развитие речи дошкольников посредством игр и игровых упражнений
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Речь – великий дар природы, благодаря  которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл http://nsportal.ru/node/2527300/edit35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Игра – как форма развития речи дошкольников»

Введение.

      Речь – великий дар природы, благодаря  которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка.

Обоснование актуальности и перспективности опыта.

Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. В старшем дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка к обучению в школе, поэтому в этот период необходимо научить дошкольника связно и последовательно передавать виденное, правильно произносить слова и фразы. Каково же состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе?

К сожалению, большинство поступающих в школу детей не владеют навыками связной речи в достаточном объёме. На сегодняшний день ребёнок-дошкольник,  обладающий хорошей речью – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Неспособность выстроить монолог: например, описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие умения  обосновать свои утверждения.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.                  

     Уровень развития речи детей в дошкольном учреждении зависит от проводимых мероприятий по развитию речи детей. Если в группе будет создана система работы по развитию речи детей совместно с их родителями, то уровень развития речи детей дошкольного возраста возрастет, обогатится и расширится словарь, усовершенствуется звуковая культура речи детей и умение выстраивать монологическую и диалогическую речи. Для меня, как для воспитателя, очень важно определить каким набором методического педагогического инструментария следует воспользоваться, чтобы ежедневно помогать детям познавать мир, развиваться, взрослеть.

     

Условия формирования ведущей идеи опыта,

условия возникновения, становления опыта.

В  настоящее  время   проблема   развития  речи   становится  особенно актуальной и  значимой.  Главной  и  отличительной  чертой  современного общества  является подмена  живого  человеческого  общения зависимостью от компьютера,   недостаток общения  родителей  со  своими  детьми, игнорирование  речевых  трудностей    лишь увеличивает  число дошкольников  с  недостатками  речи.  Дети моей группы – не исключение, уровень развития их речи также требует большого внимания.

    «Развивать речь учащихся – значит делать ее более точной, логичной, выразительной, образной, связной, интонационно богатой. Особую роль при этом играют многообразные речевые упражнения, различные виды пересказов, составление текстов, упражнений со словом, словосочетанием, проводимые в системе.      

Принимая во внимание и  учитывая возникающие трудности в процессе обучения дошкольников, я определила следующую цель: создание  условий для формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи дошкольника.

Для достижения поставленной цели были определены  следующие задачи:

1. Развивать умение вступать в коммуникацию со сверстниками и взрослыми.

 2.Воспринимать речь говорящего и реагировать на нее собственным откликом.

3. Обогащать словарный запас.

4. Формировать звуковую культуру речи.

5. Стимулировать речевое общение детей в разных видах детской деятельности.

6. Привлекать детей к речевой деятельности с использованием современных игровых технологий.

Изучив статьи В. К. Воробьевой,  В. П. Глухова,  Т.В. Большевой,  Л.Н. Ефименковой из практических журналов «Дошкольное воспитание», «Воспитатель в ДОУ», «Ребёнок в детском саду»  по данному вопросу, сделала следующие выводы:  игра является определяющим фактором в развитии личности, в том числе и влияет на один из важнейших познавательных процессов человека – речь. Игра невозможна без речевого общения.

    Можно ли представить жизнь ребенка без игры? Дошкольника – нет! Игра для детей – это  способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей, владение речью как средство общения и культуры. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в современном мире. Игра помогает ребенку раскрепостить свое воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки. Когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и ближе подходят к внутренним ресурсам, которые могут стать частью их личности. «Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества. В игре, в этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства» - считает С.Т. Шатцкий. В.А. Сухомлинский предлагает такую метафору: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».  

Теоретическая база опыта.

      Всем известен постулат детской психологии, что игра – ведущий вид деятельности дошкольника, с помощью игр детям передаются и закрепляются определенные знания, полученные ими при обучении, формируются представления об окружающем мире, развивается речь. Использование игр на занятиях способствует правильному произношению слов, звуков, фраз, темпу речи, речевому слуху. В дидактических играх развиваются мышление, память, внимание, наблюдательность – необходимые компоненты для полноценного развития речи детей дошкольного возраста. Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми

       Истоки сочетания обучения малышей с игрой были заложены в народной педагогике: народ создал такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока», «Гули-гули» и многие другие. В обучающие игры народ привносил потешки, песенки, сказки.

        К.Д. Ушинский высоко ценил игры, создаваемые народом для детей. Он указывал на то, что игры, припевки, потешки, прибаутки, сказочки содержат доступные формы обучения, они близки детям по содержанию, по игровым действиям, образам.

        Анализ практики работы дошкольных учреждений, научно – методической литературы по данной теме, говорит о том, что игровая деятельность перестаёт быть источником самореализации ребёнка-дошкольника, и это приводит к необратимым потерям в развитии детской психики. Наш детский сад развитие речи дошкольников реализует в рамках содержания «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, одна из основных задач которой – способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи в наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности: игре, общении со взрослыми и сверстниками, изобразительной, художественно–театральной деятельности, труде. Именно в этих видах деятельности, по мнению авторов программы, происходит становление таких новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтроль, творческое воображение, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения.  

            Наряду с данной программой,  научно – методической основой опыта являются следующие работы:

- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой.

- «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» О.С. Ушаковой.

- Программа « Развитие речи дошкольников» Е. И. Тихеева.

- Пособие под редакцией С. Л. Новоселовой  «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста».

- Пособие  «Развитие речи в детском саду» В.В Гербова.

- Пособие  «Игры и игровые упражнения для развития речи детей» Г. С. Швайко.

- Пособие А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».

- Пособие Е.И.Удальцова «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников».

      С помощью данных пособий и, используя методическую литературу, я смогла разработать разнообразный игровой, практический материал для работы по данной теме. На основании изучения теоретической литературы и передового педагогического опыта появляется возможность выдвинуть гипотезу: предположим, что систематически и правильно организованные  игры способствуют улучшению процесса воспитания и обучения детей дошкольного возраста, а также играют большую роль в  развитии речи.

Технология опыта.

Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

      Развитие речи ребёнка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства. Считаю условиями успешного развития речи, является формирование речевых умений и навыков у детей. Первое условие – это потребность общения или коммуникации. Создаю такие ситуации, которые ставят ребёнка перед необходимостью речевых высказываний (игры-эксперименты, игры-рассуждения и т.п.). Второе условие – это создание речевой среды, дающей детям образцы речи. Речевая среда – это речь родителей, родных, друзей, фольклор, художественная литература, радио и теле-видение, кино и театр, речь педагога, звучащая на занятиях. Третье условие – это запас знаний, которым должен обладать ребёнок на определённом этапе своего развития.    

        Дошкольник хорошо расскажет только о том, что он хорошо знает. И самое главное, чтобы все умения, навыки и знания в речевом развитии успешно применял в различных видах детской деятельности.

        В своей работе по развитию связной речи детей стараюсь придерживаться следующих принципов:

- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития;

- принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи;

- принцип развития языкового чутья,

- принцип формирования элементарного осознания явлений языка;

- принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;

- принцип обогащения мотивации речевой деятельности;

- принцип обеспечения активной языковой практики.

      В своей работе использую разные игровые технологии:

1. Развите словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

3. Формирование грамматического строя: морфология (изменение слов по родам, числам, падежам), синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений), словообразование.

4. Развитие связной речи: диалогическая (разговорная) речь, монологическая речь (рассказывание).

5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

      В работе считаю успешными следующие методы развития речи:

- Наглядные: непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдения в природе, экскурсии) Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам)

- Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.

- Практические: дидактические игры, игры - драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

     Особое внимание в своей работе по развитию речи детей уделяю пальчиковым играм. С помощью пальчиковой гимнастики происходит формирование основ речевой моторики.  

Создала информационный банк пальчиковых игр, которые были направлены на устранение имеющихся проблем речевого развития детей, развитие мелкой моторики рук.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я провожу во время утренней гимнастики, НООД,  в совместной деятельности в утренний и вечерний отрезок времени. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.

Использование пальчиковых игр помогает развивать координацию движений, деятельность артикуляционных органов (губ, языка, нижней челюсти). К концу года пальчики у детей становятся более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшается.

  Также в этом году стараюсь использовать в своей работе по развитию связной речи ТРИЗ-технологию.

       Дошкольное детство -  это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, связную речь.

        ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно. Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:

  1. Научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. (Что общего между птицей и бабочкой? Что общего между автобусом и домом?) и др.
  2. Учить детей фантазировать, изобретать. (Например,  придумать новый дом  красивый и необычный.).
  3. Решать сказочные задачи и придумывать разные сказки с помощью специальных методов ТРИЗ. ( Например, "Вы оказались на необитаемом  острове, что с вами может случиться?).

Изучив теоретические материалы и познакомившись с методами ТРИЗ – технологии, отобрала именно те методы, которые решают задачи формирования монологической речи и начала создавать условия для работы.

       Я составила  картотеку игр и тренингов для детей старшего дошкольного возраста. В арсенале моего опыта содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи («Слова неприятели», «Слова-приятели», «Путаница», «Кто как ест», «Загадки-отгадки» и др.); игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю. Уверена, что результативность  игр с детьми  зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

         Элементы ТРИЗ я применяю во всех образовательных областях. Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс развития речи и творческого потенциала  дошкольников 

       В будущем планирую изготовить необходимые пособия. А именно:

- Пособие «Круги Луллия: с его помощью уточняем знания детей в различных предметных областях; развиваем вариативность воображаемых образов.                                                                                                                          - Пособие «Гусеничка»: предназначено для упражнения в  классификации  объектов  по признакам, закрепления умения составлять описательные рассказы,        составлять        загадки.                                                                            - Пособие «Вертолина»: поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют  слова, относящиеся к данной области.                                                                                                        - Пособие «Часы»: использовала на разных видах занятий и как алгоритм для составления описательных рассказов и загадок, использовала его для   упражнения детей  в определении и назывании признаков предметов. 

        Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому считаю необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любые выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

      Каждый день я провожу индивидуальную работу с детьми по развитию речи, мы разучиваем потешки, проговариваем скороговорки, повторяя шутки-чистоговорки, которые я предлагаю, дети начинают сочинять их сами, подыскивая слова, заканчивающиеся на определенный слог, рифмующиеся с их именами, и т. д. Эти навыки мы закрепляем в играх и беседах с детьми, проводим речевую гимнастику, разучиваем считалки для разных игр, на улице, в группе, в режимных моментах, учим стихи, рассказываем все вместе сказки («Репка», « Курочка Ряба», и т.д.). Знания, полученные на занятиях, прогулках, во время разнообразной деятельности детей уточняются, конкретизируются, закрепляются потом в дидактических играх.

      Родители – активные помощники в организации образовательного процесса. Нельзя добиться хороших результатов в решении задач развития речи, если они не решаются совместно с семьей, если не создано детско – взрослое сообщество, для которого характерно содействие друг другу. Я постаралась максимально привлечь родителей к активному участию, добилась полного осознания проблемы и активного стремления. Провела анкетирование родителей: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста», консультации: «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста», «Руки мамы и мои ручонки» (значение мелкой моторики). В работе с родителями использую традиционные и нетрадиционные формы работы: встречи по интересам, круглый дистанционный стол на сайте ДОУ, совместные творческие выставки, презентации, мастер-класс, логопедические полянки и т.п. Родители активно участвуют в семинарах – практикумах с участием детей «Играем и развиваем речь», где на практике учатся выполнять те или иные игры и упражнения. Предлагаю в домашнее пользование специальную литературу по развитию мелкой моторики рук. Информирую родителей о состоянии речи их детей. Широко использую информацию в родительских уголках, в папках - передвижках: «Как развивать речь ребенка», «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», «Зависимость развития речи от использования пальчиковых игр», «Как и при каких условиях формируется речь детей », книжку – раздвижку «Пальчиковые игры», которые обновляются по мере изучения игр.

Анализ результативности.

       В результате моей работы по данной теме у детей:

1. Повысился уровень речевой деятельности.

2. Обогатился и расширился словарный запас.

3. Сформировалась способность сравнивать и объединять предметы по признакам.

4. Начала совершенствоваться звуковая культура речи детей.

5. Многие дети стали отвечать краткими и развернутыми предложениями.

6. В своей речи дети все чаще стали использовать простые формы монологической и диалогической речи.

7. У родителей проявился повышенный интерес к речи детей.

Таким образом, работа по развитию речи с использованием  игр, позволяет детям к концу дошкольного периода не только научиться играть и совершенствовать речь, но и значительно расширить знания об окружающем мире.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

      Игры  дадут хороший результат в развитии речи  детей лишь в том случае, если воспитатель ясно представляет, какие задачи решаются в процессе их проведения, и в чем особенность их организации на ступени каждого  дошкольного возраста.

     Проводимая работа дает положительные результаты. Но для этого необходимо:

-  искать новые интересные формы взаимодействия с детьми,

- обновлять картотеки игр, наиболее интересным и доступным материалом с опорой на опыт и чувства дошкольников, готовить методические разработки и консультации;

    

Адресные рекомендации по использованию опыта

    Опыт может быть использован каждым воспитателем дошкольного учреждения, родителями, которые заинтересованы в развитии речи своего ребёнка.      

Литература

  1. БондаренкоА.К. «Дидактические игры в детском саду» 1991 г. Москва «Просвещение»
  2. Бочкарева О.Н. «Игровая деятельность на занятиях по развитию речи» 2008 г. Волгоград.
  3. Гербова В.В. « Развитие речи в детском саду». г. Москва, Просвещение, 2009 г.
  4. Новоселова С.Л. «Игра дошкольника» г. Москва «Просвещение», 1989 г.
  5. Сидорчук Т., Лелюх С. Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия (Технология ТРИЗ). Практическое пособие с детьми 3-7 лет, Аркти, 2016 г. 
  6. Усова А.П. «Роль игры в воспитании детей» 1976 г. Москва «Просвещение»
  7. Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Струнина Е.М. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников - М., "Просвещение", 1996
  8. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи» (под. Ред. Гербовой В.В.) -         Москва, Просвещение, 1983 г.

 

Интернет-источники:

http://igraem.pro/razvivaem-vnimanie-i-pamyat/

http://chudo-udo.com/ot-6-do-9-let

http://doshkolnik.ru/ecologia.html

http://www.razvitierebenka.com/2010/09/blog-post_16.html#.VrosQ21-31Y


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие математических представлений у дошкольников посредством игр и игровых упражнений

АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТААктуальность темы обусловлена тем, что Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд дос...

Презинтация опыта работы " Развитие математических представлений у дошкольников посредством игр и игровых упражнений"

Актуальность темы обусловлена тем, что Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к поз...

Рекомендации для родителей «Развитие внимания дошкольника посредством игр и игровых упражнений»

Пройдет совсем немного времени, и Ваш ребенок пойдет в школу, станет учеником. Очень важным моментом подготовки ребенка к обучению в школе является развитие познавательных процессов, таких как память,...

Родительское собрание «Развитие речи детей посредством игр и игровых упражнений».

Родительское собрание «Развитие речи детей посредством игр и игровых упражнений»....

Обобщение опыта работы по теме " Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр и упражнений"

Обобщение опыта работы по теме " Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр и упражнений"...

«Развитие речи дошкольников посредством нейропсихологических игр и упражнений»

Нейропсихологические игры – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию зрительно-моторной пространственной координации...