Физическое воспитание дошкольников: новые подходы в условиях реализации ФГОС.
статья по физкультуре
В данной статье описывается мой опыт работы с использованием нетрадиционной методики на занятиях физической культуры в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_publikatsii.docx | 455.99 КБ |
Предварительный просмотр:
«ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС» .
Корман Жанна Юрьевна
инструктор по физической культуре ГБДОУ детский сад № 58
Колпинского района Санкт-Петербурга
Аннотация:
В данной статье описывается опыт работы с использованием нетрадиционной методики на занятиях физической культуры в дошкольном возрасте.
В последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Поэтому внедрение инновационных технологий и вкрапливание оздоровительных мер в воспитательно – образовательный процесс, подготовка ребёнка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных форм организации физкультурных занятий является приоритетным направлением деятельности нашего детского сада в условиях реализации ФГОС ДО.
Ключевые слова: двигательная активность, ФГОС дошкольного образования.
Целью моей работы является сохранение и укрепление здоровья детей через нетрадиционные формы организации физкультурных занятий и оптимальная реализация оздоровительного, воспитательного и образовательного направления физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка.
Данная работа проводится по трем основным направлениям:
1. Социально-психологическое, направленное на формирование потребности к освоению ценностей физической культуры.
2. Интеллектуальное, предполагающее получение комплекса теоретических и практических знаний. С этой целью использую интеграцию современных программ по физическому воспитанию дошкольников, новинки методической литературы, а также проектный метод обучения.
3. Двигательное – развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также использование физического потенциала.
Таким образом, физическое развитие и здоровье в одинаковой степени должны быть нацелены и на телесное (физическое) и на нервно-психическое развитие ребенка.
Формы нетрадиционной физкультурно-оздоровительной работы с детьми
Дыхательная гимнастика
Большое внимание уделяю использованию на занятиях элементов дыхательных гимнастик, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких.
Кроме того, в упражнениях заложены дополнительные резервы тренировки дыхания и внимания.
Задачи такой гимнастики состоят в следующем:
-учить детей прислушиваться к своему дыханию;
-учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения;
-учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и дыхательных путей.
Психомышечная тренировка
В основе психомышечной тренировки лежит мышечная релаксация /расслабление мышц/. С помощью определенных приемов /контраст напряжения и расслабления мышц, контролируемое дыхание и использование самовнушения/ дети учатся произвольно расслаблять мышцы. У них часто изменен тонус мышц, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц необходимо, особенно в сочетании со стихами, или спокойной музыкой /шум прибоя и т.д./
Самомассаж. Су-Джок терапия.
Хорошим помощником в развитии мелкой моторики являются шарики – массажёры с кольцами внутри Су Джок. Его можно катать по пальцам, по ладошке, от подушечек пальцев до локтя. Прокатывая шарик, дети массируют мышцы рук, что активизирует мозг, способствует развитию речи, внимания, памяти и мелкой моторики рук.
В каждом шарике есть «волшебное» колечко. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж каждого пальца. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.
В своей работе во время фронтальных и индивидуальных занятиях я применяю Су-Джок терапию. Дети любят играть с колючим шариком и колечком, выполняя самомассаж с помощью шарика Су-Джок в сопровождении легко запоминающихся стихов.
Фитбол – гимнастика
Фитбол – гимнастика – гимнастика на больших гимнастических мячах.
По структуре фитбол – гимнастика напоминает классические занятия по физическому воспитанию со строгой трёхчастной формой, где есть: вводная часть, в задачи которой входит развитие всех видов внимания, восприятия и памяти, ориентировки в пространстве на материале основных движений; основная часть – освоение общеразвивающих упражнений; заключительная – подвижная игра и релаксация
Совместные физкультурные занятия родителей с детьми.
Основная цель таких занятий — помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности; родителям — установить эмоционально-двигательный контакт с детьми, способствовать развитию межличностного общения ребенка с взрослым.
Чтобы занятия были интересными и увлекательными, следует использовать сюжетные, интегрированные и игровые формы совместных физкультурных занятий.
Эффективность занятий зависит не только от формы и содержания, но и от рациональной организации детей и взрослых. Большую часть времени ребенок выполняет задания вместе с взрослым; при этом каждый из них выступает для собственного ребенка в роли партнера, помощника, тренера.
Корригирующая гимнастика
Особую роль в физическом воспитании детей играют общеразвивающие и корригирующие упражнения. Они помогают избирательно воздействовать на организм ребенка и могут быть использованы для профилактики и исправления тех или иных отклонений в развитии моторики и деформаций опорно-двигательного аппарата.
Цель корригирующей гимнастики – формирование и укрепление сводов стоп.
Задачи корригирующей гимнастики:
-развитие основных функций стоп;
-улучшение кровообращения стоп;
-улучшение координации движений.
-обучение правильной постановке стоп при ходьбе;
-повышение тонуса мышц стоп;-увеличение подвижности в суставах стоп;
Все это повышает интерес детей к физкультуре, развивает жизненно важные физические качества, увеличивает плотность занятий и позволяет упражнять детей во всех видах основных движений.
Список литературы
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с.
- Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников: Учебное пособие / Т.С. Овчинникова, А.А. Потапчук. – СПб.: Речь, 2009. – 166 с.
- Потапчук А.А. Фитбол-гимнастика в дошкольном возрасте: Учеб.-метод. пособие / Под ред. С.П. Евсеева. – СПб.: Изд-во ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999.
- Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 256 с.
- Парфенова Ю.А. Профилактика и укрепление осанки у дошкольников через использование фитбол-гимнастики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://julja1984.blogspot.com/p/blog-page_91.html (дата обращения: 05.10.2016).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Проектирование образовательной деятельности и взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по физическому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Для того чтоб физкультурная деятельность прошла эффективно и для повышения качества образовательных услуг необходимы слаженные действия инструктора по физической культуре и воспитателя....
Интегрированный подход к речевому развитию дошкольников с ОНР в условиях реализации ФГОС ДО
ИНТЕГРАЦИЯ предполагаетобъединение нескольких образовательных областей в одну, в которой все представления и понятия связаны общим смыслом и методами обучения...
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В работе представлены некоторые инновационные технологии,используемые в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОВЗ...
Индивидуальный план профессионального развития «Формирование устной правильной речи у дошкольников посредством реализации задач УМК, использование инновационных подходов в условиях реализации ФГОС ДО»
Индивидуальный план профессионального развития «Формирование устной правильной речи у дошкольников посредством реализации задач УМК, использование инновационных подходов в услови...
Индивидуальный план профессионального развития «Формирование устной правильной речи у дошкольников посредством реализации задач УМК, использование инновационных подходов в условиях реализации ФГОС ДО»
Индивидуальный план профессионального развития «Формирование устной правильной речи у дошкольников посредством реализации задач УМК, использование инновационных подходов в услови...
Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников с позиции с позиции системного ценностного и разно вариативного подходов в условиях реализации ФГОС ДО.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание л...
Доклад: Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников с позиции с позиции системного ценностного и разно вариативного подходов в условиях реализации ФГОС ДО.
Свое выступление мне хочется начать словами выдающегося советского педагога Василия Александровича Сухомлинского:«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садо...