Классификация русских народных игр
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа)
Русские народные игры учат детей- русским традициям и культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassifikatsiya_russkih_narodnyh_igr.docx | 19.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 78 Красносельского района Санкт-Петербурга «Жемчужинка»
Русские народные игры и их классификация
Подготовила:
Инструктор по Ф.К.
Л.Н.Рыбина
Ключевые слова:
- русские народные игры
- классификация
- воспитание национального самосознания
- историческое наследие.
Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам.
Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками.
Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.
Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу).
Правила в играх определяются самими участниками в зависимости от условий, в которых проводятся игры ( в городках - расстояние до города от кона или полукона, в лапте - количество игроков, длина и ширина площадки, в салках - условия осаливания и т.д.). Также может варьироваться и инвентарь (в "Лапте" - размеры биты, мяча, в "Жмурках" - размеры повязки, в "Чижике" - размеры чижика, биты или кона и т.д.).
Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.
Предлагая свою классификацию русских народных игр, мы постарались учесть недостатки, присущие другим классификациям народных игр, и ввели в классификацию блок, отражающий национальный аспект, а также связали все блоки основой, которой служат русские народные игры.
Применение русских народных игр в учебном процессе младших школьников требует их специального отбора для решения разных педагогических задач. Для этого создаются рабочие группировки игр, сходных по определенным признакам:
1. По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла).
2. По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности).
3. По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча и т.д.).
4. По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные).
5. С учетом возрастных особенностей детей 7, 8, 9, 10 лет. Этот же признак использован в рекомендованной нами программе по физической культуре для 1 - 4-х классов с включением в нее русских народных игр.
6. По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные).
7. По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости).
8. По отношению к структуре урока (для подготовительной, основной, заключительной частей урока).
Данная классификация предназначена для того, чтобы облегчить учителям физической культуры планирование уроков в младших классах и наглядно обозначить соответствие русских народных игр разделу программы.
Для нас наиболее важен и интересен классификационный признак, который введен в классификацию под номером 1, так как остальные компоненты хорошо описаны в литературе.
Основная функция этого компонента - воспитание национального самосознания. Народные игры, танцы, развлечения наиболее привлекательны и доступны для освоения младшими школьниками, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого возраста: обладают эмоциональной насыщенностыо и способны активизировать интеллектуальную сферу ребенка как личности.
Русские народные игры, входящие в первый компонент, поделены на четыре раздела. Первый включает в себя игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Игры первого раздела воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся русские народные игры:
- "Гуси-лебеди"
- "Волк во рву"
- Волк и овцы"
- "Вороны и воробьи"
- "Змейка"
- "Зайцы в огороде"
- "Пчелки и ласточки"
- "Кошки-мышки"
- "У медведя во бору"
- "Коршун и наседка"
- "Стадо"
- " Хромая лиса"
- "Филин и пташки"
- "Лягушата"
- "Медведь и медовый пряник"
- "Зайки и ежи"
- "Ящерица"
- "Хромой цыпленок"
- "Оса" …………..и их различные варианты.
С историческим наследием русского народа знакомит второй раздел первого компонента - "Быт русского народа", в котором применяются народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Во второй раздел входят народные игры:
- "Дедушка-рожок"
- "Домики"
- "Ворота"
- "Встречный бой"
- "Заря"
- "Корзинки"
- "Каравай"
- "Невод"
- "Охотники и утки"
- "Ловись рыбка"
- "Птицелов"
- "Рыбаки"
- "Удочка",
"Продаем горшки" - "Защита укрепления"
- "Захват флага"
- "Шишки, желуди, орехи",,,,,,,,,,, а также различные их варианты.
С большим интересом современные школьники знакомятся с играми сверстников прошлых столетий, составляющими третий раздел первого компонента. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относятся игры:
- "Бабки"
- "Городки"
- "Горелки"
- "Городок-бегунок"
- "Двенадцать палочек"
- "Жмурки", "Игровая"
- "Кто дальше"
- "Ловишка"
- "Лапта"
- "Котлы"
- "Ляпка"
- "Пятнашки"
- "Платочек-летуночек",
- "Считалки"
- "Третий - лишний"
- "Чижик"
- "Чехарда"
- "Кашевары"
- "Отгадай, чей голосок"
- "Веревочка под ногами" и др.
Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр четвертого раздела, который отражает стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. В этом разделе применяются игры:
"Единоборство" (в различных положениях, с различным инвентарем)
- "Тяни в круг"
- "Бой петухов"
- "Достань камешек"
- "Перетяни за черту"
- "Тяни за булавы"
- "Борящаяся цепь"
- "Цепи кованы"
- "Перетягивание каната"
- "Перетягивание прыжками"
- "Вытолкни за круг"
- "Защита укрепления"
- "Сильный бросок"
- "Каждый против каждого"
- "Бои на бревне" и их различные варианты.
Этот же компонент подразумевает знакомство детей с историей возникновения каждой из игр.
Таким образом, при моделировании обновленной парадигмы педагогической классификации русских народных игр выявляется компонент, направленный на духовное совершенствование личности учащегося начальной школы, расширение его историко-культурного кругозора и повышение уровня национального самосознания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для педагогов "Основы русских народных традиций их классификация и значение в воспитании детей старшего дошкольного возраста"
Большинство детей очень поверхностно знакомы с народной культурой. В основе человеческой культуры лежит духовное начало....
Мастер-класс для родителей "Русские народные игры и их классификация"
Мастер-класс для родителей "Русские народные игры и их классификация"...
Основы русских народных традиций, их классификация и значение в воспитании детей старшего дошкольного возраста
Материал предназначен для педагогов дошкольных учреждений...
Классификация русских народных подвижных игр
(по М.Н. Мельникову)...
Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством. Задачи: • Воспитывать интерес к русским народным играм. •Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре. •Спортивное развлечение для средней группы на тему «Русские народные игры»
Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Учить запоминать слова к народным играм. Правильно применять спортивный инвентарь для игры .Развивать скоростные качества,быть честными Уметь радоват...
Консультация для педагогов ДОУ "Русские народные игры - история, классификация, методика проведения".
В данном материале представлена история, классификация и методика проведения русских народных игр....