Аэробика, как способ оздоровления и укрепления организма у дошкольников в ДОУ
методическая разработка по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Лебедева Александра Романовна

В последнее время появляются новые виды и технологии оздоровительных занятий, среди которых существует и широко используется в физическом воспитании дошкольников –аэробика, которая пользуются большой популярностью среди детей и педагогов. Детская аэробика носит игровой характер, что позволяет сохранить желание у детей заниматься ей.  Данный теоретический материал позволит разнообразить занятия по физическо культуре и повысить инстерес у детей к занятию спортом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_aerobika_-_kopiya.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Аэробика, как способ оздоровления и укрепления организма у дошкольников в ДОУ

Инструктор по физической культуре

Лебедева А.Р.

Санкт-Петербург

2018 г.

С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечнососудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания. Снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям.                В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека.

В последнее время появляются новые виды и технологии оздоровительных занятий, среди которых существует и широко используется в физическом воспитании дошкольников –аэробика, которая пользуются большой популярностью среди детей и педагогов. Детская аэробика носит игровой характер, что позволяет сохранить желание у детей заниматься ей.  Аэробика  включает в себя разные виды гимнастических упражнений (ходьба, бег, прыжки, ОРУ), основные(базовые) движения аэробики, соединённые в блоки и комбинации, танцевальные упражнения и элементы ритмики, хореографии и современных танцев, упражнения лечебной физической культуры (профилактика и коррекция различных заболеваний), подвижные и музыкальные игры ,спортивные эстафеты.  Следовательно, аэробика- это технология, с помощью которой дыхательные движения сочетаются с движениями тела и опорно-двигательного аппарата.

Начав работу в детском саду инструктором по физической культуре, я заметила, что однообразие традиционных занятий снижает интерес у детей к физкультуре. Постепенно я стала использовать нетрадиционные технологии (дыхательные и пальчиковые гимнастики, упражнения игрового характера), художественное слово и другие здоровьесберегающие технологии. Они, конечно, внесли разнообразия, занятия стали более интересными. Но хотелось чего–то нового. Обучаясь в университете и проводя научную работу по детской степ-аэробике, в целях самообразования я познакомилась с различными программами детской аэробики.

С учетом выше перечисленного мы определили направления работы в данной области с целью включения элементов аэробики в структуру занятий по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста.

Главная цель аэробики- оздоровление и укрепление организма с помощью танцевальных движений. Для занятий аэробикой используется музыкальное сопровождение для поднятия положительного эмоционального  и психического настроения, а также музыка является помощником, задающим ритм и темп для выполнения упражнений.

Значение и задачи аэробики:

- укрепление опорно-двигательного аппарата;

- формирование  правильной осанки;

- укрепление силы мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия;

- развитие и укрепление всех основных мышечных групп;

- содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов;

- улучшение физических способностей: координации движений, силы, выносливости, скорости;

- формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков;

-повышение устойчивого интереса к занятиям физической культурой;

- развитие чувства ритма, психической и эмоциональной устойчивости;

Методика проведения занятия

Основываясь на изученных программах по аэробике, мною были разработаны девять комплексов  упражнений по аэробике (приложение 1) для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с учетом их возрастных особенностей. Комплексы упражнений можно использовать независимо от времени года, использовать упражнения из разных комплексов, так как данные упражнения рассчитаны как на аэробную или силовую нагрузку , так и на растяжку или расслабление. Также был разработан консультационный материал (приложение 2) для педагогов групп старшего дошкольного возраста, включающий ознакомление с комплексами упражнений по аэробике для детей (5-7 лет). Данный материал позволяет педагогам ознакомиться с правилами проведения и включения данных упражнений в утреннюю гимнастику и физминутки в группе.

Данные комплексы упражнений по аэробике состоят из общеразвивающих упражнений основными задачами которых являются :

  • содействие всестороннему, гармоничному физическому развитию и укреплению здоровья занимающихся;
  • воспитание морально-волевых, физических качеств;
  • повышение устойчивого интереса к занятиям физической культурой;
  • развитие чувства ритма, психической и эмоциональной устойчивости. 

     Аэробика, как технология, в детском саду должна обеспечивать целостность образовательного процесса. В связи с этим в основе выбора данной технологии лежат соответствующие методы воздействия на ребенка с учетом его возрастных особенностей. Так, в старшем дошкольном возрасте ведущими методами являются методы и приемы прямого воздействия (словесные, метод показа), а также методы и приемы (соревновательный, игровой), направленные на формирование физических качеств.

  • При планировании и проведении занятий необходимо учитывать возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста и строго нормировать нагрузки.
  • Включать упражнения преимущественно комплексного воздействия, в том числе и для укрепления силы мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, развития и укрепления всех основных мышечных групп.
  • Уделять внимание знакомству с основами техники.
  • В этом возрасте совершенствуются функциональные возможности центральной нервной системы. Дети быстро запоминают показанные им движения, но для закрепления и совершенствования необходимо многократное повторение.
  • Развитие скелета, суставно-мышечного аппарата у детей еще не окончено, поэтому важно следить за правильной осанкой. Также, учитывая быструю утомляемость, необходимо избегать чрезмерных усилий при выполнении упражнений.
  • Занятия проводятся под музыкальное сопровождение, что создает эмоционально-положительный фон для повышения работоспособности и дисциплины занимающихся.

Комплексы аэробики в структуре занятий по физической культуре

Структура занятия по физической культуре является классической и включает 3 части:

Подготовительная - главная задача этой части - разогреть организм, подготовить к комплексным нагрузкам, организовать детей. Для нее характерны строевые упражнения, различного вида ходьба, бег, танцевальные элементы, упражнения на внимание и т. д.

Основная - ее задача - овладеть специальными навыками, которые содействуют освоению элементов аэробики.  Включает в себя: различные комплексы упражнений из разных исходных положений, на разные группы мышц для развития общей выносливости, музыкальности в зависимости от  поставленных задач занятия. В данную часть занятия мы и включаем разработанные нами комплексы упражнений по аэробике, заменяя ими обычные общеразвивающие упражнения.  

Заключительная-задача этой части - завершить работу постепенным снижением нагрузки на организм, привести детей в спокойное состояние. Основные средства — медленная ходьба, упражнения на восстановление дыхания,  расслабление, спокойные игры и т.д.

     Разработанная система является эффективным способом укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста. Она способствует всестороннему, гармоничному физическому развитию и укреплению здоровья занимающихся, воспитанию морально-волевых, физических качеств,

повышению устойчивого интереса к занятиям физической культурой и

развитию чувства ритма, фантазии, психической и эмоциональной устойчивости. 

Дети старших и подготовительных групп с удовольствием выполняют необычные и интересные для них комплексы упражнений, стараясь делать все правильно и эффективно. Из этого следует и мотивация воспитанников на выполнение более сложных и интересных упражнений и игровых заданий.

Включение воспитателей в данную систему работы также способствует закреплению полученных навыков у детей в различных видах деятельности (физмунутки, прогулка, свободная деятельность).

При проектировании  рабочей программы представленные материалы были отражены в содержании образовательной деятельности.

V. Литература

  1. Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева, Аэробика. Теория и методика,

Аэробика. Частные методики, т.1, 2. М.: 2001.

  1. Учебно-методическое пособие– «Организация занятий фитнесом в системе дошкольного образования» – М.Борисова , Москва: Обруч,2014 г.
  2. Горботенко О.Ф. Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно–досуговые мероприятия/ авт.-сост.
  3. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников: программа развития /М.Ю. Картушина. –М.:ТЦ Сфера, 2007.- 208с.
  4. Система физического воспитания в ДОУ: планирование, информационно - методические материалы, разработки занятий и упражнений, спортивные игры: учебное пособие /Сост. О.М. Литвинова.- Волгоград: Учитель, 2007. - 238с.

-  -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Оздоровление и укрепление организма у дошкольников в ДОУ через занятия аэробикой"

quot;Оздоровление и укрепление организма у детей  через здоровьесберегающую  технологию -аэробика"...

Доклад ""Подвижная игра как средство оздоровления и укрепления детского организма"

В данном докладе раскрывается значимость подвижных игр для детей дошкольного возраста, их классификация и разнообразие....

Доклад ""Подвижная игра как средство оздоровления и укрепления детского организма"

В данном докладе раскрывается значимость подвижных игр для детей дошкольного возраста, их роль в укреплении здоровья ребёнка....

Дискуссия подвижная игра средство оздоровления и укрепления детского организма

Подвижная игра — средство оздоровления и развития детского организма...

Презентация «Степ-аэробика как средство укрепления организма»

Степ-аэробика - это ритмичные подъемы и спуски со специальной платформы (степ-платформы) под танцевальную музыку. Это один из самых простых и эффективных стилей в аэробике....