Игровая технология
методическая разработка по физкультуре

Юдичева Ольга Олеговна

                               Игровая технология

      Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Цель использования технологии: повышение у детей интереса к занятиям физической культуры через подвижные игры.

Функции игровой деятельности:

  •  развлекательная - это основная функция игры: развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;
  • коммуникативная - освоение диалектики общения;
  • самореализация в игре как полигоне человеческой практики;
  • игротерапевтическая - преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическая - выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • коррекция - внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  • межнациональная коммуникация - усвоение единых для всех людей социально - культурных ценностей;
  • социализация - включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_tehnologiya.docx35.53 КБ

Предварительный просмотр:

                               Игровая технология

      Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. 

Цель использования технологии: повышение у детей интереса к занятиям физической культуры через подвижные игры.

Функции игровой деятельности:

  •  развлекательная - это основная функция игры: развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;
  • коммуникативная - освоение диалектики общения;
  • самореализация в игре как полигоне человеческой практики;
  • игротерапевтическая - преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическая - выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • коррекция - внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  • межнациональная коммуникация - усвоение единых для всех людей социально - культурных ценностей;
  • социализация - включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Алгоритм использования технологии

  • Подготовительный (начальный)  этап:

- изучение и анализ методической литературы по данному вопросу;

- создание картотек: подвижных игр, русских народных игр, эстафетных игр;

- разработка конспектов занятий, развлечений, досугов, спортивных мероприятий.

  • Этап углубленного разучивания: 

- активное включение подвижных игр и игр с элементами спорта в организованную образовательную деятельность.

  •  Этап закрепления и совершенствования:

- использование игр в спортивно-массовых мероприятиях, в режимных моментах, самостоятельной  деятельности детей.

  Подвижные игры – игры с преобладанием двигательной активности – самый доступный способ закрепления двигательных навыков и формирования физических качеств и способностей. Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создаёт возможности для проявления инициативы и творчества.

   Роль подвижных игр в системе физического и спортивного воспитания огромна. Подвижная игра, как и любая другая сопровождает человека все его детские годы, подвижные игры не только укрепляют здоровье и развивают организм, но они также являются средством культурно - нравственного воспитания и приобщения человека к обществу.

  К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры.  К спортивным играм – баскетбол, городки, хоккей, футбол и т.д.

Целевая установка и виды деятельности играющих определяются сюжетом (замыслом, темой) данной игры. Правила уточняют права и обязанности участников, определяют способы ведения и учёта результатов игры. Для подвижных игр характерны самостоятельные, творческие двигательные действия (с предметами или без них), выполняемые в рамках правил. 

Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Его поведение в игре во многом зависит от имеющихся двигательных навыков, типологических

особенностей нервной системы. Активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребёнка, способствует уравновешиванию процессов возбуждения и торможения.


Основные задачи подвижных игр:

  • укреплять здоровье детей;
  • способствовать правильному физическому развитию;
  • содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями;
  • воспитывать необходимые морально-волевые и физические качества;
  • прививать организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми.

Педагог должен:

  • знать наизусть ход и правила игры;
  • помнить, что игры должны быть доступны детям, подбираться в соответствии с программными требованиями;
  • вовлекать детей в игру яркими атрибутами, игрушками, зазывалками, считалками, стихами и т.п.;
  • подбирать игры, ярко отражающие нашу действительность, быт, традиции разных народов;
  • начинать обучение подвижным играм организованно (начинать с простых некомандных игр, где главную роль берёт на себя воспитатель);
  • переходить от простых игр к сложным нужно постепенно, не дожидаясь, пока дети потеряют интерес к уже знакомым играм;
  • следить за дозировкой физической нагрузки;
  • использовать как можно больше народного фольклора, т.к. игры имеют огромное значение для развития речи ребёнка;
  • заканчивать игру нужно своевременно, т.к. её затягивание может привести к переутомлению;
  • обязательно подвести итог игры.

Выбор игры   

   Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить её в кругу. При подборе сюжетных игр принимаются во внимание сформированность у ребёнка представлений об обыгрываемом сюжете. Для лучшего понимания игрового сюжета педагог проводит предварительную работу с ребёнком: читает художественные произведения, организует наблюдения за природой, повадками животных, деятельностью людей различных профессий (пожарными, водителями, спортсменами и т.д.), просматривает видео-, кино- и диафильмы, проводит беседы.

Сбор детей на игру 

   Собрать детей на игру можно разными приёмами. В младшей группе воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.
  С детьми старших групп следует заранее, еще до выхода на участок, договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.). В старшей группе воспитатель может поручить своим помощниками - наиболее активным детям собрать всех для игры. Есть и другой приём: распределив детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось).
Собирать детей надо быстро (1-2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.

 Создание интереса к игре

      Прежде всего, нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят её правила, более чётко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. В частности, можно спросить: «Что вы сегодня рисовали?» Дети, например, ответят: «Весну, прилет птиц». «Очень хорошо, говорит педагог. Сегодня мы будем играть в игру «Перелет птиц» Детям младшей группы можно показать флажок, зайчика, мишку и тут же спросить: «Хотите поиграть с ними?»
Хороший результат дает и короткий рассказ, прочитанный или рассказанный воспитателем непосредственно перед игрой.

Организация детей, объяснение игры 

    Важно правильно организовать игру в зависимости от содержания, очередности выполнения заданий. Она может быть проведена одновременно со всеми детьми или с небольшой группой. Педагог варьирует способы организации игр в зависимости от их структуры и характера движений. Он продумывает способы сбора детей на игру и внесение игровых атрибутов. Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально в течение 1,5-2 мин.

   Объясняя игру важно правильно разместить детей. Детей младшей группы педагог чаще всего ставит так, как это нужно для игры (в круг). Старшую группу он может построить в шеренгу, полукругом или собрать около себя (стайкой). Педагог должен стоять так, чтобы его видели все (лицом к детям при построении в шеренгу, полукругом; рядом с ними, если дети собраны в круг).
В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая её, педагог размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. В старших группах педагог сообщает название, раскрывает содержание и объясняет правила, ещё до начала игры. Если игра очень сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить главное, а потом, в процессе игры, дополнить основной рассказ деталями. При повторном проведении игры правила уточняются. Если игра знакома детям, можно привлекать их самих к объяснению. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация.

Объяснение сюжетной подвижной игры дается после предварительной работы с ребёнком по формированию представлений об игровых образах. Тематика сюжетных подвижных игр разнообразна: это могут быть эпизоды из жизни людей, явлений природы, подражание повадкам животных. В ходе объяснения игры перед детьми ставится игровая цель, способствующая активизации мысли, осознанию игровых правил, формированию и совершенствованию двигательных навыков. При объяснении игры используется краткий образный сюжетный рассказ. Он изменяется в целях лучшего перевоплощения ребенка в игровой образ, развития выразительности, красоты, грациозности движений; фантазии и воображения малыша. Сюжетный рассказ аналогичен сказке, вызывающей у детей воссоздающее воображение, как бы зрительное восприятие всех ситуаций игры и действий, которые стимулируют их к эмоциональному восприятию.
Объясняя несюжетную игру, педагог раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. Он указывает местоположения играющих и игровые атрибуты, используя пространственную терминологию (в младших группах с ориентиром на предмет, в старших — без них). При объяснении игры педагог не должен отвлекаться на замечания детям. С помощью вопросов он проверяет, как дети поняли игру. Если правила игры  понятны детям, то она проходит весело и увлекательно.
Объясняя игры с элементами соревнования, педагог уточняет правила, игровые приемы, условия соревнования. Он выражает уверенность в том, что все дети постараются хорошо справиться с выполнением игровых заданий, которые предполагают не только скоростное, но и качественное его выполнение («Кто быстрее добежит до флажка», «Чья команда не уронит мяча»). Правильное выполнение движений доставляет детям удовольствие, чувство уверенности и стремление к совершенствованию.
Объединяя играющих в группы, команды, педагог учитывает физическое развитие и индивидуальные особенности детей. В команды педагог подбирает детей равных по силам; для активизации неуверенных, застенчивых детей соединяют со смелыми и активными.
Интерес детей к играм с элементами соревнования повышается, если на них надевается форма, выбираются капитаны команд, судья и его помощник. За правильное и быстрое выполнение заданий команды получают очки. Результат подсчета определяет оценку качества выполнения заданий и коллективных действий каждой команды. Проведение игр с элементами соревнований требует большого педагогического такта, объективности и справедливости оценки деятельности команд и их членов, способствующих дружелюбию и товариществу во взаимоотношениях детей. Объясняя, особо нужно выделить правила игры. Движения можно показать до начала или в ходе игры. Это обычно делает сам педагог, а иногда кто-либо из детей по его выбору. Объяснение часто сопровождается показом: как выезжает автомобиль, как прыгает зайчик.
  Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять эти роли.
  В играх с детьми младшего возраста педагог сначала берет на себя исполнение главной роли. И только потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям. Еще во время объяснения он назначает водящего и ставит остальных играющих на свои места, но с этой целью могут быть использованы и считалки. Иногда выполнившие роль водящего сами выбирают себе заместителя.     В старшей группе сначала объясняют игру, затем распределяют роли и размещают детей. Если игра проводится впервые, то это делает педагог, а потом уже сами играющие. Разметить площадку для игры можно заранее либо во время объяснения и размещения играющих. Инвентарь, игрушки и атрибуты раздают обычно перед началом игры, иногда их кладут на обусловленные места, и дети берут их по ходу игры.

Проведение игры и руководство игровой деятельностью

    Игровой деятельностью детей руководит педагог. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог. Играя с младшими детьми, он действует наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой. В средней и стар-шей группах педагог вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары (непосредственное участие педагога в игре поднимает интерес к ней, делает её эмоциональнее. Первоначально варианты игры педагог придумывает или подбирает из сборников подвижных игр. Он учитывает постепенное усложнение правил, повышает требование к их исполнению.

    Используя метод творческих заданий, воспитатель постепенно подводит детей к придумыванию подвижных игр и самостоятельной их организации.
Педагог подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры. Звуковые сигналы не должны быть слишком громкими: сильные удары, резкие свистки возбуждают детей.
  Педагог делает указания, как в ходе игры, так и перед её повторением, оценивает действия и поведение детей. Однако не следует злоупотреблять указаниями на неправильность выполнения движений: замечания могут снизить положительные эмоции, которые возникают в процессе игры. Указания лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу - все это вызывает у детей желание точно выполнять правила игры. Руководя игрой, педагог воспитывает нравственность ребёнка; формирует у него правильную самооценку, взаимоотношения детей друг с другом, дружбу и взаимовыручку, учит ребёнка преодолевать трудности. Правильное педагогическое руководство игрой помогает ребёнку понять себя, своих товарищей, обеспечивает развитие и реализацию его творческих сил, оказывает психокоррекционное, психотерапевтическое воздействие.
  Педагог подсказывает, как целесообразнее выполнять движение, ловить и увертываться (изменять направление, незаметно пробежать мимо «ловишки», быстро остановиться), напоминает, что читать стихи надо выразительно и не слишком громко.
 Педагог следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге, поднятие рук вперёд, вверх), вызывающих сужение грудной клетки и нарушение кровообращения, наблюдает за общим состоянием и самочувствием каждого ребёнка.
     Игры большой подвижности повторяются 3-4 раза, более спокойные – 4-6 раз. Паузы между повторениями 0,3-0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 мин в младших группах до 15 мин в старших.


Окончание игры и подведение итогов

    В младших группах педагог заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера.

В старших группах подводятся итоги игры: отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, соблюдал правила, выручал товарищей. Педагог называет и тех, кто нарушал правила и мешал товарищам. Он анализирует, как удалось достичь успеха в игре, почему «ловишка» быстро поймал одних, а другие ни разу не попались ему. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.

Важно использовать игры не только для совершенствования двигательных навыков, но и для воспитания всех сторон личности ребёнка.

   Достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, лазание, ползание, метание, бросание и ловлю, упражнения с предметами – и потому являются самым универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей.
                             

                          Список использованной литературы:

  1. О.В. Дыбина «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром» М., 2008
  2. Э.Я. Степаненкова «Методика проведения подвижных игр» М., 2009
  3. Д.В. Хухлаева «Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях» М, 1998

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

"Игровые технологии". Совместная познавательно-исследовательская деятельность детей с использованием метода проектов и игровых технологий в условиях внедрения ФГОС ДО".

  Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась в...

Игровые технологии. Презентация к докладу «Игровые технологии по формированию элементарных математических представлений у дошкольников». Выступление на педсовете.

Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его лич...

Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить  составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...