«Тимбилдинг - как технология командообразования детского коллектива в образовательном процессе ДОУ»
методическая разработка по физкультуре

Губайдуллина Румия Рамилевна

Тимбилдинг (англ. Team building) — построение команды или командообразование – мероприятия игрового, развлекательного и творческого характера, направленные на улучшение взаимодействия между участниками, повышение сплоченности коллектива на основе осознания общих ценностей и представлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №29 «Лукоморье» г. Альметьевска

2018-2019 год

План работы по самообразованию

Инструктора по физической культуре

Губайдуллиной Румии Рамилевны

Тема:  «Тимбилдинг - как технология командообразования детского коллектива в образовательном процессе ДОУ»

Направление: физическая культура

Образовательная область: физическое развитие

Цель: «Создание условий для развития навыка командообразования у детей дошкольного возраста»

Задачи:

-  познакомить дошкольников в игровой форме с технологией спортивного тимбилдинга;

- способствовать повышению интереса детей к занятиям физической культурой, используя упражнения и игры на командообразование;

- создание условий для реализации успешного взаимодействия дошкольников  между собой;

Пояснительная записка

   В последние годы   умение работать в команде имеет большое значение практически во всех сферах   деятельности современного общества. Команды сопровождают деятельность человека   изо дня в день, и для многих областей производственной и частной жизни они становятся неотъемлемой их частью.

      Социально-активный ребёнок в процессе освоения общественной деятельности вырабатывает навыки самоорганизации, коллективной и командной деятельности. Однако коллектив детей и команда единомышленников — совсем не одно и то же. В первом случае коэффициент полезного действия пропорционален количеству детей. Во втором, результат коллективных вложений во многом превосходит сумму затраченных усилий, отдельно взятых участников. История показывает: невозможно добиться успеха в одиночку, даже Эйнштейну в свое время понадобилась помощь товарища, чтобы продолжить научную деятельность. В истории немало примеров, когда именно помощь близких товарищей помогала совершать невообразимые открытия. Одному достичь успеха чрезвычайно сложно, и навык работы и построения общения в коллективе необходим в том числе и ребёнку.

    Мы живем в современном мире, и умение работать в команде необходимо формировать с самого раннего возраста. В любом коллективе работают люди с разным темпераментом, характером и стилем жизни. Нужно, чтобы эти особенности не стали препятствием в работе коллектива.

     В своей профессиональной практической деятельности, отметила, что многие дети старшего дошкольного возраста при проведении спортивных игр не умеют работать в команде, договариваться, соблюдать правила при выполнении различных заданий, неточно воспринимают предложенную инструкцию.

           Актуальность состоит в том, что в сложившейся ситуации, когда технология тимбилдинга в дошкольном учреждении малоизучена, оно поможет педагогам в планировании, разработке и внедрении элементов командообразования в своей практической деятельности. Упражнения и игры  на командообразование позволяют в игровой форме обучить детей навыкам работы в команде, лидерству, общению, принятию решений и разрешению различных задач. Чтобы достичь успеха в командообразующих играх детям приходится учиться взаимодействовать друг с другом, внимательно слушать других, самим изъясняться четко и понятно, мыслить творчески и нестандартно.

Немного о тимбилдинге

    Итак, давайте разберемся, что же такое тимбилдинг и почему он так интересен. В детском возрасте общению и дружбе придается гораздо больше значения, чем у взрослых. Все дети любят играть, а тимбилдинг – это иногда веселые, быстрые, интересные, увлекательные, а иногда спокойные командные игры. Командообразование для детей построено именно таким образом, чтобы могли участвовать дети практически любого возраста. Все командные игры для детей учат их общаться друг с другом и со взрослыми. Учат поддерживать друг друга, переживать, раскрепощать, учат действовать в команде и побеждать. Иными словами, детский тимбилдинг — это не просто спортивно-развлекательное мероприятие, направленное на веселое времяпрепровождение. Это целенаправленные задания в ненавязчивой игровой форме, которые призваны сплотить детский коллектив, научить ребят разговаривать и договариваться между собой, дружить и поддерживать друг друга, обучить взаимопомощи и взаимовыручке. Это своего рода такой инструмент, который укрепляет всю команду.

   Тимбилдинг (англ. Team building) — построение команды или командообразование – мероприятия игрового, развлекательного и творческого характера, направленные на улучшение взаимодействия между участниками, повышение сплоченности коллектива на основе осознания общих ценностей и представлений.

Командные игры это составляющая тимбилдинга, так как, это понятие более широкое и включает в себя не только командные игры спортивной направленности (футбол, эстафеты и т.), а также мероприятия развлекательного характера, творческой направленности (походы, квест-игры и тд.)

    Хотя тимбилдинг изначально возник в бизнес-сообществе (в конечном счете – как эффективный инструмент увеличения объема продаж), он также вполне применим и как технология повышения эффективности профессиональной деятельности любого коллектива. Тимбилдинг – это взрослое мероприятие, в котором решаются вопросы внутрикорпоративного командообразования, сплоченности, укрепления культуры и так далее. Но не многие задумываются о том, что существует еще и такое понятие, как «детский тимбилдинг» и наша страна является одной из родоначальниц этого явления. История детского и юношеского командообразования берет свое начало со времен пионерских лагерей, турслетов и выездных многодневных походов. Именно тогда, в далеком прошлом, зародился «Детский тимбилдинг».

    Детский тимбилдинг – это полноценная система формирования внутригрупповых неформальных дружеских связей, раскрытие личностного потенциала и лидерских качества каждого участника, формирование чувства ответственности и взаимопомощи, поиск новых способов общения и ведения диалога. В игровой форме, в интерактивном формате, через простые, но действенные задачи, которые ставятся перед ребятами, они учатся добиваться вместе каких-то побед, спортивных результатов, настраиваются на успех, где каждый проявляет себя и вносит частичку своего мастерства в общее дело. Для того, чтобы команда заняла первые позиции, необходимо дружно и слаженно пройти все испытания.

     Для большинства из таких игр не требуется никаких приспособлений на детском празднике, их можно проводить и в обычном дворе, и даже в закрытом помещении. После каждого из упражнений необходимо обсудить с детьми те действия, которые они предпринимали для выполнения задания, выяснить, какие из них сработали, а какие – нет, чему они смогли научиться.

         Как научить ребенка работать в команде?

   Играть любят все дети, однако, не каждый является командным игроком. И это касается не только игр. Как научить ребенка работать в команде? Для того, чтоб ребенок мог работать в команде, он должен уметь сотрудничать. К этому ребенка приучают с самого детства.

     Развивать командную работу можно по нескольким методам:

Ни в коем случае нельзя сравнивать детей, ни по каким параметрам. Это только вызовет агрессию к друг другу. Не стоит сильно увлекаться играми соревновательного характера. Если ребенок почувствует свою не значимость, он будет недоброжелательно настроен к сопернику. А этого допускать нельзя. При игре лучше всего использовать местоимение «мы».

      Таким образом, будет развиваться командный дух, не будет лучших или худших. Такую схему нужно использовать не только в играх, можно, например, в творчестве. Следует доверить детям создать какую-либо композицию вместе. При этом выделить значимость каждого ребенка. После выполнения задания похвалы достоин абсолютно каждый. Нельзя ни про кого забывать.

      С детства нужно объяснять ребенку, что в обществе существуют определенные правила. Они распространяются как в садике, так и на детской площадке, школе и т.д. Их соблюдение ведет к дружелюбным отношениям. Такие правила можно изобразить с детьми в виде одного совместного рисунка. Где хорошее поведение будет того цвета, который нравится детям, а плохое, тем цветом, который не нравится. На картинке все будет понятно и ясно. Приучая ребенка к командному духу не нужно переживать, что он потеряет свои лидерские качества. Наоборот, он научится их развивать среди других деток. Ребенок учится общению в первую очередь на примере своих родителей. Поэтому следует всегда контролировать свои поступки и эмоции. Родителям следует: предоставлять ребенку свободу выбора. Не оставлять ребенка наедине с его проблемами. Разрешить делать себе замечания. Это подчеркнет его значимость. Дайте возможность ребенку учиться на собственных ошибках. Ценить свое чадо таким, какой он есть. Помогать преодолевать трудности и страхи на пути.

     Для детей тимбилдинг – это способ, благодаря которому в коллективе дети сближаются и выстраивают общение между собой. Это инструмент для укрепления команды. Когда проводятся различные конкурсы, дети учатся взаимодействовать друг с другом. Часто тимбилдинг для детей проводят учителя начальных классов, которые хотят, чтобы дети в классе подружились.

    Чтобы провести большую часть предлагаемых далее игр, инвентарь практически не требуется. Кроме этого, можно провести тимбилдинг на природе, в помещении, на детской площадке для большого количества детей. И конечно, проводить его нужно в развлекательной форме, используя какой-нибудь яркий сюжет. Пора выйти за пределы традиционного мышления. Долой лозунг «Каждый сам за себя!», пришло время командных решений. Почувствовать плечо друга, поддержку команды, взаимодействие друг с другом поможет командная игра «Детский Тимбилдинг».

      Детям необходимо научиться понимать друг друга и выполнять сложные задачи сообща, рассчитывая на эффективность. Для того, чтобы команда заняла первые позиции , необходимо дружно и слаженно пройти все испытания.

      Чему надо научить ребенка, чтобы ему было легко работать в команде?

     1. Каждый выполняет свое дело.

Если ваш ребенок умеет одновременно хорошо рисовать, танцевать, петь и т.д., то в команде, скорее всего, ему придется выполнять только один какой-то вид деятельности. Потому что от того, что кто-то один будет делать все, а остальные вообще ничего не делать, успеха достичь вряд ли удастся. Объясните, что лучше делать что-то одно, но качественно, чем брать на себя слишком много задач одновременно, даже если ваш ребенок может это сделать лучше. Потренируйтесь дома, например, поставьте импровизированный спектакль, где надо распределить роли между мамой, папой и ребёнком. Спросите у него, что он больше всего хочет делать: петь, танцевать или рассказывать стихотворение? После такого мини-спектакля обсудите, что он понял в ходе командной работы, насколько правильно было то, что роли пришлось распределить и т.д.

      2. Обсуждения и общее согласования.

В командной работе очень важно выслушивать мнение каждого и приходить к общим компромиссам. Неправильно выяснять и доказывать свою точку зрения на повышенных тонах, правильно – четко аргументировать, почему необходимо сделать так, а не иначе. Обсуждать планы следует спокойно, стараясь максимально четко выразить свою мысль. Также важно спросить каждого, кто хочет сказать, а не основываться только на 1-2 мнениях.

     3. Ребенок – не «пуп земли».

Еще один важный момент в умении работать в команде заключается в том, чтобы ребенку дать понять о существовании в этом мире других точек зрения, отличных от его. И если большинство в коллективе проголосовало за другое решение, то не стоит расстраиваться и обижаться, даже если он считает, что другие неправы.

Необходимо в данном случае согласиться с большинством. Либо же еще раз попытаться привести такие аргументы, которые помогут доказать обратное, и склонить в свою сторону большинство.

Также объясните, что людям иногда свойственно ошибаться, и в этом нет абсолютно ничего страшного. Прививайте ребенку уважение к окружающим и к их взглядам. Скажите также, что нельзя ни в коем случае переходить на личности.

Если ему что-то не нравится из озвученного кем-то из членов команды, то правильнее будет сказать в таком случае «Твое мнение ошибочно, потому что…» (обязательно привести аргументы), а не «Ты глупый и ничего не понимаешь».

    Детям бывает весьма непросто научиться слышать кого-то кроме себя, и задача родителей, донести ему тот факт, что в этом мире существуют и другие люди, мнение которых надо учитывать, а также уметь с ними правильно взаимодействовать, чтобы никто не был в обиде и все получили выгоду от общего дела.

    Идеальным решением для отработки командной работы и внутри коллективных взаимоотношений является тимбилдинг.

Упражнения на командообразование могут проводиться с двумя разными тренерскими целями: показать группе, что они пока ещё не являются идеальной командой или же, наоборот, дать группе ощущение мощной, сильной, сплоченной команды. Также упражнения на командообразование часто затрагивают вопросы эффективной коммуникации, распределения ролей в группе.

       

Перспективный план  на 2019-2020 год

Месяц

Мероприятия с детьми

Мероприятия с родителями

Мероприятия с педагогами

1

2

3

4

Сентябрь

Изготовление нестандартного оборудования, составление конспектов, сценариев мероприятий

Изготовление нестандартного оборудования, составление конспектов, сценариев мероприятий

Изготовление нестандартного оборудования, составление конспектов, сценариев мероприятий

Октябрь

Составление картотеки командных игр

Изготовление нестандартного оборудования, составление конспектов, сценариев мероприятий

Мониторинг. Тестирование педагогического коллектива «По Белбину» Анализ социальных ролей в коллективе

Ноябрь

Внедрение в ОД по физической культуре речевок и игр по тимбилдингу

Мониторинг. Тестирование педагогического коллектива «По белбину» Анализ социальных ролей в коллективе

Консультация для педагогов «Спортивный тимбилдинг-модель построения эффективной команды»

Декабрь

Составление картотеки командных игр. Внедрение в ОД по физической культуре игр по тимбилдингу Взаимодействие с социумом: « Мастер класс по физической культуре в первом классе» в МБОУ «Гимназия №1 им. Р.Фахретдина» г.Альметьевск

Деловая игра для родителей «Тимбилдинг, или 1+1=5» (на сплочение коллектива)

Организация тренинга с педагогами «Мы одна команда! Тимбилдинг или командообразование».

Январь

Организованная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Дружба - это здорово!» (с использованием элементов тимбилдинга). Взаимодействие с социумом: ФК «Квадрат» мастер класс «Футбол-командный вид спорта»

Консультация для родителей «Спортивный тимбилдинг-модель построения эффективной модели»

Информационный блок для педагогов «Формирование у детей дошкольного возраста сплоченности, умения работать в команде»

Февраль

Командные игры для старшего дошкольного возраста

Информационный блок для родителей в группе (памятки) «Команда-это актуально»

Конкурс на лучший тим чир «Когда мы едины-мы не победимы»

Март

Конкурс на лучший тим чир «Когда мы едины-мы не победимы»

Командная спортивная игра для родителей «Остров сокровищ»

Мастер-класс: «Детский

тимбилдинг»

Апрель

Спортивный квест «Детский наукоград». Взаимодействие с социумом: СОК «МИРАС» мастер класс «Впред, только вместе»

Конкурс на лучший тим чир «Когда мы едины-мы не победимы»

Командная спортивная игра для родителей «Остров сокровищ»

Май

Командные игры для старшего дошкольного возраста

Итоговый отчет. Фотопрезентация.

Итоговый отчет. Фотопрезентация.


Тренинг для педагогов: «Мы одна команда! Тимбилдинг или командообразование».

Цель: формирование и усиление общего командного духа, принятие особенностей друг друга, сплочение коллектива, получение навыков совместной работы и обучение приемам выработки общей стратегии.

Задачи:

  • Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;
  • Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач; - Получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга; -  Осознание себя командой.

Прогнозируемые результаты:

  • повышение уровня коммуникации;
  • улучшение взаимодействия между сотрудниками; - увеличение скорости принятия командного решения; - умение разрешать спорные ситуации.
  • формирование позитивного взгляда на возможности команды.

       Ход тренинга.

        1.         Приветствие.

Цель: выработка доверия у участников друг к другу, позитивный настрой на дальнейшую работу.

Здравствуйте. Предлагаю вам начать нашу встречу с чего-нибудь теплого, доброго и светлого. Но теплое и светлое само по себе не появляется, его делают люди. И если вы хотите привнести это в свою жизнь, то вам нужно хоть что-нибудь для этого сделать. На этот счет существует одна притча.

Жил-был один Монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад.  Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлами с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше - у каждого в руках ложка с длинню-юю-ющей ручкой. Черпануть из котла они могут, а в рот никак не попадут. Вдруг к нему подбегает местный служащий (судя по всему, Черт) и кричит: - Быстрее, а то ты опоздаешь на поезд, идущий в Рай. Приехал Человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что  и  в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек - а здесь люди этими же ложками кормят друг друга.  

Всем нам хочется, чтобы у нас в жизни было больше светлого, теплого, доброго. Но для того, чтобы это появилось, нужно что-то сделать.  То есть сейчас, у вас есть замечательная возможность поделиться чем-то теплым, светлым и радостным.  Это означает, что вы имеете полное право подойти к любому, и не только одному, человеку и сказать, и сделать так, чтобы у него в душе появились эти тепло и свет. А он вам может на это ответить.

И я надеюсь, что таких встреч будет как можно больше.

Обсуждение: Количество встреч и испытываемые эмоции.

  1. Актуализация темы тренинга.

Цель: ознакомить участников с темой и целью работы, знакомство с составляющей корпоративной культуры - тимбилдингом.

Тимбилдинг (англ. Team building - построение команды), или командообразование. В наше время тимбилдинг является одной из перспективных моделей корпоративного управления, обеспечивает полноценное развитие коллектива, и является одним из наиболее эффективных инструментов управления персоналом.

Целью нашего занятия является создание модели эффективной команды, формирование и усиление командного духа, принятие особенностей друг друга, получение навыков совместной работы и обучение приемам выработки общей стратегии!  

  1. Упражнение «Играем по правилам».

Цель: ознакомление участников группы с правилами работы.

Группам предлагается принять некоторые правила поведения и общения во время занятия.

Правила:

  • Уважать друг друга;
  • Проявлять активность;
  • Правило «одного микрофона» (все молчат, когда кто-то говорит)
  • Уважать говорящего и отведенное для тренинга время (не отходить от темы, соблюдать утвержденный регламент)
  • Я-высказывания (говорить только от своего имени: «Мне не нравится ..,»,
  •  «Я не могу ...», «Я не хотел бы ...» и т.п.);
  • Правило - соблюдать правила.

4. Упражнение «Секрет дамской сумочки».  
Цель:
 сплочение группы, создать атмосферу доверия.

Участникам предлагается представить себя от имени любой вещи, которая находится обычно в его сумочке.

           5. Игра “В обруче”

На обруч - борт, размеры его зависят от количества игроков. Такой, чтобы все могли поставить не более 1 стопы. Задача уместиться всей командой на этом борте, оторвав ноги от пола за обручем (квадратом, и удержаться минимум 5 секунд. Для усложнения игры предлагается вариант, когда за бортом не должно находиться никакой части тела.
        6.         Упражнение «Дом».  

Разделитесь на 2 команды. «Каждая команда должна стать полноценным домом. Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами. Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом. В течение нескольких минут постройте свой дом! Можно общаться между собой».  

Обсуждение: Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным.

Точно так же как предметы в доме, каждый человечек является важным звеном в команде. Давайте поговорим о том, что такое команда. 

8. Определение команды. 

Команда – форма взаимодействия, в которой проявляется «синергетический эффект». За счет взаимодополнения, принятия ответственности за общий результат, открытости при обмене ресурсами становится возможным результат, не доступный при других видах взаимодействия. В этом случае 10 человек, обладающих 10-ю единицами энергии каждый, способны совершить полезной работы на 130 единиц. 10*10=130

При таком взаимодействии нет потерь на межличностные конфликты, на выяснение функциональной ответственности, дополнительное стимулирование к деятельности, при этом начинается волшебство командного духа и формируется настоящая корпоративная культура. Такому виду взаимодействия характерна философия «Я выиграю, тогда, когда выиграешь ты», «Я выиграю, когда мы все выиграем». 
         9. Упражнение «Образуем круг».

Ведущий: «Мы все очень разные. Интересуемся разными вещами, увлекаемся различными хобби. Но все-таки между нами есть сходства. Следующее упражнение поможет некоторым участникам открыться по-новому и, в свою очередь, узнать что-то новое неожиданное о других».

В начале упражнения необходимо выбрать одного добровольца. Доброволец выходит в центр круга и говорит: «Я люблю кошек», например. Фразу можно заменить, например, «Я увлекаюсь…». Тот человек, который разделяет его интересы, подходит к нему и берет его за руку. И в свою очередь говорит: «Я люблю…». И таким образом образуется цепочка. В конце последний участник берет за руку первого и круг замыкается.
Время проведения: 10-15 минут.

       10. Упражнение «Подъем в кругу»

1 вариант. Разбиться по 4-5 человек. Держась за руки в кругу, присесть, стопы ног соединены к стопам соседа. Задание: встать на ноги всем вместе держась за руки.
2 вариант. Тоже само повернувшись спиной в круг.
3 вариант. Руки в центре сцеплены, надо подняться всем вместе.

        11. Упражнение «Фигуры».
Оборудование: веревка длиной равной 1 м * количество участников.

Психологический смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей в группе.

Инструкция: Для выполнения следующего упражнения нужно, чтобы вся группа встала в круг. Возьмите в руки веревку и встаньте так, чтобы образовался правильный круг. Без слов постройте квадрат, треугольник. Теперь закройте глаза и, постройте овал, круг. Откройте глаза. Как вы считаете, вам удалось выполнить задание?

Сейчас я предложу вам в таких же условиях построить другую фигуру. Сможете построить ее за более короткое время? Хорошо. Предлагаю повторить эксперимент. Закрываем глаза. Ваша задача построить равносторонний треугольник.

    12.  Упражнение «Построимся».

Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам.

Время: 10 минут.

Ход упражнения: «Теперь мы посмотрим, насколько Ваши общие черты проявляются у каждого из вас в отдельности!». Задача участников – построиться в одну линию по росту. При этом нельзя разговаривать. Затем задание усложняется – им нужно построиться по дате и месяцу рождения, по длине волос, по отдаленности места проживания от колледжа, по цветам радуги в их одежде.

Психологический смысл упражнения: Участники лучше узнают друг друга, обучаются эффективному взаимодействию в команде.

Обсуждение: Трудно ли Вам было выполнять это упражнение? Почему? Какую роль Вы избрали для себя? Какая стратегия выполнения была наиболее эффективна?

        13. Упражнение «Путанка».

Цель: Сплочение, улучшение взаимопонимания участников.

Ход упражнения: Все берутся за руки, стоя в кругу и начинают запутываться. Когда запутались все, и получилась одна большая «путанка», можно вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Теперь срочно необходимо определить, где находиться его голова, а где хвост. («Кто будет головой? А кто хвостом?», – спрашивает ведущий). Когда зверь сориентировался, где его право, а где его лево, он должен научиться двигаться во все стороны, в том числе и назад. А потом, зверь должен пробежаться, и может быть даже кого-то, попавшегося по пути, «съесть»

Обсуждение: какие ощущения и эмоции испытывали при выполнении задания?

14. Упражнение «Счёт до десяти»

Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.

Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее +. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

Обсуждение:

Что с вами происходило?

Если не получилось, то почему?

Какую стратегию вы выбрали?
   15. Упражнение «Проективный рисунок».
Ведущий предлагает участникам нарисовать коллективный портрет группы: каждый имеет право нарисовать только один элемент. Данную процедуру целесообразно провести в завершение, чтобы увидеть, какие изменения произошли внутри группы. 
Реквизит: ватман, фломастеры, цветные карандаши.
Время проведения: 15 минут.
16. Завершение тренинга.

Ну что ж наш тренинг подошел к концу. Мне хочется поблагодарить каждого из вас за активное участие и желание взаимодействовать. Желаю вам успехов в вашей трудовой деятельности.

Деловая игра для родителей «Тимбилдинг, или 1+1=5» (на сплочение коллектива)

Тимбилдинг в переводе с английского означает командопостроение или командообразование. Как ещё его называют бизнес тренеры «обучение через совместное приключение»

Командообразование - длительный процесс, который зависит от многих факторов. На всё психолог повлиять не может. Однако донести, как важно быть вместе, а заодно показать перспективу и преимущества командной работы способен.

История тимбилдинга

Первый тимбилдинг появился в Америке в 50-х годах 20 века. Сотрудники переодевались в костюмы исторических персонажей и выполняли различные коллективные задания. Так тимбилдинг стал не просто методом проведения совместного досуга, но и эффективным способом выработки «командного духа», так как в ходе разыгрывания сценок или выполнения заданий сотрудники находили новые точки соприкосновения и лучше друг друга узнавали, что помогало им в совместной трудовой деятельности.

В России и странах СНГ тимбилдинг появился уже в конце 20 века. Сейчас понятие «тимбилдинг» всё больше расширяется, добавляются новые варианты сплочения коллектива, вырабатываются новые тактики. Даже проведение корпоративных праздников часто сопровождается различными играми, нацеленными на создание духа единства. (Как вы думаете является ли тимбилдингом корпоративные праздники)

Цель: Создание социально- психологического климата в коллективе родителей, наполнение участников позитивными эмоциями.

Вступительное слово ведущего:

Построение отношений в коллективе можно сравнить со строительством дома. Из каких материалов он будет построен, таким он и будет. От того, как он построен, зависит, будет ли это избушка на курьих ножках или роскошный дворец. Представьте, что команда-это здание. Его фундамент и строительные материалы- это качества характеров коллег, настроение, готовность прийти на помощь, поддержка и теплота.

Есть одна важная особенность - коллектив строит этот дом совместно. Это и есть команда. В чём принципиальное отличие команды от просто группы? (Команда подразумевает взаимосвязь. Это нечто большее, чем сумма её членов).

Команда - это люди, работающие вместе, чтобы сделать больше, чем они смогли бы сделать по отдельности. То есть по формуле

1 + 1= 5.

1. Деловая игра «Успешная команда»

Цели: командное сплочение и осознание каждым участником собственной включенности в общий процесс.

Инструкция. Из определенного количества критериев-«кирпичиков» (в нашем случае - из 9) необходимо выбрать один наиболее важный, без которого невозможно успешное построение команды. Необходим «кирпичик» от каждого из игроков, поскольку все они так или иначе участвуют в строительстве общего «здания».

1. Взаимовыручка.

2. Высокая мотивация всей команды к успеху.

3. Желание учиться новому.

4. Креативность.

5. Мобильность - умение изменяться, принимать чужую точку зрения.

6. Компетентность, профессионализм.

7. Организованность.

8. Самореализация каждого члена команды.

9. Чувство юмора.

Я предлагаю ощутить командный дух в практической деятельности. Предлагаю поиграть.

2. Красные, синие, зелёные

Играющие образуют круг или встают в шеренгу. Ведущий каждому на спину прикрепляет лист определённого цвета. По сигналу все участники должны выстроиться в колонны: красные – в одну колонну, синие – в другую и т. д. Задание: строиться в полной тишине.

Обсуждение:

Удалось ли группе это сделать? Если да, то каким образом?

Если не получилось, то почему? Что мешало?

Кто принимал активное участие?

3. Командная игра «Коллективный счет»

Примечание. Данная игра преследует разные цели: диагностическую (изучение уровня взаимопонимания в коллективе); развивающую/коррекционную (осознание участниками проблемы во взаимоотношениях, изменение ситуации); игровую (сплочение, попытка побыть командой в игровой ситуации, ощутить командный дух). Эту игру любят люди любого возраста - от дошкольников до взрослых. Она простая и сложная одновременно.

Инструкция. Задача группы - называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок.

При этом должны выполняться три условия:

во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом);

во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд;

в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, игра начинается снова с единицы.

Комментарий. Психологический смысл упражнения в том, что эта игра помогает членам команды понять друг друга без слов, почувствовать друг друга для достижения общей цели. Игра показывает, насколько каждый человек важен в команде и насколько ценно каждое сказанное вовремя слово.

Как можно заметить, в игре используется принцип добровольности: хочет участник- назовет цифру, не хочет - промолчит. Однако, по наблюдениям, игра настолько заряжает позитивом, что все педагоги с удовольствием включаются в нее. Одни называют цифры, другие стараются промолчать, чтобы результат получился лучше, но важно, что улыбаются все.

Обсуждение:

Удалось ли группе это сделать? Если да, то каким образом?

Если не получилось, то почему? Что мешало?

Кто принимал активное участие, кто отмалчивался?

4. Любое число (и на выявление уровня сплочённости группы)

Еще одна игра, которая может быть преподнесена участникам группы как способ проверки их умений понимать друг друга без слов. Ведущий называет по имени любого из игроков. Тот мгновенно должен назвать какое-нибудь число от одного до числа, равного количеству участников группы. Ведущий командует: "четыре!". Одновременно должно встать столько игроков, какое число названо. При этом игрок, назвавший это случайное число, сам может встать, а может остаться сидеть. Кто-нибудь из участников быстро соображает, что существуют беспроигрышные варианты: нужно назвать либо "один" и вскочить самому, либо назвать число членов группы, и тогда встанут все. Ведущему лучше прекратить игру после одной-двух удачных попыток: участники остаются с ощущением возросшей групповой сплоченности.

5. Гусеница

Цель: игра учит доверию.

- Сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту.

Обсуждение:

Что испытывали при выполнении задания?

Можно считать слабым звеном того, кто уронил мяч? (Нет, п. ч при повторе игры мяч может упасть у другого. В команде не может только один нести ответственность. Результат зависит от сплочённости команды. Задача каждого помочь впереди и взадистоящему.

6. Слепая геометрия

Это упражнение описано К. Фопелем. Оно замечательно работает на сплочение команды, получение опыта совместного принятия решений, но помимо этого обладает потрясающим развивающим эффектом для каждого отдельного участника. Он заключается в том, что, несмотря на завязанные глаза, зрение постепенно возвращается! Участники начинают «видеть» друг друга, взаимодействовать вполне успешно и легко, воспринимая эмоции, состояния и даже намерения друг друга.

Для проведения упражнения необходима длинная веревка, завязанная крепким узлом. Для группы численностью в 15–16 человек длина веревки должна составлять около 20 метров.

Участники встают в круг на расстоянии руки друг от друга, завязывают глаза. Ведущий кладет в круг веревку. Первое, что должны сделать участники, — найти веревку и взять ее в руки. Далее ведущий объявляет, какую фигуру нужно образовать из веревки. При этом нельзя класть веревку на пол и держать ее должны обеими руками все участники.

Например, ведущий предлагает образовать из веревки квадрат. После того как инструкция дана, ведущий больше не вмешивается в игру. Он может попросить участников обратиться к нему, лишь когда вся группа решит, что упражнение выполнено. Не давая оценки результату, ведущий просит снять повязки и посмотреть на плоды своих усилий самих участников.

Вопросы для обсуждения:

Возникали ли во время выполнения задания трудности с общением, пониманием друг друга или выражением своих мыслей? Когда и как вы их решали?

Были ли в группе лидеры, которые взяли на себя координацию действий? Как они это делали? Удалось ли им решить задачу?

Как каждый из вас ощущал себя во время упражнения?

Что вам мешало и что помогало в собственном поведении и поведении других?

Возникали ли у вас раздражение, гнев?

Были ли моменты радости, удовольствия?

Если бы группа повторила упражнение, что стоило бы сделать по-другому?

То, что вы чувствовали и как вели себя во время упражнения, похоже на вас в реальной жизни?

7. Игра «Волшебный обруч»

Цель: сплочение группы, определение лидеров, выявление господствующего настроения в группе; проверка эффективности группового взаимодействия.

У меня в руках обычный пластмассовый обруч? Как бы не так! Его простота обманчива, этот обруч с тяжелым характером. Ваша задача – приручить его, заставив делать то, что захочет группа.

Встаньте в тесный круг. Пусть каждый поднимет на уровень плеча руку с вытянутым вперед указательным пальцем. Ваши указательные пальцы создали внутренний круг. На него я опускаю обруч. Я прошу следить за тем, чтобы пальцы не сгибались, не захватывали обруч «крючком».

Не прерывая контакта обруча с пальцами, опустите его на пол. Чтобы добиться успеха, вам потребуется согласовать свои действия. Вы увидите, что обруч будет проявлять свой характер. Всякий раз мы будем возвращаться к исходному положению, пока команда не положит обруч на пол.

Вы сможете свободно обсуждать, предлагать различные варианты решения задания. Следите только за тем, чтобы обруч находился в постоянном контакте с вытянутыми вперед указательными пальцами рук участников игры.

• Подводя итоги, игроки обмениваются впечатлениями:

- что мешало и помогало команде;

- какие групповые настроения преобладали во время игры;

- можете ли вы сказать, что упражнение выявило лидера группы;

- как вы оцениваете собственный вклад в результат игры.

Закончить встречу можно следующей фразой:

«Лучше быть вместе - вместе быть лучшими!»

Анкета «Обратная связь»

1. Имя участника___

2. Дата занятия___

3. Отметьте степень собственной включенности 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4. Самые значимые (полезные) для вас эпизоды, упражнения:___

5. Что вам не понравилось на занятии? Почему___

6. Ваши мысли после этого занятия о себе, о группе___

7. Ваши замечания ведущему (по содержанию, по форме занятия и др.) ___

Спасибо за искренность ваших ответов!

Тема мастер-класса: «Детский тимбилдинг»

Цель: Активизация двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством применения элементов командообразования.

Задачи:

  • способствовать формированию стойкого интереса к участию в подвижных и спортивных играх командой направленности, умение детей самостоятельно их организовывать в ходе физической активности в свободное время;
  • формировать умение детей активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, договариваться, учитывая интересы всех членов команды, подчиняться определённым правилам;
  • совершенствовать двигательные навыки детей в ходе выполнения согласованных действий;
  • воспитывать чувство толерантности - готовности принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе уважения, согласия, и стремление к сотрудничеству.

Участники: дети старшего дошкольного возраста, (фокус-группа 6-8 человек).

Техническое оборудование:ТСО – магнитофон, ноутбук, интерактивная доска.

Материалы и оборудование: Большой платок – 2 штуки, стул – 2 штуки, тканый рукав – 2 штуки, корзины – 4 штуки, мячи малого диаметра, стол – 4 штуки; игровое поле, большая круговая веревка.

Части

Содержание

Описание

Организационная часть.

Приветствие вступительное слово.

Создание проблемы:

Актуальная проблема

Добрый день уважаемые коллеги! Я рада видеть вас.

Свой мастер-класс я хочу начать со слов Доктора психологических наук Елены Олеговны Смирновой, которая считает, что главная потребность для старших дошкольников – потребность в сотрудничестве, в партнере совместной деятельности. А знание механизма образования коллектива – залог успешной работы педагога.

Так что же такое тимбилдинг? В переводе с английского означает «построение команды — термин, обычно используемый в контексте бизнеса для создания и повышения эффективности работы команды.

Зачем тимбилдинг детям? Он способствует формированию коллектива, дети через игры и игровые упражнения учатся взаимодействовать и договариваться друг с другом, устанавливать контакты, объединив идеи, внимание и усилия всей команды для достижения общей цели.

В современном мире дети мало контактируют друг с другом. Почему? Они погружены в виртуальный мир. Поэтому трудно устанавливают контакты со взрослыми и сверстниками.

Современные условия требуют от детей умения работать в группе, команде. Для этого нужна система.

Лев Семенович Выготский сказал, что игра является самым ведущим инструментом для сплочения коллектива. Поэтому на занятиях по физической культуре, и во внеурочное время использую технологию тембилдинга. Она способствуют сближению детей, улучшению микроклимата в группе,

Части

Содержание

Описание

Практическая часть.

Создание мотивационной ситуации.

Игра

«Водокачка».

Народная башкирская игра «Юрта».

созданию комфортной образовательной среды, является связующим звеном в цепи взаимоотношений и не носит эпизодный характер. Кроме формирования коммуникативных навыков, Тимбилдинг способствует развитию физических качеств: координация, выносливость, гибкость, ловкость, быстрота.

А также способствует воспитанию толерантности - готовности принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе уважения, согласия, и стремление к сотрудничеству.

Как говорил Александр Суворов: «Теория без практики мертва», поэтому настало время апробировать технологию тимбилдинга.

Цель игры. Способствовать слаженности в совместной работе для достижения общего результата.

Задачи. Формировать умения распределять функции участников игры, для достижения совместного результата; развивать мелкую моторику рук.

Ход игры. Жеребьевка, деление на команды. Командам необходимо шарики из одной корзины переместить в другую, используя при этом тканый рукав.

Цель игры. Воспитывать умение действовать в коллективе.

Задачи. Способствовать развитию умения ориентироваться в пространстве; совершенствовать быстроту реакции на звуковой сигнал; обогащать словарный запас.

Ход игры. Команды становятся в свой круг, в центре стоит куб, на котором лежит платок – это юрты. Взявшись за руки, идут по кругу и читают зачин, после на

Части

Содержание

Описание

Заключительная часть.

Игровое упражнение

«Не урони и донеси».

Игра

«Верёвочка»

Рефлексия.

мелодию без слов перемещаются в общий круг. По окончанию музыки быстро возвращаемся к своим кубам и

натягиваем платок над головой в виде шатра, получается юрта.

Правила игры. С окончанием музыки надо быстро всей командой вернуться к своему стулу или кубу и образовать юрту. Выигрывает группа, первой построившая юрту.

Цель игры. Формировать опыт слаженного командного взаимодействия для достижения общей цели. Выявление лидерских качеств.

Задачи. Формировать слаженность в двигательных действиях; воспитывать собранность и внимательность и умение четко реагировать на команды внутри коллектива.

Ход игры. Команде необходимо пронести мяч с одной стороны зала в другую.

Правила. Если мяч укатился с игрового поля, то команда начинает выполнять задание заново.

Цель игры: выявить лидера группы.

Ход игры. Для проведения этой игры берётся верёвка, связываются её концы так, чтобы было образовано кольцо.

Участники встают в круг и берутся двумя руками за верёвку, которая находится внутри круга. Задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, неоткрывая глаз, не выпуская из рук верёвку, построить треугольник, квадрат».

Что при выполнении игрбыло легче всего?

Что при выполнении игр было труднее всего?

Части

Содержание

Описание

Чему учит эти игры?

Давайте подведем итоги нашего мастер-класса. Какие пословицы можно применить, чтобы отразить основную цель тимбилдинга.

b0-yptrf93k.jpgkfgcus5rtde.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отчет по самообразовнию «Тимбилдинг - как технология командообразования детского коллектива в образовательном процессе ДОУ»

Физическое развитие ребенка — важная функция ДОУ. Сегодня речь в программе ДОУ уже не о физкультуре, как таковой, а о физическом развитии в целом, что предполагает развитие двигательной активнос...

Творческая группа «Тимбилдинг как технология работы с дошкольниками в образовательном процессе ДОУ»

Детский тимбилдинг – это активный отдых, мероприятие (игра). Ребенок в процессе игры становится целеустремленнее, увереннее и самое главное, он на практике с дошкольного возраста осваивает и учи...

Тимбилдинг как технология работы с дошкольниками в образовательном процессе в ДОУ

Презентация для мастер-класса "Тимбилдинг как технология работы с дошкольниками в образовательном процессе в ДОУ"...

Статья на тему: "Использование с дошкольниками игровой технологии тимбилдинга как форму взаимодействия с детским коллективом в образовательном процессе ДОУ"

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я представляю вашему вниманию педагогический мастер-класс по  теме: «Использование с дошкольниками игровой технологии тимбилдинга как форму взаимодей...

«Тимбилдинг - как технология командообразования детского коллектива в образовательном процессе ДОУ»

Цель: создание условий для развития навыка командообразования у детей дошкольного возраста...