Консультация для воспитателей "Утренняя гимнастика и возможности ее проведения. Оздоровительная гимнастика"
консультация по физкультуре

Шмидт  Зинаида Викторовна

Консультация для воспитателей дошкольного образования на тему "Утренняя гимнастика и виды ее использования. Оздоровительная гимнастика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение                        Комбинированного вида «Скворушка»

                         Консультация для воспитателей

«Виды утренней гимнастики и возможности её использования. Оздоровительная гимнастика»

Подготовила и провела

                                                                                    Инструктор ФИЗО:

Вечеркова  Зинаида Викторовна

Виды утренней гимнастики и возможности её использования.

                                      Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика - это постепенное введение организма в благоприятную двигательную активность. В детском саду гимнастика является одним из режимных моментов. И средством для поднятия эмоционального тонуса детей. Чтобы повысить интерес детей к утренней гимнастике и разнообразить двигательную активность, изменяем ее форму и место проведения.

Структура утренней гимнастики.

В любом из видов гимнастики должна сохраняться структура.

Водная: ходьба в сочетании с выполнением движений рук, туловища, бег, подскоки, прыжки;

Основная: ОРУ, полоса препятствий, игры, танцы.

Заключительная: легкий бег с переходом на ходьбу, включая дыхательные упражнения.

В начале утренней гимнастики дается ходьба (обычная, с высоким подниманием колен и другие виды) это помогает организовать детей, сосредоточить их внимание. В начале и в конце гимнастики для предупреждения плоскостопия следует давать разные виды ходьбы в сочетании: обычная ходьба, на носках, пятках, краях стоп.

Виды утренней гимнастики.

Традиционная гимнастика, непродолжительная ходьба разного вида, переходящая в бег 1,5-2мин. Разные построения, ОРУ 6-7 упр., подскоки на месте, ходьба с дыхательными упражнениями. Упражнения проводятся из разных исходных положений: стоя на коленях, сидя, лежа на спине и животе. Широко применяться ОРУ с пособиями

Гимнастика игрового характера построенная на основе подвижных, народных, оздоровительных игр, игр-эстафет с включением в их содержание разминки, по нарастающей и убывающей степени нагрузки, дыхательные упражнения. Активная двигательная деятельность игрового характера с музыкальным сопровождением вызывает положительные эмоции, усиливает все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. Дети старших группах сами выбирают и проводят понравившиеся игры.

Гимнастика с использованием полосы препятствий с постепенным увеличением нагрузки, с включением разных видов движений и их темпа, создаются разные полосы препятствий с использованием мягких модулей. Преодоление комбинированных препятствий способствует закреплению и совершенствованию умений и навыков, развивает физические качества, вызывает интерес и доставляет радость детям.

Ритмическая гимнастика. Движение под музыку - любимое занятие детей. Музыку подбираем с ярко выраженным образом, знакомым и понятным детям. Танцевальная ритмика полезны для общего развития детей, воспитывают у детей желание двигаться, развивают эмоции, выразительность пластики, навыки основных движений (ходьба, бег, пружинящие движения), а также умение ориентироваться в пространстве (движения по кругу, стайкой, парами) важным дополнением является атрибутика, которая делает ритмику более эффективной, а также развивает у детей мелкую моторику.

К оздоровительные виды гимнастики.

К оздоровительным видам гимнастики относятся: гигиеническая, производственная, ритмическая и лечебная. Они сопутствуют занимающимся в течение всей жизни, являются формами фоновой физической культуры широких слоев населения, обеспечивают оптимальное текущее функциональное состояние организма, восстанавливают работоспособность, повышают эмоциональный тонус, оказывают профилактическое воздействие в условиях профессиональной деятельности.

Гигиеническая гимнастика.

Гигиеническая гимнастика, являясь средством физического воспитания, решает задачи укрепления и сохранения здоровья человека, повышения жизнедеятельности организма в целом, поддерживает бодрость, рождает хорошее настроение.

С точки зрения физиологического воздействия гигиеническая гимнастика тонизирует весь организм занимающихся и снимает общее утомление.

Гигиеническая гимнастика широко используется в условиях повседневного быта человека. Она способствует восстановлению полезных привычек, приобщает к систематическим занятиям физическим упражнениям.

Гигиеническая гимнастика доступна для людей всех возрастов. Она должна войти в повседневный быт каждого человека и независимо от возраста и профессии стать его потребностью.

В качестве средств гигиенической гимнастики используются ОРУ, прикладные и дыхательные упражнения в сочетании с ходьбой, легким бегом и водными процедурами, массажем и закаливанием организма.

Занятия гигиенической гимнастикой пропагандируются через печать, радио, телевидение, университеты физической культуры. Гигиеническая гимнастика проводится в режиме дня учреждений дошкольного воспитания, общеобразовательных школ, учебных заведений профессионально- технического образования, специальных средних и высших учебных заведений, в семейном быту.

Любые занятия гигиенической гимнастикой должны проводиться при обязательном соблюдении санитарно-гигиенических условий мест занятий. Помещения, где проводятся занятия, должны быть чистыми, хорошо проветриваемыми, с соответствующими температурными условиями. Если занятия проводятся на открытом воздухе, на стадионе, спортивной площадке школы, в зоне отдыха, то места занятий должны быть в стороне от загрязненных зон.

Гигиеническая гимнастика может проводиться утром, днем и вечером. Это определяет различную гигиеническую направленность комплексов упражнений.

Утренняя гимнастика (зарядка) применяется с целью быстрого достижения оптимальной дееспособности организма после сна; днем аналогичные упражнения выполняются для предупреждения или снятия утомления, противодействуя отрицательным влияниям бытовой гипокенезии; вечерние занятия способствуют снятию дневного напряжения, благотворно влияют на последующий ночной сон.

Производственная гимнастика.

Производственная гимнастика – использование физических упражнений в режиме рабочего дня с целью повышения профессиональной работоспособности, снятия утомления, профилактики профессиональных заболеваний.

Научные исследования убедительно доказали положительное влияние производственной гимнастики на здоровье трудящихся, повышение работоспособности, снижение травматизма и производственного брака, а следовательно, на повышение производительности труда. Гимнастические упражнения, применяемые в системе научной организации труда, оказывают разностороннее воздействие на организм человека. С их помощью можно целенаправленно влиять на различные функции организма. При регулярном выполнении упражнений улучшается точность движений, они становятся экономными, ловкими и целенаправленными. Таким образом, под влиянием систематических занятий производственной гимнастикой, улучшается здоровье, повышается работоспособность человека, воспитывается организованность, дисциплина. Особенности производственной гимнастики предопределяют ее специфические виды, средства и методы проведения занятий.

Задачами производственной гимнастики являются:

улучшение здоровья трудящихся, которое достигается в результате систематических занятий физическими упражнениями;

увеличение работоспособности трудящихся, снижение профессионального утомления;

повышение общей культуры движений;

содействие вовлечению широких масс трудящихся в занятия массовыми формами физической культуры;

эстетическое воспитание занимающихся.

Крайне важен анализ состояния здоровья занимающихся, так как индивидуальный подход к ним в процессе занятий является решающим условием эффективности занятий.

Основные формы занятий производственной гимнастикой:

Вводная гимнастика.

Физкультурная пауза.

Физкультминутки.

Микропаузы.

Улучшение здоровья, физического развития рабочих и служащих, уменьшение заболеваемости и производственного травматизма – самый важный итог занятий производственной гимнастикой.

Ритмическая гимнастика.

Ритмическая гимнастика является разновидностью гимнастики оздоровительной направленности, основным содержанием которой являются ОРУ, бег, прыжки и танцевальные элементы, исполняемые под эмоционально-ритмичную музыку, преимущественно поточным методом.

В ряду других средств массовой физкультуры популярность ритмической гимнастики объясняется ее доступностью, эффективностью, эмоциональностью.

Доступность ритмической гимнастики основана на использовании известных и несложных ОРУ, знакомых преподавателям и занимающимся по комплексам утренней зарядки, производственной гимнастики и т. п.

Эффективность ритмической гимнастики связана с тем, что целенаправленное влияние гимнастических упражнений на опорно-двигательный аппарат, на отдельные группы мышц, суставов, связок сочетается со значительным воздействием на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Благодаря быстрому темпу выполнения многих движений комплекса, включению серий упражнений с небольшими паузами между ними, значительной общей продолжительности занятия стимулируется деятельность систем энергообеспечения мышечной работы, потребность организма в кислороде, и его потребление существенно возрастает. Отсюда название – «аэробика» (от греч. слова «аэро» - воздух и «биос» - жизнь). Поточный метод выполнения упражнений по характеру нагрузки на организм ставит ритмическую гимнастику в один ряд с другими важными средствами оздоровительной направленности, с упражнениями циклического характера: бегом, ходьбой, лыжами и т. п. Эмоциональность занятий – очень важный фактор, объясняющий притягательность ритмической гимнастики.

Ритмическая гимнастика – музыкальная форма гимнастики. Музыка в данном случае носит функциональный, лидирующий характер, определяет ритм и темп движений.

Лечебная гимнастика.

Лечебная гимнастика – разновидность прикладной гимнастики, лечебный метод применения физических упражнений для более быстрого и полноценного восстановления здоровья больного человека, его трудоспособности, а также развития физических качеств: быстроты, силы, выносливости, координации движений и др., необходимых в условиях общественно-трудовой деятельности.

Специально подобранные гимнастические упражнения (на основе диагноза врача) успешно применяются для восстановления двигательных функций после различных повреждений.

Лечебная гимнастика предупреждает заболевания, ускоряет выздоровление, сохраняет человеку здоровье, удлиняет его жизнь.

Наибольшее развитие лечебная гимнастика получила в годы Великой Отечественной войны. Опыт работы в госпиталях фронта и тыла страны показал, что лечение с включением в него лечебной гимнастики обеспечивало не только выздоровление, но и быстрое восстановление боеспособности раненых и больных солдат и офицеров Советской Армии.

В настоящее время продолжается дальнейшее изучение влияния упражнений, совершенствование средств и методики занятий лечебной гимнастикой, разрабатываются научно обоснованные методики применения упражнений при различных заболеваниях.

Средства лечебной гимнастики – строевые упражнения, разновидности передвижений и танцевальные шаги; ОРУ без предметов и с различными предметами (палки, гантели, скакалки, мячи и др.), упражнения на гимнастическом станке, скамейке, со скамейкой, на кольцах и прикладные упражнения (бег, прыжки, лазанье, перелезание).

Применяемые упражнения воздействуют почти на все функции организма. Положительной стороной гимнастических упражнений является их доступность для любого возраста, многообразие форм и видов упражнений, используемых в соответствии с возрастом, полом и возможностями занимающихся.

Структурная таблица оздоровительной гимнастики.

Элементы структурной таблицы оздоровительной гимнастики

Принципы

В оздоровительной гимнастике используются общепедагогические принципы занятий оздоровительной направленности (принцип индивидуальности, сознательности, необходимости, постепенности, систематичности, цикличности, системности, комплексности воздействия, новизны и разнообразия, умеренности, стимулирование интереса), а также специфические принципы адаптивной и оздоровительной физической культуры (принцип повторно-прогрессирующего воздействия, стандартно-вариативного воздействия, повторно-уменьшающего воздействия, чередование объекта воздействия, согласование видов нагрузки, согласование координационной сложности воздействия и физической трудности, физического затруднения упражнения)

Методы

В оздоровительной гимнастике используются методы обучения (словесные методы, методы наглядного восприятия, практические методы обучения) и методы специальной направленности адаптивной и оздоровительной физической культуры (методы стандартно-повторного, стандартно-непрерывного, стандартно-интервального упражнения, методы переменно-непрерывного, переменно-интервального, метод повторно-интервального и повторно-прогрессирующего упражнения, методы совершенствования двигательных действий, круговой метод)

Средства

- аэробные;

- статические (изометрические);

- статодинамические (изотонические);

- дыхательные;

- релаксационные;

- растягивающие упражнения;

- корригирующие

Этапность

1.Этапы: а) подготовительный; б) основной; в) поддерживающий.

2.Каждый этап разделен на подэтапы:

а) подготовительный: - ознакомительный; - втягивающий; - восстановительный;

б) основной: - обще-подготовительный; - специально-подготовительный; - развивающий; - восстановительный; в) поддерживающий: - специально-подготовительный; - развивающий; - закрепляющий; - восстановительный.

3. Каждый подэтап состоит из 12-14 занятий продолжительностью 30-35 дней. В неделю проводится три занятия продолжительностью от 40 до 90 минут.

4. При трехразовых занятиях в неделю два из них должны проводиться с интервалом 48 часов и одно – через 72 часа.

5. Каждое занятие включало в себя: вводную часть – аэробную гимнастику (дополнительно: дыхательные упражнения); - основную часть – статическую и статодинамическую гимнастику (дополнительно: дыхательные и корригирующие упражнения); заключительную часть – релаксационные и растягивающие упражнения (дополнительно: дыхательные упражнения).

Дозирование

физической

нагрузки

1. Вводная часть занятия – 10-25 минут разминка, аэробные упражнения: от 10 до 30 упражнений по 1-2 серии по 20-60 секунд, порог комфортности (ЧСС – 110-150 уд/мин). Упражнения выполняются под музыкальное сопровождение из различных исходных положений: лежа на животе, спине, правом и левом боку, из коленно-локтевого положения, из упора лежа и других.

2. Основная часть занятия - упражнения общей и специальной направленности, продолжительностью 20-45 минут. Выполнялся комплекс упражнений статического и статодинамического характера: статические упражнения - от 6 до 18 упражнений по 1-4 серии, максимальное напряжение в пиковой фазе движения в течение 5-30 секунд; статодинамические упражнения - от 6 до 18 упражнений по 1-4 серии, 30-60 % от максимального напряжения, упражнения выполняется «до отказа», то есть невозможности продолжать из-за боли в мышцах или неспособности преодолеть сопротивление, этот момент должен наступать строго в диапазоне 40-70 секунд после начала упражнения. Отдых между сериями от 30 секунд до 3 минут заполнялся дыхательными и корригирующими упражнениями (между лопаток подкладывается ортопедический валик). Упражнения выполняются из различных исходных положений с использованием всевозможных отягощений (гантели весом от 0,5 до 15 кг, атлетические блины весом от 1,25 до 20 кг, резиновые эспандеры, утяжеленная гимнастическая палка весом от 2 до 10 кг и другой инвентарь), также использовались лавки разной конфигурации, шведская стенка, гимнастические коврики.

3. Заключительная часть занятия - релаксационные, растягивающие упражнения (пассивная гибкость) – от 6 до 18 упражнений по 1-2 серии, удержание позы от 15 секунд до 2 мин, в течение 10-20 мин.

Темп движений в аэробных упражнениях соответствовал темпу музыки (от 100 до 125 бит в минуту), в статодинамических упражнениях темп был одинаковый в фазе напряжения и расслабления (по два бита на каждую фазу). Статические и растягивающие упражнения выполнялись под музыкальное сопровождение (не более 100 бит в минуту) плавно с концентрацией внимание на движении.

Дыхание: а) в аэробных упражнениях дыхание непрерывное, через каждые 3-5 минут выполняется восстановительное дыхание; б) в статических упражнениях в фазе напряжения - вдох, потом сохраняя положение на задержке дыхания и в фазе расслабления - выдох, в статодинамических упражнениях дыхание непрерывное, в зависимости от утомляемости проводится мероприятия по восстановлению дыхания; в) в растягивающих упражнениях в фазе напряжения и расслабления выполняется выдох, выполняя упражнение, дыхание не задерживается.

Контроль

Инструктором-методистом проводился предварительный (тестирование исследуемых перед началом педагогического эксперимента), текущий (частота посещения занятий, правильность выполнения упражнений, нормирование физической нагрузки и контроль реакции организма после нее и другие данные) итоговый контроль (тестирование исследуемых после педагогического эксперимента).

В начале и в конце каждого этапа осуществлялся индивидуальный осмотр исследуемых врачом, контролировались показатели частоты сердечных сокращений, артериального давления, состояние опорно-двигательного аппарата.

Заключение.

Наличие большого числа упражнений – средств гимнастики, многоплановые задачи их применения определяют существование различных видов гимнастики. Культивирование устойчивых видов гимнастики, появление новых ее разновидностей следует рассматривать в связи с основными задачами и функциями физической культуры а нашей стране. С учетом этих критериев отдельные виды гимнастики насыщаются соответствующими средствами.

Применение физических упражнений в лечебных целях являются средством сознательного и действенного вмешательства в процесс нормализации функций.

Советы воспитателю по проведению утренней гимнастики:

-не должно быть гимнастики по принуждению. Если ребенок не хочет заниматься сегодня, не надо его заставлять, но причину такого поведения следует понять;

-никакой заорганизованности, строгих правил, требований;

-нужно обеспечить полную раскованность в поведении, приподнять эмоциональное состояние и по возможности подобрать такие движения чтобы ребенок выполняя их получал радость;

-во время проведения разных видов гимнастики важно правильно дозировать физические нагрузки. Дети должны заниматься только в аэробном режиме, в достаточно интенсивном темпе, но без перегрузок;

-в период карантина, повышенной заболеваемости ОРВИ и гриппом гимнастика проводится с преобладанием малых нагрузок. После разминки, поднимаем детям настроение, веселыми оздоровительными играми;

-в зависимости от погоды необходимо подбирать упражнения и регулировать физическую нагрузку. При понижении температуры увеличивает ее, изменяя темп, при повышении температуры снижает, чтобы избежать перегревания организма;

-комплекс составляется на 2 недели из знакомых, освоенных упражнений, что помогает сократить время на объяснения и показ. Чтобы повысить нагрузку и поддержать интерес детей к гимнастике, меняем темп, усложняем упражнение и увеличиваем количества повторений, заменяем образы;

-гимнастика проводится в чистом помещении с открытыми окнами в теплый период или хорошо проветренном зале. Форма одежды шорты, футболка, чешки. Такой порядок в течение всего года постепенно приучает организм к прохладной температуре и придает утренней гимнастике значение закаливающей процедуры - воздушной ванны;

-в холодное время при проведении гимнастики на улице ОРУ исключаются.

Они заменяются подвижной игрой или танцевальными движениями.

-по возвращению с гимнастики в группы, дети принимают водную процедуру, выполняют обтирание рук.                                                                                                                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна.

1. Гимнастика в постели;       2. Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушения осанки...

Методика проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна

Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных организаций по реализации методики оздоровительной гимнастики после дневного сна с детьми среднего возраста....

Конспект проведения оздоровительной гимнастики с детьми подготовительной к школе группе «Увлекательное путешествие в Тибет»

Оздоровительная гимнастика для детей подготовительной к школе группы.Цель. Формирование у детей мышечного корсета и правильной осанки, профилактика плоскостопия....

Методика проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна.

Оздоровительная гимнастика после дневного сна в детском саду....

Консультация для педагогов «Виды утренней гимнастики и возможности ее проведения»

Консультация для педагогов по теме "Виды утренней гимнастики и возможности ее проведения"...

«Виды утренней гимнастики и возможности ее проведения»

Утренняя гимнастика - это постепенное введение организма в благоприятную двигательную активность. В детском саду гимнастика является одним из режимных моментов и средством для поднятия эмоционального ...