуждение к активности.

В воспитательном направлении: тонизирующее влияние на центральную нервную систему; развитие положительных эмоций.

        Таким образом, если уделять несколько минут в день массажу  и стимуляции биологически активных точек, можно добиться более быстрого эффекта в развитии не только речи ребенка, но и укрепить здоровье всего организма в целом. Большое значение имеет и тот факт, что детям очень нравятся такие минутки отдыха, они с удовольствием включаются в игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для родителей "Игровой массаж с использование подручных материалов, как средство развития и оздоровления детей дошкольного возраста"

+v+vГосударственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67 Компенсирующего вида Кировского района  Санкт-Петербурга        Мастер-клас...

Игры для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с использованием подручных материалов.

Игры для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с использованием подручных материалов....

Игровой самомассаж кистей и пальцев рук с использованием подручных материалов.

В этом разделе можно найти при помощи каких подручных средств можно использовать для самомассажа кистей и пальцев рук....