Методическая разработка сюжетно-игрового занятия по физической культуре для детей старшей группы «Космическое путешествие»
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)

Макаревич Ольга Владимировна

Сюжетно -ролевое физкультурное занятие, приуроченное ко Дню Космонавтики. Способствует увеличению  интереса детей к вопросам изучения космоса, увеличивает их словарный запас, способствует повышению двигательной активности, стимулирует интерес к выполнению упражнений, повышает эмоциональный фон.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка сюжетно-игрового занятия по физической культуре для детей старшей группы

«Космическое путешествие»

1. Значение сюжетных физкультурных занятий в физическом развитии детей.

 2. Пояснительная записка.

3. Конспект занятия «Космическое путешествие».

4. Список используемой литературы.

  1. Значение сюжетных физкультурных занятий в физическом развитии детей

Сюжетное занятие - одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения физических упражнений. Сюжетные физкультурные занятия помогают обеспечить каждому ребенку постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний, воображения. Увлекательными и интересными занятия делает сюжет, рассказывающий о каких-либо конкретных событиях с участием взаимодействующих персонажей, хорошо знакомых детям. Их содержание позволяет вести занятия на эмоционально положительном контакте педагога с детьми удовлетворяет потребности ребенка в познании, активной деятельности, в общении со сверстниками, побуждает ребенка к творческой активности, самовыражению, снимают скованность, эмоциональное напряжение. Совершенно очевидным являются и то, что ребенку, благодаря сюжету, легче осмысливать и выполнять движения. И именно сюжетные занятия в большей степени способствуют взаимопроникновению обучающих моментов в единый процесс. На этапе обучения сюжет является смысловой стороной, облегчающей освоение движения, и способствует сокращению сроков его разучивания. В дальнейшей работе над движением дети не боятся отступить от выученных образцов и придумывают собственные варианты движений.

В качестве источников рождения двигательных образцов нами широко используются окружающий мир и природа, литература, музыка, произведения изобразительного искусства. Для отработки движения отбираются достаточно простые и доступные сюжеты. Сюжет занятия тесно связан с задачами обучения движениям и придает занятию черты драматизации, сближает его с сюжетно-ролевой игрой. Сюжетные занятия создают широкие возможности для использования нестандартного оборудования, элементов костюмов, оформления зала, схем и пиктограмм движений, разнообразной музыки.

Занятия по физической культуре в сюжетной форме развивают у детей творчество, фантазию, воображение. Герои помогают детям преодолевать двигательные трудности в достижении цели, учат ориентироваться в проблемных ситуациях. Такой тип занятий ценен тем, что на них дети раскрываются с неожиданной стороны - появляется артистичность, музыкальность, самостоятельность или беспомощность, скованность. Частая смена двигательной деятельности с разной физической нагрузкой дисциплинирует детей, снимает напряжение. Интерес детей вызывает воображаемая ситуация, представленная им в яркой образной форме и связанная с необычными условиями, в которых они должны действовать. Эти условия побуждают детей находить новые для них характеристики движений. Развивая воображение детей, воспитатель предлагает по – новому взглянуть на физкультурный инвентарь. Так, гимнастическая палка в руках детей превращается в лошадку, в ветки и коряги в дремучем лесу. При обучении движениям можно использовать ролевое поведение детей. В условиях, заданных воображаемой игровой ситуацией, определенным ролевым заданием, дети могут самостоятельно находить оптимальные способы выполнения основных движений, более выразительно исполняют имитационные упражнения, по ходу игры находят варианты. Обучаясь движениям, ребенок с учетом возрастных особенностей приобретает знания, необходимые для его сознательной двигательной деятельности; способы деятельности и опыт творческой деятельности. Умение самостоятельно мыслить способствует реализации потенциальных природных способностей ребенка.

Занятия физической культурой создают исключительные условия для нравственного воспитания дошкольников. В играх и упражнениях раскрывается характер ребёнка. Здесь развиваются чувства коллективизма и патриотизма, упорство и настойчивость, смелость и честность, происходит становление духовных и физических качеств личности.

Занятия физическими упражнениями оказывают большое влияние на всестороннее развитие ребёнка. Формируется и развивается внутренний мир ребенка — его мысли, чувства, нравственные качества, поведение. Особенно ценными в этом отношении считаются подвижные игры и физические упражнения.

Таким образом, сюжетные физкультурные занятия позволяют самостоятельно находить оптимальные способы выполнения основных движений, общеразвивающих упражнений, способствуют развитию физических качеств, развитию творчества, психических процессов. Эти занятия открывают широкие возможности для работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному и физическому развитию дошкольника, стимулируют двигательную активность, регулируют её, обеспечивая гармоническое развитие ребёнка

  1. Пояснительная записка.

Цель занятия: развивать физические качества; вызвать эмоционально – положительное отношение к занятию.

Задачи:

Оздоровительные задачи:

  • Формировать навыки правильной осанки, развивать опорно-двигательный аппарат.
  • Развивать основные функции вестибулярного аппарата.
  • Совершенствовать двигательные навыки и координацию движений в пространстве;

Образовательные задачи:

  • Учить детей согласовывать движения с музыкой, развивать чувство ритма.
  • Продолжать учить детей ходить и бегать в колонне по –одному, перестраиваться в звенья, пары;
  • Упражнять детей в разных видах ходьбы и бега, метании в цель, прыжках, скольжению по гимнастической скамейке;
  • Продолжать совершенствовать умение детей ходить по канату с мешочком на голове приставным шагом; подлезать под препятствия;
  • Закреплять умения в ходьбе на носках, на внешней стороне стопы, с высоким подниманием колена, приставным шагом.
  • Закреплять умение прыгать из обруча в обруч на двух ногах, удерживать равновесие и сохранять осанку при передвижении с мешочком на голове.
  • Формировать жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать умение у детей преодолевать трудности, вырабатывать терпение и выносливость;
  •  Воспитывать настойчивость, справедливость, честность, умение действовать в коллективе;
  • Обогащать и расширять знания детей о космосе, планетах, космонавтах;
  • Продолжать обогащать и активизировать словарь детей, развивать их речь.

Развивающие задачи:

  • Способствовать закреплению навыков выполнения ОРУ с обручами, ОРУ на гимнастических скамейках
  • Развивать физические качества: ловкость, гибкость, силу;
  • Развивать память, мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость.

Словарная работа: космонавт, Солнечная система, спутник, космодром, ракета, планета, звезда.

Методы и приемы, используемые на занятии:

Словесные: рассказ воспитателя и инструктора физической культуры, объяснение, беседа, вопросы к детям.

Наглядные: показ слайдов с изображением нашей планеты из космоса, ракеты на взлете, космонавтов, тренажеров для тренировки космонавтов, показ упражнени  инструктором по физической культуре, детьми, непосредственная помощь и исправление ошибок инструктором по физической культуре.

Практические: проведение упражнений в игровой форме, метод повторения

Методы стимулирования и мотивации деятельности детей: словесные, создание проблемной ситуации, поощрения, игровая мотивация.

Предварительная работа:

  • Беседа по личным впечатлениям детей по теме Космос.
  • Беседа с детьми о профессиях людей, связанных с космосом.
  • Рисунки на тему Космос
  • Просмотр слайдов по теме. Использование ИКТ-технологий
  • Слушание музыки и песен по теме
  • Игра с пазлами «Белка и Стрелка в космосе».
  • Разучивание стихов, отгадывание загадок о космосе, планетах
  • Изготовление атрибутов для игры: ракета, звезды, Солнце и Луна, изображение планет, наградные медали по количеству детей.
  • Оформление зала.

Материалы и оборудование:

  • Обручи по количеству детей, мешочки с песком, ленточки по количеству детей, гимнастические скамейки, 3каната;
  • Мультимедийная система; музыкальное сопровождение.

  1. Конспект занятия «Космическое путешествие».

Вводная часть:

Звучит фонограмма песни «Мы – дети галактики», дети заходят в спортивный зал и строятся в одну шеренгу.

Ведущий: Ребята, к нам в детский сад сегодня пришло необычное письмо. Давайте вместе его прочитаем. Это же просьба о помощи! Пираты захватили нашу космическую станцию «Мир». Вы согласны отправиться в путь и обезвредить пиратов?

Дети: Да!

В: Внимание! Равняйсь, смирно! Направо, за направляющим в обход по залу шагом марш!

Дружно в ногу мы идем,

Прямиком на космодром.

  • Ходьба в колонне по одному.
  • Ходьба на носках, руки вверх.
  • Ходьба на пятках, руки за головой.
  • Ходьба спиной вперед.
  • Ходьба с перекатом с пятки на носок, руки согнуты в локтях.
  • Ходьба по полосе препятствий (по ребристой дорожке; по канату; с перепрыгиванием через препятствие высотой 20 см).
  • Бег в колонне по одному с заданиями: с захлёстом голени назад; высоко поднимая бедро; приставным шагом (левое и правое плечо вперед поочерёдно).
  • Переход на ходьбу.

В: Молодцы, ребята! Теперь наш космический экипаж готов к полёту. Подходим к скамейке – это будут наши космические корабли.

Основная часть:

ОРУ на гимнастической скамейке (1 скамья на 4-5 детей).

  1. «Привыкаем к скафандрам»

И.П.: стоя на гимнастической скамейке боком, ноги вместе, руки опущены вниз,

1-2: поднять руки через сторону вверх, потянуться

3-4: И.П.

Повторять 6 раз.

  1. «Весь наш экипаж на месте?»

И.П.: стоя, ноги по обе стороны от скамейки, руки на поясе

1: поворот туловища влево

2: И.П.

3: поворот туловища вправо

4: И.П.

Повторять 6 раз.

  1. «Ранец космонавта»

И.П.: сидя на гимнастической скамейке, ноги вытянуты вперед, руки подняты вверх

1: наклон вперед, руки вытянуты вдоль ног

2: И.П.

Повторять 8 раз.

  1. «Мы в невесомости»

И.П.: сидя на скамейке продольно, держась за дальний край скамейки

1: поднять прямые ноги вверх

2-3: удерживать положение

4: И.П.

Повторять 5 раз.

  1. «К выходу в открытый космос готовы»

И.П.: лёжа на скамейке на животе, упираясь руками и ногами в пол

1: поднять руки и ноги вверх

2-3: прогнуться и удерживать положение

4: И.П.

Повтор 5 раз.

  1. «Препятствия нам не страшны»

И.П.: стоя перед скамейкой

1: встать на скамейку левой ногой

2: приставить правую

3: спустить на пол левую ногу

4: приставить правую

Повторить 8 раз.

  1. «Чтобы космос побеждать, одной командой нужно стать»

Прыжки вокруг скамейки в колонне по одному

  • На правой ноге один круг
  • На левой ноге один круг

Дыхательные упражнения:

В: Давайте проверим, как дышится в скафандрах.

Вдох – руки вверх, выдох – опустить.

Повторить 6 раз.

Ведущий показывает изображение Сатурна.

В: Продолжаем наш полет. Ребята, вам знакома эта планета?

Д: Это Сатурн.

В: Как вы думаете, чем Сатурн отличается от других планет?

Д: У Сатурна есть кольца.

В: Да, Сатурн – планета жёлто-оранжевого цвета, а вокруг него кольца из камней и льда. Нам нужно перепрыгнуть через кольца этой планеты (обручи лежат на полу, дети перепрыгивают из обруча в обруч).

Ведущий показывает изображение планеты Нептун.

В: А вот и планета Нептун, она названа по имени Бога Марей Нептуна. Эта планета – ледяной гигант. Сколько же здесь льда! Надо преодолеть и этот путь (продвижение по скамейкам, лежа на животе при помощи рук).

Ведущий показывает изображение летящих комет.

В: Летим дальше! Посмотрите в иллюминатор, что вы видите?

Д: Кометы!

В: Правильно, это хвостатые кометы, они оставляют за собой свет в виде хвоста, как будто зовут нас поиграть с ними.

Подвижная игра «Хвостики»

Дети цепляют за шорты ленточки, будто хвостики. Ловишка без хвостика догоняет детей. Он должен собрать за определённое время как можно больше ленточек – хвостиков.

Игра повторяется 3 раза.

В: Внимание! Прямо по курсу космическая станция, захваченная пиратами. Необходим выход в открытый космос!

Сообщаю всем известие:

Держать вам нужно равновесие,

Ведь в состоянии невесомости

Все дело в этом,

А не в скорости.

Дети берут мешочки с песком, выполняют ходьбу по залу с мешочком на голове, руки в сторону, затем складывают мешочки в контейнер.

В: Ребята, получен сигнал с планеты Земля! Центр космических полётов сообщает, что пираты покинули станцию, нам необходимо вернуться на Землю.

Подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты»

На площадке раскладываются обручи – ракеты, их на 2-3 меньше, чем играющих.

Описание игры: дети идут по кругу, повторяя

«Ждут нас быстрые ракеты

 Для прогулок по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет -

Опоздавшим места нет!»

После слова нет все разбегаются и стараются занять место в одной из ракет.

Указания:

  1. Опоздавшие игроки становятся в центр площадки.
  2. Игра повторяется 3 раза.

Звучит фонограмма песни «Трава у дома»

В: По порядку все планеты

Назовет любой из нас,

Раз – Меркурий,

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс,

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

За ним – Нептун

Он восьмым идет по счёту,

А за ним уже потом

И девятая планета

Под названием Плутон.

Ведущий показывает изображение планеты Земля.

В: Ребята, что за планета перед нами?

Д: Земля.

В: Правильно, ребята! Это наша Земля, её еще называют голубой планетой, потому что на ней много голубого цвета – это моря, озёра, реки. И мы направляемся к ней.

Заключительная часть. Релаксация (3-4 мин)

Дети лежат на полу с закрытыми глазами. Звучит спокойная музыка.

В: Руки и ноги становятся невесомыми, лёгкими. Ребята словно парят в воздухе, возвращаясь на Землю. Дыхание спокойное, ровное.

Шар земной, шар земной,

Мы летали над тобой,

Но кончается игра,

Возвращаться нам пора!

В: Вот и закончилось наше космическое путешествие. Молодцы, ребята, вы очень сильные, ловкие и быстрые. За проявленные качества центр управления полетом награждает вас медалями «Юный космонавт».

Дети получают медали и под фонограмму песни «Песенка юных космонавтов» покидают спортивный зал.

  1. Список используемой литературы

Адашкявичене Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду М: Просвещение 2012 г.

Вареник Е. Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет М: ТЦ Сфера 2009 г.

Ефименко Н. Н. Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста М : Линка-ПРЕСС, 1999

Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7лет М:Владос 2002

Шебеко В.Н. Ермак Н.Н.Физкультурные праздники в детском саду М: Просвещение 2003

Оборин Л. Солнечная система. Космические стихи  Livebook, 2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспекта сюжетного занятия по физической культуре для детей старшей группы "Юные помощники".

Сюжетное занятие - одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре,способствующая воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения физических упражнений. В о...

Конспект сюжетного занятия по физической культуре для детей старшей группы «Озорные медвежата»

 Цель: Приобщать детей к здоровому образу жизни. Продолжать обучать детей игровым упражнениям для профилактики осанки и плоскостопия.Триединая задача:Образовательная:Учить детей ходить по гимнастическ...

Сценарий занятия по физической культуре для детей старшей группы «Ни зимнюю рыбалку»

Сценарий занятия по физической культуре для детей старшей группы «Ни зимнюю рыбалку»Цели и задачи: -Закреплять умение детей в выполнении разных видов бега;-Развивать двигательные качества и способност...

Конспект занятия по физической культуре для детей старшей группы.

Занятия по физкультуре тренируют выдержку, терпение и внимание у детей....

Конспект занятия по физической культуре для детей старшей группы «Космическое путешествие».

Занятие по физической культуре  для детей  старшей группы «Космическое путешествие»....

Методическая разработка по развитию лексико-грамматического строя речи для детей подготовительной группы «Космическое путешествие: Спасём Лунтика»

Цель: закрепить знания детей по лексической теме «Космос».Коррекционно-образовательные задачи:активизация и расширение лексического словаря по теме Космос;совершенствование умения об...