Влияние двигательной активности в раннем возрасте на формирование стопы ребенка.
консультация по физкультуре (младшая группа)

Ульяновская Наталья Сергеевна

Занятия лечебной гимнастикой и выполнение специальных физических упражнений дают прекрасные результаты, улучшая форму и функцию стопы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uprazhneniya_dlya_korrektsii_stopy.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Двигательная активность в раннем возрасте.

                                             Плоскостопие.

                                                                                                           

     Для повышения двигательной активности детей в дошкольных учреждениях вовсе не обязательно вводить дополнительные занятия физкультурой. Нужно прежде всего повышать их моторную плотность и эмоциональную насыщенность.  Чрезвычайно эффективны занятия на свежем воздухе.

     Для характеристики двигательного режима используется учет повседневной двигательной активности. Дети с большой двигательной активностью оказываются лучше развитыми. Вероятно, можно говорить о двусторонней зависимости: двигательная активность способствует физическому развитию, а физическое развитие стимулирует двигательную активность. Установлено, что ребенок второго года жизни должен активно двигаться 70% времени бодрствования, ребенок третьего года – не менее 60%.

     Подсчет числа шагов у детей за день может быть не только критерием для оценки режима их жизни, но  и стать перспективным  методом изучения состояния  и развития детей, формы стопы и т.д.

      Следовательно, форма стопы у ребенка  напрямую зависит от уровня двигательной активности  т.е. чем больше он двигается, тем меньше вероятность возникновения плоскостопия.

      За плоскостопие принимали частичное или полное опущение продольного или поперечного свода одной или обеих стоп.

      Раннее распознование плоскостопия и своевременное его лечение путем общедоступных гимнастических упражнений помогут избавить детей от этого недостатка или, во всяком случае, уменьшить его.

      Для определения формы стопы проводили две линии, исходящие из центра пятки к центру большого пальца и второму межпальцевому промежутку (между вторым и третьем пальцами). Если внутренний край стопы расположен вне обеих линий, стопа нормальная, между линиями – стопа умеренно уплощена  (1 степень плоскостопия). Если обе линии расположены на стопе, стопа резко уплощена ( 3 степень плоскостопия).

      Особое значение имеет  организация профилактики плоскостопия в раннем возрасте. Эта работа должна проводиться под руководством родителей дома и сотрудников в дошкольных учреждениях.

      Большую роль в профилактике плоскостопия имеет правильный подбор обуви для детей. Размер ее должен точно соответствовать форме и  индивидуальным особенностям стопы, предохранять стопу от повреждений, не затруднять  движений и не вызывать чрезмерного давления на суставы, сосуды и нервы стопы. Обувь не должна быть слишком тесной или просторной. Детям с плоской стопой не рекомендуется носить обувь без каблуков на тонкой или резиновой подошве. Высота каблука для детей раннего и дошкольного возраста должна быть 1,5 – 2 см, для подростков – 3 -4 см . Дети, страдающие плоскостопием, как правило, изнашивают внутреннюю сторону подошвы и каблука обуви.

      Для  предупреждения плоскостопия необходимо  укреплять мышцы, поддерживающие свод стопы, что достигается применением  общеразвивающих и специальных гимнастических упражнений, которые являются наиболее активным терапевтическим средством не только компенсирующим дефекты стопы, но и исправляющим его конфигурацию и резко повышающим функциональные    возможности.

      Профилактические упражнения, укрепляющие свод стопы, должны включатся в занятия  утренней гигиенической гимнастикой, использоваться на  физкультурных занятиях, на прогулках в подвижных играх. Главное назначение корригирующих упражнений – активное планирование стопы  (положение стопы на наружном крае), укрепление всего связачно-мышечного  аппарата стопы и голени на фоне общего развития   и укрепления организма ребенка.  Нужно выработать  правильные жизненно необходимые двигательные умения в беге, прыжках, лазании, метании, в выполнении упражнений в равновесии, в подвижных и спортивных играх.

      Специально подобранные общеукрепляющие упражнения служат фундаментом, на котором строится локальная коррекция стопы.

       

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ СТОПЫ.

   1. Ходьба на носках в среднем темпе в течение 1-3 минут.

   2. Ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе в течение 2-5 минут.

   3. Медленная ходьба на носках по наклонной плоскости.

   4. Ходьба по палке.

   5. Катание мяча поочередно одной и другой ногой.

   6. Катание обруча пальцами ног (поочередно) в течение 2-4 минут.

   7. Медленные  приседания на гимнастической палке с опорой на стул.

   8. Медленные приседания на мяче с опорой на стул или балансируя разведенными в сторону руками.

   9.Сгибание и разгибание стоп в положении сидя на стуле.

 10. Захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков или небольших бумажных, тканевых салфеток пальцами ног в течение 1-3 минут (упражнения проводятся поочередно одной и другой ногой).

      Занятия лечебной гимнастикой и выполнение специальных физических упражнений дают прекрасные результаты, улучшая форму и функцию стопы.

       Таким образом, здоровье детей во многом определяется  рациональным двигательным режимом, включающим привычную двигательную активность, организацию физического воспитания и закаливания дома и в дошкольных учреждениях.

      Для укрепления здоровья и предупреждения плоскостопия детям необходимо каждое утро делать утреннюю гимнастику, проводить закаливающие процедуры, практиковать прогулки, походы в лес, бег, прыжки, плавание, катание на велосипеде; в теплое время года ходить босиком по грунту, а закаленным – вплоть до бега по снегу; в зимний период года кататься на коньках и лыжах, организовывать подвижные игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по развитию двигательной активности детей раннего возраста

Данные рекомендации могут использоваться как родителями так и педагогами для развития двигательной активности детей раннего возраста....

«Использование подвижных игр для обеспечения двигательной активности детей раннего возраста и создания благоприятных условий для общения»

В традиции из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребенка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик освобождается от необходимости контролировать и ...

Конспект открытого занятия в первой младшей группе. «Формирование двигательной активности детей раннего возраста с использованием фольклора»

Конспект открытого занятия в первой младшей группе.«Формирование двигательной активности детей раннего возраста с использованием фольклора» Образовательная область: Физическое развитиеИ...

Формирование двигательной активности детей раннего возраста с использованием игрового пособия "Волшебная лента".

Внедрение игрового пособия "Волшебная лента" для формирования двигательной активности детей раннего возраста. ...

Консультация для педагогов "Развитие двигательной активности детей раннего возраста посредством двигательной активности"

В косультации даются рекомендации  по развитию двигательной активности  у детей раннего возраста через подвижную игру. Автор делится опытом работы из личной практики....