РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по оздоровлению детей дошкольного возраста «Здоровейка»
рабочая программа по физкультуре
Усовершенствование комплексной системы физкультурно -оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, сохранение у воспитанников здоровья через физические упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozdorovitelnaya_programma_koshcheeva.docx | 55.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято на: педагогическом совете МКДОУ детского сада «Теремок» Протокол № 1 от 05.08.2020г. | Утверждаю: Заведующий МКДОУ детского сада «Теремок» ______ С.В. Терещенко Приказ № 67 от «05» августа 2020г. |
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по оздоровлению
детей дошкольного возраста
«Здоровейка»
Составитель:
Кощеева Е.А., воспитатель
с. Родино 2020 год
Оглавление
I | Целевой раздел | 3 |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.2. | Цель и задачи реализации Программы | 3 |
1.3. | Принципы и подходы к формированию Программы | 4 |
1.4. | Возрастные особенности детей 4-5 лет | 4 |
1.5. | Планируемые результаты освоения Программы | 5 |
1.6. | Формы реализации Программы | 5 |
II | Содержательный раздел | 6 |
2.1. | Тематическое планирование | 6 |
2.2. | Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. | 9 |
2.3. | Реализация Программы. | 10 |
2.4. | Взаимодействие с семьями воспитанников | 10 |
III | Организационный раздел | 12 |
3.1. | Психолого - педагогические условия реализации Программы | 12 |
3.2. | Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе и спортивном зале | 12 |
3.3. | Материально- техническое обеспечение рабочей Программы | 12 |
3.4 | Обеспеченность методическими материалами | 13 |
- Целевой раздел
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Актуальность программы
Здоровье – это не отсутствие болезней как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного, социального благополучия (из Устава Всемирной организации здравоохранения).
В соответствии с Законом РФ «Об образовании», ответственность за жизнь и здоровье детей несет образовательное учреждение. В.А. Сухомлинский писал: «...Забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, прочность знаний, вера в свои силы».
В работе дошкольного учреждения по физкультурно-оздоровительному направлению используем разнообразные виды организации двигательной активности. Разработаны комплексы утренней гимнастики в игровой форме для среднего дошкольников. В теплое время года утренняя гимнастика проводится на улице с использованием оздоровительного бега. В детском саду организована непосредственная образовательная деятельность по физической культуре. В детском саду организуются зимние и летние спортивные праздники, дни здоровья. На прогулках организуется двигательная активность детей с помощью игровых упражнений, подвижных и спортивных игр, проводится индивидуальная работа с детьми по физическому развитию. После дневного сна во всех возрастных группах проводится гимнастика после сна, которая включает в себя:
*общеразвивающие упражнения лежа и сидя на кровати;
*закаливающие процедуры (ходьба босиком по дорожкам с различным покрытием и наполнителем, полоскание горла водой комнатной температуры, обтирание, умывание);
В непосредственно образовательной деятельности педагога используются физкультминутки, пальчиковая гимнастика.
В нашем детском саду разработана модель двигательного режима, которая способствует повышению двигательной активности у ребенка.
В общей системе оздоровления особое внимание уделяем охране психологического здоровья детей. В ДОУ созданы все условия для психологического комфорта и полноценного развития психических процессов у дошкольников.
1.2. Цель и задачи Программы
Цель:
Усовершенствование комплексной системы физкультурно -оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, сохранение у воспитанников здоровья через физические упражнения.
Задачи:
- Формирование двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями,
- совершенствование упражнений для развитие физических качеств детей среднего дошкольного возраста;
воспитание
- Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации Программы
- принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически адаптированными методиками;
- принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОУ;
- принцип системного подхода предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков;
- принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима;
- принцип повторения умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы;
- принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.
1.4. Возрастные особенности детей 4-5 лет
Физическое развитие
Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет) очень активны, у них отмечается постоянная потребность в движении. Это связано с некоторыми физиологическими особенностями их организма:
- процесс окостенения позвоночника еще продолжается, позвоночник довольно гибкий и может деформироваться при длительных статических позах;
- происходит развитие крупных мышечных групп, поэтому необходимы регулярные посильные нагрузки.
Также в данный период совершенствуются следующие физические возможности малышей:
- повышается выносливость;
- улучшается координация;
- движения становятся более точными и уверенными;
- улучшаются показатели скорости и ловкости.
Вместе с тем, нужно знать, что развитие мускулатуры происходит неравномерно. Ритм сердечных сокращений легко нарушается. Поэтому дети быстро устают и периодически нуждаются в отдыхе.
Психологическое развитие
В возрасте 4-5 лет многие психические процессы у ребенка становятся более произвольными и осознанными.
Мышление среднего дошкольника переходит на новый уровень — появляется образное мышление. Познание происходит на основе практических действий. Дети могут сопоставлять предметы по форме, находить подобные, группировать по существенным признакам.
В 4-5 лет ребенок становится очень любознательным. У него появляется потребность в интеллектуальном общении. Он пытается осмыслить те явления, которые его окружают, задает много вопросов взрослым.
Социальное поведение
Средний дошкольник еще не осознает правила поведения и различные социальные нормы, он импульсивен. Вместе с тем, у него уже формируется общее представление о том, как нужно себя правильно вести в обществе. Он хорошо понимает, что значит плохой поступок. Причем, ребенок способен выявлять признаки нехорошего поведения не только у своих сверстников, но и у себя самого. Он сильно переживает, если нашкодит, поскольку понимает, что это плохо. Поэтому взрослые могут регулировать его поведение.
Основные этические понятия только начинают формироваться. В ходе этого процесса ребенок больше внимания обращает не на нравоучения взрослых, а копирует их поступки и модель поведения. Он готов прислушиваться к советам родителей.
У детей в возрасте 4-5 лет возрастает потребность в общении, поиске друзей. К тому же от общения в деятельности (во время игры или прогулки), которое преобладает в младшем дошкольном возрасте, они переходят к личностному общению.
Повышается самостоятельность, ребенок способен проявлять инициативу. В этот период для него становится важным признание окружающих. Он старается добиться их уважения, услышать одобрение своих действий. В таком возрасте дети очень обидчивы и эмоционально реагируют на критику.
1.5. Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста Программы
- снижение уровня заболеваемости
- создание образовательной среды (оформление уголка спорта),
- положительная динамика показателей физического развития детей.
- формирование у детей и родителей осознанного отношения к физическому воспитанию ребенка;
1.6. Формы реализации Программы
- спортивные мероприятия;
- консультации для родителей;
- презентация;
- анкетирование
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Тематическое планирование образовательной деятельности
Перспективный план. Средняя группа.
Дата | Мероприятие с детьми | Мероприятие с родителями | Цели и задачи |
Сентябрь | День физкультуры и спорта | «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в условиях внедрения ФГОС» | Цель: создать у детей и взрослых веселое настроение, принести радость, новые впечатления от участия в спортивном празднике. Задачи: закреплять двигательные умения в спортивных играх и упражнениях. |
Октябрь | Спортивный досуг « В здоровом теле - здоровый дух». | «Здоровый образ жизни» Анкетирование | Цель: укреплять уверенность детей в том, что интересная и счастливая жизнь может быть только у здорового человека. Задачи: формировать навыки здорового образа жизни; развивать физические качества личности и укреплять здоровье. |
Ноябрь | Спортивный досуг «Цветик - семицветик» | «Роль родителей в укреплении и сохранении здоровья детей» | Цель: укрепление здоровья детей через использование технологий сберегающих здоровье. Задачи: формировать умения и навыки действовать в коллективе сверстников; развивать двигательную активность детей. |
Декабрь | Спортивный досуг «Зов Джунглей» | Консультация «Воздействие подвижных игр с элементами спорта на развитие особенностей детей» | Цель: создать у детей и взрослых веселое настроение, принести радость, новые впечатления от участия в спортивном празднике. Задачи: закреплять двигательные умения в спортивных играх и упражнениях. |
Январь | Спортивный досуг «Мама, папа, я – спортивная семья». | «Одежда для детского сада и физкультурных занятий» | Цель: укрепление здоровья детей через использование технологий сберегающих здоровье. Задачи: развивать двигательную активность детей |
Февраль | Спортивный досуг «Страна Здоровья» | Консультация «Спортивный уголок дома» | Цель: развитие интереса к занятиям физкультурой Задачи: способствовать укреплению знаний о необходимости выполнять физические упражнения. |
Февраль | Спортивный досуг «Веселое путешествие». | Спортивный досуг с участием родителей | Цель: укрепление здоровья детей через использование технологий сберегающих здоровье Задачи: формировать умения и навыки действовать в коллективе сверстников; воспитывать чувства товарищества, взаимовыручки. |
Март | Спортивный досуг «Весёлые старты» | «Создание условий для проведения игр и упражнений» | Цель: повышение интереса к физической культуре. Задачи: активизировать двигательную деятельность детей. |
Апрель | Спортивный досуг «В стране веселых мячей» | Анкетирование родителей: «Анализ работы детского сада по укреплению здоровья детей» | Цель: воспитание у детей интереса к физкультуре и спорту. Задачи: развивать глазомер, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве. |
Май | Спортивный досуг на свежем воздухе «Здравствуй, лето!» | «Результаты проделанной физкультурно-оздоровительной работы за год» Консультация «Организация работы с детьми в летний период» | Цель: способствовать созданию бодрого настроения от занятий спортом в летний период. Задачи: продолжать формировать желание участвовать в спортивных играх и эстафетах. |
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Система закаливания в ДОУ.
Основные факторы закаливания:
- закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня;
- закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности;
- закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, других режимных моментах;
- закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей;
- постепенно расширяются зоны воздействия, и увеличивается время проведения закаливающих процедур.
В детском саду проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий:
- обеспечение здорового образа жизни;
- двигательная активность во время образовательного цикла (физминутки, релаксационные паузы, пальчиковая гимнастика, динамические паузы, игровые часы)
- физические упражнения, утренняя гимнастика, физкультурно – оздоровительные занятия, профилактическая гимнастика, спортивные, подвижные игры, ежедневные прогулки;
- гигиенические, водные и закаливающие процедуры (обширное умывание);
- свето – воздушные ванны;
- обеспечение светового и цветового сопровождение среды и образовательного процесса;
- соблюдение температурного режима в течение дня;
- правильная организация прогулки и её длительности;
- соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учётом индивидуального состояния здоровья детей;
- облегченная одежда для детей в детском саду;
- полоскание рта лечебными настоями и прохладной водой.
Методы оздоровления:
- ходьба по коврику (в межсезонье).
- контрастное обливание ног (летом);
- ежедневные пешие прогулки (в течение года), в том числе по дорожкам препятствий;
- использование элементов психогимнастики на занятиях по физкультуре.
Организация рационального питания.
Здоровый образ жизни немыслим без рациона правильного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям. В ДОУ выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей:
регулярность, полноценность, разнообразие, путем соблюдения режима питания, норм потребления продуктов и индивидуального подхода к детям во время приема пищи. Ежедневно включаем в меню овощи, фрукты, соки. В группах детского сада соблюдается питьевой режим. Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаются зеленый лук, чеснок, что позволяет добиться определенного снижения заболеваемости. Регулярно проводятся плановые медицинские осмотры детей.
Система работы по формированию здорового образа жизни.
В организованной образовательной деятельности педагога проводятся беседы с детьми на тему: «Неболей-ка», «Изучаем свое тело», «Полезные и вредные привычки», «Что такое здоровье?», «Чистота – залог здоровья» и др.
Воспитатель в своей работе использует игры-эксперименты, игровые и проблемные ситуации, опыты, викторины, через которые знакомит детей с правилами бережного отношения к своему здоровью, воспитанию культурно-гигиенических навыков. Педагогом организуются тематические досуги с детьми и родителями.
В группе детского сада создан спортивный уголок, в котором накоплен материал: дидактические игры, пособия. В своей работе педагог использует такие дидактические игры, как «Азбука здоровья», «Полезные и вредные продукты», «Правила гигиены» и др. В совместной деятельности, сюжетно-ролевых играх «Больница», «Аптека», дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.
2.3. Реализация Программы.
Реализация Программе проходит, в ходе режимных моментов: в первой и второй половине дня. Педагогами используют формы и методы взаимодействия с детьми, ориентированные на проявление у детей самостоятельности и творчества в разных видах деятельности.
В процессе организации совместной деятельности педагога с ребенком, воспитателем создастся атмосфера свободы выбора, самовыражения, сотрудничества взрослого и детей, совместной деятельности. Организация Программы носит преимущественно групповой характер. Игровая деятельность - форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы его осуществления, характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличие от его реальной жизненной) позиции.
Двигательная деятельность – форма активности ребенка, позволяющая ему решать
двигательные задачи путем реализации двигательной функции: утренняя гимнастика,
гимнастика после сна, подвижные игры.
Коммуникативная деятельность – форма активности ребенка, направленная на
взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по
общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания
отношений и достижения общего результата.
2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников:
Здоровье ребенка зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Этот раздел программы рассматривает взаимосвязь двух основных социальных структур: семьи и детского сада, ребенок не эстафета, которую детский сад и семья передают друг другу, в работе нужно поддерживаться не принципа параллельности, а взаимопроникновение двух социальных институтов.
Ни одна, даже самая лучшая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.
Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и
методику:
- Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка понятны хорошо не
только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами оздоровления часто
болеющих детей в детском саду и дома, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
- Систематичность и последовательность в течение всего года.
- Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
- Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики.
- Обязательная полная информированность родителей о здоровье ребенка, о питании детей в детском саду, о проведении закаливающих и оздоровительных мероприятиях, антропометрических данных, о вакцинации, о психофизической подготовленности ребенка.
В ходе реализации программы решаются следующие задачи:
- Повышение эффективности работы по пропаганде здорового образа жизни.
- Обучение родителей современным технологиям закаливания и оздоровления детей.
- Увеличение активности родителей в профилактических мероприятиях.
III. Организационный раздел
3.1. Психолого – педагогические условия реализации Программы
Важнейшим условием реализации Программы является создание психолого-педагогических условий развития детей в дошкольной организации, это развивающая и эмоционально комфортная для ребенка образовательная среда. Пребывание в МКДОУ детском саду «Теремок» строится для доставления ребенку радости, а образовательные ситуации планируются в увлекательной форме.
Образовательные ориентиры программы:
• обеспечение эмоционального благополучия детей;
• создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;
• развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);
• развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.
3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе и спортивном зале
Развивающая предметно-пространственная среда – это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда спортивного зала должна обеспечивать и гарантировать:
- охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, приспособленной для реализации программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья;
- открытость дошкольного образования и вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам укрепления здоровья детей;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей).
- Материально- техническое обеспечение Программы
В ДОУ созданы благоприятные условия для воспитания и физического развития ребенка. В детском саду функционирует музыкально - спортивный зал.
Для занятий с детьми физической культурой достаточно оснащение зала спортивным оборудованием и инвентарем. Воспитатель группы использует в своей работе нестандартное оборудование. В каждой группе детского сада для развития физических качеств и двигательных умений оборудован физкультурный уголок. В этих зонах имеется спортивный инвентарь, картотеки подвижных игр, дидактические игры и пособия по физкультуре.
- Обеспеченность методическими материалами
- Б.Б. Егоров, Т.В. Нестерюк. Оздоровительно - воспитательная работа с ослабленными детьми в ДОУ. Пособие для практических работников. Элиста: «Джангар», 1999, - 64 с.
- Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. — М., 1986.
- Здоровый малыш: Программа оздоровления детей ДОУ. Под.ред.З.И. Бересневой. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 32 с.(Серия «Библиотека руководителя ДОУ».).
- Змановский Ю.Ф. и Эффективное закаливание в дошкольных учреждениях - Педиатрия. 1989.— №4.
- М.Н. Кузнецова. Оздоровление детей в детском саду. М.Айрис Пресс, 2008.
- Т.К. Марченко, Ю.Ф.Змановский. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. М., 1996.
- В.И.Орел, С.Н.Агаджанова. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. СПб.: Детство – Пресс, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные методы оздоровления детей дошкольного возраста
Современные методы оздоровления детей дошкольного возраста : цветотерапия, песочная терапия, сказкотерапия, ароматерапия и т.д....
Современные направления в оздоровлении детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
Современные направления в оздоровлении детей дошкольного возрастав средней группе МДОУ – детский сад «Радуга»Воспитатели: Рыбина Н.А., Сорочкина Е.В., Проблема сохр...
Проект "Использование народных игр в физическом развитии и оздоровлении детей дошкольного возраста"
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Развивать интерес у детей к подвижным играм, предоставлять возможность организовывать их самим. ЗАДАЧИ: •Прививать интерес к русским народным подвижным играм. •Повысить уровень зна...
Конспект открытого просмотра НОД на тему: “Физическое развитие детей с использованием элементов инновационной образовательной программы Н.Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста».”
НОД по физическому воспитанию детей младшей группы детского сада...
Роль подвижных игр в оздоровлении детей дошкольного возраста
Подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально — волевых качеств. Специфика подвижной игры состои...
презентация Формы работы с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста.
Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но, зачастую родители, занятые работой, с одной сто...
Презентация для педагогов дошкольного образования на тему: "Оздоровление детей дошкольного возраста через музыку, движение и речь"
Дошкольный возраст-это один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, правильного физического развития, воспитывается личность....