Особенности обучения плаванию младших дошкольников посредством игр и игровых упражнений на воде
материал по физкультуре (младшая группа)
Методы, применяемые для обучения плаванию младших дошкольников, используя игры и игровые упражнения на воде.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга» города Губкина Белгородской области
Выступление из опыта работы:
«Особенности обучения плаванию младших дошкольников посредством игр и игровых упражнений на воде»
Инструктор по физической культуре:
Калашникова Н.В.
Губкин 2018
Игровой метод в обучении детей дошкольного возраста плаванию способствует повышению желания обучаться, формирует устойчивое позитивно-эмоциональное отношение ребенка к воде и, основной показатель – это сформированность плавательных навыков.
Игровой метод широко известен в физическом воспитании и спортивной тренировке. Реализовать возможности этого эффективного метода во многом удается с помощью применяемых в плавании игр и развлечений, которые позволяют успешно решить специально поставленные задачи.
Игровой метод обеспечивает необходимую заинтересованность детей в обучении плаванию, позволяет увеличивать число повторений одних и тех же упражнений, использовать разнообразные исходные положения. Игра на воде помогает избавиться от страха, изучить плавательные движения. Разнообразные по своему двигательному содержанию игры содействуют совершенствованию навыков основных движений.
Также, игра является основным видом деятельности дошкольника и занимает большое место в жизни детей этого возраста. Поэтому занятия с детьми дошкольного возраста лучше проводить в форме игры, используя для примера сказочных персонажей, животных и птиц.
1. Игры следует подбирать таким образом, чтобы они были понятны, доступны и интересны детям любой возрастной группы.
2. В игре должны учитываться: уровень плавательной подготовленности, физическое развитие детей.
3. Любая игра должна быть средством познания окружающего мира.
4. В игре должны активно участвовать все занимающиеся.
5. Игры должны служить средством эмоционального воздействия.
6. В тренировочном процессе игра должна служить средством регулирования физической и психической нагрузки.
7. В игре можно совершенствовать изученные ранее упражнения и элементы техники.
8. В каждой игре участники должны получать достаточную физическую нагрузку.
9. При проведении игры должен обеспечиваться постоянный контроль руководителя, учет индивидуальных особенностей ребят и, в зависимости от этого, осуществлять деление на команды, назначений водящих, судей и т.д.
10. Коррекция игр во время их проведения.
11. Игры необходимо проводить систематически, постепенно усложняя их в зависимости от возраста и подготовленности детей.
План объяснения игры:
1. Название игры
2. Правила игры
3. Название команд и место их расположения
4. Подведения итогов
Успешному проведению игр помогает непосредственное участие помощников и инструкторов. Желательно, чтобы в такой роли побывал каждый ребенок: это формирует сознательное отношение к игре и активность детей.
С точки зрения теории физического воспитания процесс обучения какому-либо действию, которое вводится до сформированного в определенной степени навыка, делится на три последовательных этапа:
1. Этап начального разучивания - стадия, на которой формируются основы, или предпосылки умения.
2. Этап углубленного разучивания - стадия, на которой образуется собственно умение в его целостных контурах и деталях.
3. Этап отработки действия, который имеет своим результатом сформированный до необходимой степени навык.
И поэтому в каждом разделе обучения (упражнения на дыхание, упражнения позволяющие освоить скольжение и т.д.) различаются три фазы:
а) игры для начального обучения
б) игры для закрепления пройденного материала
в) игры для повторения изученного материала.
Игры по ознакомлению со свойствами воды
Для начального разучивания
- Морской бой.
Играющие стоят на дне, вода не выше груди. Одной рукой можно держаться за борт или за инструктора по физической культуре. По команде дети одной рукой ударяют по воде так, чтобы брызги летели вперед, как можно дальше. Брызги должны лететь не соседу в лицо, а в свободное пространство.
Победитель определяется по количеству брызг и дальности их полета. Правила: не закрывать глаза и не толкать соседей.
- «Кто выше?»
Дети стоят на дне, уровень воды по пояс. По команде надо присесть, погрузившись до подбородка и оттолкнуться ногами от дна, подпрыгнув как можно выше. Можно усложнить игру, если перед прыжком опускаться под воду с головой. Правила: выпрыгивать вертикально вверх. Побеждает тот, кто выше прыгнет.
Для закрепления пройденного материала
- «До пяти»
Дети идут по дну друг за другом на расстоянии вытянутых рук.
По команде (хлопок, свисток) дети должны остановиться, сделать глубокий вдох, погрузить лицо в воду так, чтобы уши остались над водой, и начать медленно выдыхать в воду пока преподаватель медленно считает до пяти. Затем играющие идут дальше. Правила: кто поднимет голову до пятого счета – получает штрафное очко. Выигрывает тот, у кого меньше всего очков или их вообще нет. Для усложнения можно использовать перемещения различными способами (бегом, прыжками, с различными положениями рук).
- «Будь внимательным»
Дети стоят на дне, лицом к преподавателю. Руководитель делает различные условные движения руками (вверх, в стороны, за голову и т.д.). В соответствии с определенным положением рук руководящего, дети выполняют то или иное упражнение (выпрыгивание из воды, приседания под воду, наклоны и т.д.) Правила: за неправильное выполнение упражнений – штрафное очко. Побеждает тот, у кого нет или меньше всех штрафных очков. Не следует применять более трех условных движений, так как большинство играющих будет часто ошибаться и игра не даст желаемого результата.
- «Лягушата»
Дети стоят на дне. По команде руководителя «Щука!» – играющие подпрыгивают вверх, а по сигналу «Утка» – прячутся под воду. Правила: Неверно выполнивший команду получает штрафное очко, выигрывают те, кто набрал меньше всего штрафных очков.
Для повторения изученного материала
- «Пролезь в круг»
Дети стоят на дне друг за другом. На поверхности воды плавают по одной линии большие надувные круги. Первый игрок подходит к кругу, погружается с головой в воду с открытыми глазами, на согнутых ногах проходит под круг и пролезает через него. Далее он идет к следующему кругу и пролезает через него. В это время второй игрок идет к первому кругу. Правила: если после выполнения упражнения круг очень сильно смещается от первоначального положения игрок обязан его поправить.
Итак, в своей практике при обучении плаванию применяю игровой метод т. к. он оказывает многогранное влияние на психическое развитие детей, является одним из действенных средств разностороннего физического воспитания. В игре дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. В хорошо организованных играх совершенствуются функции организма, упражняются и развиваются жизненно важные качества и способности, накапливается опыт применения своих возможностей.
Большинство игр написаны с учетом участия в них не одного ребенка, а нескольких. Их также можно проводить и в индивидуальной форме, немного изменив содержание. При подведении итогов игры при участии нескольких детей говорится, кто лучше всех сделал упражнение, но при этом, не обижая других.
Применяя игровой метод в обучении детей дошкольного возраста плаванию, он способствует повышению желания обучаться, формирует устойчивое позитивно-эмоциональное отношение ребенка к воде и основной показатель – это сформированность плавательных навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие математических представлений у дошкольников посредством игр и игровых упражнений
АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТААктуальность темы обусловлена тем, что Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд дос...
Презинтация опыта работы " Развитие математических представлений у дошкольников посредством игр и игровых упражнений"
Актуальность темы обусловлена тем, что Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к поз...
«Развитие математических представлений у старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений»
Презентация...
Методические рекомендации по формированию предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений
Методические рекомендации по формированию предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений будут полезны для педагогов образовательных организаций...
развитие речи дошкольников посредством игр и игровых упражнений
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует взгляды и у...
Рекомендации для родителей «Развитие внимания дошкольника посредством игр и игровых упражнений»
Пройдет совсем немного времени, и Ваш ребенок пойдет в школу, станет учеником. Очень важным моментом подготовки ребенка к обучению в школе является развитие познавательных процессов, таких как память,...
Обучение детей плаванию в ДОУ посредством игр и игровых упражнений на воде
Средства и технологии применения игр в начальном обучении плаванию детей в ДОУ...