Физическое воспитание дошкольников: новые подходы в условиях реализации ФГОС.
статья по физкультуре

Корман Жанна Юрьевна

В данной статье описывается мой опыт работы с использованием нетрадиционной методики на занятиях физической культуры в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_publikatsii.docx455.99 КБ

Предварительный просмотр:

«ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ
                                 В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС» .

                                                                 Корман Жанна Юрьевна

                          инструктор по физической культуре ГБДОУ детский сад № 58                                                                      

                                               Колпинского района Санкт-Петербурга                                      

Аннотация:

В данной статье описывается опыт работы с использованием нетрадиционной методики  на занятиях физической культуры в дошкольном возрасте.

В последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Поэтому внедрение инновационных технологий и вкрапливание оздоровительных мер в воспитательно – образовательный процесс, подготовка ребёнка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных форм организации физкультурных занятий является приоритетным направлением деятельности нашего детского сада в условиях реализации ФГОС ДО.

Ключевые слова: двигательная активность, ФГОС дошкольного образования.

Целью моей работы является сохранение и укрепление здоровья детей через нетрадиционные формы организации физкультурных занятий и оптимальная реализация оздоровительного, воспитательного и образовательного направления физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка.

Данная работа проводится по трем основным направлениям:

1. Социально-психологическое, направленное на формирование потребности к освоению ценностей физической культуры.

2. Интеллектуальное, предполагающее получение комплекса теоретических и практических знаний. С этой целью использую интеграцию современных программ по физическому воспитанию дошкольников, новинки методической литературы, а также проектный метод обучения.

3. Двигательное – развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также использование физического потенциала.

Таким образом, физическое развитие и здоровье в одинаковой степени должны быть нацелены и на телесное (физическое) и на нервно-психическое развитие ребенка.

Формы нетрадиционной физкультурно-оздоровительной работы с детьми        

                                               Дыхательная гимнастика

     Большое внимание уделяю использованию на занятиях элементов дыхательных гимнастик, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких.

Кроме того, в упражнениях заложены дополнительные резервы тренировки дыхания и внимания.

Задачи такой гимнастики состоят в следующем:

-учить детей прислушиваться к своему дыханию;

-учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения;

-учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и дыхательных путей.

                                               C:\Users\Жанна\Desktop\Фото праздники, районные соревнования\группа росинка\DSC02245.JPG

                                               Психомышечная тренировка

В основе психомышечной тренировки лежит мышечная релаксация /расслабление мышц/. С помощью определенных приемов /контраст напряжения и расслабления мышц, контролируемое дыхание и использование самовнушения/ дети учатся произвольно расслаблять мышцы. У них часто изменен тонус мышц, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц необходимо, особенно в сочетании со стихами, или спокойной музыкой /шум прибоя и т.д./ 

                                             C:\Windows.old\Users\Жанна\Desktop\ТИСа  фото\DSC00192.JPG 

                                               Самомассаж. Су-Джок терапия.

Хорошим помощником в развитии мелкой моторики являются шарики – массажёры с кольцами внутри Су Джок.  Его можно катать по пальцам, по ладошке, от подушечек пальцев до локтя. Прокатывая шарик, дети массируют мышцы рук, что активизирует мозг, способствует развитию речи, внимания, памяти и мелкой моторики рук.
В каждом шарике есть «волшебное» колечко. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж каждого пальца. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

В своей работе во время фронтальных и индивидуальных занятиях я применяю Су-Джок терапию. Дети любят играть с колючим шариком и  колечком, выполняя самомассаж с помощью шарика Су-Джок в сопровождении легко запоминающихся стихов.

                                                 Фитбол – гимнастика 

 Фитбол – гимнастика – гимнастика на больших       гимнастических мячах.

По структуре фитбол – гимнастика напоминает классические занятия по физическому воспитанию со строгой трёхчастной формой, где есть: вводная часть, в задачи которой входит развитие всех видов внимания, восприятия и памяти, ориентировки в пространстве на материале основных движений; основная часть – освоение общеразвивающих упражнений; заключительная – подвижная игра и релаксация                                                                                          C:\Users\Жанна\YandexDisk\Скриншоты\DSCN1687.JPG

               Совместные физкультурные занятия родителей с детьми.

Основная цель таких занятий — помочь родителям   и   детям   ощутить   радость   от совместной   двигательной   деятельности; родителям   —   установить эмоционально-двигательный    контакт    с    детьми, способствовать развитию межличностного общения ребенка с взрослым.

Чтобы занятия были интересными и увлекательными, следует использовать сюжетные, интегрированные и игровые формы совместных физкультурных занятий.

Эффективность занятий зависит не только от формы и содержания, но и от рациональной организации детей и взрослых. Большую часть времени ребенок выполняет задания вместе с взрослым; при этом каждый из них выступает для собственного ребенка в роли партнера, помощника, тренера.

                                        C:\Windows.old\Users\Жанна\Desktop\ТИСа  фото\DSC00392.JPG                                 

                                                 Корригирующая гимнастика

Особую роль в физическом воспитании детей играют общеразвивающие и корригирующие упражнения. Они помогают избирательно воздействовать на организм ребенка и могут быть использованы для профилактики и исправления тех или иных отклонений в развитии моторики и деформаций опорно-двигательного аппарата.

Цель корригирующей гимнастики – формирование и укрепление сводов стоп.

Задачи корригирующей гимнастики:

-развитие основных функций стоп;

-улучшение кровообращения стоп;

-улучшение координации движений.                

-обучение правильной постановке стоп при ходьбе; 

-повышение тонуса мышц стоп;-увеличение подвижности в суставах стоп;                          C:\Users\Жанна\YandexDisk\Скриншоты\DSC01277.JPG

Все это повышает интерес детей к физкультуре, развивает жизненно важные физические качества, увеличивает плотность занятий и позволяет упражнять детей во всех видах основных движений.

Список литературы

  1.  Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с.
  2.  Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников: Учебное пособие / Т.С. Овчинникова, А.А. Потапчук. – СПб.: Речь, 2009. – 166 с.
  3. Потапчук А.А. Фитбол-гимнастика в дошкольном возрасте: Учеб.-метод. пособие / Под ред. С.П. Евсеева. – СПб.: Изд-во ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999.
  4.  Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 256 с.
  5. Парфенова Ю.А. Профилактика и укрепление осанки у дошкольников через использование фитбол-гимнастики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://julja1984.blogspot.com/p/blog-page_91.html (дата обращения: 05.10.2016).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проектирование образовательной деятельности и взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по физическому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Для того чтоб физкультурная деятельность прошла эффективно и для повышения качества образовательных услуг необходимы слаженные действия инструктора по физической культуре и воспитателя....

Интегрированный подход к речевому развитию дошкольников с ОНР в условиях реализации ФГОС ДО

ИНТЕГРАЦИЯ предполагаетобъединение нескольких образовательных областей в одну, в которой все представления и понятия связаны общим смыслом и методами обучения...

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В работе представлены некоторые инновационные технологии,используемые в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОВЗ...

Индивидуальный план профессионального развития «Формирование устной правильной речи у дошкольников посредством реализации задач УМК, использование инновационных подходов в условиях реализации ФГОС ДО»

Индивидуальный план профессионального развития «Формирование устной правильной речи у дошкольников посредством реализации задач УМК,  использование инновационных подходов в услови...

Индивидуальный план профессионального развития «Формирование устной правильной речи у дошкольников посредством реализации задач УМК, использование инновационных подходов в условиях реализации ФГОС ДО»

Индивидуальный план профессионального развития «Формирование устной правильной речи у дошкольников посредством реализации задач УМК,  использование инновационных подходов в услови...

Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников с позиции с позиции системного ценностного и разно вариативного подходов в условиях реализации ФГОС ДО.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание л...

Доклад: Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников с позиции с позиции системного ценностного и разно вариативного подходов в условиях реализации ФГОС ДО.

Свое выступление мне хочется начать словами выдающегося советского педагога Василия Александровича Сухомлинского:«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садо...