Методическое сопровождение двигательной активности детей дошкольного возраста при формировании физической готовности ребенка к школьному обучению
методическая разработка
данный материал будет интересен педагогам дошкольного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_iz_opyta_raboty_po_fizo.docx | 24.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление из опыта работы воспитателя
подготовительной к школе группы Крыловой О.И.
«Методическое сопровождение двигательной активности детей дошкольного возраста при формировании физической готовности ребенка к школьному обучению»
Физическая готовность ребенка к школьному обучению - это состояние здоровья, определенный уровень зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность.
Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но и прежде всего физическая готовность. Ребенок к моменту поступления в школу должен овладеть определенным запасом двигательных навыков и умений, которые позволят ему адаптироваться к новым условиям и требованиям, предъявляемым к учебной деятельности, помогут более успешному усвоению школьной программы не только на первых, но и на последующих этапах обучения. Чтобы этот период был для ребенка менее болезненным, главной целью нашего ДОУ заблаговременно подготовить его к школе.
В нашем дошкольном образовательном учреждении ведется систематическая работа по физическому воспитанию. Методическим пособием к программе «От рождения до школы» Вераксы Н.Е. является «Физическая культура в детском саду» Пензулаевой Л.И. Москва, 2016г. Моргунова О.Н. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» В, Учитель. 2005г., Картушина М.Ю. «Зеленый огонек здоровья» М; 2012г. ТЦ Сфера . Для реализации индивидуально-дифференцированного подхода используем рекомендации А.А. Чеменевой.
Физическое развитие дошкольников – одно из основных направлений в работе нашего дошкольного образовательного учреждения. Целью, которого является формирование у детей физических качеств, обеспечивающих готовность ребенка к школьному обучению.
Физкультурно-оздоровительная деятельность в ДОУ ориентирована на реализацию следующих задач:
- Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации).
- Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладения основными движениями).
- Формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Система методов в соответствии с этапами педагогической деятельности используются с учетом физических и психических возможностей детей, индивидуальных особенностей и здоровья.
Знакомство с видами спорта, разучивание упражнений и подвижных игр, рассматривание фотографий и иллюстраций, использование художественного слова, просмотры видеофильмов подводит детей к осознанию необходимости участия в двигательной деятельности. Использование сюрпризных моментов, игровых ситуаций, подбор музыкального материала позволяет педагогу поставить перед детьми задачу в интересной для них форме. Все это делает процесс обучения увлекательным для детей. Так же широко используется в физическом воспитании при ознакомлении с новым материалом словесный метод (объяснение, указание, команда, оценка и др) и наглядный (имитация, поддержка и помощь, использование ориентиров и др). При закреплении пройденного материала мы используем схемы-модели, заменяющие инструкции при принятии исходного положения и др, творческие задания, повторение усвоенного в самостоятельной двигательной деятельности.
Для реализации задач мы создаем условия для полноценного физического развития. Успешное решение возможно только при условии комплексного использования всех средств физического воспитания, а именно:
• Проведение ООД
- по обучению двигательным навыкам: традиционные и сюжетно-игровые.
- по совершенствованию двигательных навыков и развитию двигательных способностей: игровые (на основе п/и, игр, эстафет, игр с элементами спорта); с использованием спортивного комплекса, тренировочного типа (с использованием спортивных игр, по интересам детей, на свободном выборе движений, на спортивной площадке).
Используются сюжетные физкультурные занятия на основе игровой мотивации.
В ООД включаем специальные упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики, функции равновесия, ориентировки в пространстве, опорно-двигательной и дыхательной систем. Используем индивидуально-дифференцированный подход с учетом состояния здоровья, (учет заболеваний ОРВИ – уменьшить нагрузку при беге и прыжках), уровня физической подготовленности, пола детей.
•Наибольшее место отводится совместной деятельности воспитателя и детей и включает разные формы: утренняя стимулирующая общеразвивающая гимнастика, подвижные игры, народные подвижные игры, спортивные упражнения и игры с элементами спорта, физические упражнения, физкультминутки, пальчиковые гимнастики, гимнастика для глаз, дыхательные упражнения, релаксация, закаливающие процедуры, дидактические игры, тренирующая игровая дорожка, пешие прогулки и экскурсии, спортивные досуги и праздники.
Полученный опыт переносится детьми в самостоятельную деятельность. Возможность самостоятельной организации детьми разнообразной двигательной деятельности обусловлено созданием в группе и на участке предметно-развивающей среды. В группе – физкультурный уголок оснащённый физкультурными пособиями (мячи, кегли, гимнастические палки, мешочки с грузом, флажки, ленточки, скакалки, канаты, обручи, набивной мяч весом 1 кг (в зале), оборудование для ползания и лазания, гимнастическая скамейка, кольцеброс, мягкие легкие модули, гантели, схемы для физкультурных упражнений, атрибуты к п/играм. А так же нестандартные оборудование для коррекции осанки (стена тихий тренажер, коврики для массажа стоп, для коррекции плоскостопия). На улице игры с использованием рисунков на асфальте, оборудование для физических упражнений.
Используется метод моделирования, для самостоятельного открытия и осмысления детьми заложенной информации. Данный метод способствует решению следующих задач:
- Развитию моторной памяти, способности к восприятию и передаче движения по условному сигналу.
- Развитию произвольного внимания, наглядно-образного мышления.
В ООД используем схемы моделей при построении, перестроении, для принятия исходных положений, для выполнения движений, а геометрические фигуры используем для выполнения определенных движений (знаки на дороги, карточки с изображением упражнений по выбору детьми после выполнения основного движения). При анализе используем карточки-схемы с изображением эмоций.
В течение года пополнилась предметно-развивающая среда в физкультурном центре наглядным материалом:
- алгоритмы п/игр;
- схемы видов построения;
- пособия для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия, правилом ухода за своим телом, культурой и безопасностью приема пищи;
- фильмы и слайды о спорте, активном отдыхе;
- литература валеологического содержания;
- Демонстрационная таблица для детей «Как устроен наш организм»;
- Уголок центра безопасности: игры связанные с тематикой по ОБЖ и ПДД;
- иллюстрации, изображающие опасные инструменты и опасные ситуации;
- Уголок здоровья для родителей «Здоровье» (16 информационных карт для родителей);
- «Безопасность» (24 информационных плаката для родителей).
По результатам диагностики за учебный год отмечается:
начало года - составляют 0% стадия формирования, 90,4% стадия становления и 9,6% точка роста. Конец года - составляют 1,01% стадия формирования, 98,9% стадия становления, 0% точка роста.
- Дети повысили скоростно-силовые качества (прыжок в длину с места, бросок набивного мяча, метание мешочка правой и левой рукой, прыжки через скакалку), научились удерживать равновесие, улучшились качественные и количественные показатели в беге.
Добиться успехов в полноценном физическом развитии детей, в повышении их двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитанию в ДОУ и дома.
Во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдается просмотру телепередач, компьютерным играм, занятиям статического плана и малоподвижным играм. Большая загруженность родителей ведет к сокращению прогулок на свежем воздухе, тем самым естественная потребность ребенка в движении в семье пусть неосознанно, но подавляется. Основными причинами таких результатов является то, что родители недооценивают роль двигательной активности, недостаточно осознанно подходят к процессу физического воспитания детей, занижая свою роль в этом процессе и перекладывая основную нагрузку на ДОУ. И как следствие не понимают важности всех критериев, способствующих развитию физических качеств у детей.
И здесь важен принцип не параллельности, а принцип сотрудничества. ФГОС ДО ориентируют нас педагогов и родителей на совместную деятельность. Чтобы достичь успеха в реализации поставленных задач, необходимо тесное взаимодействие с семьями воспитанников.
Основной целью в работе с семьями является заинтересовать родителей в целенаправленном формировании потребности в двигательной активности воспитанников через вовлечении их в физкультурно-спортивный процесс ДОУ.
Педагогическая целесообразность педагогической деятельности заключается в выбранной тактике использования традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, которые в полной мере решают все поставленные задачи. В условиях ДОУ для себя мы определили следующие задачи взаимодействия с родителями воспитанников:
- повышение педагогической культуры родителей;
- повышение физической культуры;
- включение родителей в деятельность ДОУ.
Формы работы с родителями:
- Традиционные формы
•Коллективные формы взаимодействия: родительские собрания, тематические консультации.
•Индивидуальные формы взаимодействия: беседы, рекомендации.
•Информационно-наглядные формы взаимодействия: материалы на стендах, буклеты, «памятки для родителей», «Уголок здоровья».
Нетрадиционные формы
•Формы совместной деятельности:
- Совместное проведение физкультурно-спортивных досугов.
- Совместное творчество детей и взрослых выставки детского творчества, фотовыставки.
•Просветительско-профилактические:
- Информационно-аналитические (анкетирование, опрос).
- Наглядно-познавательные (дни открытых дверей).
Родители становятся нашими помощниками, единомышленниками. Только в тесной взаимосвязи с ними, в обстановке сотрудничества мы сможем реализовать поставленные задачи в аспекте физической готовности воспитанников к обучению в школе.
К моменту поступления в первый класс дети имеют определенный и достаточно прочный запас двигательных навыков и умений, физических качеств, хорошую координацию движений. Все это позволит им справляться с нагрузками в школе.
10 человек идут в МОУ СОШ «Средняя школа №13», 1 человек - в МОУ СОШ «Средняя школа №9».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Двигательная активность детей дошкольного возраста как средство воспитания здорового ребенка.
Проблема рационального двигательного режима в дошкольных учреждениях является одной из важнейших в физическом развитии детей. Для полноценного физического развития и укрепле...
Методическая разработка "Подвижная игра, как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста."
Подвижная игра, как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста во всех возрастных группах....
Методические рекомендации "Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в процессе обучения игре баскетбол"
Развитие двигательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе обучения игре баскетболСтарший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активно...
Методическая разработка «Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста, через организацию народных подвижных игр»
laquo;Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста, через организацию народных подвижных игр»...
Игра как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста при обучении плаванию
Для обеспечения нормального физического развития ребенка необходима двигательная активность с первых дней его жизни. Специфика детского возраста создает неограниченные условия для закладки возможно бо...
Памятка «Физическая готовность ребенка к школьному обучению»
Физическая готовность ребенка к школьному обучению – это состояние здоровья, определенный уровень морфофункциональной зрелости его организма, необходимая степень развития двигательных навык...
Статья: "Двигательная активность детей дошкольного возраста как средство воспитания здорового ребенка."
Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Проблема здоровья и его сохранения в с...